Бардесан

Автор: 
Составитель: 

T 1 Julius Africanus, 1.20.28-9, 39-53,
И скиф Сурмос, и парфянин Бардесан участвовали в этом эксперименте (с луком); я полагаю, что другие, вероятно, делали то же самое….Бардесан был знающим лучником, если таковой вообще существовал, и я знаю его как человека, который пользуется своим луком как художник. Его манера была такова: однажды он поставил напротив себя мужчину, красивого и сильного молодого человека, которого даже художник устал бы изображать. Молодой человек выставил перед собой щит, ибо Бардесан решил продемонстрировать свое мастерство нам, зрителям. Он, как хороший художник, перенес на щит человека, держащего его. Сначала он нарисовал его голову прямыми стрелками, имитируя окружность головы, затем взгляды его глаз, расположение его губ, размер его щек, и все остальное в человеке соответствовало расположению его тела. Он гордился тем, что сочетал искусство живописи с искусством владения луком, рисовал стрелами и снимал картины. Мы удивлялись, когда видели, что стрела не была воинственным орудием, но была даже чем–то приятным, а опасность была удовольствием. Он (то есть молодой человек) отложил щит и увидел себя нарисованным на своих собственных доспехах, и он обрадовался тому, что стал солдатской картиной. Поэтому я удивляюсь этому.
T 2 Eusebios of Caesarea, Ecclesiastical History 4.30.
При этом же императоре ереси в Месопотамии умножились, и некий Бардесан, человек очень даровитый и прекрасно владевший сирийским языком, составил и написал на родном языке и родным шрифтом диалоги против последователей Маркиона и прочих ересиархов. Было у него много и других произведений. Ученики его (их было много, ибо он был сильным диалектиком) перевели их с сирийского на греческий. (2) Среди этих произведений есть очень убедительный диалог с Антонином о судьбе; говорят, есть и другие сочинения, написанные по поводу тогдашнего гонения. (3) Бардесан принадлежал раньше к школе Валентина, но, отдав себе отчет во множестве его выдумок и опровергнув их, он решил, что сам он вернулся к мыслям правоверным. Целиком, однако, он не счистил грязь старой ереси.
T 3 Epiphanios, 56.1.1-2.2
Некто по имени Бардесиан следует за ними. Этот Бардесиан, от которого происходит ересь бардесианитов, был родом из Месопотамии и был одним из жителей города Эдессы. Тот, кто поначалу оказался лучшим из людей, сочинил немало речей, пока у него была сила духа, — ибо он происходил из святой церкви Божьей, человек, красноречивый на двух языках, греческом языке и речи сирийцев. Он был близким другом и работал вместе с Абгаром, правителем Эдессы, самым благочестивым и эрудированным человеком, а также делился с ним своим образованием. После смерти этого человека [то есть Абгара] он продержался до времен Антонина Цезаря (не того, которого звали Пий, а Вер). Говоря о судьбе, он много спорил с астрономом Авидой, и ему приписываются другие его сочинения о благочестивой вере. Он восстал против Аполлония, друга Антонина, когда его попросили отрицать, что он называет себя христианином. Он почти стоял в порядке исповеди и отвечал умными речами, храбро извиняясь за благочестие, говоря, что он не боится смерти, которая, по его словам, наступит по необходимости, даже если он не будет противоречить императору. Этот человек был так сильно украшен всеми добродетелями, пока не впал в заблуждение своей собственной ереси, став подобным прекраснейшему кораблю, нагруженному несравненным грузом, разорванному на части у берегов гавани, потерявшему все свои товары и принесшему смерть остальным находящимся на борту. Ибо этот человек был уничтожен вместе с валентинианами, и из–за их нечестия он вырастил эту разрушительную вещь и сорняки. Введя множество принципов и защитных аргументов и отрицая воскресение мертвых, он утвердил мнения этой ереси. Он использует Закон и Пророков, а также Ветхий и Новый Заветы и некоторые апокрифы.
T 4 Moses Khorenats‘i, 2.66
Повествует нам это Бардацан из Эдессы, ибо он был летописцем в дни Антонина Последнего. Вначале он следовал Валентиниановой ереси, затем отринул ее и стал ее обличать. Но к истине он не пришел, а лишь, отмежевавшись от этой ереси, образовал свою собственную секту. В летописании, однако, он не грешил против истинн, ибо был достойным повествователем. Он и к Антонину осмелился обратиться с посланием, и многократно выступал против ереси маркионитов и поклонения року и идолам, бытовавшего в нашей стране.
Пришел же он сюда, чтобы обрести последователей среди наших неотесаных язычников, и так как его не признали, то он вступил в крепость Ани и, прочитав Храмовую историю, содержавшую также деяния царей, и добавив то, что он сам знал и что произошло при нем, перевел всю ее на сирийский язык, с которого она впоследствии была переведена на греческий язык.
F 1 Stobaios, Ioannes, Anthologium (Wachsmuth C. — Hense O.) [Vide: Areius Didymus & Joannes Damascenus apud Stobaeum (Joannem) (cf. Aetius, De placitis [excerpta Stobaei])], 1, 3, 56
1. Индийцы, прибывшие в царствование Антонина из Эмесы в Сирию, рассказали Бардесану из Месопотамии, а тот записал, что у них существует некое озеро, которое до сих пор служит местом испытания. К нему приводят обвиняемого, который отказывается признать свою вину. Некоторые же из брахманов испытывают их следующим образом. Они спрашивают у обвиняемого, хочет ли он подвергнуться испытанию водой, и того, кто не желает, они отсылают назад как виновного, чтобы он был наказан, а соглашающегося на испытание они вводят в воду вместе с (его) обвинителями. Обвинители также входят в воду, чтобы доказать, что они не клевещут (на обвиняемого).
Затем вошедшие в воду проходят в другую часть озера, где его глубина до колен для всех, кто туда вошел. Войдя туда, невиновный может смело идти, и вода ему будет до колен, виновный же, пройдя немного, погружается в воду с головой. Брахманы вытаскивают его из воды живым, передают приводящим и считают, что он должен быть наказан, за исключением осуждения на смерть. Но это бывает редко, так как никто не отваживается отрицать свой проступок, потому что (обязательно) будет изобличен испытанием водой.
2. Итак, у индийцев эта вода служит для испытания умышленных преступлений, а для испытания как неумышленных, так и умышленных преступлений и вообще праведной жизни служит другая вода, о которой Бардесан пишет следующее — я приведу его сообщение дословно: «Они говорили, что почти посредине их страны в очень высокой горе есть большая естественная пещера, в которой находится статуя высотой 10 или 12 локтей. Она стоит прямо, руки ее распростерты по типу креста. Правая половина ее лица — мужская, а левая — женская, так же и правая рука, и правая нога, и вся правая часть (тела) — мужская, а левая — женская, так что всякий, глядя, дивится этому смешению, как неразделимо на взгляд несходство двух сторон в одном теле. Индийцы, прибывшие в царствование Антонина из Эмесы в Сирию, рассказали Бардесану из Месопотамии, а тот записал, что у них существует некое озеро, которое до сих пор служит местом испытания. К нему приводят обвиняемого, который отказывается признать свою вину. Некоторые же из брахманов испытывают их следующим образом. Они спрашивают у обвиняе¬мого, хочет ли он подвергнуться испытанию водой, и того, кто не желает, они отсылают назад как виновного, чтобы он был наказан, а соглашающегося на испытание они вводят в воду вместе с (его) обвинителями. Обвинители также входят в воду, чтобы доказать, что они не клевещут (на обвиняемого).
