Литургия

    Литурги́я
  •          (греч. λειτουργία, служба). В Афинах к государственным повинностям, возлагавшимся в основном на богатых граждан, относились т. н. Л. — личные услуги государству, состоявшие в том, что богатые граждане за свой счет удовлетворяли некоторые государственные нужды или содействовали великолепию известных религиозных празднеств. Такие Л. требовали тем больших расходов, чем больше отдельные личности из честолюбия или из желания снискать себе расположение народа старались превзойти друг друга блеском и пышностью. Таким образом, Л. составляли как бы часть государственных доходов, поскольку они избавляли государство от многих расходов. Будучи сугубо личными услугами общественному благу, они коренным образом отличались от имущественных налогов, которые можно относить к Л. только в переносном смысле.
  •          Л. были обычные, очередные и чрезвычайные, т. е. внеочередные, напр. триерархия и проэсфора (внесение имущественного налога за других). Гражданином выполнялась только одна какая-либо Л., доходившая до него в порядке очереди. К обычным или очередным Л., к которым мог быть привлечен и назначен филой любой гражданин, имевший более трех талантов, относились следующие:
  •        1. Архитеория, снабжение всем необходимым священных посольств (теорий), отправляемых на 4 главных праздника в Делос и в другие священные места, причем государство со своей стороны также давало пособие.
  •        2. Хорегия, самая значительная из обычных Л., состоявшая в постановке хоров во все праздники, в которых хоры играли существенную роль. Архонт предоставлял каждому из состязавшихся поэтов одного из хорегов, выбранных филами. Хорег прежде всего должен был позаботиться о том, чтобы хор был обучен учителем (хородидаскалом). Учителю и хору он платил жалованье, а также кормил их за свой счет. Затем он должен был одеть хор, т. е. снабдить его участников дорогими платьями и золотыми венками. Самым дорогим хором считался хор флейтистов или авлетов, самым дешевым — хор в комедии, так как его наряд не был так великолепен, как наряд трагического хора. Издержки хорегов постоянно увеличивались из-за их желания отличиться, чтобы одержать верх над своими соперниками. Так, некий афинянин, для которого Лисий написал защитную речь против обвинения во взяточничестве, истратил на трагический хор 3 тыс. драхм, в том же году он потратил на мужской хор 2 тыс. драхм, а в следующем году — 800 драхм на хор пиррихистов и 5 тыс. драхм — на мужской хор.
  •        3. Гимнасиархия, которую следует отличать от позднейшей гимнасиархии во времена Римской империи, состоявшей в надзоре за гимнастическими заведениями (гимнасиями). Гимнасиархи древнего времени должны были содержать за свой счет (т. е. платить жалованье и кормить) атлетов, которые готовились к гимнастическим состязаниям во время празднеств, а также заботиться о достойном украшении арены, на которой проводились состязания. Кроме того, они были обязаны осуществлять надзор за участниками. Самой значительной Л. этого рода была лампадархия, состоявшая в устройстве «бега с факелами» (лампадидромии), который в Афинах исполнялся юношами в следующие пять праздников (особенно богов света и огня): в праздник Гефеста, в праздник Прометея, в Панафинеи, в Бендидии или праздник Артемиды Бендидской, богини Луны, и в праздник бога огня Пана. Бег с факелами первоначально совершался пешком, но уже во времена Сократа были проведены конные лампадидромии. Бег начинался от алтаря Прометея в Академии, откуда его участники следовали до города. Мастерство в подобных состязаниях состояло в том, чтобы добежать до цели первым, не потушив при этом факела или восковой свечи. Бег усложнялся, когда при этом происходила передача факелов по эстафете (диадосия). Издержки на Л. этого рода увеличивались еше и тем, что необходимо было осветить место состязаний, так как бег с факелами происходил ночью. По свидетельству Лисия, гимнасиархия в Прометее стоила 1200 драхм. Гимнасиарх, одержавший победу, должен был, подобно хорегу ознаменовать ее каким-либо памятником.
  •        4. Гестиасия, угощение членов филы лицом, выбранным из их среды и называвшимся гестиатором. По какому принципу производились эти выборы, неизвестно. Это угощение следует отличать от больших народных угощений, устраивавшихся на средства из особой государственной кассы (теорикона).
