Семирамида, царица битвы

Ктесий — один из наших ранних источников о Семирамиде, легендарной царице Ассирии. Основные элементы легенды о ней дошли до нас через Диодора Сицилийского. Диодор возможно измененил и приукрасил оригинальный рассказ Ктесия. Возможно, на изложение Диодором кампании Семирамиды против Индии повлияли рассказы историков Александра. Однако, стоит отметить, что Дарий I также вел кампанию против Индии в 510‑х годах до нашей эры, что могло оказать влияние на оригинальный текст Ктесия, на который опирался Диодор. неясно, использовал ли Диодор другие источники помимо Ктесия. В случае упоминания Ктесия речь идет о Ктесии, переданном в основном Диодором.
Геродот упоминает Семирамиду лишь кратко, в отличие от других цариц–воинов, таких как Томирида и Артемисия. Им также упоминается Нитокрис, идеализированная царица–строительница из ассирийской и вавилонской традиций. Геродот связывает Нитокрис с исторической личностью Адад–гуппи, матерью Набонида, и, вероятно, отражает мидийско–вавилонские противоречия во время правления Набонида (1.185).
Семирамида была царицей–воином, известной в греческой и западной литературе. Ей посвящено множество литературных и музыкальных произведений. Легенды о Семирамиде, переданные в греческих традициях, относятся к выдающимся ассирийским и вавилонским женщинам, таким как Накия (также называемая «Закуту» ), жена Сеннахирима (705–681) и мать Асархаддона (681–669), а также мать Набонида, Адад–гуппи. Одноименный архетип Семирамиды — Саммурамат, жена Шамши–Адада V (824–811), мать Адад–нерари III (811–783) и невестка Салманасара III (859–824). Саммурамат упоминается в различных надписях и на ее собственной стеле.



1) Ósa–lam fsa–am–mu–ra-mat

Памятник Самму–рамат,

2) MUNUS É.GA[L ša mšam] — ši
dIŠKUR

Царице Шамши–Адада (V),

3) MAN ŠÚ MAN ˹KUR˺ [da] — šur

Царя мира, Царя Ассирии,

4) MUNUS. AMA [ša mdIŠ]KUR-ÉRIN. TÁH˘

матери Адад–нерари (III),

5) MAN ŠÚ MAN K[UR] da–šur

Царя Мира, Царя Ассирии,

6) MUNUS kal–lat [mdšù]l–ma–nu-MAŠ

невестке Салманасара (III),

7) MAN kib–rat 4-ti

Царя Четырех Четвертей.

Самму–рамат также занимает важное место в надписи ее сына, Адад–нерари III: «Когда Ушпилулум, царь куммихитов, заставил Адад–нерари (III), царя Ассирии, и Самму–рамат, хозяйка дворца, пересечь Евфрат… Я (Адад–нерари) сразился с ними в ожесточенной битве… Чтобы спасти свои жизни, они разбежались.»
Упоминание о том, что Самму–рамат сопровождала своего сына в кампании, вызвало дискуссии в научных кругах. Царицы Ассирии обладали влиянием, но их имена редко упоминаются в монументальных надписях. Судя по ее стеле, Саммурамат играла значительную роль. Присутствие царицы в кампании не является необычным: Дарий III взял с собой на войну жену и мать (Арриан, Анабасис 2.11.9 ). Греческая Семирамида — литературная фигура, историческая реальность которой неизвестна. В данной главе акцент делается на литературных аспектах, соответствующих месопотамской традиции. Семирамида идентифицируется с Саргоном Аккадским, образцовым месопотамским правителем.
Саргон Аккадский был царем в конце 24‑го века до нашей эры. Он считается основателем месопотамского идеала царской власти. Его правление оказало влияние на последующих царей, особенно на Саргона II Ассирийского и его преемников. Сеннахирима, Асархаддона и Ашшурбанипала. Месопотамские цари пользовались покровительством Иштар, богини сексуальной любви и войны, и отводили ей центральное место в своей идеологии. Семирамида, воплощая мужские и иштаровские атрибуты, привлекла внимание Ктесия и его аудитории. Он также описывал других исторических фигур, таких как Ниний, Сарданапал, Парсонд, Заринея, а также цариц Мидии и Персии — Амитиду, Аместриду и Парисатиду. Семирамида объединяет месопотамскую и греческую литературные традиции, связанные с богиней и идеальным царем. Хотя можно провести параллели между Семирамидой и некоторыми ассирийскими и вавилонскими царями, основой истории Семирамиды являются легенды о Саргоне.

Легенды о Семирамиде

Скромное происхождение Семирамиды (ταπεινῆς τύχης, Diod. 2.4.1) в сочетании с чудесным рождением делают ее историю схожей с другими легендами о выброшенных младенцах, которые становились великими правителями. По Ктесию она происходила из окрестностей Ашкелона в Сирии. Она была дочерью богини по имени Деркето — или Атаргатис, согласно Страбону (16.4.27 [F1d]). Афродита поразила Деркето жгучей страстью к молодому сирийцу. Утолив свою похоть, Деркето стало стыдно; она убила юношу и выбросила младенца Семирамиду в пустынной и каменистой местности. Затем Деркето утопилась в озере и превратилась в рыбу. Семирамида выжила, ее вскормили голуби. Через год в дикой природе ее нашли пастухи и доставили Симме, отвечавшего за царский скот.
Подросшую Семирамиду заметил Оннес, назначенный наместником Сирии. Он был полностью порабощен ее обаянием, женился на ней, и она родила ему двух сыновей: Гиапата и Гидаспа. Позже Оннес вызвал к себе Семирамиду, когда он был в походе с царем Нином. Семирамида совершила путешествие одна, в особом одеянии. Прибыв, она благодаря своей сообразительности разглядела слабое место в обороне врага и помогла ассирийцам одержать победу. Нин, изумленный, наградил ее, а затем тоже влюбился в нее. Вынужденный отдать Семирамиду царю, Оннес в безумии от ярости и ревности повесился, и Семирамида стала царицей Нина. Она родила ему сына по имени Ниний. После смерти Нина Семирамида стала единоличной правительницей и стремилась превзойти своего мужа.
Согласно месопотамской традиции, Семирамида осуществила ряд строительных проектов и военных кампаний. Она основала город Вавилон и отремонтировала храм Зевса (Мардука), который был в упадке. Семирамида также строила зиккурат, место поклонения и науки. Строя зиккурат, она собрала ремесленников со всех концов, подобно Дарию, который собирал ремесленников для строительства своего дворца в Сузах. Семирамида заказала также другие строительные работы в разных местах, чтобы увековечить свое величие. В Мидии, на горе Багистан (Биситун), она построила монумент с надписью, а в Хавоне — большой парк, или парадис. Она также предавалась роскоши и занималась сексом с красивыми солдатами в своей армии, а затем убивала их. Она основала город Экбатану в Мидии и провела масштабный строительный проект на горе Заркеон, включающий выравнивание гор и строительство дороги. Она также прорыла канал на горе Оронт близ Экбатаны. Семирамида проводила подобные строительные проекты по всей Азии, включая Персиду. Она совершила экскурсии в Египет и Эфиопию, что привело к появлению дополнительных чудес.
Семирамида провела военную экспедицию против Индии и царя Стабробата. Чтобы противостоять слонам Стабробата, она использовала муляжи слонов, которые были набиты соломой и установлены на верблюдах, чтобы скрыть управляющих ими людей. Семирамида одержала победу на реке Инд, но Страбробат отступил через реку, надеясь, что она последует за ним. Она преследовала его, но в бою была ранена. Затем она перерезала понтонный мост, на котором находились многие из ее войск.
Индийская кампания Семирамиды напоминает кампанию Кира Великого против индийского народа дербиков, которые также применяли слонов. Кир, как и Семирамида, был ранен, но в конце концов одержал великую победу (при поддержке саков и их царя Аморга). Однако, в отличие от Семирамиды, он умер от своей раны (см. главу 3).
После поражения Семирамида отступила в Бактрию, и дальнейших военных кампаний не зарегистрировано. По преданию, она уступила царство своему сыну Нинии и исчезла, возможно, превратившись в голубя.

Легенды о Саргоне

Саргон Аккадский был основателем Аккадской династии и правил примерно с 2340 по 2284 год до нашей эры. Его правление подтверждается собственными царскими надписями, надписями его преемников и литературной традицией. Существуют тексты, описывающие его рождение, приход к власти и его подвиги, например, поэма «Саргон, царь битвы». Копии этих текстов датируются периодом от древневавилонского до новоассирийского. Литературные произведения дополняют царские надписи Саргона, но они действуют на разных уровнях и для разных целей. Саргоновы надписи не дают информации о его жизни до того, как он стал царем, но они помогают понять его приоритеты в создании своего царского образа. Хотя текстовая традиция о Саргоне богата, она крайне спорадична. Некоторые из сохранившихся текстов датируются значительно позднее правления Саргона. Например, легенда о рождении Саргона, в которой описывается его приход к власти, имеет только одну сохранившуюся копию, которая датируется периодом Древнего Вавилона. Возникают вопросы о том, была ли эта легенда основана на устных или текстовых традициях о происхождении первого Саргона, или же она была создана позднее, чтобы повысить престиж Саргона II и его преемников.
Согласно «Легенде о рождении Саргона», он родился от неизвестного отца и матери, которая была жрицей. Рожденный тайно, Саргон был посажен в корзину и брошен в реку. Его спас водонос по имени Акки, который вырастил его и научил садовничеству. Затем Саргон заручился благосклонность Иштар и пошел вверх. Детали его восхождения не приводятся в этом тексте, но они могут быть найдены в других источниках и надписях Саргона. Саргон занял высокую должность виночерпия у царя Киша, Урзабабы. Когда пришло время, Саргон стал царем и основал новую столицу, Аккад. Он завоевал соседние города–государства и стал правителем Шумера, победив своего главного соперника Лугальзагеси из Урука. Саргон также провел кампании за пределами Месопотамии, включая Элам, Парахшум, Мари, Эбла и другие места. Его самая известная кампания против правителя Пурушанды описывает его настойчивость и проницательность перед лицом трудностей.
Следующий список показывает основные точки сравнения Семирамиды и Саргона Аккадского.