3. Затем вошедшие в воду проходят в другую часть озера, где его глубина до колен для всех, кто туда вошел. Войдя туда, невиновный может смело идти, и вода ему будет до колен, виновный же, пройдя немного, погружается в воду с головой. Брахманы вытаскивают его из воды живым, передают приводящим и считают, что он должен быть наказан, за исключением осуждения на смерть. Но это бывает редко, так как никто не отваживается отрицать свой проступок, потому что (обязательно) будет изобличен испытанием водой.
4. Итак, у индийцев эта вода служит для испытания умышленных преступлений, а для испытания как неумышленных, так и умышленных преступлений и вообще праведной жизни служит другая вода, о которой Бардесан пишет следующее — я приведу его сообщение дословно: «Они говорили, что почти посредине их страны в очень высокой горе есть большая естественная пещера, в которой находится статуя высотой 10 или 12 локтей. Она стоит пря¬мо, руки ее распростерты по типу креста. Правая половина ее лица — мужская, а левая — женская, так же и правая рука, и правая нога, и вся правая часть (тела) — мужская, а левая — женская, так что всякий, глядя, дивится этому смешению, как неразделимо на взгляд несходство двух сторон в одном теле.
F 2 Porphyrios of Tyre, De abstinentia, 4, 17, 1-18, 1
В обществе индийцев, разделенном на множество (разрядов), есть некий род святых мудрецов, которых эллины обычно называют гимнософистами. Среди них существуют две секты: во главе одной из них стоят брахманы, а во главе другой — саманеи. Но брахманы получают эту самую божественную мудрость по наследству, подобно жреческому сану, а саманеи — избираются и состоят из тех, кто пожелал посвятить себя божественной мудрости. Вот как описал их образ жизни вавилонянин Бардесан, живший во времена наших отцов. Он беседовал с индийцами из посольства к императору, сопровождавшими Дандамиса. Все брахманы — из одного племени, и все они происходят от одного отца и одной матери. Саманеи, как мы говорили, — не племя и собраны из всего народа Индии. Брахман не подчиняется царю и не платит подати вместе с другими.
Из них одни философы живут в горах, другие — у реки Ганг. Горные философы питаются плодами и коровьим молоком, заквашенным на травах, а живущие у Ганга — плодами, в изобилии растущими вблизи этой реки. А земля дает почти постоянный урожай плодов и, кроме того, много дикого риса, который они употребляют в пищу, когда не хватает плодов. Употребление в пищу чего–нибудь другого, равно как и прикосновение к животной пище, рассматривается ими как верх нечистоты и нечестивости.
Их учение таково: они тщательно исполняют религиозные обряды по отношению к божеству, почитают и созерцают (его). Целый день и большую часть ночи они посвящают пению гимнов в честь божества и молитвам. У каждого из них есть своя хижина, где он и проводит большую часть времени в уединении. Ввиду этого не принято ни долго беседовать, ни долго находиться в обществе брахманов, но, если такое случается, они, уединившись на много дней, сохраняют молчание, а часто и постятся.
Саманеи, как мы сказали, избираются. Если кто–либо желает включиться к ним, он является к должностным лицам, будь то в городе или в деревне, и отказывается от своего недвижимого имущества и всего другого состояния. Выбрив излишнее на своем теле, он надевает (подобающее) одеяние и уходит к саманеям, не заботясь о жене и детях, если они у него есть, и не придавая им никакого значения, считая, что они не имеют совершенно никакого отношения к нему. О детях заботится царь, чтобы они имели все необходимое, а о жене — родственники.
Жизнь же саманеев протекает следующим образом. Они живут вне города, проводя весь день в беседах о божественном. У них есть жилища и святилища, построенные царем, в которых есть управляющие, получающие от царя определенную сумму для содержания тех, кто собирается (там). Пища состоит из риса, хлеба, плодов и овощей. По звуку колокольчика саманеи удаляют всех (посторонних), пришедших в их обитель, а сами приступают к молитвам. После того как они помолятся, вновь раздается звон колокольчика, и прислуживающие, дав каждому чашу (ибо по двое они не едят из одной посуды), кладут рис.Если же кто–нибудь захочет разнообразия, ему добавляются овощи или какие- либо плоды. Быстро поев, они приступают к своим обычным занятиям.
Все они живут без жен и без имущества, и остальные так почитают и их, и брахманов, что сам царь приходит к ним и умоляет их молиться и просить (бога) обо всем, что происходит в стране, или посоветовать ему, как нужно действовать.
IV. 18. Сами они так относятся к смерти, что время жизни выдерживают неохотно, как какую–то неотвратимую повинность, установленную природой, и спешат освободить свои души от тел. И часто, когда они чувствуют себя здоровыми и никакое несчастье не тяготит их и не гонит, они уходят из жизни, предупредив, однако, остальных. И никто им не препятствует, но все считают их счастливыми и просят передать то или иное своим умершим родственникам.
F 3 Anonymus–Anonymi, Philippus (?), 16-17; col. 561-562
15. … Это естественная конституция человека — рождаться, расти, становиться взрослым, производить на свет детей и стареть, одновременно есть и пить, спать и бодрствовать и, наконец, умирать. Эти вещи происходят в жизни каждого человека, потому что они являются неотъемлемыми природными условиями не только в жизни всех человеческих существ, но и в жизни всех одушевленных живых существ, и отчасти также в жизни деревьев. Ибо это работа Природы, которая делает, создает и производит все так, как ей предписано. Эта естественная конституция также может наблюдаться в поведении животных. Ибо лев создан для того, чтобы есть мясо, и поэтому все львы — плотоядные. Овца ест траву, и поэтому все овцы травоядны. Пчела производит мед, чтобы прокормиться, поэтому все пчелы производят мед. Муравей запасает пищу летом, чтобы прокормить ее зимой, и поэтому все муравьи делают то же самое. Скорпион уколет своим жалом безобидного человека, и так жалят все скорпионы. И все животные придерживаются своей собственной конституции: плотоядные не едят траву, а травоядные — мяса. 16. Человечество, с другой стороны, не ведет свою жизнь таким образом; но в вопросах, касающихся их тела, они придерживаются своей естественной конституции, как это делают животные; что касается вопросов их ума, однако, они делают то, что хотят, как свободные существа, распоряжающиеся собой и как образ Бога.
25. … Тогда Бардесан сказал: Читали ли вы книги вавилонских халдеев, в которых описано, какое влияние оказывают звезды в их созвездиях на гороскопы людей? А книги египтян, в которых описаны все разные вещи, которые могут случиться с людьми?

Теперь послушайте и постарайтесь понять, что не все люди во всем мире делают то, что звезды определяют своей судьбой и в своих секторах, одинаково. Ибо люди установили законы в каждой стране благодаря той свободе, которая была дана им от Бога, ибо этот дар противодействует Судьбе Правителей, которые присвоили то, что им не было дано. Теперь я начну рассказывать об этом, насколько я помню, начиная с крайнего Востока всего мира.
26. Законы серов: У серов есть законы, согласно которым они не должны убивать, не должны прелюбодействовать и не должны поклоняться идолам. И во всей стране серов нет ни одного идола, ни одной проститутки, ни одного убийцы и ни одного убитого человека, хотя они тоже рождаются в любое время и во все дни. И даже могучий Марс, стоящий в середине неба, не настолько усиливает свободу серов, чтобы заставить человека проливать кровь своих собратьев железным мечом. Также Венера, находясь в соединении с Марсом, не принуждает ни одного из серских мужчин вступать в половую связь с женой своего соседа или с какой–либо другой женщиной. И все же там есть богатые и бедные, больные и здоровые, правители и подданные, потому что все это отдано во власть Путеводного Знака.
27. Законы брахманов в Индии: Более того, среди индийцев существует закон для брахманов, которых многие тысячи и десятки тысяч, не убивать, не поклоняться идолам, не прелюбодействовать, не есть мяса и не пить вина. И среди них не происходит ничего из этого, и вот, эти люди уже тысячи лет живут по тому закону, который они установили для себя.
28. Другой закон в Индии: В Индии и на той же территории существует другой закон, который распространяется на людей, которые не принадлежат к касте брахманов и не являются последователями их учения. Согласно этому закону, они могут поклоняться идолам, прелюбодействовать, убивать и совершать другие злые поступки, которые брахманы не одобряют. И в той же части Индии есть люди, которые привыкли есть человеческое мясо, как другие народы едят мясо животных. И злые звезды не заставляли брахманов совершать злые и нечистые поступки, так же как благие звезды не побуждали других индийцев не совершать злых поступков. Кроме того, те звезды, которые имеют благоприятное положение в своем надлежащем месте и в человеческих знаках Зодиака, не заставили едоков человеческого мяса прекратить вкушать нечистое и отвратительное мясо.
29. Законы персов: Затем персы сами ввели законы, позволяющие брать в жены своих сестер, дочерей и внучек; некоторые идут еще дальше и берут в жены свою собственную мать. Некоторые из этих персов покинули свою страну и живут в Мидии, в Атропатене, в Парфии, в Египте и во Фригии. Их называют магами. И во всех местах и климатах, где они живут, они живут в соответствии с этим законом, предписанным их отцам. Тем не менее, мы не можем сказать, что у всех магов и других персов Венера находится в доме Сатурна с Луной и Сатурном в ее секторах и в присутствии Марса. Есть много частей парфянской империи, где мужчины убивают своих жен, братьев и сыновей и не несут никакого наказания. Однако у римлян и греков каждый, кто убивает одного из них, наказывается смертью, потому что он сделал себя глубоко виновным.
30. Законы гелов: Среди гелов женщины сеют и жнут, строят дома и выполняют все виды ручной работы. Они не носят яркую одежду или обувь и не пользуются ароматическими маслами. Никто не упрекает их, если они прелюбодействуют с незнакомцами или вступают в половую связь со своими домашними рабами. Но мужья гелских женщин носят яркие одежды, украшают себя золотом и драгоценными камнями и пользуются ароматными маслами. Однако они ведут себя так не из изнеженности, а из–за закона, который у них есть. И все мужчины любят охотиться и воевать. И все же мы не можем сказать, что у всех женщин гелов Венера находится в Козероге или в Водолее, в злополучном положении. Мы также не можем сказать, что у всех гелских мужчин Марс находится в Овне с Венерой, место, о котором написано, что тогда рождаются храбрые, но женоподобные мужчины.
31. Законы бактрийцев: Среди бактрийцев, которых называют кушанами, женщины любят носить прекрасную мужскую одежду, много золота и красивые украшения. И рабы и рабыни оказывают им больше услуг, чем их мужьям, и они ездят на лошадях, украшенных золотом и драгоценными камнями. Теперь эти женщины не остаются целомудренными, но вступают в сношения со своими рабами и с иностранцами, которые приезжают в эту страну. Их мужья не упрекают их в этом, и они не боятся, потому что кушаны имеют своих жен в госпожах. Тем не менее, мы не можем утверждать, что у всех бактрийских женщин Венера с Марсом и Юпитером в доме Марса, в середине неба, ситуация, при которой рождаются богатые и прелюбодейные женщины, которые всеми способами господствуют над своими мужьями.
32. Законы ракамеев, эдессян и арабов: У ракамеев не только убивают неверную жену, но наказывают даже ту, кто подозревается в прелюбодеянии.
33. Законы в Хатре: В Хатре существует закон, согласно которому каждый, кто крадет мелочь, хотя бы воду, наказывается побитием камнями. Кушанцы плюют в лицо любому, кто совершил кражу такого рода. У римлян каждого, кто украл какую–нибудь мелочь, бичевали, а затем отпускали на свободу. На дальнем берегу Евфрата, на Востоке, ни один человек, которого называют вором или убийцей, не станет сильно сердиться. Но если мужчину обвиняют в том, что он вступал в половую связь с мальчиками, он мстит сам себе и даже не гнушается убийством.
34. Законы… …среди… мальчики… и закон не обвиняет их. Далее, по всему Востоку тех, кого открыто поносят (за это) и кто известен как таковой, убивают их отцы и братья, и обычно они даже не сообщают о их могилах.
35. Таковы были законы народов Востока. Однако на Севере, на территории германцев и их соседей, красивые мальчики служат мужчинам в качестве жен, и тогда тоже устраивается свадебный пир. Они не считают это постыдным или вызывающим недовольство из–за того, что среди них действует закон. И все же невозможно, чтобы все те в Галлии, кто виновен в этом позоре, имели Меркурий в своем рождении вместе с Венерой в доме Сатурна, на Марсовом поле и в западных знаках Зодиака. Ибо в отношении мужчин, рожденных под созвездием, написано, что они будут постыдно использованы, как если бы они были женщинами.
36. Законы бритонов: Среди бритоноов многие мужчины вместе берут одну жену.
37. Законы парфян: У парфян один мужчина берет много жен, и все они в целомудрии подчиняются его приказу, потому что в этой стране действует закон.
38. Законы амазонок: У всех амазонок, у всего народа, нет мужей, но, подобно животным, они покидают свою территорию раз в год, весной, и пересекают реку. И когда они пересекают его, они устраивают большой пир на горе. Затем мужчины из тех мест приходят и проводят с ними две недели, вступая с ними в половую связь, и женщины зачинают их, а затем возвращаются в свою страну. И когда они рожают детей, они выставляют детей мужского пола и воспитывают детей женского пола. Теперь очевидно, что поскольку все они были зачаты в один и тот же месяц, то по законам природы все они также произведут на свет в один и тот же месяц, немного раньше или немного позже. И, как мы слышали, все они сильны и воинственны. И все же ни одна из звезд не может спасти всех маленьких мальчиков, которые рождаются, от выставления.
39. Книга Халдеев: В Книге Халдеев написано, что, когда Меркурий находится с Венерой в доме Меркурия, это порождает скульпторов, художников и менял, но, когда они находятся в доме Венеры, они производят парфюмеров, танцоров, певцов и поэты. Но во всей области тайитов, сарацин, в Верхней Ливии, среди мавританцев, в стране нумидийцев, которая лежит в устье Океана, во Внешней Германии, в Верхней Сарматии, в Испании, во всех странах к северу от Понта, во всем регионе алан, среди албанцев, и среди Сасайе, и в Брусе, который лежит напротив Дуру, никто не видит скульпторов, или художников, или парфюмеров, или менял, или поэтов. Влияние Меркурия и Венеры бессильно на окраинах всего мира. Во всей Мидии, когда люди умирают, их бросают собакам, даже когда в них еще есть жизнь, и собаки едят мертвецов всех средств массовой информации. Тем не менее, мы не можем сказать, что все мидяне рождаются, когда Луна стоит вместе с Марсом в Раке для них, днем под землей. Ибо так написано, что рождаются те, кого едят собаки. Всех индусов, когда они умирают, сжигают в огне, и их жен сжигают заживо вместе с ними в большом количестве. Но мы не можем утверждать, что у всех сожженных жен индусов есть рождение, в котором Марс с Солнцем находится во Льве, ночью под землей, при обстоятельствах, при которых рождаются люди, обожженные огнем. Все германцы умирают от удушения, кроме тех, кто пал на войне. И все же невозможно, чтобы у всех германцев в рождении были Луна и Гора между Марсом и Сатурном.
40. Во всех местах, каждый день и каждый час люди рождаются с разной природой, но законы людей сильнее судьбы, и они ведут свою жизнь в соответствии со своими обычаями. Судьба не заставляет серов совершать убийства, если они этого не хотят, а брахманов есть мясо; она не мешает персам жениться на своих дочерях и сестрах, индусам быть кремированными, мидийцам быть съеденными собаками, парфянам жениться на многих женах, бритонцам — множеству мужчин, берущих одну жену вместе, жителям Эдессы — жить целомудренно, грекам — заниматься гимнастикой, …римлянам постоянно завоевывать новые территории, галльским мужчинам вступать в половые сношения друг с другом, а амазонкам не воспитывать своих маленьких мальчиков. Его рождение не заставляет ни одного человека на окраине мира упражняться в искусстве Муз. Но, как я уже говорил, в каждой стране и каждой нации люди пользуются свободой, присущей их природе, как им заблагорассудится. И все же они подвластны Судьбе и Природе из–за тела, которым они наделены, иногда по своему желанию, а иногда вопреки ему; ибо в каждой стране и в каждой нации есть богатые и бедные, хозяева и слуги, здоровые и больные, как это происходит с Судьбой и их рождением. выпасть на долю каждого человека.
41. Тогда я сказал ему: О отец Бардесан, ты убедил нас в этом, и мы знаем, что это правда. Однако тебе также известно, что халдеи утверждают, что земля разделена на семь частей, называемых климатами, и что один из Семи правит каждой из этих частей, и что в каждой из этих областей правит воля его правительства и называется законом? 42. Он ответил мне: Во–первых, ты должен знать, сын мой Филипп, что халдеи изобрели это учение, чтобы укрепить свое заблуждение. Даже если земля разделена на семь частей, все же в каждой из этих частей содержится много законов, которые отличаются друг от друга. Ибо мы не видим в мире семи законов по числу Семи Звезд, ни двенадцати по числу знаков Зодиака, ни тридцати шести по числу десятичных звезд, но в каждом царстве, в каждой области, в каждом районе и в каждом населенном месте, которые отличаются одно от другого. Ты, конечно, помнишь, я говорил тебе, что в одном климате индусов есть люди, которые не едят мясо животных, и другие, которые едят человеческое мясо. Затем я рассказал тебе о персах и магах, которые не только женятся на своих дочерях и сестрах в климате Персии, но и в каждом месте, куда они приезжали, они соблюдали закон своих отцов и соблюдали тайные практики, которые они передали им. Помни также о многих народах, которых я назвал тебе, живущих по всему миру, не в одном климате, но во всех ветрах и во всех климатических зонах, которые не знакомы с искусствами, которые дают Марс и Венера, когда они находятся в соединении. Если бы законы зависели от климата, этого не могло бы произойти, но очевидно, что их образ жизни совершенно иной, потому что они очень мало видят других людей.
43. Подумай, сколько мудрых людей отменили законы своей страны, которые не казались им хорошими, и сколько законов было отменено, потому что этого требовала необходимость. Подумайте, сколько царей, завоевав чужие страны, отменили действующие там законы и установили те, которые они хотели. И когда это произошло, ни одна из звезд не смогла соблюдать законы, как ты можешь наблюдать в своем собственном окружении. Недавно римляне завоевали Аравию и отменили все существовавшие там законы, особенно обрезание, которое было их обычаем. Ибо человек по своей суверенной свободной воле подчиняется закону, возложенному на него другим, который также обладает суверенной свободной волей. Но я скажу тебе и еще кое–что, более убедительное, чем все остальное, для глупцов и неверующих: все евреи, принявшие закон Моисея, обрезают своих детей мужского пола на восьмой день, не дожидаясь появления звезд и не считаясь с местным законом. И звезда, которая управляет климатом, в котором они находятся, не имеет над ними принудительной власти. Но живут ли они в Эдоме или в Аравии, в Греции или в Персии, на Севере или на Юге, они соблюдают закон, возложенный на них их отцами. И очевидно, что они делают это не из–за своего гороскопа, ибо невозможно, чтобы на восьмой день, когда они обрезаются, Марс находился в таком положении по отношению ко всем евреям, что на них обрушилось железо и пролилась их кровь.
44. Где бы они ни были, они не поклоняются идолам и в один день недели они и их дети отпускают всю работу отдыхать, они не строят и не путешествуют, они не покупают и не продают. Они также не убивают никаких животных в субботу, не разжигают никакого огня и не выносят приговора. И среди них не найдется никого, кому Судьба поручила бы обратиться в суд и добиться своего в субботу, или сделать то же самое, и это будет предъявлено против него, или снести его дом или построить его заново, или сделать хоть что–то из того, что все это делают люди, которые не получили этот закон. У них есть и другие заповеди, благодаря которым они ведут жизнь, отличную от жизни других людей, хотя и в этот день они зачинают детей, рождаются, болеют и умирают, ибо над этим человек не властен.
5. В Сирии и Эдессе существовал обычай самоистязания в честь Тараты, но, когда царь Абгар пришел к вере, он приказал отрубить руку каждому мужчине, который кастрировал себя. И с того дня и по сей день никто не выхолащивает себя на территории Эдессы.
46. Что мы скажем о новом народе из нас, христиан, которого Мессия своим пришествием заставил возникнуть во всех местах и во всех климатах? Ибо вот, все мы, где бы мы ни были, зовемся христианами по одному имени Мессии. И в один прекрасный день, в первый день недели, мы собираемся вместе и в назначенные дни воздерживаемся от пищи. И наши братья, которые живут в Галлии, не вступают в брак с мужчинами, и те, кто живет в Парфии, не женятся на двух женщинах, и в Иудее они не обрезаны. Наши сестры среди гелов и кушан не вступают в сношения с иностранцами, и те, кто живет в Персии, не женятся на своих дочерях. Те, кто живет в Мидии, не убегают от своих мертвецов, не хоронят их заживо и не бросают на съедение собакам. Те, кто живет в Эдессе, не убивают своих жен или сестер, совершивших прелюбодеяние, но больше не имеют с ними ничего общего и оставляют их на суд Божий. И те, кто живет в Хатре, не забивают камнями воров. Но в каком бы месте они ни находились и где бы они ни оказались, местные законы не могут заставить их отказаться от закона их Мессии, и Судьба Путеводных Знаков не заставляет их делать то, что для них нечисто.
47. Но болезнь и здоровье, богатство и бедность, то, что не зависит от их свободной воли, настигает их, где бы они ни были. Как свобода человечества не подчиняется руководству Судьбы этих Семи, и когда она подвергается ему, может противостоять его влиянию, так и этот человек, как он предлагает себя нашему взгляду, не может немедленно освободиться от власти своих Руководящих Знаков, ибо он раб и в подчинении. Ибо, если бы мы могли делать все, мы были бы всем, но, если бы в наших силах было ничего не делать, мы должны были бы быть инструментами других. И все же, если Бог пожелает, все может произойти беспрепятственно, ибо нет ничего, что могло бы противостоять этой великой и святой воле. Даже те, кто думает, что могут противостоять Ему, делают это не по своей воле, а по нечестию и заблуждению. Теперь это может длиться недолго, потому что Он кроток и позволяет всем существам существовать по–своему и жить в соответствии с их собственной свободной волей.
(6.9.32) Итак, теперь пришло время рассмотреть также аргументы астрологов против халдейской секты, я имею в виду тех, кто исповедует это вредное шарлатанство как научное исследование. И мои доказательства по этому вопросу я представлю вам от того, кто по рождению сириец и довел свои исследования до высшей точки халдейской науки. Этого человека зовут Бардесан, и в его Диалогах со своими спутниками записано, что он говорил следующее:
(6.10.1) По закону природы человек рождается, получает питание, достигает зрелости, зачинает детей, ест, пьет и спит, стареет и умирает: и это касается каждого человека и каждого неразумного животного.
(2) А что касается других живых существ, которые обладают только животной душой и полностью зарождаются половым актом, то они почти полностью развиваются по ходу природы. Лев плотояден и мстит, если его ранят: и поэтому все львы плотоядны и мстят. Овцы–ягнята едят траву и не прикасаются к мясу, а если их ранят, не мстят: и характер каждого ягненка одинаков.
(3) Скорпион ест землю и причиняет вред тем, кто не причинил ему вреда, поражая ядовитым жалом: и все скорпионы имеют одинаковый злой нрав. Муравей по природе знает о наступлении зимы и, трудясь в течение всего лета, запасает себе пищу: и все муравьи работают подобным образом.
(4) Пчела делает мед, а также питается им: и все пчелы следуют одному и тому же образу жизни. И я мог бы представить вам много видов животных, которые, будучи неспособными отступить от своей собственной природы, могли бы вызвать у вас много удивления. Но я думал, что из приведенных примеров я дал достаточное доказательство того, что все другие животные в соответствии с общностью или разнообразием природы, данной каждому, по необходимости хорошо переносятся.
(5) Но только люди, имеющие в качестве своей особой привилегии ум и вытекающий из него разум, в том, что у них есть общего, следуют природе, как я сказал ранее, но что касается их особого дара, то они не управляются природой.
(6) Ибо даже не все они едят одну и ту же пищу: одни питаются, как львы, а другие, как ягнята; у них нет единого стиля одежды; среди них нет ни одного обычая, ни одного закона гражданского общества, ни одного импульса желания вещей: но каждый человек выбирает себе жить для себя по своей собственной воле, не подражая своему ближнему, за исключением того, что он выбирает сам.
(7) Ибо его свобода не подлежит рабству, и, если когда–либо он добровольно станет рабом, это также является частью его свободы, что он может быть добровольным рабом.
(8) Сколько людей, и особенно среди аланов, едят сырое мясо, как дикие звери, не пробуя хлеба, и не потому, что у них его нет, а потому, что они не желают! Другие, подобно ручным животным, не чувствуют вкуса мяса: одни едят только рыбу; в то время как другие никогда не пробуют рыбу, даже если они голодают. Кто–то пьет воду, кто–то вино, а кто–то крепкий алкоголь.
(9) Короче говоря, между людьми существует большая разница в еде и питье, поскольку они различаются даже в употреблении овощей и фруктов. Более того, некоторые, как скорпионы и как аспиды, наносят вред, не будучи ранеными; и некоторые, как другие животные, мстят, когда их ранят; и другие опустошают, как волки, и крадут, как ласки; в то время как другие, как ягнята и козлы, преследуются людьми, имеющими сходные чувства к самим себе, и не причиняют вреда. к тем, кто причиняет им вред. Некоторые также называются хорошими, а некоторые плохими, а некоторые справедливыми.
(10) Откуда мы можем понять, что человек не совсем ведомый природой (ибо какого рода, скажем мы, его природа?): но ведется одним путем в соответствии с природой, а другим — в соответствии с волей. Поэтому он подвергается похвале, порицанию и осуждению в вопросах, зависящих от воли: но в вопросах, зависящих от природы, он обладает иммунитетом от порицания не из жалости, а по причине.
А потом он говорит:
6.10.11-48 (11) Люди принимали разные законы в каждой стране, некоторые писаные, а некоторые неписаные: из которых я упомяну некоторые, согласно тому, что я знаю и помню, начиная с начала мира.
6.10.12 (12) Среди серов закон гласит, что никто не должен убивать, ни прелюбодействовать, ни красть, ни поклоняться истуканам: и в этой очень большой стране вы не увидите ни храма, ни блудницы, ни предполагаемой прелюбодейки, ни вора, привлеченного к ответственности, ни убийства, ни убитого человека.
6.10.13 (13) Ибо среди них ни одна свободная воля человека не была принуждена ни огненной планетой Марс в середине неба убить человека мечом, ни соединением Венеры с Марсом вступить в брак с женой другого человека, хотя, конечно, Марс был в середине неба каждый день, и серы рождались каждый день и каждый час.
6.10.14 (14) Среди индийцев и бактрийцев есть много тысяч так называемых брахманов, которые, согласно традиции своих предков и их законам, не совершают убийств, не поклоняются изображениям, не вкушают животной пищи и никогда не опьянеют, поскольку они никогда не пробуют вина или крепких напитков, не общаются со злом, но посвящают себя Богу; в то время как другие индейцы виновны в убийствах, блуде и пьянстве, поклоняются изображениям и почти во всем следуют судьбе.
6.10.15 (15) Но в том же климате Индии есть определенное племя индийцев, которые выслеживают чужеземцев, попадающихся на их пути, приносят их в жертву и едят; и ни благосклонные звезды не удерживали их от кровопролития и незаконных браков, ни злонамеренная сила не принуждала брахманов творить зло.
6.10.16(16) У персов было законно жениться на их дочерях, сестрах и матерях: и эти нечестивые браки персы практиковали не только в той стране и в том климате, но и у любого из них, кто мигрировал из Персии, те, кого называют маги, продолжают практиковать то же самое беззаконие, передавая передавали одни и те же законы и обычаи своим детям по очереди.
