Евнух посредник

Ктесий был писателем, который популяризировал образ евнуха в греческой литературе. Его работы оказали влияние на западную литературу. В «Персике» Ктесий показывает интерес к противоположностям и инверсиям. Греки рассматривали персов как чужаков, и Ктесий усилил противопоставление между греками и варварами. Евнухи упоминались уже Геродотом, но Ктесий уделял им больше внимания. Его использование евнухов как лиминальных фигур было новаторством для того времени. В этой главе рассматриваются три раздела:
1. Оценка роли евнухов в ближневосточном контексте.
2. Реестр евнухов, упоминаемых в «Персике» Ктесия.
3. Изучение евнухов у Ктесия с точки зрения литературных мотивов.
Его евнухи служили прежде всего литературным целям. Недавние дискуссии фокусировались на вопросе, были ли конкретные лица, упомянутые как евнухи, действительно кастратами. Описанный Ктесием статус евнухов не соответствует типичному статусу придворного евнуха. Неясно, требовалось ли быть кастратом для занятия определенных должностей. Существуют две проблемы:
1) Была ли специальная терминология для обозначения домашней прислуги и чиновников–кастратов?
2) Насколько широко были распространены евнухи среди высших сановников при ахеменидском дворе?
При любом обсуждении евнухов Ктесия на первый план выходит эпитома Фотия. Именно в его работе подчеркивается, какие евнухи были могущественны при том или ином персидском царе, однако критерии, которыми руководствовался Фотий при составлении своего резюме, не всегда понятны.
Стереотип о евнухе зародился в произведениях классического периода и получил дальнейшее развитие в византийскую и османскую эпохи. Евнухи, как правило, ассоциировались с женским поведением, коварством и распущенностью, что отражало их положение при дворе. В Лидии, по словам Афинея (12.515 С), существовал древний институт евнухов, хотя они, возможно, не были уникальными для этого региона. [1] В западной Анатолии, включая дом Ктесия в Карии, также были известны евнухи.
Евнухи родились мужчинами, но после операции стали похожи на женщин. Не полностью женщины, но уже не мужчины. В разных культурах женщины и евнухи считались неполноценными. Их связывали с сексуальной доступностью, хотя пассивной. Скульптуры из Дворца Дария в Персеполе показывают евнухов–слуг без бород, держащих полотенце и бутылку, у входа в частные апартаменты. Если это действительно евнухи, то это символизирует их промежуточный статус. Сравните с изображением носителя полотенец в башлыке на так называемом Казенном Рельефе.
У греческих писателей евнухи — важные фигуры. Они были вхожи в царскую семью и в гарем. Некоторые сомневаются в историчности «влиятельных» евнухов, описанных Ктесием, но они играли большую роль. Гарем — закрытая зона во дворце, доступная только царю, его семье и евнухам. [2] Именно через гарем евнухи влияли на политику.
Ктесий описывает вымышленный литературный мир. Это не означает, что всего описанного им не существовало. Историческая значимость евнухов Ктесия не является главной темой, но помогает понять ближневосточную среду. Ближневосточные источники дают контекст для изучения жизни евнухов, которые находились между царем, его женами, двором и соперниками, а также между жизнью и смертью.

Ассирийские и вавилонские свидетельства

Персика Ктесия кишела евнухами, некоторые из которых упоминались по именам, но не все. Известно, что кастрированные мужчины служили низшим звеном обычного дворцового персонала. Это были традиционные евнухи, основной функцией которых было охранять царскую спальню (εὐνοῦχος: ὁ τὴν εὐνὴν ἔχων, «тот, кто держит [то есть охраняет] ложе»). Помимо прислуги, многие названные Ктесием евнухи были высокопоставленными чиновниками, подчас полководцами или даже знатными особами. Ученые предполагают, что не все, кого он называл евнухами, действительно ими являлись, так как Ктесий мог неправильно истолковать или перепутать административную иерархию Ахеменидов.
П. Бриан выдвигает гипотезу о двух категориях евнухов при дворе: 1) кастрированные рабы разного ранга, 2) знатные придворные (персы или иранцы), входившие в ближайшее окружение царя. Многих, кого греки называли евнухами, на самом деле были высокопоставленными сановниками. Не обязательно считать, что Ктесий ошибался во всех случаях применения термина «евнух». Возможно, он неправильно отождествлял некоторых придворных с греческим понятием εὐνοῦχος.
Не обязательно считать, что Ктесий был неправ в каждом случае в оценке евнухов в «Персике». Сложно однозначно сопоставить понятия «тиру», «ша реши», «εὐνοῦχος» из разных языков и культур. Возможно, некоторые люди, которых Ктесий называл евнухами, действительно ими были, а некоторые не были. Свою лепту в проблему оценки евнухов в «Персике» вносит туман. Самые ранние упоминания встречаются в шумерских литературных текстах, сохранившиеся копии которых были сделаны с период Древнего Вавилонского царства (XIX-XVIII век до н. э.), с оригиналами, вероятно, относящихся к периоду Ур III (XXI век до н. э.). Шумерское слово «тиру» обычно считается эквивалентом аккадского «мар экалли» (буквально «сын дворца»), а затем «ша реши», и переводится как «придворный», хотя некоторые ученые предпочитают перевод «евнух».
В шумерском мифе о создании Энки и Нинмах упоминается существо без полового члена и влагалища, которому было дано имя «Нибру евнух». Ему была предназначена роль «стоять перед царем». Однако точное значение слова «тиру» неизвестно, поэтому его перевод может быть неточным. Также стоять перед царем могли и другие придворные, не являющиеся евнухами.
То же слово, «тиру», встречается в шумерской поэме «Гильгамеш, Энкиду и Подземный мир». Гильгамеш спрашивает Энкиду о множестве духов, которых Энкиду видел в подземном мире, включая «тиру» (строки 268-72):
Гильгамеш: «Ты видел дворцового евнуха [тиру]?»
Энкиду: «Я видел его.»
Гильгамеш: «И как он?»
Энкиду: «Он стоит в углу, как бесполезная палка алала.»
Об этом отрывке А. Джордж отмечает: «Слово «тиру» (акк. тирум) … является общим термином, часто применяемым к персоналу, который был членом дворца (мари экаллим) и служил при царской семье (манзаз пани). Таким образом, различные работники, такие как писцы, врачи, кучеры, дворецкие, пекари и парикмахеры, могли быть названы «тиру». Учитывая общую практику на Ближнем Востоке использования евнухов в качестве царских слуг, особенно тех, чьи обязанности приводили их в регулярный контакт с женщинами дворца, мы должны считать очень вероятным, что «тиру» не имел детей из–за кастрации».
Шумерский термин, который переводится как «евнух», может иметь различные значения и не обязательно означает кастрацию. А. Джордж не исследует этот вопрос подробно, так как это не его основная тема. Однако, мы не можем однозначно определить, кто именно являлись буквальными евнухами (кастрированными лицами), в шумерских текстах, так как термин может применяться к различным должностным лицам.
Термин «ша реши шарри», который буквально означает «тот, кто находится у головы царя», и его сокращенная форма «ша реши» вместе с неоассирийским эквивалентом «шут реши» часто встречаются в изданиях аккадских текстов. Они обычно переводятся как «евнух», но такой перевод вызывает споры. Его применение может быть шире, чем у шумерского «тиру».
Термин «ша реши» имел несколько значений в дворцовых и административных контекстах, и мог быть связан с высокими титулами и военными должностями. Кастрация не исключала занятие крупных постов, но есть примеры мужчин на таких постах с биологическими (а не с приемными) сыновьями. Значение термина неоднозначно. Прямой перевод как «евнух» не подходит. Если лица в шумерских текстах были евнухами, то их институт установился, возможно, еще до конца третьего тысячелетия до нашей эры.
М. Юрса (2011) изучает свидетельства первого тысячелетия о титуле «ша реши» и его варианты. Он обнаружил, что эти титулы связаны с разными функциями и социальным статусом их обладателей. Хотя список, который он представил, далеко не полон, он все же представляет разнообразие дворцовых и военно–административных должностей. Юрса смог найти более 40 случаев, включая небольшую, но важную выборку из периода Ахеменидов.
Набор данных увеличивается, и переоценка свидетельств предлагает новые точки зрения. Пример: переанализ таблички с комментариями к серии примет «Шумма избу». Одна из записей сравнивает аккадский термин «мар экалли» (шумерский «думу эгал»), «сын дворца» (т. е. дворянин), с аккадским «ша реши», называя их синонимами. Реконструкция показывает, что «мар экалли»/«ша реши» означает «сын дворца», из–за лояльности к дворцу с детства. Перевод Зорци и Юрсы: "'Дворянин' (буквально 'сын дворца') (означает) 'ша реши' ('дворянин'), потому что в детстве [его призывали] [во дворец] (и) он не возвращался к (своему) отцу». Текст и чтение не решают вопрос о том, были ли «ша реши» евнухами. Однако запись подчеркивает предполагаемую верность нового дворянина–стажера. Это напоминает экскурс в «Киропедии» Ксенофонта о важности евнухов (7.5.59-65). Но неясно, был ли конкретный «ша реши» евнухом.
Г. Барямович (2011) подчеркивает различие между «ша зикни» (с бородой) и «ша реши» (без бороды) среди чиновников Ассирии. «Ша реши» связаны с дворцом и царем, а не с семьей. Барямович отмечает связь «ша реши» с евнухами. Ша реши порождали «преемников», а «ша зикни» — «сыновей». Чтобы обеспечить «ша реши» послесмертное благополучие, преемники, вероятно, усыновлялись или брались под покровительство дворца. Однако предлагаются и другие объяснения отсутствия бороды. Термин «ша реши», по–видимому, неоднозначно применялся к лицам, которые могли быть евнухами.
«Ша зикни» и «ша реши». Различие между терминами, возможно, относилось не к наличию бороды, а к костюму. Любая борода «ша зикни» могла быть фальшивой. Таким образом, физиогномические различия между евнухом и неевнухом не были существенны. Настоящий евнух мог считаться «ша зикни», нося ложную бороду при дворе (возможно, как в случае с Артоксаром, описанным ниже в этой главе). Источники, говоря о различии терминов, оставляют больше вопросов, чем ответов.
Скульптуры Северного и Юго–Западного дворцов Ниневии изображают бородатых и безбородых мужчин в свите царя выполняющими разные функции. На рельефе изображающем последствия поражения эламского царя Теуммана от Ашшурбанипала в 653 году в битве при Телл Туба, показаны два выдающихся «шут реши». Один ведет за руку эламского принца Хубан–никаша II, поставленного Ашшурбанипалом на трон Элама. Этот «шут реши» вероятно высокопоставленный чиновник и он без бороды. Эламский «шут реши» Итун изображен с эпиграфикой в обоих дворцах Ниневии. В этой программе рельефов можно найти несколько безбородых фигур, одних убитых на поле боя и других в качестве чиновников и слуг. Следует ли считать их всех евнухами?

Коварный «шут реши»: ассирийский мотив

Ктесий вдохновлялся ближневосточными традициями, откуда у него и взялся персонаж коварного евнуха. Примером такого персонажа может быть Мардук–шум–ибни, шут реши эламского царя Уртака (664-653). Предположительно он тоже был евнухом, хотя это подтверждается только титулом.
В начале правления Уртака между Ассирией и Эламом был мир; к его концу началась открытая война. Ашшурбанипал, как сам говорит нам, был огорчен отменой Уртаком мира между ними. Доброжелательность Ассирии к эламитам включала помощь во время голода, но эламиты ее отвергли. Сам Уртак не был виноват; это проклятый евнух Мардук–шум–ибни и его сообщники подстрекли Уртака «лживыми словами» (ина пиршате) атаковать Ассирию: «Бел–икиша из Гамбулу, Набу–шум–эреш, управляющий Ниппуром, мои слуги, Мардук–шум–ибни, «шут реши» Уртака, сговорились между собой, чтобы атаковать Шумер и Аккад; они подстрекли его [Уртака] ложью».
Анналы не раскрывают подробностей лжи. Нет эламитского отчета о причинах испорченных отношений. Историческое ядро заговора сложно установить только по ассирийской версии. Историчность подчинена идеологическим целям анналов. Новоассирийские анналы пронизаны мотивом подкупа. Ассирийские анналы содержат литературные элементы. Характеристика врагов Ассирии стереотипна. Мотив не ограничивается новоассирийским периодом. Ближневосточная традиция предложила Ктесию модель. Оскорбления Ашшурбанипала в адрес Мардук–шум–ибни соответствуют атмосфере «Персики» Ктесия: коварное влияние евнуха на царя Уртака приводит их обоих к незавидному концу. Невозможно сказать, был ли Мардук–шум–ибни настоящим евнухом.