Семирамида

Саргон из Аккада

богиня–мать (Деркето/Атаргатис),
смертный отец

мать–жрица, отец неизвестный; любимец
Иштар

выброшена младенцем, вскормили голуби

выброшен младенцем

обнаружена пастухами

обнаружен Акки, водоносом

жена/советник Оннеса, царский двор

виночерпий Урзабабы, царский двор

завоевала благосклонность Нина в
кампании, вышла за него замуж, сменила
его после его смерти

завоевал Шумер; стал царем

строительные работы

строительные работы

преодолевает горы

преодолевает горы

кампании во всех направлениях: например,
Бактрия, Армения, Египет и Индия

кампании во всех направлениях: например,
Пурушанда, царь четырех сторон

божественность, подразумеваемая после
смерти

божественность, заявленная некоторыми
преемниками

Сравнения

Истории об ассирийских царях, особенно Саргонидах (Саргон II, Сеннахирим, Асархаддон, Ашшурбанипал), которые строили монументальные сооружения и совершали великие деяния. Эти цари строили свой образ по образцу Саргона Аккадского. Например, Саргон II построил новую столицу Дур–Шаррукин (Хорсабад)и воевал в отдаленных и экзотических местах, как и ктесиева Семирамида в Египте и в Индии.
Семирамида и Саргон имеют много сходства: оба они родились от матери высокого статуса и неизвестного отца, оба были выброшены младенцами и спасены, оба достигли величия благодаря своим качествам и дружбы с богами. Семирамида связана с водой, а Саргон был найден в реке. Мать Семирамиды ассоциируется с рыбным озером, и сама она стала рыбой. Семирамида вышла замуж за Оннеса, который идентифицируется с мудрецом Оаннесом. Оба героя имели доступ в царский дом: Симма был слугой Нина, а водонос Акки был слугой из низшего сословия. Саргон начал свою карьеру как садовник и стал возлюбленным Иштар на престоле. Прежде чем стать царем, Саргон был виночерпием Урзабабы и занимал престижное положение при дворе, как и Кир при дворе Астиага.
Знакомство Семирамиды с царским двором произошло после ее замужества с Оннесом. Оннес был высокопоставленным чиновником и влюбился в Семирамиду, когда инспектировал стада Симмы. Он оказался под ее чарами и взял в жены. Семирамида познакомилась с Нином, когда он осаждал Бактру. Когда Нин заставила Оннеса отказаться от Семирамиды, тот покончил с собой. После смерти Нина Семирамида стала единоличным правителем. Она была известна своими военными подвигами и строительными работами, включая мосты, водопроводные сооружения и дворцовый рельеф. Саргон Аккадский установил модель походов во все четыре стороны света. Кампании Семирамиды в Бактрии, Армении, Мидии, Египте, Эфиопии и Индии ставят ее на один уровень с ассирийскими и персидскими царями исторической традиции и даже превосходят их.
Торговля была важной заботой правителей, включая Саргона и Семирамиду. В эпосе «Саргон, царь битвы» упоминаются торговцы, выражающие беспокойство по поводу планов Саргона на отдаленную экспедицию. В отчете Ктесия о строительстве Семирамиды отмечается частое появление торговых постов на дорогах и их влияние на торговлю. Оба правителя в своих строительных проектах также преодолевали горы. Горы имели особое значение в месопотамской традиции, символизируя опасность. Саргон призывает своих преемников подражать его великим делам, включая преодоление горных преград. В «Эпосе о Гильгамеше» Гильгамеш прославляется как тот, кто открыл проходы в горах. Смерть Семирамиды также связана с горами. Одна из версий гласит, что она была сброшена со скалы вследствие заговора ее сыновей и евнуха. Это событие символизирует ее падение и конец ее правления. В других версиях рассказывается о ее превращении в голубя, что символизирует ее бессмертие и связь с богами. Бессмертие отсутствовало в рассказах о Саргоне Аккадском, но оно находило выражение у некоторых его преемников. Например, внук Саргона, Нарам–Син, заявлял о своей божественности еще при жизни.
Подобно Саргону, Нарам–Син вёл кампанию, которая включала прокладку путей через горы. Превзойти своего предшественника — всегда достойная цель, и можно предположить, что именно желание превзойти завоевания Нина побудило Семирамиду вести войну против Индии и царя Стабробата. Обмен сообщениями между Нарам–Сином и владыкой Апишала и между Семирамидой и Страбробатом (Диодор 2.18.1-2) имеют общие черты, но мотив далеко не уникален. Чередование речей в «Саргоне, царе битв» между Саргоном и Нур–Даганом (из Пурушханды) заменяет обмен сообщениями. Как только заканчивается заносчивая речь Нур–Дагана, повествование представляет Саргона, захватывающего город, что отражает скорость, с которой аккадский царь развернул свои боевые порядки на огромных расстояниях и через препятствия. Это сходно по замыслу, если не прямому применению, с отклонением Семирамидой послания Стабробата перед самой битвой; она подчёркивает деяния, а не слова. Эти повествования акцентируют важность кампании на край света, сочетаясь с качествами правителя и усиливаясь величиной его (или её) ресурсов.
Одним из особо примечательных аспектов индийской кампании Семирамиды, является ее провал. До нас не дошло достаточно подробностей этой истории, чтобы сделать Семирамиду трагической фигурой — каким стал Нарам–Син, — но по необъяснимым причинам судьба повернулась против неё. В аккадском произведении такой оборот событий был бы объяснён вмешательством божества (или божеств), но в случае неудачи Семирамиды никакое божество не упоминается. Некоторые аспекты этой кампании лучше вписываются в греческую историографическую традицию. После первоначальной впечатляющей победы и отступления Стабробата, Семирамида переправилась через реку для продолжения битвы. Переправа была осуществлена только после сооружения огромного понтонного моста, ещё одного проявления строительного наследия ассирийского или вавилонского правителя, но такое действие заставило бы греческого читателя вспомнить переправу Ксеркса через Геллеспонт или Дария через Босфор.
Пересечение границ как проявление гордыни хорошо вписывается в классический контекст, поскольку Ктесий использует геродотовский мотив. Когда Семирамида переправилась через реку, дела пошли не так гладко: были раскрыты её деревянные слоны, а настоящие слоны Стабробата способствовали разгрому врага. Армия Семирамиды была разбиты, а сама она получила ранение. Благодаря своим превосходным качествам — опять напоминающим о физических и умственных способностях вавилонских и ассирийских правителей — ей удалось спастись, и при этом нанести ещё один тяжёлый урон преследовавшим её силам Стабробата, обрушив понтонный мост. В отличие от решительной Семирамиды, Стабробат, руководствуясь неблагоприятными предзнаменованиями, не переправился через реку для продолжения сражения. Он отвёл свои войска, и таким образом планы Семирамиды о расширении границ оказались сорваны. Затем повествование переходит к описанию её смерти.