(17) И их все еще много в Мидии и в Египте, и во Фригии, и в Галатии. И все же, несомненно, Венера не была найдена в областях и домах Сатурна, а Марс находился в тесном сотрудничестве с Сатурном, в местах рождения всех из них.
6.10.18-20 (18) Среди гелов принято, чтобы женщины обрабатывали землю, и строили дома, и выполняли всю работу, и общались с кем пожелают, и мужчины не порицали их; и никого не называют прелюбодейкой, потому что все они трудолюбивы, и общаются со всеми, и особенно с незнакомцами.
(19) Гелские женщины не надушиваются и не носят крашеных одежд, но все босиком, хотя гелские мужчины украшают себя мягкой одеждой различных цветов, носят золотые украшения и сами благоухают, и это не из–за какой–либо женственности в других отношениях, ибо они храбры и очень воинственны, и много внимания уделял охоте.
(20) И не всем гелским женщинам выпало обнаружить дурное влияние Венеры в Козероге или в Водолее, и не всем их мужчинам выпало иметь пафианскую богиню с Марсом в Овне, где, как говорят халдейские ученики, рождаются те, кто одновременно храбр и роскошен.
6.10.21 (21) У бактрийцев женщины пользуются всевозможными изысканными украшениями и всевозможными духами, и им оказывают больше внимания, чем мужчинам, служанки и юные пажи: они с большим блеском разъезжают верхом и украшают своих лошадей большим количеством золота и драгоценных камней: они не целомудренны, но супруги беспорядочно общаются со своими рабами и с незнакомцами, имея иммунитет в этом отношении, и не обвиняются своими мужьями, над которыми они в некотором роде доминируют. И все же, конечно, любящая смех Афродита не находится в своих собственных краях в срединном небе с Зевсом и Аресом при каждом рождении женщин в Бактрии.
6.10.22 (22) Но в Аравии и Осроене не только прелюбодеек предают смерти, но даже тех, кого подозревают, не отпускают без наказания.
6.10.23 (23) У парфян и армян убийц казнят, иногда судьи, а иногда кровные родственники убитого. И если какой–либо мужчина убьет свою жену, или бездетного брата, или незамужнюю сестру, или сына или дочь, его никто не обвинит, таков закон в тех странах; но у греков и римлян убийцы своих родственников подвергаются большему наказанию.
6.10.24 (24) У хатранцев тот, кто крадет что–либо, стоящее обола, забивается камнями, у бактрийцев на того, кто крадет мелочь, плюют, у римлян его жестоко избивают: ибо таковы их законы.
6.10.25-26 (25) От реки Евфрат и до Океана на Востоке тот, кого поносят как убийцу или вора, нисколько не возмущается: но тот, кого поносят за содомию, мстит за себя даже до смерти: среди греков, однако, даже их мудрецов не винят за то, что у них есть фавориты.
(26) На том же Востоке те, кто подвергается оскорблению, если об этом становится известно, предаются смерти братьями, или отцами, или родственниками, и не считаются достойными погребения под открытым днём.
6.10.27 (27) Среди галлов молодые люди вступают в брак открыто, не рассматривая это как повод для порицания, из–за закона среди них. И все же, возможно, не всем в Галлии, которые таким нечестивым образом терпят оскорбление, выпало на долю иметь утреннюю звезду с Меркурием, заходящую в домах Сатурна и областях Марса в их родных местах.
6.10.28 (28) В Британии у многих мужчин одна и та же жена: но в Парфии у многих жен один муж, и все они целомудренны и послушны ему согласно закону.
6.10.29 (29) У всех амазонок нет мужей, но, подобно животным существам, раз в году, примерно в день весеннего равноденствия, они выходят за пределы своих границ и вступают в связь с мужчинами соседних стран, считая это своего рода праздником: и, зачав от них, они возвращаются домой, и согласно закону, природа обязательно рожает детей в одно время года, и рождающихся самцов они выставляют, но воспитывают самок: и они воинственны, и внимательны к гимнастическим упражнениям.
6.10.30 (30) Меркурий в соединении с Венерой в домах Меркурия создает моделистов, художников и банкиров; но в домах Венеры — парфюмеров, или мастеров пения, и актеров драматических поэм.
6.10.31 (31) Среди таинов и сарацин, и во внутренней части Ливии, также среди мавров, и среди кочевников у устья Океана, и в дальней части Германии, и во внутренней области Сарматии, и в Скифии, и во всех народах на севере Понта, и во всей Алании, и Албании, и Отене, и Саунии, и в Хрисе не видно ни одного банкира, ни лепщика, ни живописца, ни архитектора, ни геометра, ни мастера пения, ни актера драматических стихов; но характер, вытекающий из действия Меркурия и Венеры, отсутствует во всем этом кругообороте мира.
6.10.32 (32) Все мидяне выбрасывают еще дышащие трупы собакам, которых они заботливо выращивают: однако не все они имеют Марс с Луной в Раке под землей при их рождении днем.
6.10.33 (33) Индийцы сжигают своих мертвецов, и вместе с ними сжигают своих жен с их собственного согласия: и, конечно, у всех индийских женщин, которых сжигают заживо, нет Солнца с Марсом, во Льве, или в области Марса, под землей при их рождении ночью.
6.10.34 (34) Большинство германцев умирают от удушения, и, конечно же, у большинства немцев Луна и час их рождения не перехвачены Сатурном и Марсом.
6.10.35 (35) В каждой нации, каждый день и с любым видом рождения рождаются люди: но закон и обычай преобладают в каждом подразделении человечества благодаря свободной воле человека. Таким образом, их рождение не заставляет сереев убивать против их воли, или брахманов есть мясо, или персов воздерживаться от незаконных браков, или индийцев перестать сжигаться, или мидийцев перестать быть съеденными собаками, или парфян отказаться от многоженства, или женщин в Месопотамия перестать быть непорочными, или греков прекратить заниматься атлетическими упражнениями с обнаженным телом, или римлян прекратить править, или галлов отказаться от женственности, или других варварских народов общаться с теми, кого греки называют Музами. Но, как я уже говорил, каждая нация и каждый человек пользуется своей собственной свободой так, как он хочет и когда он хочет, а также является рабом своего рождения и природы, которая облекает его плотью, иногда согласно его воле, а иногда вопреки его воле.
6.10.36 (36) Ибо везде и в каждой нации есть богатые и бедные, правители и управляемые, здоровые и больные, каждый по жребию своего рождения.
— Эти доводы, о Бардесан, — сказал я, — полностью убедили меня. Но астрологи говорят, что эта земля разделена на семь зон, и что одна из семи звезд управляет каждой зоной; и что различные законы не были приняты людьми для себя, но воля каждой правящей звезды преобладает в его собственной области и рассматривается теми, кто находится под его властью, как закон.
6.10.37 (37) Он ответил: — Этот их ответ, о Филипп, неверен. Ибо, хотя земля разделена на семь зон, тем не менее, мы находим много различий в законах в одном и том же разделении. Ибо нет ни семи законов, соответствующих семи звездам, ни двенадцати, соответствующих знакам Зодиака, ни тридцати шести, соответствующих деканам, но бесчисленных законов.