Евнухи в «Персике», названные по имени

Евнух Сатибар (№ 1) в версии у Николая Дамасского (F1lδ*) замыслил заговор с сыновьями Оннеса против Семирамиды (и Ниния). У Диодора заговор против Семирамиды устроил Ниний, при пособничестве «некоего евнуха» (εὐνούχου τινὸς) — без указания имени (F1b).
Евнух Спарамиз (№ 2) был подкуплен Арбаком, чтобы получить доступ к Сарданапалу. Диодор Сицилийский (F1b) и Николай (F1pε*) не называют имени евнуха, зато его называет Афиней (F1pα).
Евнух Митраферн (№ 3) заступился за Нанара, чтобы предотвратить гнев и Артея, и Парсонда (F6b*, Николай). [3]
Евнух Артембар (№ 4), надзиратель над чашниками (οἰνοχόων ἐπεστάτει), [4] был покровителем юного Кира при дворе Астиага и его приемным отцом (F8d* § 7, Николай).
Евнух Петесак (№ 5) сговаривался с Оибаром, чтобы предать Астиага смерти. Позднее Кир отправил Петесака, чтобы тот забрал тело Астиага — чудесным образом неповрежденное и охраняемое львами. Петесака позднее ужасно наказали за его участие в заговоре (F9 § 6, Фотий; F9a, Цец).[5]
Евнух Багапат (№ 6) сопровождал тело Кира для погребения. Он описывается как самый влиятельный евнух Кира после смерти Петесака, и влияние Багапата сохранялось и позже (см. ниже). Влиятельными евнухами Камбиза были Багапат, Изабат (№ 7) и Аспадат (№ 8) (F13 § 9, Фотий).
Евнух Комбафис (№ 9), влиятельный у египетского царя, перешел на сторону Камбиза и обеспечил победу персов. [6] Комбафис описывается как двоюродный брат Изабата (F13 § 10, Фотий).
После убийства Таниоксарка Камбизом и его замены магом (Сфендадатом),[7] только Артасир (управляющий Гирканией) [8] и евнухи Багапат и Изабат знали секрет. Даже Лабикс (№ 10), самый влиятельный из евнухов Танюксарка, не распознал подмену. Через пять лет после убийства Таниоксарка евнух Тибетис (№ 11), после побоев от Сфендадата, раскрыл правду о маге Амитиде (F13 § 13, Фотий).
Евнух Натак (№ 12) был самым влиятельным у Ксеркса. После того, как Мегабиз отказался разграбить Дельфы, Ксеркс отправил евнуха Матака (вариант «Натака») сделать это (F13 § 24, § 31, Фотий).
Артабан, сын Артасира (см. выше), и евнух Аспамитр (Митрадат, № 13) замыслили убить Ксеркса и подставили сына Ксеркса, Дария, за убийство. Именно Артабан привел Дария перед Артаксерксом I, и Дарий тоже был убит. [9] Артабан также замыслил, вместе с Мегабизом, убить Артаксеркса I. После того, как Мегабиз предал заговор, Артабан был убит. Евнух Аспамитр также был убит за свою роль в убийствах Ксеркса и Дария, подробности которых тогда всплыли (F13 § 33–34, Фотий; F13b, Элиан; см. также главу 4 в этом томе).
Артоксар (№ 14), евнух из Пафлагонии, посредничал, вместе с несколькими другими, в примирении Мегабиза с Артаксерксом I после его восстания. [10] Также указывается, что Артоксару было тогда двадцать лет. Позднее его изгнали в Армению за открытое выступление в защиту Мегабиза, самого изгнанного за убийство льва прежде царя на охоте (F14 § 42–43, Фотий).
Багораз (№ 15) доставил тела Артаксеркса I и его царицы Дамаспии, а также тело Ксеркса II в Персиду. Согдиан замыслил вместе с евнухом Фарнакием (№ 16) убить Ксеркса II. Фарнакий был влиятельным у Ксеркса II, как и Багораз, Меностан и «некоторые другие», не названные по имени. [11] Фарнакий был побит камнями после неудачного восстания Арсита (брата Дария II) и Артифия, сына Мегабиза (F15 § 47–48, § 52, Фотий).
Евнух Артоксар (№ 14) приехал из Армении, чтобы короновать Оха (Дария II), вместе с Арбарием, командиром кавалерии Согдиана (Секиндиана) [12] и Арксаном, сатрапом Египта. У Дария II были влиятельны три евнуха: Артоксар был первым, Артибарзан (№ 17) вторым, а Афос (№ 18) третьим (F15 § 50–51, § 54, Фотий).
Евнух Сатибарзан (№ 19) обвинил Оронда в романе с Парисатидой (F15 § 60, Фотий). Оронд был казнен, и Парисатида была разгневана, но о негативных последствиях для Сатибарзана не упоминается. Сатибарзан упоминается также в контексте получения подарков от Эвагора от имени царя [13] (F16 § 60, Фотий), F20 (Плутарх), и F30 § 73 (Фотий).
Самым доверенным из евнухов юного Кира был Парсик (№ 20), вместе с несколькими другими евнухами, имена которых не указаны (см. ниже, № 31), оплакивал мертвое тело Кира на Кунаксе [14] (F20, Плутарх).
На пиру, на котором присутствовали несколько евнухов и царя, и Парисатиды, главный евнух Парисатиды, Спарамиз (№ 21; см. выше, № 2, Спарамиз), подстрекал Митридата признаться, что именно он (Митридат) нанес смертельный удар Киру Младшему. Затем Спарамиз сообщил об этом Парисатиде, и Митридату суждено было плохо кончить (F26, Плутарх).
Багапат (Масабат, № 22) — отличный от № 6‑евнух, отрубивший руки Киру, был выигран Парисатидой у Артаксеркса II в игре в кости, чтобы она могла отомстить евнуху за его участие в смерти Кира. Фотий не называет Багапата евнухом (F16 § 66). Плутарх называет его «евнухом царя», но именует его Масабатом (F26).

Неопознанные евнухи

Ассирийский царь Ниний предавался роскоши, праздности и удовольствиям во дворце, в окружении евнухов (№ 23) и наложниц (F1b, Диодор; F1n, Афиней).
Ассирийский царь Сарданапал покончил с собой самосожжением в своем дворце, где он был погребен вместе со своими евнухами (№ 24) и наложницами (F1b, Диодор; F1q, Афиней).
Евнух Сарданапала (№ 25) сбежал из горящего дворца, отправился к вавилонскому правителю Белесию и тайно рассказал ему о сокровищах в руинах дворца (F1b, Диодор).
Нанар поручил своему евнуху (№ 26), который распоряжался певицами, сделать Парсонда женоподобным как внешне, так и голосом. Через семь лет Парсонд убедил другого евнуха (№ 27), который был избит и оскорблен Нанаром, передать сообщение о его ситуации царю Артею (F6b* § 4, Николай).
Стриангей признался своему самому надежному евнуху (№ 28) в своей любви к Заринее, и тот побудил его признаться ей в любви (F8c*, Николай).
Кир убедил самого надежного из евнухов Астиага (№ 29) попросить разрешения у Астиага на его отъезд. Вскоре после этого другой евнух (№ 30) предоставил аудиенцию с Астиагом вавилонянину, который сообщил о сновидении пророка, что Кир станет царем (F8d* § 22–25, Николай).
В источниках о правлении Артаксеркса II упоминается несколько неразличимых евнухов. Раненому Киру Младшему помогают на поле битвы некоторые евнухи, находившиеся поблизости (№ 31; также см. описание Парсика, № 20). [15] В ответ на отравление Статиры Артаксеркс II приказал арестовать и пытать евнухов (№ 32) своей матери Парисатиды. Евнухи Парисатиды (№ 33, хотя неясно, были ли это те же самые люди или нет) тайно посадили финиковые пальмы возле гробницы Клеарха (F27 § 71, Фотий)

