Глава третья

Отсутствие Лелегов в троянском Каталоге. Пространство занимаемое Киликийцами и Пеласгами. Три Ларисы, из которых Гомер упоминает о той, что подле Кумы. Основание Кумы. Пеласги - большой странствующий народ. Царь Пеласгическиии Пиас. Эолийские города: Эги, Темн, Мирина и др. Кумы-главный эолийский город. Знаменитые Кумцы.
1) Так как между Лелегами и Киликийцами с одной стороны и Троянцами с другой существует таковое родство, то ищут причины, почему в "Каталоге" не упоминаются и Киликийцы. Вероятно, оставшиеся в живых немногие Киликийцы сражались под предводительством Гектора, когда вожди их были перебиты, и города опустошены. Действительно об Еетионе и сыновьях его говорится, что они погибли до счета:
"Нашего отца умертвил божественный Ахилл и разрушил город Киликийцев, Ѳиву с высокими воротами. Семь братьев моих, которые находились в домах, все в один день отправились в Ад, так как всех их умертвил быстроногий божественный Ахилл".
Равным образом Киликийцы, состоящие под начальством Минета потеряли своих вождей и город:
"Он умертвил Минета и Епистрофа и разрушил город божественного Минета".
Гомер изображает Лелегов участвующими в битвах, потому что он говорит так:
"У моря находятся Карийцы, Пеоны с кривыми луками, Лелеги и Кавконы".
В другом месте:
"Он поразил копьем Сатния, сына Энопа, которого родила непорочная нимфа Неида Энопу, пасущему быков на берегах Сатниоента".
Лелеги не до такой степени вымерли, чтобы быть не в состоянии образовать самим какой-нибудь отряд, тем более, если царь их оставался невредимым:
"Алта, который владычествует над воинственными Лелегами".
Город также не был совершенно разрушен, потому что поэт прибавляет:
"Владея высоким Педасом на Сатниоенте".
Тем не менее Гомер опускает их в "Каталоге", находя отряд их недостаточно большим, чтобы быть занесену в "Каталог", или же помещая и их в числе подвластных Гектору воинов, благодаря их родству с последними. Поэтому Ликаон, брат Гектора, говорит так:
"Меня родила на короткий век мать Лаоѳоя, дочь старца Алты, который владычествует над воинственными Лелегами".
Такие сведения могут быть сообщены о Лелегах с некоторою вероятностью.
2) Можно сделать также только вероятное предположение в том случае, если кто-нибудь станет искать у Гомера точного определения той границы, до которой простирались Киликийцы, Пеласги и между ними жившие так называемые Кетеи, подчиненные Еврипилу. О Киликийцах и подчиненных Еврипила мы сообщили, сколько было можно, между прочим и то, что область их лучше всего определяется Каиком. Как из сказаний Гомера, так и вообще из истории можно с вероятностью заключить, что Пеласги жили непосредственно за Киликийцами. У Гомера говорится так:
"Гиппоѳой вел племена Пеласгов, копейщиков, которые населяли плодородную Ларису; предводительствовали ими Гиппоѳой и Пилай, потомок Арея, два сына пеласга Леѳа Тевтапида"
Слова эти указывают на значительную численность Пеласгов, потому что поэт говорит не о племени, но о племенах; прячем местом жительства их считается Лариса. Так как Ларис много, то здесь необходимо разуметь одну из соседних; вероятнее всего принять ту, что подле Кумы, потому что из трех Ларис одна, расположенная подле Гамаксита, находится совсем в виду Илиона и очень близка к нему, именно в двухстах стадиях от Илиона. Вот почему выражение поэта, что Гиппоѳой пал в борьбе за труп Патрокла "далеко от Ларисы"[1] было бы неправдоподобно, если бы речь шла об этой Ларисе; гораздо более оно приличествует той Ларисе, что подле Кумы, потому что расстояние до этого города от Илиона определяется почти в тысячу стадий. Третья Лариса - деревня Ефесии па равнине Каистрии; говорят, что некогда это был город с храмом Аполлона Ларисайского, лежавший ближе к Тмолу, чем к Ефесу, так как от последнего он отстоит па сто восемьдесят стадий, и поэтому его можно считать деревней Меонов. Усилившиеся впоследствии Ефесцы отняли ее у Меонов, которых мы называем теперь Лидийцами; поэтому Ларисою Пеласгов может быть названа скорее та, а не эта Лариса. Кроме того относительно Каистрийской Ларисы мы не имеем никакого надежного свидетельства, что она уже существовала во время Троянской войны, равно как мы не имеем подобных сведений и относительно Ефеса. Напротив о Ларисе, соседней с Кумами, свидетельствует вся история Эолян, начинающаяся немного позже Троянской войны.
