Государственное хозяйство

    Госуда́рственное хозя́йство
  •          (греч. πρόσοδοι, доходы государства).
  •     I. Г. х. афинян.
  •          Составление ежегодного бюджета с предварительной росписью расходов и доходов, как это делается в современных государствах, вероятно, не было в обычае ни в Афинах, ни в других греческих государствах. Впрочем, путем сравнения счетов, которые велись правильно и тщательно, формировалось довольно точное представление о нуждах государства и о достаточности или недостаточности имеющихся средств для покрытия расходов. Если при этом оказывался дефицит, то необходимо было или сократить расходы, или открыть новые источники доходов. Для покрытия чрезвычайных нужд прибегали к средствам государственной казны, после истощения которой при отсутствии правильного бюджета государство часто приходило в весьма затруднительное положение, отменявшее как раз в самые решительные минуты свободу его действий и мешавшее ему развить надлежащим образом свои силы. Это обстоятельство немало содействовало как внешнему, так и внутреннему упадку Афинского государства.
  •          а) Расходы:
  •          Обычные.
  •        1. Постройка и ремонт общественных зданий и сооружений. Эта расходная статья была довольно значительна, так как при этом внимание обращалось не только на удовлетворение нужд государства, но и на то, чтобы придать ему больше блеска и славы. К сооружениям первого рода относились гавани, верфи, крупные укрепления. К сооружениям второго рода относились храмы и другие великолепные постройки, служившие возвеличиванию религиозного культа, статуи, памятники, колоннады или портики и в особенности постройки в акрополе. Для надзора за общественными зданиями существовали особые ведомства, которые передавали подрядчикам (эрголабам, эргонам, мистотам) как сооружение новых, так и ремонт старых построек. Для главного наблюдения за постройками в помощь эпистатам назначались государственные архитекторы, выбранные путем хиротонии. Отдача в подряд производилась полетами. Иногда часть материала поставляло само государство. Расходы по этой статье были различны в зависимости от построек и наличных средств. Если доходов было недостаточно, то и в этом случае прибегали к фондам государственной казны.
  •        2. Полицейские учреждения, деятельность которых состояла также в наблюдении за иностранцами (об уличной и рыночной полиции см. Агораномы и Астиномы). Для охраны общественного порядка составлен был отряд стрелков (токсотов) или скифов, набранных из государственных рабов, в количестве 1200 человек, состоявших под начальством токсархов. Ежегодный расход на них равнялся приблизительно 32 талантам.
  •        3. Устройство празднеств, которые сначала носили сугубо религиозный характер, а потом служили для развлечения народа, что требовало огромных средств. Для покрытия этих расходов существовала особая касса, т. н. теорикон, образовывавшаяся из остаточных сумм, первоначально отведенных на военные издержки. Из этой кассы народу выдавались деньги для входа в театр и в места зрелищ, а также устраивались народные пиршества и т. п. Выдача денег народу на театры и зрелища, более всего разорявшая государство, была введена Периклом. Теориконом заведовали специальные чиновники. По предложению прославившегося этим демагога Эвбула даже был издан закон, грозивший смертной казнью всякому, кто осмелится предложить использовать эти театральные деньги по их первоначальному назначению, а именно на военные нужды. Закон был отменен в 339 г. по настоянию Демосфена. Для покрытия расходов на праздники служили также различные литургии, напр. гимнасиархия, хорегия и т. п. (см. Литургия). Заведование этой частью было поручено специальным распорядителям — эпимелетам, иеропоям и др. должностным лицам.
  •        4. Раздача народу земель (см. Клерухия), хлеба и вышеозначенных театральных денег.
  •        5. Жалованье булевтам или членам совета (около 25 талантов), судьям (ок. 100 тал.), участникам народных собраний (30—35 талантов ежегодно, см. Буле), далее должностным лицам, служившим за жалованье (напр. государственным адвокатам и ораторам; всякие раз, когда они защищали государственные интересы, им платили по драхме), софронистам (см. Софронисты), т. н. епископам (см. Епископы), вероятно, также номофетам, далее всем служителям правительственных лиц, наконец, инвалидам (адинатам, 5—10 талантов). Послы получали путевые деньги, по 2 или по 3 драхмы ежедневно, по крайней мере, во времена Аристофана. Однако в местах своего назначения они жили как иностранцы за счет того государства или царя, к которому были посланы
  •        6. Общественные награды и почести, напр. награждение золотым венком совета и отдельных лиц, сооружение медных статуй (особенно в позднейшие времена; так, Деметрию Фалерейскому только в 360 г. было поставлено 360 статуй), иногда денежные награды, как, напр. вознаграждение за раскрытие преступлений. Обычные расходы на войско и флот. Сюда относилось прежде всего вооружение беднейших граждан и рабов (богатые вооружались за собственный счет) и поставка всего необходимого для флота. Между прочим, по закону, предложенному Фемистоклом, ежегодно следовало построить 20 новых трирем (о вооружениии см. Литургия). В мирное время выплачивалось жалованье приблиз. 100 матросам, составлявшим экипаж двух знаменитых государственных трирем — «Парал» (предназначалась для перевозки посольств, казенных денег и др. служб) и «Саламиния» (занималась перевозкой священных посольств, использовалась для вызова на суд и доставки в Афины отсутствующих или беглых государственных преступников), и коннице, по крайней мере одной ее части, на содержание лошадей. В военное время, кроме того, выдавалось еще и жалованье самим всадникам. Кормовые деньги на каждого всадника составляли ежедневно приблизительно 1 драхму, а в год на всю конницу тратилось до 40 талантов. Кроме того, государство выделяло дополнительные средства на вооружение конницы. Содержание конных и пеших стрелков (токсотов) стоило, вероятно, также ок. 15 талантов. По самому минимальному расчету, сумма обычных расходов составляла не менее 400 талантов. Иногда эта сумма достигала 1 тыс. талантов, что при населении в 600 тыс. чел. было весьма значительно и должно было привести к обременению богатых и к истощению сил народа.
  •          Чрезвычайные расходы в военное время, а именно: вооружение беднейших граждан, вооружение флота, жалованье и содержание войска. Эти расходы, несмотря на отсутствие постоянного войска, были весьма тягостны и почти непрерывны, так как войны почти не прекращались. Вооруженные силы афинян, включая флот, в котором служили также метеки и рабы, достигали иногда 90 тыс. человек. При значительности жалованья расходы были огромными. Так, расходы на жалованье для 90 тыс. человек, выставленных Афинами в Сицилийскую войну, равнялись 3600 талантам. Что касается флота, то, как сказано было выше, корабли строились и в мирное время. Однако военное время требовало и большого числа кораблей, и больших расходов на их вооружение. Впрочем, расходы на вооружение в значительной степени покрывались триерархией (см. Литургия). К этому присоединялись громадные издержки на укрепления, осадные работы и машины. Двухлетняя осада Потидеи стоила 2 тыс., по другим сведениям, 2400 талантов. Доходы. В 422 г. они равнялись 2 тыс. талантов, в начале Пелопоннесской войны в государственной казне было 6 тыс. талантов, после Никиева мира 7 тыс. При Ликурге (т. е. во времена Филиппа Македонского) ежегодные доходы опять понизились до 1200 талантов.
  •          б) Доходы:
  •          Обычные доходы. Подушной подати не существовало, так как она шла вразрез с афинскими принципами. Имущественный налог тоже встречается редко и принадлежит к чрезвычайным доходам. Обычные же доходы могут быть разделены на 4 основных вида:
  •        1. Доходы с государственных имуществ, пошлины, налоги;
  •        2. Штрафные деньги и конфискованные имущества;
  •        3. Дань и
  •        4. Обычные или очередные литургии.