Влияние

«Влиятельный евнух» наименее убедителен как интерпретативная категория. За исключением Митраферна, история которого сохранилась у Диодора, остальные евнухи, обозначенные как влиятельные, упоминаются только в эпитоме Фотия. Сам Ктесий давал о них больше информации, но Фотий на ней не фокусировался. В «Персике» любой упомянутый евнух может считаться влиятельным, так как каждый играл там роль. Можно усомниться, насколько влиятелен был служивший Таниоксарку евнух Лабикс, который не распознал обман мага, но тупицей его сделал Ктесий ради интриги. Евнух Нанара мог быть более или менее значим при его двора, но он спас Парсонда. «Влиятельный евнух» — необходимая отправная точка повествования.

Доступ

Евнух — это доступ. Евнух Спарамиз помогает Арбаку вторгнуться во внутренний двор Сарданапала. Евнух побуждает Астиага освободить Кира, направив его на путь его судьбы. Евнух Митраферн заступается за Нанара перед Артеем. Евнух Артоксар ходатайствует за Мегабиза. Евнухи Багапат и Аспамитр помогают Дарию и Артабану убить мага и Ксеркса I соответственно
Артембар является влиятельным евнухом, царским виночерпием, который взял под крыло молодого Кира. Артембар провел Кира через сложную иерархию прислуги при дворе Астиага, помогая ему набирать силу и влияние. После смерти Артембара, Кир занял его место и унаследовал его имение как приемный сын. Отрывок Николая является нашим основным источником для этой версии и одним из самых длинных сохранившихся отрывков из Персики (см. главу 3).

Верность или вероломство (а иногда и то, и другое)

Коварный евнух — более репрезентативный тип, чем верный евнух. Так, евнух № 26 получил задание от Нанара превратить Парсонда в женщину. Однако, благодаря предательству евнуха № 27, Парсонд смог передать царю сообщение о своем заточении. Затем вмешался еще один персонаж, Митраферн, чтобы предотвратить месть Парсонда Нанару. Финал этой истории неизвестен. Во втором случае, евнух по имени Петесак, играет важную роль в плане Оибара по убийству Астиага. Ранее Оибар уже проявлял свою находчивость и готовность действовать самостоятельно. Участие евнуха подчеркивает тайный и коварный характер заговора, в котором участвовал царь и который имел серьезные последствия для всех участников. Петесак выполнял важную работу, связанную с транспортировкой мертвого царя к месту его погребения. Краткие упоминания Фотия о Комбафисе (№ 9), Аспамитре (№ 13) и Фарнакии (№ 16) не соответствует общепринятому представлению о евнухах.
Один и тот же евнух иногда мог проявлять как лояльное, так и предательское поведение. Багапат и Изабат — два евнуха, проявлявшие как лояльное, так и предательское поведение. Багапат стал могущественным евнухом после Петесака и ему было поручено доставить тело Кира обратно в Персиду. Однако в конце концов Багапат вступил в заговор с гирканским правителем Артасиром, чтобы помочь магу Сфендадату захватить власть. Изабат, коллега Багапата, был предан Камбизу и доставил его тело к месту упокоения. Он разоблачил заговор, но был схвачен и обезглавлен. Причины, по которым Багапат выступил против мага, ради которого он замышлял смещение Камбиза, неизвестны. Этот кризис имел драматические последствия, включая тайное братоубийство, самоубийство матери, смерть царя и «спасительный» переворот Дария. Из этого также получилась замечательная история, рассказанная с весьма разными подробностями не только Ктесием, но и его предшественником Геродотом и самим Дарием.
Багапат, владея ключами от дворца, позволил семи заговорщикам убить мага Сфендадата, что с точки зрения Бехистунской надписи способствовало возвращению на трон «законного» царя. Наконец, Ктесий отметил, что тот охранял могилу Дария в течение семи лет. Багапат оставался влиятельным при четырех царях, включая мага. Камбиз и Маг получили плохую репутацию, связанную с ужасными делами, в то время как Кир и Дарий были успешными и важными персидскими царями. Интересно отметить, что ни Кир, ни Дарий не были свергнуты или преданы евнухами. Они были единственными персидскими царями, не вовлеченными в подобные интриги против своей безопасности.
Артоксар (№ 14) предлагает аналогичный пример верности, обернувшейся предательством. Артоксар (№ 14) играл роль посредника между и Артаксерксом I и Мегабизом, когда последний начал восстание, и добился перемирия, но позже и сам был сослан в Армению за то, что выступал в пользу Мегабиза. Артоксар отличался от типичного домашнего евнуха своим происхождением (пафлагонец) и юным возрастом (двадцать лет). Его история загадочна и вызывает различные интерпретации. Не совсем понятно, был ли он верен царю изначально, а потом предал, или наоборот.
В суматохе после смерти Артаксеркса I и убийства его сына и преемника Ксеркса II, Артоксар и только двое других известны как основные сторонники Оха, который стал Дарием II. Артоксар вернулся из ссылки в Армении–предположительно не один, а скорее во главе армии — и помогал Оху вместе с Арбарием, командующим кавалерией Согдиана, и Арксаном, сатрапом Египта. Власть и влияние Артоксара превосходили его статус придворного евнуха. Неясно, был ли Артоксар кастратом или нет. Вероятно, Ктесий напутал или смешал титулы. Интересно отметить, что позже Артоксар планировал свергнуть Дария II и захватить власть. Лучше всего процитировать самого Ктесия (F15 § 54, через Фотия): «Артоксар, евнух, который пользовался большим влиянием у царя, строил планы относительно царской власти, считая, что он сам должен править. Он приказал женщине приготовить ему накладные бороду и усы, чтобы выглядеть мужчиной. Но он был ею предан. Его схватили, отдали Парисатиде и казнили».
Этот анекдот вызывает массу вопросов, и едва ли знаешь, с чего начать. Артоксар, будучи евнухом, вызвал удивление своим запросом бороды. Однако, исторические данные показывают, что персидские цари, включая их ближневосточных предшественников, носили накладные бороды. Идеализированные портреты ассирийских царей на рельефах дворцов также изображали их с пышными церемониальными бородами, символизируя «нестареющее состояние достоинства и отстраненности» (Э. Фрам). Возникает вопрос, был ли Артоксар персидским эквивалентом высокопоставленного чиновника, который должен был носить накладную бороду для исполнения своих придворных обязанностей, или он выбрал этот тип официального костюма для маскировки, чтобы приблизиться к царю неопознанным.
В данном случае, идентификация персонажа как евнуха может быть связана с фантазией Ктесия. Некоторые комментаторы переводят слово «женщина» как «его жена», [16] что вызывает проблемы, так как евнухи обычно не имеют семьи, кроме его дворцовой/царской «семьи» (см. выше). В любом случае, женщина, о которой идет речь, предала его. Это серьезное падение для человека, который был одним из создателей царя, которого он якобы планировал свергнуть. Интересно, что Артоксара передали Парисатиде. Обычно мятежников не оставляли на усмотрение царицы; это была «работа» царя. Возможно, Ктесий предполагал, что этот эпизод оставался внутри дворца и занималась им Парисатида. В целом, история может быть вымыслом или сжатым намеком на сенсационную подробность реального восстания.

