4. ЛИКУРГ

Другим сподвижником Демосфена был Ликург. Он происходил из рода Этеобутадов, в котором было наследственным жречество Афины и Посейдона. Продолжая традицию своих предков, Ликург был сторонником демократии. Древние считали, что он был несколько старше Демосфена Умер Ликург в 324 г. до н. э. Учился он у Платона, затем у Исократа. Подобно Демосфену, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы стать настоящим оратором. Он изучал сочинения Гомера, трагиков, был знаком с творчеством Тиртея.
Ликург интересовался преимущественно внутренней, а не внешней политикой. Все же он принимал участие в посольстве, отправленном афинянами в Пелопоннес с целью отвлечь пелопоннесские государства от Филиппа (343 г.). После битвы при Херонее он, по словам Демосфена (Письма III, 2) сгал более видным лицом среди афинских деятелей. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что Александр требовал выдачи Ликурга. Деятельность Ликурга относится главным образом к последнему периоду его жизни, особенно начиная с 388 г., когда он в качестве казначея ведал финансами Афин. В этой должности он пробыл 12 лет. Результаты его управления афинскими финансами, сильно расстроенными войной с Македонией, были блестящи. Ликург заботился и о поднятии боеспособности сухопутных и морских сил Афин, занимался и вопросами воспитания юношества; при нем были исправлены городские укрепления, достроен театр Диониса на южном склоне Акрополя, были воздвигнуты бронзовые статуи трагиков; исправленные экземпляры их трагедий сданы на хранение в государственный архив, чтобы с ними можно было сличать исполняемый актерами текст.
Ликург стяжал себе репутацию честнейшего человека. Благодаря уважению, которым он пользовался, одного его слова бывало достаточно для разрешения спорных правовых вопросов. В своих выступлениях он всегда стремился к восстановлению справедливости; так, например, он обвинял незадачливого стратега - виновника поражения, нарушителя брака, оскорбителя религии. Обычно обвинения Ликурга достигали своей цели. Всеми почитаемый, Ликург не раз удостоивался увенчания венком. После смерти Ликурга в Афинах была воздвигнута в его честь статуя, а его наследникам, по особому постановлению, были даны почетные привилегии. Список законов, проведенных Ликургом, был установлен на Акрополе.
Античность насчитывала 15 речей Ликурга, но до нас дошла только одна - против Леократа от 331/30 г. Леократ, афинский гражданин, при первом же известии о Херонейской битве бежал на остров Родос, захватив все свое имущество, и стал распространять там небылицы о взятии Афин и осаде Пирея. Затем, покинув Родос, он поселился в Мегаре, не рискуя являться в Афины. Живя в Мегаре, Леократ стал заниматься коммерцией. Через пять лет он решился, наконец, вернуться в Афины, надеясь на то, что афиняне за давностью забыли его проступок. Но Ликург обвинил его в измене отечеству. Неприглядность поступка Леократа была очевидна, но юридически к нему не подходил закон об изменниках. Тогда Ликург решил дело следующим образом: если к Леократу неприменимы существующие законы, то само постановление судей восполнит законодательство. Ликург потребовал для Леократа смертной казни. Леократ едва спасся, благодаря тому, что голоса судей разделились поровну.
Судя по речи против Леократа, Ликург был учеником Исократа: торжественное спокойствие ему ближе, чем порывистая взволнованность-Демосфена, но общий стиль Ликурга гораздо грубее, чем у Исократа. Тем не менее Ликург обладал большой ораторской силой, искренней страстностью и способностью убеждать слушателей, благодаря своей тонкой, строгой, и вместе с тем эффектной логике.
Кроме речи "Против Леократа", из речей Ликурга до нас дошло еще некоторое количество фрагментов.


Ссылки на другие материалы: