5. Публичный имидж Эвридики при жизни

Часть публичного образа Эвридики создана ею самой, часть — усилиями родственников мужского пола. Эвридика представила публике образ, созданный ее действиями, посвящениями, памятниками и изображениями.
Надписи указывают как минимум на три посвящения, сделанные Эвридикой при жизни. О характере и расходах этих посвящений мало сведений. Аргеадские женщины распоряжались собственными доходами. Возможно, Эвридика также распоряжалась доходами, но посвящения могли быть подписаны одним из сыновей.
Действия и посвящения Эвридики могли быть связаны с общественными ценностями и отражать их. Эвридика взывала к помощи Ификрата, чтобы защитить своих сыновей. Картина, созданная ею, хорошо согласуется с ее общественным присутствием. Ее действия породили отчетливую публичную персону. Эвридика была образцовой и респектабельной матерью царских сыновей. Она была способна манипулировать Ификратом и афинянами. Посвящения Эвридики подтвердили ее роль матери и царской матери.
Отдельные посвящения поддерживали имидж семьи Эвридики. Единственный член семьи, кроме Эвридики, упомянутый в посвящениях — ее отец Сирра. Все четыре надписи посвящены Эвридике, без упоминания ее сыновей или мужа. Решение назвать только Эвридику было принято, несмотря на то, что ее сыновья оплатили «счет».
Сохранились лишь несколько надписей, относящихся к царственным женщинам, и ни одна из них не из Македонии. Ни одна из надписей не относится к мужьям или сыновьям царственных женщин. Перемены начались после смерти Александра Македонского в 323 году. Роксана, жена Александра III, посвятила себя Афине в Афинах, где она упоминается как его жена. Дата посвящения Роксаны, вероятно, после смерти Александра, в период 319-316 гг. Жены (а иногда и дочери) наследников стали фигурировать в надписях с титулом басилиссы около 306 г.
Женщины в Македонии и эллинистическом мире имели титул в дополнение к титулу. Есть ряд надписей, включающих только имя, титул и отчество царственной женщины. Некоторые надписи могут быть датированы временем до или после замужества женщины. Лаодика, жена последнего царя Македонии Персея, до замужества была Селевкидом и не жительницей Македонии. Основание статуи из Верии, вероятно, связано со статуей Стратоники, жены царя, основателя династии Антигонидов, и, вероятно, датируется третьим или вторым веком. Надпись в Лаодикии параллельна надписям Эвридики. Лаодика и ее отец Селевк имеют царские титулы. В документах редко упоминаются обычные македонские женщины. Женщин иногда называли по личному имени, имени мужа или с отчеством. Трудно определить, применима ли типичная практика к царским женщинам.
Надписи Эвридики, возможно, следуют общему образцу. Если все надписи датируются временем, когда Эвридика была вдовой, отсутствие упоминания о муже менее примечательно. Отец Эвридики мог быть линкестийцем, иллирийцем или линкесто–иллирийцем. Аминта III, вероятно, женился на Эвридике из–за ее отца. Использование отчества было обычной практикой, а не выставлением этнического происхождения.
Сыновья Эвридики не упоминаются в негативном повествовании Юстина. Эсхин упоминает Эвридику в очень положительном контексте. Посвящения рекламируют Аргеадов косвенно, а саму Эвридику — прямо.
Посвящения могут указывать на ее важность в ее семейной фракции или означать, что они предназначались против негативной пропаганды ее врагов, но даже надпись, которая конкретно касается ее роли матери, не называет ее сыновей.
В эссе «Об воспитании детей» в корпусе сочинений Плутарха Эвридика выступает в качестве образца для воспитания детей. Автор цитирует надпись, посвященную Эвридике. Плутарх призывает подражать Эвридике в воспитании детей. Эвридика была иллирийкой и трижды варваркой. Образование было важно для Эвридики ради обучения ее детей.
Эпиграмма, посвященная Музам, демонстрирует любовь Эвридики к своим детям. Плутарх мог неправильно понять посвящение, возможно, из–за обычного выбора посвящения музам. Убедительная поправка к тексту указывает на посвящение гражданкам, а не музам. Некоторые ученые продолжают считать, что Эвридика посвящала себя музам и называла себя гражданкой. Автор предпочитает прежний вариант эпиграммы и дает этот перевод, признавая двусмысленность поправки.
«Эвридика, дочь Сирры, посвятила ее горожанкам, обретя желание (pothos) своей души через муз. Она, уже мать сыновей, достигших подросткового возраста, трудилась над изучением букв, являющихся памятью слов».