Жизнь, смерть и евнух между ними

Шесть из тридцати трех евнухов нашего каталога участвовали в переходе между жизнью и смертью, то есть в доставке тела умершего царя к его гробнице. В Персии, похоже, для этой функции запрягли евнухов. Этот мотив повторяется в нескольких источниках, что указывает на то, что Ктесий использовал его как литературный прием. Евнухи сопровождали умерших царей Кира, Камбиза, Дария, Артаксеркса I и Ксеркса II. Мага–самозванца Сфендадата очевидно не повезли. Возможно, отсутствие аналогичных анекдотов о захоронениях Ксеркса I и Дария II связано с недоработкой Ктесия. Не стоит придавать слишком большого значения упоминанию о человеческом жертвоприношении наложниц и евнухов Сарданапала во время его самоубийства. Эта история восходит к разграблению Вавилона в 648 году в конце войны между Ашшурбанипалом, царем Ассирии, и его братом Шамаш–шум–укином, царем Вавилона. После восстания Шамаш–шум–укин погиб при сожжении дворца. Оба царя послужили примерами для греческой традиции о Сарданапале, хотя передавались только отголоски их противостояния. Евнухи Сарданапала буквально сопровождают царя в его путешествии между жизнью и смертью, что отличает их от евнухов в других примерах.
Ближневосточные свидетельства не содержат явных указаний об участии евнухов в царских захоронениях. Но есть намеки на ритуальные «услуги». Например, офицеры Ашшурбанипала, захватив в Эламе неуловимого халдейского мятежника Набу–бел–Шумати, отправили его труп, положенный в соль, в Ассирию. В документе, опубликованном Дж. МакГиннисом, описывается погребальный обряд ассирийского царя, включая различные предметы, такие как текстиль, украшения и забитые животные. Неясно, предназначались ли они для использования царем в загробной жизни, в качестве подарков богам или для того и другого. Документ читается как нечто среднее между литературным текстом и бюрократическим реестром. Также упоминается помещение тела в масло, но неясно, было ли это погружение или помазание. Классические писатели, включая Ктесия, также упоминают о необходимости открывать и хранить тело в масле.
Эту историю сохранили Элиан (гробница Белоса, F13b) и эпитома Фотия (гробница Белитана, F13 § 26). Обе версии подчеркивают высокомерие Ксеркса, который нарушил покой гробницы, и его неспособность сохранить саркофаг наполненным маслом. Эти обстоятельства считались зловещими предзнаменованиями его несчастного конца, который различным образом связывали с вавилонским восстанием, поражением в Греции или даже убийством его собственного сына. Эта история очаровательна, но ее интерес заключается в том, что она показывает, что Ктесий использовал некоторые детали (такие как употребление масла в погребальных обрядах), которые имели своих предшественников на Ближнем Востоке. Это указывает на то, что Ктесий мог иметь основания для своих утверждений. Чтобы лучше понять этот вопрос, необходимо обратиться к свидетельствам периода Ахеменидов. Однако, важно также рассмотреть вопрос о том, кто были эти евнухи, какую роль они играли в царской или дворцовой иерархии, а также различные административные титулы того времени. Не вдаваясь в подробности этого обсуждения, можно отметить, что вавилонский титул «устарбару» (часто переводимый как «камергер») продолжал использоваться в период Ахеменидов и применялся к высокопоставленным лицам как почетное обращение. Этот титул мог сочетаться с другими титулами и почетными отличиями, и в некоторых контекстах он заменил титул «ша реши» в конце V века, при жизни Ктесия. Эквивалент этого титула на эламском языке, «липте куктир», встречается в различных контекстах в в «Персепольских фортификационных табличках». Один из документов (NN 1848) связывает носителей этого титула с надзором за «шумаром» (возможно, гробницей Камбиза), описывая их как «тех, которые являются хранителями шумара». Можно предположить, что евнухи, упомянутые Ктесием, скорее были людьми с высоким статусом и почетными отличиями, которые активно участвовали в царских погребениях и погребальных обрядах, независимо от того, были ли они кастратами или не были.