Семирамида и/как Иштар

Семирамида ассоциируется с аккадской богиней Иштар через синкретизм матери Семирамиды Деркето и через характеристики самой Семирамиды. Возможно, Ктесий сознательно развивал параллель между Семирамидой и Иштар.
Иштар (шумерская Инанна) была важной и непростой богиней, объединяющей женские и мужские черты. «Инанна–Иштар является одновременно женщиной и мужчиной. В текстах постоянно соседствуют мужские и женские черты и поведение богини. Она может быть и сострадательной, поддерживающей и заботливой, и настойчивой, агрессивной и волевой. Короче говоря, она нарушает границы между полами, воплощая в себе и женственность, и мужественность» (Р. Харрис). Воительница–царица с неутолимым сексуальным аппетитом, Иштар прославилась своей свитой любовников, большинство из которых в конце концов испытали незавидный конец, хотя ни один, по–видимому, не был убит напрямую: случай умирающего и воскресающего Думузи является примечательным, но особым исключением. В знаменитом отрывке из «Эпоса о Гильгамеше», после того как Гильгамеш отвергает ухаживания Иштар, он перечисляет некоторых других любовников богини, и длинный список намекает на несколько других сохранившихся мифов.
Семирамида также объединяет в себе мужские (Саргон) и женские (Иштар) элементы. Мужские черты Семирамиды у Ктесия являются фундаментом ее успеха, соседствуя с ее женской красотой и сексуальной привлекательностью. и, как и Иштар, она харассмила и затем убивала привлекательных молодых людей из собственной армии (Диод. 2.13.4). Семирамида воплощает греческую фасцинацию противоположностями и инверсией. Саргон Аккадский предоставил модель для гибридизированной Семирамиды. Ктесий, возможно, черпал вдохновение из различных источников для создания Семирамиды. Имена Саргона и Нарам–Сина мало что говорили греческой аудитории четвертого века, но вавилонская могла принять Семирамиду за свою царицу.