Сама надпись не сохранилась, поэтому неизвестно, кому и когда она была посвящена. Саатсоглу–Палиадели предполагает, что Эвридика посвятила образ самого Потоса (желания) и своих образовательных достижений. Персонификация понятия «потос» циркулировала в греческом искусстве V века, часто в отношении женщин. Надпись могла быть помещена в святилище Эвридики в Эгах или в Дионе. Культ муз пользовался царским покровительством до дней Эвридики. Изначально музы были связаны с грамотой, а не с музыкой. Посвящение Эвридики носит общественный характер и идентифицирует ее с другими женщинами сообщества.
Филипп, младший из сыновей Эвридики, родился ок. 382 г. и достиг юности примерно во время смерти своего отца в 370 году. Предполагается, что посвящение было сделано в 360‑х годах, но Эвридика, вероятно, не делала этого посвящения. Наиболее вероятное время для посвящения и надписи — после устранения Птолемея и во время независимого правления Пердикки III (365-360/59). Двор Пердикки III был известен своей интеллектуальной строгостью, поэтому необычные усилия Эвридики соответствовали придворному климату. Мы очень мало знаем об образовании элитных македонских женщин, но царские женщины стали лучше образованы в эллинистический период. Нет оснований полагать, что прежняя неграмотность Эвридики была отличительной чертой или следствием ее иллирийского происхождения. Можно задаться вопросом, сочинила ли Эвридика эпиграмму сама, хотя более вероятно, что она ее заказала.
Эвридика может называть себя гражданкой или совершать посвящение от имени других женщин. Эпиграмма связывает Эвридику с другими царственными женщинами и их поведением. Эвридика позиционирует себя как образец для подражания и часть более широкого сообщества женщин. Женское покровительство часто связано с традиционными обязанностями женщин и самоотверженностью. Посвящение Эвридики может быть образцом для последующих царских женщин.
Аминта III манипулировал изображением царя на монетах, комбинируя традиционное с новым. Гринуолт предположил, что Аминта III продвигал Эвридику и ее сыновей по определенным причинам. Это продвижение стало «династической традицией», которая развивала понимание родословной как «основанной на линиях обоих родителей». Во время правления Филиппа II и Пердикки III царская семья сознательно возвеличивала и приукрашивала себя. Филипп был мастером царского сценического мастерства, и посвящения Эвридики возвышали ее и семью. Посвящение Эвридики идеализирует материнские качества, что не характерно для мужчин–родственников. Враждебная традиция утверждала, что Эвридика убила или пыталась убить неверных сыновей. Посвящение поэтично эквивалентно истории о ней у Эсхина: Эвридика представлена верной матерью сыновей, что отражает ее сентиментальность. Посвящение создает образ Эвридики, который приносит пользу ее сыновьям и вызывает в воображении картину условно близкой семьи, как и сцена с Ификратом.
Эпиграмма имеет отличительное личное качество и приверженность темам, привлекательным для ее сыновей и сторонников. Надпись отмечает исключительность Эвридики и ее желание выставлять напоказ свои достижения. В эпиграмме есть качества, схожие с посвящением дочери спартанского царя Киниске, которая была единственной женщиной, одержавшей олимпийскую победу. Надпись Эвридики не выделяет ее от других женщин, но есть гордость за ее достижение и желание предать его гласности. Отсутствие физического контекста для эпиграммы оставляет ряд вопросов, связанных с ней, нерешенными. Значительное количество свидетельств о контексте двух посвящений, сделанных Эвридикой, усложняет прочтение их значимости.

Эвридика и «святилище Евклеи» в Вергине/Эгах

Эги, место захоронения царей Аргеадов и первая столица Македонии, была построена на террасах. Дворец и театр были расположены на вершине и ниже соответственно. Святилище Евклеи было раскопано в 1982 году и продолжает исследоваться. Святилище включало дорический храм, пристройку, здание с центральным двором и алтарь. Сооружения святилища были воздвигнуты в четвертом веке, но некоторые пристрои появились в последующие века. Дворцово–театральный комплекс был тесно связан с городским планом времен Филиппа. Дворец, театр и большая часть святилища играли роль в развитии царского сценического мастерства Филиппа II.
Комплекс святилища был сильно поврежден во втором веке, по–видимому, во время римского завоевания, хотя использование этого места в той или иной форме могло продолжаться и в первом веке нашей эры.
На территории святилища обнаружены четыре залежи. В одной яме, сразу за северо–восточным углом храма, находилось тело женской статуи пеплофора. В другой яме, в юго–восточном углу вестибюля, обнаружена крупная мраморная змея. Были обнаружены еще две ямы, одна в 1993 г. (с архитектурными фрагментами), другая в 2003 г. (с двумя пористыми блоками и черепками). Недавно (в 2008 и 2009 гг.) на территории святилища были обнаружены два захоронения конца IV века. Черты этих захоронений напоминают царские захоронения под Большим курганом в Вергине
Рассмотрим два подиума для статуй, найденные в 1982 и 1990 годах. На подиумах есть надпись: «Эвридика, дочь Сирры, Евклее». У первого основания отсутствуют лепные украшения на верхнем и нижнем краях. Археолог пришел к выводу, что основание было реконструировано в эллинистический период. На основании отсутствует мраморный блок с посвящением. Текст посвящения хорошо сохранился и может быть связан с культом Евклеи.
Надпись на мраморной статуе датирована второй половиной IV века. Датировка надписи не исключает дату между 375 и 350 годами. Посвятительные надписи также датируются примерно серединой IV века. Датировки исключают посвящение во время правления Аминты III и Александра II. Дворец, театр и святилище, вероятно, были возведены около 350 года. Второе основание мраморной статуи с надписями, найденное в 1990 году, датировано тем же периодом. Первое основание сохранилось лучше; оно поддерживало большую мраморную статую.
Саацоглу–Палиадели думала, что тело пеплофора и отдельные голова и шея из пентеликонского мрамора были частями единого посвящения Эвридики. Последующее расследование заставило усомниться в этом, и она предположила, что основание 1982 года достаточно велико, чтобы поддерживать статую пеплофора. Пеплос, архаичный стиль одежды, был характерен для многих статуй богинь четвертого века. Этот конкретный тип статуи может быть работой афинского художника.
Женщины стали чествоваться портретными статуями примерно в середине четвертого века. Такие изображения поддерживали «постоянное общественное присутствие» для семьи правителя. В греческом искусстве сложно различить смертных и божественных женщин. Изображения жриц часто имитировали архаичные одежды богинь. Некоторые считают, что статуя изначально была задумана как изображение богини Евклеи. Другие полагают, что голова статуи была изменена и стала более похожей на человека. Надписи указывают на то, что статуя посвящена Эвридике. Имя Эвридики стоит в именительном падеже, что работает против понимания посвящения как портрета.
Фрагментарная надпись на святилище, возможно, связана с посвящением Лаодики, жены царя Македонии Персея. Надпись Лаодики посвящена безымянному мужскому божеству, а не женскому божеству Евклее. Большая скульптура змеи, найденная в 1991 году, возможно, представляет Зевса Мейлихия. В греческих городах Зевс Мейлихий почитался как защитник и гарант плодородия и богатства. Женщины делали посвящения Зевсу Мейлихию и в других городах.
Скульптура змеи могла быть культовой статуей из святилища Евклеи. Святилище могло быть сосредоточено на другом божестве, а не только на Евклее. В греческом мире известно мало храмов и культов с изображениями Зевса Мейлихия. Зевс Мейлихий делил пространство святилища с другими божествами. Центром посвящения Эвридики была Евклея, посвящения были выставлены на видном месте.
Евклея была божеством, олицетворяющим добрую репутацию и качества, которые ее вызывали. Ее культ мог быть старше святилищ в Вергине, относящихся к четвертому веку. Еврипид написал пьесу «Евклея» под покровительством Архелая, македонского царя. Пьеса представляла собой переписанный миф об основании династии и с Архелаем в качестве героя. Евклея упоминается четыре раза в контексте военной славы. Культ Евклеи существовал в Македонии в конце пятого века и поддерживался правящей семьей. Рассмотрение возможных поводов для посвящения Эвридики окрашено знанием природы других культов.
Храм Евклеи был построен в Афинах после побед афинян в Персидской войне. Евклея ассоциировалась с военной победой, восходящей к Гомеру. Казалось бы, посвящение Эвридики было к месту после победы Филиппа II при Херонее в 338 г. Но Эвридика родилась около 410 г., и маловероятно, что она была жива в 338 г. и отмечала победу. Скорее посвящение могло означать успешную попытку Эвридики заставить Ификрата вмешаться в дела Македонии. Посвящение произошло сравнительно вскоре после попытки, в 360‑е гг.
Афинский культ был посвящен только Евклее, но также существовал фиванский культ Артемиды Евклеи и подобные версии в других местах. Плутарх (Aristid. 20.5-6) упоминает фиванский культ V века Артемиды Евклеи и ее связь с Гераклом, Мирто и девственностью. Евклея имела алтарь и изображение на агоре, получала жертвы от мужчин и женщин, готовящихся к свадьбе. Македонский культ мог быть похож на культ Артемиды Евклеи в Беотии. Фиванское влияние на Македонию в середине IV века процветало.
Эвклея была дочерью Геракла и подходящим выбором для почитания со стороны македонской царской семьи Гераклидов. В Беотии и Локриде на ее алтарях совершались предбрачные жертвы. Мортенсен предположил связь Эвклеи с культом Артемиды в Коринфе. Артемиду часто ассоциировали с деторождением и плодородием, что могло быть уместно для Эвридики, матери четверых детей. Посвящения Эвридики относятся только к Евклее, указывая на почитание независимого божества. В одних и тех же святилищах иногда использовались имена или эпитеты для божеств, а иногда нет
Посвящения Эвридики, возможно, произошли в 350‑е годы, а не в 360‑е, из–за сомнительной репутации Эвридики и ее сыновей в тот период. Репутация Эвридики была поставлена под сомнение из–за порочащих историй о ее сексуальной жизни и возможных связей с убийцей ее сына. Посвящения были призваны продемонстрировать, что Эвридика имела правильный тип «славы» и почитала принесшую его богиню. Если статуя была видоизменена, чтобы сделать ее похожей на портрет, она была посвящена хорошей репутации Эвридики и фактически воплотила ее. Однако автор статьи продолжает сомневаться в том, что статуя была задумана как портрет. Культ Евклеи в Эгах имел политическое преимущество.
Женские захоронения пятого века в Эгах толкуются как захоронения царственных женщин. Археологи интерпретировали одно из захоронений как захоронение жрицы Эвридики. Эвридика могла быть жрицей Евклеи. Жречество часто передавалось по наследству и повышало репутацию семьи. В надписях на статуях обычно упоминается священство, но в надписях Эвридики оно не упоминается. Покровительство царских женщин расширится в эллинистический период. Посвящения Эвридики подчеркивали традиционные женские роли в семье, но также имели общественный аспект.
Захоронения конца четвертого века на краю святилища могут иметь контекст и объяснение. Дарственные надписи подтверждают важность Эг для династий Аргеадов и Антигонидов. Программа строительства подтверждает сохранение важности Эг для членов династий. Римляне понимали важность Эг для македонской монархии. Культы превратились в квазицарские благодаря дворцово–театральному комплексу и царским гробницам.

База статуи в Палатиции

Дата смерти Эвридики неизвестна. Последние упоминания о ней связаны с эпизодом с Ификратом. Посвящения Эвридике Евклее указывают, что в в 350‑е годы она была жива. Я предполагаю, что Эвридика умерла в 340‑х годах. Филипп приказал построить Филиппеум в Олимпии после победы при Херонее. В Филиппеуме содержались изображения Филиппа, Олимпиады, Александра, Аминты III и Эвридики
Третья надпись, связанная с Эвридикой, найдена недалеко от Эг в деревне Палатиции. Надпись была сделана на основании статуи, которое впоследствии было использовано в раннехристианской базилике. Надпись неполная, так как основание статуи было видоизменено для повторного использования. Надпись не является посвящением, а, вероятно, этикеткой для портретной статуи Эвридики. Основание статуи похоже по размеру и форме на основание статуи из святилища Евклеи, но отличается расположением надписи. Археолог пришел к выводу, что она должна быть частью группы статуй из более чем трех человек.
Археолог предполагает, что изображение и статуя были частью группы, как в Филиппеуме. Возможно, статуя и изображение составляли двойное посвящение в двух местах. Надпись в Палатиции сильно повреждена и затрудняет датировку. Археолог предполагает датировку третьей четвертью IV века и позже.
В качестве альтернативы можно представить группу царских статуй в Палатиции, созданную в несколько более ранний период. Группа статуй в Палатиции могла быть создана при жизни Эвридики, особенно учитывая ее связь с Эгами. Можно, например, представить группу, которая изображала Филиппа с его родителями и братьями. Стоит отметить, что и в этой надписи Эвридика появляется с отчеством, но без ссылки на мужа или сыновей. Ее появление в какой–то группе, почти наверняка семейной, укрепило бы ее общественную идентичность. Независимо от того, поселилась ли она в Эгах или нет, количество поминовения ее в окрестностях этого места поразительно.
Публичный имидж Эвридики при жизни был связан с материнством. Идеализированное материнство играло центральную роль в ее прилюдном общении с Ификратом и посвящениях Евклее. Ее «клеос» (авторитет) был важен, так как она была матерью царей. Ее самоотверженность подтверждала ее «правильную» репутацию. Материнство в древнем мире могло быть источником опасности и осуждения, но также похвалы и восхищения. Эвридика служила образцовой матерью для царства.