Эламское слово «липте куктир» эквивалентно древнеперсидскому «вачабара», что переводится как «носитель одежды». Этот титул связан с людьми, имеющими высокий статус в формальных обстоятельствах, подобно современному титулу «камергер». Возможно, персидский «носитель одежды» связан с большим количеством тканей, найденных вместе с ассирийским царем в одной из гробниц. Согласно предположениям, можно установить следующие эквиваленты титулов: аккадский «ša rēši» соответствует аккадскому же «ustarbaru», эламскому «Lipte kuktir» и древнеперсидскому «vaçabara». Эламско–древнеперсидская эквивалентность подтверждается надписью на гробнице Дария I в Накши–Рустаме, где один из изображенных вассалов, Аспатин, обозначен как «липте куктир» на эламском и «вачабара» на древнеперсидском. В вавилонской версии надписи есть пробелы, поэтому соответствующее слово не сохранилось. Древнеперсидский текст переводится как «Аспатин, носитель одежды, держит футляр с луком царя Дария».
Аспатин, который обеспечил себе вечную славу дежурством у гробницы Дария I, был одним из самых высокопоставленных дворян в персидской истории. Вместо того, чтобы нести ткань или одежду, Аспатин и другие фигуры держат в руках церемониальное оружие, что подчеркивает почетный характер их статуса. Геродот (3.70, 3.78) упоминает Аспатина как одного из союзников Дария, а его печати PFS 1567* и PTS 14* были найдены в Архиве фортификаций и в Архиве казначейства Персеполя. Подробности его карьеры и свидетельства его высокого положения обсуждаются в различных публикациях. Однако важно отметить, что Аспатин был не простым прислужником, переносящим одежду между комнатами дворца, а высокопоставленным членом двора. Любая прямая связь с «ношением одежды» имела бы церемониальный контекст, полный символики. Если мы применим этот пример к Персике, то можно предположить, что Ктесий смешал реальные персидские обычаи или перепутал персидские дворцовые титулы (будь то персидские, эламитские или аккадские по происхождению) и связанные с ними погребальные обычаи и ритуалы. Неясно, делал ли он это намеренно или нет, и путал ли (или ошибочно идентифицировал) настоящих евнухов и неевнухов. На данный момент, основываясь на имеющихся свидетельствах, есть мало надежды различить евнухов и неевнухов только по титулу, который они носили в аккадских или эламских источниках.
Таким образом, когда Багапат сопровождал Кира к месту его упокоения или «сидел возле» (παρακαθίσας) могилы Дария в течение семи лет до его собственной смерти, это легко понять как смешение или творение, основанное на отголоске оригинала. Транспортировка Астиага Петесаком к месту его упокоения представляет интерес с литературной точки зрения, так как он был причастен к убийству царя. Петесак описан как влиятельный человек у Кира, но сокращенный отчет не содержит информации о его происхождении. Возможно, Кир унаследовал аппарат мидийского двора, включая личный состав Астиага. Кир также женился на дочери Астиага, Амитиде. Петесак был выбранным для передачи тела Астиага, хотя другие евнухи, связанные с этим мотивом, не играли прямую роль в смерти царей. Другие евнухи — Изабат, везущий Камбиза к месту его упокоения, верный памяти Камбиза, обличитель мага; Багораз с Артаксерксом I и Дамаспией (и Ксерксом II) и несчастный Парсик на поле Кунаксу у мертвого Кира — также выполняли роль в переводе царей из жизни в смерть. Этот мотив повторяется в «Персике», и евнухи несли ответственность за этот переход. Эта функция выражает пороговый статус евнуха.
Багапат сопровождает Кира к месту его упокоения и «сидит возле» его гробницы в течение семи лет до своей смерти. Астиаг транспортируется Петесаком к месту его упокоения, причем Петесакас был причастен к убийству этого царя. Петесак описывается как влиятельный человек у Кира, и неизвестно, как он связан с Астиага. Кир, возможно, унаследовал аппарат мидийского двора. Оибар, правая рука Кира, был движущей силой убийства Астиага. Изабат везет Камбиза к месту его упокоения. Багораз сопровождает Артаксеркса I и Дамаспию (и Ксеркса II). Парсик несет тело Кира на поле Кунакса. Евнухи играют роль в перевозке тел между жизнью и смертью, а также несут ответственность за этот процесс. Евнухи имеют влияние на царя и выполняют промежуточную функцию.


