2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛУТАРХА

Огромное собрание разнородных сочинений, охватывающее все написанное Плутархом за вычетом "Жизнеописаний", цитируется в научной литературе под названием "Moralia".
В точном значении термин "Moralia" приложим, правда, лишь к ограниченному числу трактатов Плутарха, объединенных в этом собрании.
Широта умственных интересов Плутарха и громадное тематическое разнообразие его "Нравственных сочинений" делают обзор их нелегким делом. Даже исключив из рассмотрения все те сочинения, принадлежность которых Плутарху является сомнительной, мы будем иметь 104 произведения разного размера (не считая отрывков).
Исходя из литературной формы, этические трактаты Плутарха часто делят на диалоги, диатрибы [1], послания, или письма, и собрания материалов. Недостаток этой классификации, не говоря уже о ее формалистичности, заключается в том, что у Плутарха старые формы художественной прозы оказываются весьма зыбкими и текучими. Таким образом, решающее значение приобретает предметный принцип, на основе которого и можно выделить следующие группы сочинений Плутарха.
1. Сочинения, посвященные вопросам этики, которые отчетливее всего выражают взгляды Плутарха в этой области ("Moralia" в собственном смысле).
В самых ранних произведениях этого типа, имеющих часто характер риторических упражнений, разбирается значение в человеческих делах двух сил, сравнительная оценка которых была уже задолго до Плутарха излюбленной темой публичных декламаций: ἀρετή (добродетель, доблесть) и τύχη (судьба, случайность). Плутарх разбирает эту проблему применительно к Александру Македонскому, к римскому государству и к афинянам в трех речах: "О счастье или доблести Александра Великого", "О счастье римлян", "О том, были ли афиняне больше прославлены в войне или мудрости". О взаимоотношениях между пороком и добродетелью и о различных видах больших и малых пороков идет речь в многочисленных диатрибах, составляющих в совокупности целую систему практической этики.
Особую группу образуют рассуждения о семейных добродетелях: диатрибы "О братской привязанности", "О любви к детям", изложенное в виде письма рассуждение "Брачные наставления" и диалог "О любви".
Рядом с этими произведениями следует поставить "утешающие" сочинения, например: "Об изгнании", "Утешение, обращенное к жене", имеющее форму письма, отправленного по получении известия о смерти дочери, и другие.
2. Сочинения на политические темы, к которым относятся, например, "Политические наставления", "Должны ли старики участвовать в государственной деятельности", "О монархии, демократии и олигархии" и другие.
Теоретически Плутарх отдает предпочтение монархическому государственному устройству по сравнению с демократией и олигархией. Но вместе с тем у него часто чувствуется благоговейное уважение к старым республиканским идеалам, и для характеристики расточительности и жестокости Домициана и Нерона он нашел краткие, но сильные формулировки ("Попликола", 15; "Антоний", 87). Именно такие мотивы плутарховских трудов сделали его в новое время воспитателем многих поколений европейских республиканцев.
3. Сочинения, в которых Плутарх разъясняет свои основные философские позиции в области этики. Не будучи самостоятельным мыслителем, прокладывающим новые пути, склоняясь к эклектизму, он тем не менее стремится с помощью собственных аргументов защитить избранные им взгляды.
Полемический характер имеют многочисленные произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков. С эпикурейцами Плутарх спорит в диалоге "О невозможности жить счастливо, следуя Эпикуру", в диатрибах "Против Колота" и "Правильно ли изречение: Живи незаметно?".
Маркс неоднократно подчеркивает недостаточное понимание Плутархом философии Эпикура; говоря о выступлениях Плутарха против теологии Эпикура, он указывает, что "полемика эта не является чем-то единичным, но характерна для определенного направления, очень отчетливо выражая отношение теологизирующего рассудка к философии" и что "неправильна вообще точка зрения Плутарха, когда он привлекает философию пред судилище религии" [2].
Полемике против стоических учений посвящены диалоги "Об общих понятиях", диатрибы "О противоречиях стоиков" и "О том, что стоики говорят вещи более парадоксальные, нежели поэты".
Некоторые диалоги затрагивают вопросы душевной жизни животных; эти диалоги пронизаны пифагорейскими взглядами и направлены против психологических учений стоической школы.
Свои философские воззрения Плутарх излагает частью попутно, полемизируя с представителями иных течений, частично же в виде толкований на сочинения Платона или трактатов, посвященных отдельным философским проблемам, например "Платоновские изыскания".
4. Сочинения, в которых Плутарх излагает свое представление о мире и его законах в плане космологии с религиозным оттенком, и о божественных и демонических силах, действующих в мире. Эта существенная для понимания Плутарха сторона его мировоззрения отражена в так называемых "Дельфийских диалогах".
Желанием связать собственные размышления о божестве и о вселенной с учениями, шедшими из эллинистического Египта, с мифами и культами, восходящими еще ко времени фараонов, продиктован и трактат "Об Исиде и Осирисе", важный для истории греко-египетских верований. Личную точку зрения Плутарха на религиозность и суеверие выражает небольшая диатриба "О суеверии".
5. У Плутарха имеются также произведения, посвященные естествознанию и точным наукам. Например, диалог "О лице на диске луны" чрезвычайно поучителен для истории астрономических и физических воззрений греков. К этому же разделу можно отнести и диалог "Гигиенические наставления".
