Маслов Б.

Фрагменты греческих историков

Fragmenta historicorum Graecorum

Составитель: 

Гермипп Смирнский

Составитель: 

T 1: Hieronymus, De Viris Illustribus praefatio 821 cap. 1 (FHG III, p. 35; F 1 Wehrli Suppl. I)
Ты советуешь мне, Декстер, чтобы я последовал примеру Транквилла и изложил по порядку сведения о церковных писателях, чтобы я сделал в отношении наших писателей то же, что он сделал в перечне книг знаменитых мужей языческой литературы, то есть чтобы я кратко изложил тебе сведения о всех оставивших потомкам какие–либо сочинения духовного содержания, начиная со времен страдания Христова до четырнадцатого года правления императора Феодосия. Подобное было сделано в отношении знаменитых языческих мужей и греческими писателями — Гермиппом перипатетиком, Антигоном Каристским, Сатиром, мужем весьма ученым, и самым ученым из всех — Аристоксеном музыкантом, и латинскими — Варроном, Сантрой, Непотом, Гигином и Транквиллом, подражать которому ты нас всех призываешь
T 2: a. Athenaios 2, 58f b. Athenaios 5, 213f c. Athenaios 15, 696e/ b. Athenaios 5, 213f
Ученик Каллимаха Гермипп…
T 3: Athenaios 7, 327b
Гермипп Смирнский…
T 4: a. Dionysios of Halikarnassos, Isaios 1, 2 b. Josephus, Contra Apionem 1, 163/ b. Josephus, Contra Apionem 1, 163
Гермипп, описавший учеников Исократа, обстоятельный во всем остальном…
T 5: P. Oxy. 1367 fr. 2 p. 253 Gallo in Gallo – Montanari et Al. (-; 5 = 18 = 80)

Харакс Пергамский

Составитель: 

T1 Suda, Lexicon, Χάραξ:
Харакс был гражданином Пергама, жрецом и философом. В древней книге я нашел эпиграмму, говорящую: «я Харакс, жрец из древней крепости Пергам, где когда–то Телеф, необыкновенный сын непобедимого Геракла, сражался с Ахиллом, разрушителем городов. Харакс является молодым среди тех, кто жил после Августа. Во всяком случае, в своей второй книге он упоминает Августа, который уже стал Цезарем, и в его седьмой книге он также упоминает Нерона и тех, кто царствовал после него. Он написал Историю Греции и ** сорок книг Историй.
T1bis1 Th. Wiegand, Abhandlungen der Berliner Akademie (1932), 51 no. 4 (= AE 1933, 279):
Клавдий Харакс (с отличием) Император Цезарь Тит Элий Адриан, Антонин, Себастос, Пий, сын бога Адриана. (Антонин Пий) был выдающимся деятелем, благотворителем страны (Пергама), эвергет мира и самого Харакса.
T1bis2 Th. Wiegand, Abhandlungen der Berliner Akademie (1932), 48 no. 13 (= AE 1933, 274):
Клавдий Харакс (построил) Пропилеи.
T2 Euagrios Scholastikos, Historia ecclesiastica, 5.24:

Апион Александрийский

Составитель: 

T 1 Suda, Lexicon, ᾽Απίων, α 3215:
Апион. Сын Плейстоника; по прозвищу «мающийся». Египтянин (по Геликонию, критянин). Грамматик. Ученик Аполлония, сына Архибия. Он также слушал Эвфранора, когда он был стариком, больше чем 100 лет; и он был раб, рожденный в доме Дидима Великого. Он учил во времена Цезаря Тиберия и жизни Клавдия в Риме. Он был преемником грамматика Теона и современником Дионисия из Галикарнаса. Он написал историю организованную по народам и некоторые другие произведения.
T 2a OGIS, 662:
Апион победитель слышал трижды.
T 2b Pliny (G. Plinius Secundus) Lexikon, Historia naturalis, 37, 75:
Апион, прозванный Плистоником
T 2c Gellius, Aulus, Noctes Atticae, 5, 14, 1; 7, 8, 1
Апион по прозвищу Плистоник отличался большой начитанностью, [знанием] греческой культуры и разносторонней ученостью. (2) Говорят, его книги, в которых он описал почти все чудеса, что видел или слышал в Египте, весьма популярны. (3) Относительно того, что, по его словам, он услышал или прочитал, он излишне словоохотлив, возможно, из порочного стремления к похвальбе — ведь Апион чрезвычайно хвастливо выставляет напоказ свою ученость.
Грек Апион по прозвищу Плистоник обладал живым и ярким даром красноречия.