  •          К первого рода доходам относятся доходы с государственных имуществ, с таможен, а также налоги личные и налоги на ремесла и промыслы (впрочем, насколько они вообще встречаются). Государственное имущество (общины и храмы также имели свое имущество) состояло из земель (лугов, полей), лесов, домов, соляных копей, рудников и т. д. Дома отдавались внаем частным предпринимателям, которые, в свою очередь, отдавали их по частям отдельным лицам. Наемную плату они платили в определенные сроки по пританиям (см. Буле в конце). Также отдавалось внаем и другое недвижимое имущество, напр. земли и даже театры. Находившиеся в Аттике Лаврионские серебряные рудники были все отданы частным лицам в наследственную аренду и могли по наследству, через продажу и т. п. переходить в чужие руки. Всей этой отдачей внаем заведовали полеты под надзором Совета. Получавший в аренду какой-нибудь участок рудников должен был уплатить известную купчую сумму, а затем ежегодно вносить в виде арендной платы двадцать четвертую часть с прибыли. Право на получение рудников в наследственную аренду имели только граждане и исотелы. Кроме того (благодаря победам Кимона в 463 г. до н. э.), афиняне приобрели рудники во Фракии, в том числе богатые золотые рудники в Скапте Гиле, которые, вероятно, также отдавались в аренду, как и местные. О пошлинах см. Агора и Агораномы. О налогах на ремесла и промыслы нам ничего не известно. О налоге на чужеземцев, поселившихся в Аттике, см. Иностранцы. Упоминается также налог на рабов, по 3 обола с души. Этот налог, равно как и налог на метеков, должны были также платить вольноотпущенники. Откупщики всех этих доходов (пошлин, налогов, сборов и т. п.) назывались телонами. Они должны были выставить за себя поручителей и часто держали специальных сборщиков. Если целое общество брало откуп, то во главе стоял архонт или телонарх (директор или председатель). Уплата по откупам производилась в Совете (отчасти уже при снятии откупа, паракатабола). Если уплата не была сделана вовремя, то давалась отсрочка до девятой притании. После окончания отсрочки долг взимался в двойном размере. Если и после этого должная сумма не выплачивалась, то имущество должника забиралось в казну. Кроме того, неисправный откупщик мог без всяких околичностей быть связан и посажен в тюрьму. Из судебных денег сюда относятся: парастасис, притания, штрафные деньги, иногда весьма значительные, и в некоторых случаях паракатабола. Дань союзников (форос), введенная Аристидом в 476 г. до н. э., в целях защиты против общих врагов. Она первоначально равнялась 460 талантам и состояла в общем заведовании под руководством афинских гелленотамов. В 460 г. до н. э. эта союзная казна была перенесена из Делоса в Афины (см. Симмахия) и окончательно перешла в руки афинян, так что они, особенно при Перикле, пользовались ею для собственных целей, напр. для украшения города. В начале Пелопоннесской войны сумма дани доходила до 600 талантов. Впоследствии благодаря присоединению новых союзников и увеличению дани старых союзников сумма эта возросла до 1300 талантов. Платеж дани обычно пересматривался каждые пять лет. При новом устройстве симмахии после времен анархии (377 г. до н. э.) дань, вместо ненавистного названия «форос», получила новое название — «синтаксис» (см. Литургия). Одна десятая часть дани в виде приношения поступала в казну богини Афины. Уплата дани обычно происходила весной, во время празднования больших Дионисий. О литургиях см. Литургия. О доходах государства с клерухий см. Клерухия. Касса, образовавшаяся из остаточных сумм, была посвящена богине Афине и хранилась в заднем притворе (опистодоме) ее храма Парфенона в Акрополе. Другие боги также имели свою сокровищницу, которой заведовали 10 казначеев (тамиев), выбранных по жребию из класса пентакосиомедимнов.