  •          К чрезвычайным Л. относились триерархия, самая дорогая из всех повинностей. В прежние времена каждая навкрария поставляла один корабль, а так как навкрарий было по 4 в каждой фратрии, а фратрий было 12, то число всех поставляемых кораблей равнялось 48. Клисфен при введении своих реформ, вероятно, оставил навкрарий исключительно для вышеуказанной цели, а также для других финансовых целей, но увеличил их число до 50 (по 5 в каждой из 10 им учрежденных фил). Построенные корабли и все необходимые для их вооружения снасти хранились в доках и верфях под надзором 10 эпимелетов (по одному из каждой филы). В виде исключения они имели также право суда над триерархами, которое впоследствии отошло к апостолевсам. С укреплением морских сил афинян, во что немалый вклад внес Фемистокл, навкрарий утратили свои прежние функции, закрепленные за ними Клисфеном. Вместо них была введена триерархия, состоявшая в том, что из самых богатых граждан стратегами выбиралось требуемое число триерархов, каждый из которых должен был за свой счет оснастить корабль, причем он получал 1 талант из государственной казны. Впоследствии государство стало давать только неоснащенный корабль, а также жалованье и кормовые деньги для экипажа. Обязанность триерарха (обладавшего также командованием над кораблем) состояла в том, что он в течение года должен был содержать в исправности сам корабль и его оснащение, в случае необходимости делать ремонт и приобретать новые снасти, набирать гребцов и матросов, выплачивать жалованье экипажу и заготавливать съестные припасы, причем часто ему приходилось добавлять из своих личных денег. В те времена, когда еще было сильно чувство патриотизма, триерархи сами от себя поставляли снасти, прибавляли жалованье, и т. н. триерархия стоила в целом от 40 мин до 1 таланта. В 411 г. до н. э. было позволено делить между собой издержки на триерархию двоим триерархам, а в 358 г. это учреждение претерпело кардинальное изменение. С этих пор 1200 самых богатых граждан были обязаны постоянно отбывать триерархию. Они были разделены на 20 отделений (симморий), каждая симмория делилась на синтелии, от 5 до 16 человек в каждой. Каждая синтелия должна была снаряжать корабль, для которого теперь государство давало снасти. Самые богатые из них имели главную власть. Они ссужали деньгами других и отдавали подряд на снаряжение корабля тем, кто требовал меньше. Свои ссуды они взыскивали с участников синтелии так, что почти покрывали свои собственные издержки, так как брали при этом большие проценты. Таким образом, вскоре симморий приобрели противоестественный характер, так как именно те, которые по первоначальному замыслу должны были нести наибольшую повинность, т. е. самые богатые, успевали с помощью ссуд и дешевых подрядов снять с себя всю тягость и вдобавок к тому же были освобождены от других Л. Чтобы устранить это зло, по предложению Демосфена в 340 г. до н. э. было постановлено принять за норму при снаряжении корабля известный ценз, а именно 10 талантов, так что тот, кто имел 10 талантов по цензу, должен был снарядить 1 триеру, 20 талантов — 2 триеры и т. д. Те же, у кого ценз был меньше, могли образовывать синтелии так, чтобы общий капитал ее участников равнялся 10 талантам. Этого рода повинность длилась один год, по истечении которого отдавался отчет логистам.
  •          Надзор со стороны государства над правильным исполнением триерархом своих обязанностей имели 10 апостолевсов, которые даже имели право связать и посадить в темницу не исполняющего своих обязанностей.
  •          Лицо, считавшее себя незаконно привлеченным к отправлению какой-либо Л., напр., потому, что какой-либо более богатый гражданин был обойден, имело право предложить последнему поменяться имуществом (см. Антидосия). На этот обмен (не распространявшийся на владения в клерухиях и рудниках, как не облагавшиеся налогом) получивший предложение должен был либо согласиться, либо добровольно принять на себя Л.
  •          От Л. были освобождены только архонты, дочери-наследницы всего имущества (разумеется, до своего выхода замуж) и несовершеннолетние (которые после наступления совершеннолетия освобождались еще на один год).