6.10.38 (38) Ты также должен помнить то, что я говорил ранее, что в том же климате и в том же регионе Индии есть индийцы–каннибалы, и есть те, кто воздерживается от животной пищи; также, что маги женятся на своих дочерях не только в Персии, но и в каждой стране, где они могут жить, соблюдая законы их предков и обряды посвящения в их мистерии.
6.10.39 (39) Кроме того, мы привели список многих варварских народов, живущих на Юге, Западе, Востоке и Севере, то есть в разных климатах, которые не имеют никакого отношения к науке Гермеса.
(40) Как ты думаешь, сколько мудрецов отменили плохо составленные законы? И сколько законов было отменено из–за того, что они были невыполнимы? Сколько царей после обретения власти над народами изменили законы, которые были до их времени, и установили свои собственные? И все же ни одна из звезд не утратила своего подобающего положения.
6.10.41 (41) Вчера римляне, став хозяевами Аравии, изменили законы варваров. Ибо одна свободная воля следует за другой свободной волей. Но сейчас я изложу тебе факт, который может убедить даже недоверчивых.
6.10.42-43 (42) Евреи, получившие закон через Моисея, все проливали кровь своих детей мужского пола, обрезая их на восьмой день, не дожидаясь появления звезды, не уважая влияние климата и не подчиняясь никакому закону чужой страны: но будь они находятся в Сирии, или Галлии, или Италии, или Греции, или Парфии, или где бы они ни были, они совершают этот обряд.
(43) И это не зависит от рождества, поскольку у всех евреев не могут быть одинаковые натальные звезды. Более того, каждый седьмой день, где бы они ни находились, они воздерживаются от всякой работы, не путешествуют и не пользуются огнем: и Его рождество не обязывает еврея строить или разрушать дом, работать, покупать или продавать в день субботний, хотя в тот же день евреи рождают и рождаются, заболевают и умирают: ибо это вещи, не зависящие от свободной воли.
6.10.44 (44) В Сирии и Осроене многие калечили себя в честь Реи: после этого царь Абгар одним махом приказал, чтобы у тех, кто отрезает половые органы, также были отрублены руки, и с тех пор никто в Осроене не калечил себя.
6.10.45 (45) А что мы скажем о секте христиан? Ибо мы, придерживающиеся этих мнений, возникли во множестве в разных странах, в каждой нации и регионе, и, хотя нас много, мы зовемся одним именем.
6.10.46 (46) И ни в Парфии христиане, хотя они и парфяне, не практикуют многоженство, ни в Мидии не бросают своих мертвецов собакам, ни в Персии, хотя они и персы, не женятся на своих дочерях, ни среди бактрийцев и галлов они не заключают противоестественных союзов, ни поклоняются ли те, кто в Египте, Апису или собаке, козлу или кошке? Но где бы они ни были, их не одолевают плохо составленные законы и обычаи, и их рождение, регулируемое их правящими звездами, не заставляет их практиковать зло, запрещенное их учителем, но они подчиняются болезням, бедности, страданиям и предполагаемому позору.
(47) Ибо, как свободный человек нашей идеи не принужден быть рабом, и, даже если он принужден, сопротивляется тем, кто принуждает его, так и человек, которого мы считаем рабом, не может легко вырваться из своего подчинения.
(48) Ибо, если бы мы могли делать все, мы сами были бы всем, точно так же, как, если бы мы ничего не могли делать, мы были бы инструментами, как я уже говорил, других, а не хозяевами самих себя. Но с Божьего одобрения все возможно и непреодолимо; ибо ничто не может противостоять Его воле. Ибо даже то, что, кажется, сопротивляется, сопротивляется только потому, что Он добр и позволяет каждой природе иметь свою собственную привилегию и свою свободу воли.
F 4 Moses Chorenensis, Historiae Armeniacae (Whiston W. & G.), 2, 58-63
О роде Аравелеан, откуда он происходит
В его дни также и Аравелеаны, аланского племени, родственники Сатиник, прибывшие вместе с нею, были возведены в (отдельный) род и в нахарарство Армянской страны, в качестве сородичей великой царицы. При Хосрове, сыне Трдата, они вступают в свойство с неким храбрым воителем, пришедшим из (Страны) басилов.
О постижении знаний в дни Арташеса
Так как в дни Арташеса было свершено много дел, то мы и распределили их по многим главам, дабы длинные рассказы не были в тягость читателям. Эта же последняя глава предназначена как бы для упоминания всего остального, что имело место во времена Арташеса. Ибо хотя Валаршаком и другими нашими древними царями было введено множество прекрасных порядков и обычаев, как мы о том рассказали в предшествующих главах, но они, занятые набегами и нашествиями, упустили важнейшие умения и знания. Они либо пренебрегали этими знаниями, либо же не постигали их, скажем, смену иедель, месяцев и годов. В их времена не ведали о таких вещах, которые у других народов были давно приняты: не было ни судоходства по озерам страны, ни передвижений по рекам, ни снастей для рыболовства; и не всюду возделывалась земля, но мало где. По примеру северных стран пробавлялись сырым мясом и другой подобной (пищей). Все это восполняется при Арташесе.
О смерти Арташеса
Прекрасен рассказ Аристона из Пеллы о кончине Арташеса. В то время иудеи отпали от римского царя Адриана и под водительством некоего разбойника по имени Баркоба, то есть «Сын звезды», стали сражаться с епархом Руфом. По своим делам он был преступник и убийца, но кичился, ссылаясь на свое имя, якобы явился с небес как спаситель их от притеснения и плена. И сражался он так упорно, что, глядя на него, прекратили выплачивать дань римлянам также Сирия, Месопотамия и вся Персия. К тому же пронесся слух, будто Адриан заболел проказой. Но наш Арташес не отступился от него.
В это же самое время Адриан прибыл в Палестину и покончил с повстанцами, осадив их в небольшом городке близ Иерусалима. Затем он повелел выслать весь иудейский народ из родной стороны, чтобы они даже издали не могли видеть Иерусалим. Сам же отстроил Иерусалим, разрушенный Веспасианом, Титом и им самим, и назвал его «Гелией», по своему имени, ибо Адриан действительно звался Солнцем. Он заселил город язычниками и христианами, коих епископом был некто Марк. Около этого времени он послал большую рать в Ассирию, а нашему Арташесу приказал идти в Персию со своими зигостатами. При нем служил секретарем тот муж, который оставил нам эту историю; он встретил Арташеса в Стране маров, в местности, называемой Сохундом.