  •          Чрезвычайные доходы состояли в чрезвычайном имущественном налоге и в чрезвычайной литургии, а именно триерархии (см. Литургия). Что касается имущественного налога, то к нему прибегали только в исключительных случаях для покрытия военных издержек. Он не считался личным налогом, а был как бы помощью государству долей своего имущества. Поэтому тот, кто не исполнял в этом отношении своего долга, мог быть наказан конфискацией имущества, но не подвергался атимии, как это случалось с другими государственными должниками. Первый пример такого налога или взноса встречается в 428 г. до н. э., когда осада Митилены слишком истощила средства государства. Впрочем, уже Солоново разделение на классы было рассчитано на возможность взимания подобного налога. После 428 г. до н. э. к имущественному налогу прибегали несколько раз. Освобождение отдельных граждан от этого налога не допускалось. Не избавлено было от него даже имущество сирот, которые были освобождены от литургии. Основанием при определении этого налога служили цензы Солона, установленные для первых трех классов (пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов). Последний класс фетов был свободен от налога (см. Филы). Доход первого класса (по меньшей мере 500 медимнов или, в переводе на деньги, 500 драхм) представлял капитал в 6 тыс. драхм; доход всадников (300 др.) — капитал в 3600 др.; доход зевгитов (150 др.) — капитал в 1800 драхм. От этих оценок имущества следует отличать оценки капитала, подлежащего налогу. Солон хотел установить прогрессивно возрастающий налог, чтобы с большего имущества платили сравнительно больше, чем с меньшего, доход с которого после покрытия необходимых издержек представлял меньший излишек. Для достижения этой цели он, впрочем, не устанавливал различного процента с капитала для различных классов, а уменьшил сам капитал или ценз для низших классов и назначил одинаковый для всех процент (следовательно, для 1-го класса оставлен был капитал в 6 тыс. др., но для 2-го вместо 3600 положено было 3 тыс., для 3-го вместо 1800—1 тыс. др.). Каждый сам оценивал свой капитал, хотя имела место и переоценка. Для облегчения взимания налога был составлен земельный кадастр, т. е. список недвижимого имущества, который впоследствии был заменен имущественным кадастром. Этот Солонов порядок был несколько изменен в архонтство Навсиника (377 г. до н. э.). Тогда было решено считать оценочным капиталом или капиталом, подлежащим налогу, для 1-го класса 1/5 всего имущества, а для других классов — еще меньшие доли. Таким образом, принцип Солона был, в сущности, сохранен. Сумма в 5750 талантов, которая приводится как оценка Навсиника, означает, вероятно, не общую сумму налога или взноса, а весь оценочный капитал, так что стоимость капиталов всей страны доходила как минимум до 30 тыс. талантов. Для взимания этих налогов (позже также для отбывания триерархии, см. Литургия) были учреждены симмории, т. е. отделения, составленные из граждан с различными доходами, но вносившие одинаковую сумму налога. Число симмории было 20, в каждой филе по 2 симмории, состоявшие из 120 наиболее богатых граждан филы (или из 60 в каждой симмории). В каждой симмории 15 наиболее богатых граждан должны были отвечать за положенный взнос, уплачивая его наперед. Все остальные граждане, не освобожденные от налога, также были присоединены к какой-либо симмории, и от настоящих симморитов зависело привлечь каждого к платежу налога соразмерно его имуществу. Всякая симмория имела своих старшин или председателей (гегемонов), своих кураторов или попечителей (эпимелитов) и разверстчиков или распределителей (диаграфиев или эпиграфиев). Уплату налогов симмориями контролировали стратеги. Допускалась также антидосия. т. е. право предложить поменяться своим имуществом.
  •          Финансовое управление. Главный надзор за финансовым управлением осуществлял Совет (см. Буле), конечно, подлежа ответственности. Он отдавал в аренду или на откуп все обычные государственные доходы (см. выше). В ведении Совета состояли 10 полетов, занимавшихся отдачей в аренду или на откуп государственного имущества и продажей конфискованного. Штрафные деньги взимались практорами. Иногда для этой цели назначались особые комиссары (зететы, силлогии). Сокровищницей богини Афины, а также других богов заведовали по 10 казначеев (тамиев), выбранных по жребию из пентакосиомедимнов. Высшим правительственным лицом по финансовой части был главный государственный казначей иле управляющей всеми государственными доходами, нечто вроде министра финансов, избиравшийся путем хиротонии на 4 года и наблюдавший за поступлением доходов и за их расходованием. Для изыскания чрезвычайных денежных средств назначены были пористы. Заведование судебными деньгами, а именно выплатой жалованья судьям и выдачей денег на обеды в пританее и т. п., со времен Клисфена поручено было колакретам (или первоначально колагретам, должность которых существовала издавна и названа была по первоначальной их деятельности; слово «колакреты» значит «собиратели кусков» от жертвоприношений). Все остальные доходы поступали к приемщикам (аподектам), которые, в свою очередь, представляли их в различные кассы казначеям. К этому следует прибавить вышеупомянутых эпистатов, эпимелетов, эрголабов и т. п., а также заведовавших театральной кассой (теорикон).
  •     II. Г. х. римлян.