Юба Мавританский

Составитель: 

T 1 Suda, Lexicon, Ἰόβας:
Царь Ливии и Маврусии, которого римляне захватили и выставили напоказ, бия его, но не убили его из–за его культуры. Он был во времена Августа Цезаря. Он женился на Селене, дочери Клеопатры [VII], и Гая Цезаря….[?] Дидим Халкентер, который много писал против него в то же время, был его современником. Он очень много писал.
T 2a Plutarch (Ploutarchos), Caesar, 55, 2-3:
Затем он отпраздновал триумф — египетский, понтийский, африканский — не над Сципионом, разумеется, а над царем Юбой. (2) Сына царя Юбы, еще совсем маленького мальчика, вели в триумфальной процессии. Он попал в счастливейший плен, так как из варвара и нумидийца превратился в одного из самых ученых греческих писателей.
T 2b Appianus, Bellum civile, 2, 418
Вернувшись в Рим, он справил подряд четыре триумфа: за победу над галлами, множество больших племен которых он покорил — одних впервые, других — отпавших от Рима; за победы над Фарнаком в Понте, за победы над ливийцами, союзниками Сципиона, в Африке. В последнем триумфе был выведен и сын Юбы, писатель, тогда еще ребенок.
T 3a Cassius Dio, Historiae Romanae, 51, 15, 6:

Аристоксен Тарентский

Составитель: 

Свидетельства

(T. 1) Suidas s. v.
Аристоксен. Сын Мнесия (также известного как Спинтарос), который был авторитетом в музыке, из Тараса в Италии. Поселившись в Мантинее, он стал философом и, приобщившись к музыке, проявил к ней большой талант, как ученик своего отца и Лампроса Эритрейского, затем Ксенофила пифагорейского и, наконец, Аристотеля. Он осыпал оскорблениями последнего после его смерти, потому что оставил Феофраста главой школы, хотя сам Аристоксен достиг больших успехов среди учеников Аристотеля. И он процветал во времена Александра и последующие годы, чтобы быть около 111‑й Олимпиады современником Дикарха мессенского. Он сочинял произведения по музыке, философии, истории и всем аспектам культуры. Число его книг 453.
(T. 2) Stephanus Byzant. s. v.
Тарас (Тарент), город и река того же названия в Италии на < Ионическом > море. Гражданин < называется> тарантинец. И многие из них перечислены в списках с таким обозначением, особенно ученики Пифагора, а также музыкант Аристоксен, ученик Аристотеля.
(T. 3) Cicero Epist. ad Atticum XIII 32:
Пришли, пожалуйста, обе книги Дикеарха «О душе» и «О спуске»; «О тройном государственном устройстве» я не нахожу, как и его письма, которое он послал Аристоксену.
(T. 4) ib. Vlll 4,1:

Памфила Эпидаврская

Составитель: 

Suidas:
Памфила из Эпидавра, мудрой женщине, дочери Сотерида, который, как говорят, был автором ее сборников, как говорит Дионисий в 30‑й книге своей Музыкальной Истории; но другие пишут, что ее муж Сократид был автором. [Она написала] Исторические Комментарии в 33 книгах; Эпитому Ктесия в 3 книгах; очень большое количество эпитом историй и других книг; О Спорах; О Поле; и многие другие работы.
Idem:
Сотерид. из Эпидавра. Отец Памфилии, чьи комментарии он написал, в 3 книгах, согласно Дионисию в книге 30 его Музыкальной Истории.
Idem:
Сотерид. Грамматист. Муж Памфилии, которой он приписывал истории. Он писал Орфографию; Гомеровские Исследования; комментарии к Менандру; О метрах; О Комедии; комментарии к Еврипиду.
Photius Bibl. cod. 175,:
Прочитал «Разнообразные исторические заметки» Памфилии в восьми книгах. Это была замужняя женщина, как она дает понять в начале этих пояснений; она прожила тридцать лет со своим мужем от юности до того, как начала составлять эти мемуары; она говорит, что сообщает то, что узнала от своего мужа в ходе тридцатилетней совместной жизни и то, что ей довелось узнать от всех других людей, которые посещали ее мужа (из них многие славились своей образованностью) и то, что она взяла из книг.