3) Рассказывают, что на том море, где теперь Кума, поселились Эолийцы, вышедшие из Локрской горы Фрикия, что над Ѳермопилами. Здесь нашли они Пеласгов, ослабленных Троянской войной, но все еще занимавших свою Ларису, которая удалена от Кумы стадий на семьдесят; возвели против Пеласгов укрепления, которые еще и теперь носят название Новой Стены и находятся в тридцати стадиях от Ларисы. Вернувшись оттуда, Эолийцы построили Куму, где и поселили оставшуюся часть отряда. По имени Локрской горы Кумы, равно как и Лариса, названы были Фриконидою. Теперь здесь пустыня. Что Пеласги были народ многочисленный, ясно видно из следующих свидетельств другого источника. Так Менекрат Елаитский в трактате "О сооружениях", замечает, что все нынешнее Ионийское побережье, начиная от Микале, занято было первоначально Пеласгами, так же как и соседние острова. Лесбийцы рассказывают, что они во время Троянской войны находились под властью Пилая, которого Гомер изображает начальником Пеласгов; по имени его будто бы и гора у Лесбийцев носит название Пилая. Равным образом жители Хия виновниками своих поселений называют Пеласгов из Ѳессалии. Вообще этот народ, много странствовавший и склонный к переселениям, достиг большего могущества и затем быстро упал, преимущественно во время выселения в Азию Эолян и Ионян.
4. Нечто особенное случилось с Ларисайцами Каистрийскими, Фриконидскими и наконец Ѳессалийскими: земли всех их образовались из наносов рек: у одних Каистра, у других Герма, у третьих Пенея. Говорят, что в Ларисе Фриконидской почитанием пользуется Пиас, который, как рассказывают, будучи правителем Пеласгов, влюбился в родную дочь Ларису и за изнасилование её понес наказание. Увидевши отца наклонившимся над бочкой с вином, Лариса взяла его за ноги и опрокинула в бочку. Таковы рассказы из времен древних.
5) К Эолийским городам следует прибавить еще Эги и Темн, родом откуда Гермагора, автор трактатов о риторике. Самые города расположены на горном хребте, который тянется над Кумаей, землями Фокейцев и Смирнейцев, где течет Герм. Недалеко от этих городов находится Магнезия под Сипилом, город, объявленный Римлянами свободным. И этот город поврежден недавними землетрясениями. В противоположную сторону по направлению к реке Каику считается от Ларисы через Герм до Кумы семьдесят стадий, от Кумы до Мирины сорок, и столько же от Мирины до Гриния и от Гриния до Елаи. По свидетельству Артемидора, за Кумою следуют Ады, а в сорока стадиях оттуда мыс, называемый Гидрою, и образующий Елаитский залив вместе с противоположным мысом Гарматунтом. Ширина входа в залив около восьмидесяти стадий, вошедши в залив и отдалившись на шестьдесят стадий от мыса Гарматунта, мы подходим к эолическому городу с гаванью, Мирине, далее следует Гавань Ахейцев, где стоят двенадцать жертвенников богам; дальше находится городок Гриний, святилище Аполлона, древнее прорицалище и роскошный храм из белого мрамора, до него считается сорок стадий, а семьдесят до Елаи, имеющей гавань и стоянку для кораблей царей Атталов. Елая основана Менесѳеем и Аѳинянами, пришедшими с ним к Илиону. О местностях, следующих дальше, каковы Питана, Атарней и некоторые другие, было сказано прежде.
6) Наибольший и наилучший эолийский город - Кума; он же вместе с Лесбом - метрополия почти всех остальных городов, числом около тридцати; из них исчезли только немногие. Над Кумцами смеются за их наивность, после нижеследующего, как иные рассказывают, происшествия: только триста лет спустя после основания города они начали собирать портовую пошлину, прежде же народ не пользовался этим доходом; поэтому и сложилась молва, будто Китейцы только тогда впервые заметили, что город их лежит у моря. Есть еще и другой рассказ. Однажды они взяли взаймы деньги на счет государства и отдали под залог портики; потом, когда они не уплатили в срок, им воспрещены были прогулки в портиках, впрочем во время дождя кредиторы, побуждаемые стыдом, приглашали Кумцев через глашатаев входить под портики. Так как глашатай кричал: "входите под портики", то сложилась молва, что Кумцы не понимают, что в дождь необходимо входить под портики, пока не убедят их в этом воззваниями. Человек бесспорно замечательный родившийся в этом городе, Ефор, ученик оратора Исократа, написал историю и книгу "Об изобретениях". Раньше его жил поэт Гезиод, который сам рассказывал, как отец его Дий переселился к Беотянам, покинувши Эолическую Куму.
"Он жил подле Геликона в жалкой деревне, Аскре, суровой зимою, тягостной летом, никогда неблагоприятной" *).
Относительно происхождения Гомера из Кумы мнения расходятся, так как об этом многие спорят. Говорят, что название города произошло от Амазонки, подобно тому как Мирина названа от Амазонки, погребенной на Троянской равнине под Батиеей: "холм, который люди называют Батиеей, а бессмертные могилой быстрой в бегу Мирины"[2]. Впрочем и Ефор подвергается остроумной насмешке за то, что он не умеет упомянуть о событиях на родине рядом с перечисляемыми событиями прочих городов; так не желая пройти Куму молчаньем, он только замечает: "в это самое время Кумцы пребывали в покое". Описавши Троянский и вместе Эолийский берег, мы должны затем обратиться к материку, простирающемуся до Тавра, причем будем сохранять тот же порядок.


[1] XVII, 301.
[2] Ил. II, 814.