Арташесу довелось заболеть в Маранде, в аване Бакуракерт, и отправить некоего Абело, родовладыку рода Абелеанов, человека ловкого, льстивого и лживого, по его собственной просьбе в Еризу области Екелеац, в храм Артемиды, просить у идолов исцеления и долгой жизни. Но тот не успел еще вернуться, как настала кончина Арташеса. И (повествователь) описывает, как много людей погибло при смерти Арташеса: любимые жены, наложницы, верные слуги, и сколь разнообразны были почести, оказанные телу согласно обычаям цивилизованных, а не варварских народов. Гроб, повествует он, был из золота, ложе и одр — из тонкого полотна, мантия, облегающая тело, — золотого шитья. Корона покоилась на голове, золотое оружие было сложено перед ним. Ложе окружали сыновья и толпа сородичей, а за ними тянулись сановники и военачальники, родовладыки и сонм нахараров вместе с полками воинов; все — в полном вооружении, как если бы шли на войну в боевом порядке. Впереди трубили в медные трубы, позади (шли) одетые в черное голосистые девушки и женщины–плакальщицы, а вслед — толпы простонародья. Так проводили его и погребли. А вокруг могилы совершались добровольные смерти, как мы уже говорили выше. Будучи столь любимым нашей страной, он процарствовал сорок один год.
Царствование Артавазда и изгнание им братьев и сестер; его смерть в иносказательном описании
После Арташеса царствует его сын Артавазд; он изгоняет из Айрарата всех своих братьев в области Алиовит и Арбераии, дабы они не проживали в Айрарате, в царских имениях. Оставляет при себе одного лишь Тирана в качестве наследника, ибо у него не было сына. Спустя немного времени после вступления на престол, проехав через мост города Арташата к истокам Гина на охоту на кабанов и онагров, он приходит в смятение от какого–то умопомрачительного видения и, блуждая на коне, падает в глубокую яму и, провалившись, исчезает.
Певцы Голтна передают о нем такую легенду: когда у смертного одра Арташеса, по языческому обычаю, погибло много людей, он возроптал, говорят, и молвил отцу: «Вот ты уходишь и уносишь с собой всю страну; над кем же мне царствовать в этих развалинах?» В ответ Арташес проклял его, сказав: «Если ты поскачешь на охоту вверх по склонам Азатн Масиса, пусть тебя схватят нечистые и повлекут вверх по склонам Азатн Масиса; там да пребудешь и света да не увидишь!»
Оказывают об этом и старухи, будто заточен он в какой–то пещере, скованный железными цепями. И две собаки непрестанно грызут эти цепи, и он рвется выйти и положить миру конец. Но от звона кузнечных молотов, говорят, его оковы крепнут. Поэтому и в наши времена многие кузнецы, следуя легенде, по воскресным дням трижды или четырежды бьют по наковальне, дабы укрепились, как говорят, цепи Артавазда. Но в действительности было так, как мы сказали выше.
Иные же говорят, что при его рождении с ним приключилось нечто, а именно, считают, что он был заколдован женщинами из потомства Аждахака, почему и Арташес их нещадно преследовал. То же самое певцы в легенде излагают так: «Драконеродные выкрали младенца Артавазда и заменили его демоном». Но мне представляется справедливой молва, что он как родился одержимым, так и скончался в одержимости. Царство же унаследовал его брат Тиран.
О Тиране
Тиран, сын Арташеса, вступил на престол Армении в третьем году правления персидского царя Пероза Первого. Ему не приписывают каких–либо великих деяний, но лишь то, что он верно служил римлянам; он пребывал в мире, предаваясь, как повествуют, охоте и развлечениям. У него было два коня, легче Пегаса и неимоверно быстрых, которые, казалось, летели по воздуху, а не ступали по земле. Некий Датаке, князь из рода Бзнуни, выпросив разрешение поездить на них, хвалился, что он превзошел роскошью царя.
Приходят к нему (ответвившиеся) в давние времена члены его рода Аршакуни, которые проживали в краях Хаштеанка, и говорят: «Расширь наши наследственные уделы, ибо нам тесно, мы сильно размножились». Тогда он велит некоторым из них перебраться в области Алиовит и Арберани. А они осаждают царя с еще большими жалобами, мол, нам стало еще теснее. Но Тиран их не слушает и постановляет: не предоставлять им новых наследственных уделов, а те, что у них имеются, — поровну разделить между ними. Когда произвели раздел по числу людей, оказалось, что уделы проживающих в Хаштеанке меньше, поэтому многие из них перешли в области Алиовит и Арберани.
Говорят, в его дни жил юноша из рода Андзеваци, человек возвышенный во всем, по имени Ерахнаву. Он женился на последней из жен Артавазда, привезенной из Греции. И так как Артавазд был бездетен, то царь отдал Ерахнаву весь его дом. Ибо о нем была молва как о муже отменном, умеренном в желаниях плоти и во всем остальном, о человеке добропорядочном. Он пришелся царю по душе, и тот пожаловал ему второй престол, который занимал Артавазд, и вверил ему начальство над восточной ратью, оставив при нем одного из своих приближенных — некоего перса Дрваспа, бывшего в свойстве с нахарарами Васпуракана и одаренного им званом Татеоном вместе с агараками и большим виноградником, орошаемым каналом, проведенным из озера Гайлату. Сам же царь отправился в края Екёлеаца и устроил свой царский двор в аване Чрмес. Он царствовал двадцать один год в спокойствии и умер в дороге под снежным обвалом.
О Трдате Багратуни и именах прежних представителей его рода
Некий Трдат из рода Багратуни, сын Смбатухи, дочери храброго Смбата, был мужем бесстрашным и сильным, маленького роста и на вид невзрачным. Царь Тиран женил его на своей дочери Еранеак. Та возненавидела своего мужа Трдата, дулась и ворчала с утра до вечера, сетуя на то, что–де она — высокородная красавица — вынуждена жить с худородным уродом. Однажды Трдат, разъярившись, жестоко ее избил и, отрезав ее золотистые кудри и выдрав пряди волос, велел уволочь ее и выкинуть из комнаты. Сам он, отложившись, направился в недоступный край маров, и когда достиг Сюнийской страны, до него дошла молва о смерти Тирана. Услышав это, он остановился там.
Однажды Бакур, родовладыка сюнийцев, приглашает его на ужин. И когда возбужденный вином Трдат видит очень красивую женщину по имени Назиник, которая наигрывала перстами, он, исполнившись похоти, говорит Бакуру: «Отдай мне эту наемницу». А тот отвечает: «Не отдам, ибо она моя наложница». Трдат же, схватив женщину, привлекает ее к себе на кресло и начинает вожделенно ласкать, подобно молодому необузданному любовнику. Бакур в порыве ревности вскакивает, чтобы отнять ее у него. Но Трдат, поднявшись на ноги и действуя вазой для цветов как оружием, сгоняет сотрапезников с их кресел. Зрелище напоминало истребление поклонников Пенелопы некиим новым Одиссеем или борьбу лапифов с кентаврами на свадьбе Перифоя. Так он добрался до своего обиталища, тотчас вскочил на коня и вместе с наложницей отправился в Спер. Зря мы повели рассказ об этом похождении похотливого мужа.
Надобно тебе знать, что когда род Багратуни покинул веру своих предков, он прежде всего приобрел варварские прозвания — Бюрат, Смбат и тому подобные наименования — лишившись первоначальных имен Багадиа, Тубиа, Сенекиа, Асуд, Сапатиа, Вазариа, Енанос, какими их называли до отступничества. И мне кажется, что имя, которое Багратуни произносят как Багарат, — это Багадиа, Асуд — это Ашот, таким же образом Вазария (превратился) в Вараза, как и Шамбат — в Смбата.