Александрид Дельфийский

Составитель: 

О дельфийском оракуле

Книга первая
1. Stephanus Byz:
Парнасс, гора Дельф немало говорят, что название взято из Парнаса, который был также первымместом Пифо где оракулы произнесены, как пишет Александрид в первой книге О дельфийском оракуле.

О опустошенных сокровищах Дельфийского храма

Книга первая
2. Zenob. 1, 57:
Ищи высокого, и ты достигнешь среднего] Обращено к выжившим из Клисфеновой войны спросившим бога, или первым сам город восстановить или другой построить. Пифия ответила: Подчинись моим словам, ищи высокого, и ты достигнешь среднего. Поэтому город акрополь которого средний занят жителями. История у Александрида в первой книге О опустошенных сокровищах Дельфийского храма.
3. Plutarhus Lisandr 12:
Некоторые говорили, что, когда корабль Лисандра в первый раз вышел из гавани против врагов, над ним по обе стороны кормы сверкали Диоскур в виде звезд. Некоторые утверждали, что знамением, предвещавшим поражение, было падение камня: на берегу Эгоспотамов свалился огромный камень, и большинство уверяло, что он упал с неба.

Гераклид Лемб

Составитель: 

Suidas:
Гераклид из Оксиринха. Философ, сын Сарапиона, он получил прозвище Лемб. Он жил при Птолемее VI, который заключил договор с Антиохом. Он писал философские и другие работы.
Diog. L. V, 94:
Всего было четырнадцать Гераклидов: пятый — из Каллатиса или Александрии, написал «Преемства» в шести книгах и «Речь о челноке», за которую сам был прозван Челнок.
Photius Bibl. cod. 213:
Прочитал труды по истории Агатархида, некоторые также называют его Агатаркий. Его родина Книд, он по профессии грамматик, был писцом и занимал должность секретаря Гераклида Лембросского.

История

1. Festus p. 269:
Лемб, который называется Гераклид, признает, что, когда ахейцы вернулись из Илиона, некоторые из них, заброшенные, штормом в области Италии, по течению Тибра, дошли до места, где теперь Рим; и что там пленённые девы, уставшие от их плавания, и возбуждённые авторитетом, пожилой женщины, по имени Рома, уничтожили флот, и что, вынужденные оставаться в этом месте, ахейцы создали там город, которому они предпочли дат имя той, чей совет дал им дома.
2. Athenaios XIII, ρ. 566, Α:

Аристодем Фиванский

Составитель: 

Фиванские надписи

Книга первая
1. schol. Apoll. Rhod II, 904:
Назван он был так потому, что Диониса, по возвращении среди индийцев, ввел хоры в его краях, пишут Дионисий и Аристодем в первой книге Фиванских надписей

Фиваика

Книга вторая
2. schol. Teocrit VII, 103:
Гомол, гора Фесалии как пишет Эфор и Аристодем Фиванский это место, где праздник Гомолоидский объясняет.
Schol Eur. Phoen1119:
Гомолидские ворота Фив получили имя от Гомола сына Амфиона. Один из сыновей Амфиона утверждают стенами окружил город Кадма. Против Аристодем это их название говорит, что Гомолидские расположены повёрнутыми. Другие по Гомолиде одной из дочерей Ниобы желают называть.
Fotius. Lex
Гомолйский [Эпитет] Зевса в Фивах, в Беотии и других полисах Беотии и в Фессалии; [имя происходит] от пророчицы Гомолои, дочери Энея; она была отправлена в качестве пророчицы в Дельфы, как Аристофан(Аристодем) [говорит] в книге 2 его Истории Фив.
2а. schol Eur. Phoen 1113:
Огигийские ворота Фив, получили это имя, пишет Аристодем когда Амфион и Зет стены города Фивы так близко от могилы царя Огига поставили.
3. schol Eur. Phoen 159:
Аристодем говорит могила Ниобидов есть в Фивах; это правда, так как Еврипид видел.

Синдикация материалов (C01 _th3me_)