  •          О правильном Г. х. можно говорить только в последние времена Республики, когда Цезарь с помощью лучшей организации старался поправить финансы, полностью расстроенные междоусобными войнами. В начале Империи полный бюджет был составлен и опубликован Августом в «Breviarium imperii» (статистическом обзоре страны), к сожалению, утерянном. Во времена царей до Сервия Туллия государственные расходы покрывались большей частью из царской казны. Впрочем, при строительстве общественных зданий прибегали также к помощи граждан. Кроме того, каждый отец семейства платил подушную подать (tributum in capita, viritim), которой покрывались чрезвычайные расходы. Эта подать, вызывавшая много нареканий, была отменена Сервием Туллием, который, учредив ценз, ввел подать с имущества (tributum ex censu). Имущественная подать, в зависимости от потребностей государства, взималась довольно часто, и потому была обременительна, особенно, когда в трудные годы к ней присоединялся чрезвычайный налог (tributum tern erarium). Этот налог взимался и позже, но государство обычно возвращало его, если захватывало хорошую добычу на войне. Подушная подать (tributum in capita), отмененная Сервием. была только однажды временно возобновлена при Тарквиний Гордом. Кроме того, уже в древнейшие времена царей существовали косвенные налоги (vectigalia), а именно: портовая пошлина (portoria), введенная Анком Марцием после основания гавани Остии, и соляной налог, отдававшийся на откуп в частные руки. После введения Республики государство взяло на себя продажу соли и тем удешевило ее, так что беднейшие граждане получили в этом отношении некоторое облегчение. Кроме того, плебеи были освобождены от портовой пошлины и от подати (tributum), чтобы склонить их на сторону патрициев. В первые века Республики государственные расходы увеличились вместе с увеличением государственной территории. К этому присоединился расход на жалованье для войска (см. Стипендия), достигавший временами огромной суммы. Что касается доходов, то они были случайными, поэтому вследствие освобождения плебеев от портовой пошлины и подати часто приходилось прибегать к патриотизму патрициев (ut divites conferrent, qui oneri ferendo essent). Впрочем, вскоре обильный доход государству принесли общественные земли (см. Ager publicus). Кроме того, взималась дань со всякого вновь завоеванного народа. Наконец, немало увеличивала доход и военная добыча, так что государство имело достаточно средств для дальнейших предприятий. Уже тогда общественная земля (ager publicus) давала столько средств, что ими можно было покрыть расходы на жалованье войску. Кроме того, с течением времени вся Италия должна была заботиться о содержании Рима. Все покоренные народы сделались данниками, и отнятые у них земли были обложены податью: пахотная земля — десятиной (decuma), т. е. 1/10 от всякого рода плодов и жатвы, а пастбища (pascua, saltus, silvae) — особым платежом за выгон (scriptura). Обе эти доходные статьи отдавались на откуп откупщикам (publicani) и, по свидетельству Плиния, уже в древнейшие времена были весьма значительны. С распространением римского владычества за пределами Италии государственные расходы увеличились еще более: необходимо было проложить военные дороги в самые отдаленные страны, позаботиться о внешнем блеске Рима сооружением храмов и устройством игр в честь богов и в благодарность за их милость. Необходимо было также наградить полководцев и солдат и, наконец, удовлетворить голодную толпу, все более возраставшую в Риме, раздавая ей хлеб или даром, или по дешевой цене. Одна Италия не была уже в состоянии обеспечить себя хлебом, и пришлось прибегнуть к житницам Сирии и Африки. Тогда провинции вынуждены были занять место прежних италийских союзников (socii), особенно когда последние получили права римского гражданства. Впрочем, прямые и косвенные налоги, собираемые с провиншш, сами по себе не были слишком обременительными, и в большинстве случаев их сумма была даже меньше той, которую жители этих стран раньше платили своим царям. Выплаты сделались непосильными вследствие обычая римлян отдавать все на откуп. Откупщики (publicani) и римские наместники, сообща со своим персоналом, высасывали и вконец разоряли провинции. К числу источников доходов Римского государства принадлежали также и рудники (metalla), составлявшие в эпоху царей царскую собственность. Несмотря на все эти доходы, римское