[1] Одна более поздняя традиция (Amm. Marc. 14.6.17) указывает, что именно Семирамида установила евнухизм; другая приписывает этот институт легендарной Атоссе (Hellanicus, FGrH 4 F 178).
[2] Можно задаться вопросом, присутствовали ли подобные мотивы в изображении Геродотом мага Патисифа, управителя или управляющего домом Камбиза (τῶν οἰ κίων μελεδωνός, 3.61.1), который руководил узурпацией его брата лже-Смердиса. Однако Геродот не называет Патизифа евнухом, и упоминание о евнухах в 3.78 подразумевает, что он им не был.
[3] Митраферн описывается лишь как «самый могущественный из евнухов», но кому он принадлежит, неясно. Ленфант называет его евнухом Нанара. Последующий контекст подсказывает мне, что Митраферн — евнух царя (Артея).
[4] См. применение этого термина Ксенофонтом (например, Киронедия 1.3.9) и возможная путаница с εὐνοῦχος. У Геродота Артембар — мидийский дворянин, сына которого юный Кир побил, откуда открылось его настоящее происхождение (1.114–116; ср. 9.122, Артембар, предок Артаикта).
[5] Цец обозначает Петесака термином «первый евнух» (πρωτοεύνουχον).
[6] Бриан считает, что персидские войска возглавлял Багапат. Проблема заключается в переводе здесь слова οὗτος, которое, исходя из контекста, большинство считает относящимся к Камбизу.
[7] Мельхерт представил версию Платона (Законы 694c–695c) о свержении Камбиза магом, евнухом.
[8] Это, предположительно, тот самый Артасир, правитель гирканов, который первым подчинился Киру после победы последнего над Астиагом (F8d* § 46, Николай). Диодор называет Аспамитра «Митридатом», обозначает царским камергером (κατακοιμιστής) и указывает, что он пользовался полным доверием царя. Диодор также отмечает, что Митридат был одновременно родственником (συγγενής) и другом Артабана. Митридат обеспечил доступ в покои царя, чтобы Артабан мог убить его (ср. роль Багапата в заговоре семи).
[9] Рассказ Элиана о посещении Ксерксом гробницы Белоса (Бела) — т. е. храма Мардука, как считают, основан на Ктесии (F13b). Элиан указывает, что Ксеркс был убит собственным сыном. Вавилонские источники подтверждают убийство Ксеркса его сыном, но имя сына не указывается.
[10] Возможно, евнух Артаксат в романе Харитона списан с Артоксара. Этот эпизод более подробно обсуждается ниже в этой главе и вновь рассматривается в с саге о Мегабизе в главе 4. Артоксар (Артахшару) связан с Меностаном в вавилонском архиве Мурашу.
[11] Багораз и Меностан не идентифицируются прямо как евнухи в F15 § 48, хотя краткий комментарий Фотия, по–видимому, подразумевает, что они были евнухами, как и литературная параллель с перевозкой Багоразом царских особ для погребения в Персиде, что также якобы делали Петесак, Изабат и (в более широком смысле) Багапат. Большинство комментаторов (хотя здесь лишь условно) считают евнухом Багораза, но не Меностана. Меностан идентифицируется в § 41 как сын Артария. Меностан был назначен азабаритом («хилиархом») от Согдиана (F15, § 49), когда последний претендовал на царский сан. И Артарий (Артарем), и Меностан (Мануштану) упоминаются в вавилонских документах архива Мурашу.
[12] «Согдиан» заимствован из других источников (например, Диод. 2.71.1) как предпочтительная форма вместо «Секиндиана» Ктесия.
[13] Сатибарзан не назван евнухом ни в одном отрывке из Фотия. Но его называют евнухом Плутарх Артаксеркс 12.4, где он описан как напоивший водой раненого Артаксеркса II на поле битвы при Кунаксе.
[14] Артасир, «Царское Око», обнаружил Парсика с телом Кира и велел ему охранять труп. Это еще одно проявление мотива евнуха, «сопровождающего» мертвое царское тело.
[15] F21 (Xen. Anab. 1.8.27) описывает мертвого Кира вместе с восемью его знатнейшими сторонниками, лежащими мертвыми поблизости (буквально «наверху него»: ὀκτὼ οἱ ἄριστοι τῶν περὶ αὐτὸν ἔκειντο ἐπ’ αὐτῷ), но явно не упоминает евнухов.
[16] Некоторые комментаторы переводят αὑτῷ γυναικὶ как «его жена». Здесь я перевожу как «женщина» (с предположением о том, что она «из его домашнего хозяйства»). Усеченный характер эпитомы означает, что ключевые детали, которые помогли бы нам понять этот отрывок, не сохранились. Отчаянная эпитафия женщины по имени Хиле (IG XIV 2566) из Бонна, II-III век н. э., говорит о том, что некий Айсос женился на ней (не без помощи любовного зелья), не разглашая того факта, что он был евнухом.