6. Диалог "О музыке" - ценнейший источник для истории античной музыкальной культуры, основанный на трудах Аристоксена (IV в. до н. э.) и Александра Полигистора (I в. до н. э.). Характерно для Плутарха восхищение старинной простой музыкой и убеждение в сознательном самоограничении древних музыкантов, знавших все лады, но пользовавшихся лишь некоторыми и бывших поклонниками ритма настолько, же, насколько позднейшие музыканты увлекаются мелодией.
7. Филологические произведения - комментарии к Гомеру, Гесиоду, Арату, Никандру. Эти произведения сохранились в отрывках, лишь постольку, поскольку они были использованы схолиастами. В виде извлечения дошло до нас "Сравнение Аристофана и Менандра" и характерное для беотийского патриотизма Плутарха рассуждение "О злонравии Геродота".
8. Произведения историко-антикварного содержания, представляющие собою, собственно говоря, лишь собрание материалов, не связанных в художественное целое; многие из них использованы и в "Жизнеописаниях".
Исключительно интересны для античного фольклора "Римские проблемы" и "Греческие проблемы".
9. Сочинения в форме описания пиров, затрагивающие вопросы быта, этики, эстетики, грамматики, литературы, искусства, истории, естествознания, - "Застольные проблемы в 9-ти книгах" и "Пир семи мудрецов".
10. Особняком стоит произведение, являющееся собранием новелл, не связанных между собою ничем, кроме некоторых сходных мотивов, указание на которые содержится уже в самом заглавии: "О доблестях женщин".
Вторая группа произведений Плутарха, которая более всего прославила его имя, - это его "Сравнительные жизнеописания".
Сохранилось 46 парных биографий; при перечислении их мы следуем традиционному порядку наших изданий: Тесей и Ромул, Ликург и Нума, Солон и Валерий Попликола, Фемистокл и Камилл, Перикл и Фабий Максим, Алкивиад и Марций Кориолан, Тимолеонт и Эмилий Павел, Пелопид и Марцелл, Аристид и Катон Старший, Филопемен и Тит Квинктий Фламинин, Пирр и Марий, Лисандр и Сулла, Кимон и Лукулл, Никий и Красс, Серторий и Евмен, Агесилай и Помпей, Александр и Цезарь, Фокион и Катон Младший, Агид и Клеомен и братья Гракхи (тетрада), Демосфен и Цицерон, Деметрий Полиоркет и Антоний, Дион и Брут.
К этому списку следует прибавить непарные жизнеописания Артаксеркса II, Арата, Гальбы, и Отона, каждое из которых представляет собою обособленное и законченное целое. Композиция их отличается от обычной схемы других биографий. Таким образом, сохранилось 50 биографий. Ряд жизнеописаний потерян: Эпаминонд, любимый исторический герой беотийца Плутарха, Леонид, Аристомен, младший Сципион, Диофант. Погибли также биографии поэтов Кратета и Пиндара и биография Геракла.
При соединении своих героев в пары Плутарх не придерживается какой-нибудь неизменной системы. Иногда он сопоставляет действительных или предполагаемых современников (Солон и Попликола, Филопемен и Тит Фламинин), иногда же ставит рядом людей разных эпох: обычно при этом живший раньше предшествует тому, кто жил позднее, но бывает и наоборот (Серторий и Эвмен). Сходство политических задач заставляет его соединить в одном большом целом Агида и Клеомена с Тиберием и Гаем Гракхами. Все же основным соображением, которым руководствуется в этих случаях Плутарх, является одинаковость характера и судьбы, совершенно независимо от хронологии и конкретной исторической обстановки.
Во многих случаях пара биографий замыкается особой главой, в которой сопоставляются оба героя - грек и римлянин, причем подчеркиваются их сходные черты и различия между ними, а свойства их характеров и поступки получают оценку - положительную или отрицательную [3].
Тетрада: Агид и Клеомен и братья Гракхи имеет одно общее сравнение.
Такой метод сравнительного оценочного сопоставления очень распространен как в античной риторике, так и в различных областях античной науки. Самые эти сравнения обнаруживают источники, точки зрения и идеи, весьма характерные для философии Плутарха, и поэтому нельзя считать обоснованными неоднократно высказывавшиеся мнения о более позднем происхождении плутарховских сравнений.
Хронология плутарховского творчества представляется во многом неясной. Лишь в отдельных случаях можно датировать те или иные произведения с известной уверенностью.
К молодости Плутарха обычно относят некоторые небольшие его сочинения, входящие в состав "Нравственных сочинений" и больше других отмеченные риторическим характером (например декламации "О счастье или доблести Александра Великого" или "О счастье римлян"; написанными в старости считают его трактаты, излагающие систему демонологии, в частности "Дельфийские диалоги"; тогда же написаны и некоторые политические трактаты и "Застольные проблемы". Основная масса биографий составлена, по-видимому, между 110 и 115 гг., когда Плутарх был уже знаменитым писателем и моралистом; они задуманы как одно целое; биографии Тесея и Ромула написаны последними. ("Тесей", I).


[1] Под «диатрибой» следует понимать особый вид диалога с воображаемым противником: беседу ведет один человек, отражая возможные возражения; особенным успехом этот жанр пользовался у киников.
[2] См. К. Маркс. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., Госполитиздат. 1956, стр. 24.
[3] Это — так называемые сравнения (συνκρίσεις).