государство испытывало иногда большую нужду в финансах, особенно во время 2-й Пунической войны, когда нужно было содержать 21 легион, а доходов оказалось весьма мало вследствие занятия Италии Ганнибалом. Поэтому после битвы при Каннах была наложена двойная подать и назначен чрезвычайный налог для содержания флота, наконец, сделан был даже заем, когда появился новый враг в лице Филиппа Македонского. Под залог займа кредиторам была отдана часть государственных земель. Но успешный исход этих войн доставил такую богатую добычу государственной казне, что не только был покрыт долг и все военные издержки, но, после победы над Персеем (168 г. до н. э.), отменена была навсегда подать (tributum) с римских граждан. В 107 г. до н. э. была отменена десятина с общественной земли, причем не столько вследствие избытка средств, сколько в интересах патрициев. В 61 г. до н. э. по предложению Метелла (lex Caecilia) были отменены портовые пошлины (portoria) для Италии, между тем как для провинций они были сохранены. Остался только косвенный налог (vicesima manumissionum), доход с которого шел в особую кассу (aerarium sanctius) и назывался также aurum vicesimarium, так как он позже уплачивался золотом. Эта неприкосновенная касса предназначалась для нужд тяжелого времени. Во времена Республики все финансовое управление находилось в руках сената: цензоры составляли только бюджет, квесторы заведовали кассой, но те и другие зависели от сената. Только во времена Империи было введено подробное исчисление доходов и расходов и правильное их сведение (баланс). Подати с провинций были уже в последние годы Республики приведены в строгий порядок, особенно Цезарем, и по возможности ограждены от вошедших в привычку обманов со стороны наместников и откупщиков. Полный порядок в этом отношении был наведен Августом. С провинциалов обычно взимались две прямые подати: подушная и поземельная. Первая начислялась на основании всеобщего ревизского отчета и на точно установленном цензе; вторая — на основании кадастра всех заселенных земель. Последняя взималась даже тогда, когда земля переходила в руки римского гражданина. Способ взимания был в различных провинциях различным. Поземельную подать (1/10 с урожая хлеба и 1/5 с остальных плодов) платили пли откупщикам, взявшим ее на откуп на пятилетие (lustrum) за известную сумму, уплачиваемую государству вперед, или же прямо римским квесторам. Подушная подать (tributum in capita) взималась только квесторами. Платеж натурой назывался vectigal incertum, так как он всякий раз зависел от урожая. Платеж деньгами назывался vectigal certurn или stipendiarium. Постепенно натуральная повинность была заменена денежной. Только Африка и Египет должны были поставлять хлеб натурой, впрочем, по установленному и неизменному расчету. Размер поземельного налога равнялся, вероятно, 1% с 1 тыс. капитальной стоимости (caput) югера или же 2% с дохода, помноженным на 5. Веспасиан увеличил этот процент, причем в некоторых провинциях даже вдвое. Установив норму повинностей, Август строго запретил всякое притеснение провинциалов, и для того, чтобы уничтожить всякий повод к этому, назначил определенное жалованье наместникам и остальным должностным лицам. Конечно, это было облегчением для 19 провинций, но весьма небольшим. Кроме того, из провинций поступал доход от рудников, соляных копей, каменоломен и т. п. (рудниками назывались не только места добычи металлов, но и ломки мрамора, мела, добычи селитры, серы, каменной соли и пр.). Все эти рудники сначала оставались в руках своих прежних владельцев, частных лиц, но со временем они постепенно превращались в государственное имущество. Государственные рудники отдавались на откуп за определенную сумму. Так, серебряные рудники в Новом Карфагене ежедневно доставляли, по Полибию, 25 тыс. драхм, а астурийские, галицийские и лузитанские промывальни и копи — ежегодно до 5 и более миллионов руб. валового дохода. Попытка использовать силы армии для горного дела была предпринята единственный раз, но она совершенно не удалась. Из косвенных налогов (vectigalia) значительную сумму доставляли государству пошлины (называвшиеся общим именем portoria, т. е. не только портовая пошлина, но и сбор дорожный, мостовой, у городских застав и т. п.). Портовые пошлины взимали 2.5% со стоимости товара, а с предметов роскоши, привозимых из Индии,— 25%. В провинциях эти пошлины отдавались откупщикам (publicani), которые своей бессовестной системой выжимания и высасывания вызвали всеобщее недовольство, так что Нерон хотел было уничтожить все пошлины во всей Империи и воздержался от этого только благодаря настоятельным доводам сената. Впрочем, самые крайние злоупотребления откупщиков с тех пор прекратились (как, напр. взимание пошлины, известной под названием quadragesima quinquaqesimaque, сороковая или пятидесятая часть, т. е. 2% налог). В Италии portoria были опять введены Цезарем, а с 43 г. до н. э. стала опять взиматься подать с имущества (atributum ex censu). Империя же, вообще не признававшая различия между Италией и провинциями, не только сохранила эти подати, но добавила к ним новые, особенно для Рима и Италии. Так, Август, сохранив налог на отпускаемых на волю рабов в размере 5% от их стоимости (vicesima manumissionum), приносивший тогда меньше доходов, потому что отпущения на волю случались реже, ввел в 6 г. н. э. пошлину с наследства (vicesima hereditatum et legatorum), взимавшуюся со всех наследств, достававшихся не кровным родственникам или прямым наследникам. При существовании общего обычая римских богачей завещать легаты своим друзьям эта пошлина была довольно прибыльна для государства. Август один получил легатов на сумму 40 тыс. сестерций. Некоторые льготы по этой пошлине были дарованы Нервой в пользу матерей и дочерей, еще большие — Траяном. Взимание этой пошлины было также отдано откупщикам, впрочем, вероятно, вопрос решался особо в каждом отдельном случае, так что откупщик, уплатив государству пошлину за определенные наследства, потом взимал ее с наследников. Так как этот способ взимания налогов имел много неудобств и давал немало поводов к жалобам, то впоследствии само правительство стало взимать эту пошлину, учредив для этой цели особые конторы (stationes XX hereditatum), которыми заведовали императорские чиновники, прокураторы. Кроме того, Август установил пошлину со всякой продажи в Риме и Италии (сеntesima rerumenalium). Тиберий убавил ее на 1/2%, когда государственные доходы увеличились с присоединением новой провинции Каппадокии, но впоследствии опять повысил. Эта пошлина, а также пошлина с наследства поступала в военную кассу (aerarium militare) и шла на покрытие военных издержек. При продаже рабов по постановлению Августа взималась пошлина в 2%, а позже и в 4% от их стоимости, сначала с покупателя, а потом, со времен Нерона, с продавца. Из 23 чрезвычайных доходов (исключая случайные) основными были наследства и легаты, завещанные императору (сначала добровольные, а потом невольные), и, кроме того, штрафные деньги и конфискации, особенно за оскорбление императорского достоинства. Деспотические императоры, такие как Калигула, широко злоупотребляли этими источниками своих доходов. Кроме того, по закону Папия Поппея (lex Papia Рорраеа), в казну переходили наследства бездетных. Наконец, императорам обычно делали подарки при триумфах (на изготовление золотых венков) и на Новый год. Что касается государственных расходов, то нет возможности даже приблизительно определить как их общую сумму, так и отдельные статьи. На основании данных, предоставленных источниками, некоторые исследователи оценивали военный бюджет при Августе приблизительно в 10 миллионов рублей ежегодно и расходы на раздачу хлеба почти постоянно в 2 миллиона рублей. Остальные расходы рассчитать практически невозможно. Это затраты на содержание императорских чиновников и провинциальных ведомств, на флот, городскую полицию и императорскую охрану, на зрелища, постройки в столице, на военные дороги, на почту и т. п. К этому следует еще присоединить многочисленные и весьма частые пособия из казны обедневшим знатным фамилиям для поддержания их достоинства, ссуды во время общего финансового кризиса. Такие ссуды, притом без процентов, очень часто делал Тиберий из государственной казны, достигшей от его сбережений суммы в 27 млн. сестерций. Единственное конкретное указание общей суммы всех необходимых государственных расходов мы находим у Светония, по словам которого, Веспасиан объявил, что «нужно 40 тыс. миллионов сестерциев, чтобы могла существовать Империя» (Quadringenties millies opus osse, ut respublica stare posset). Так как эта сумма невозможна, то полагают, что в данном месте следует читать «quadragies millies», т. е. 4 тыс. миллионов сестерциев. Однако на основании подобной догадки едва ли можно сделать какие-либо достоверные расчеты.