3. ГИПЕРИД

Гиперид, сподвижник Демосфена, еще при жизни многими ценился высоко как оратор; впоследствии же родосская школа ставила его даже выше Демосфена.
Годом рождения Гиперида считают 389 г. до н. э. Подобно Демосфену Гиперид вышел из среднезажиточной семьи. Учился он у Исократа, а также, как уверяют, и у Платона.
Из политических речей Гиперида самая ранняя - речь, обвиняющая стратега Автокла в измене (360 г.) Одним из обвинителей в этом процессе был Аполлодор, известный нам из речей Демосфена.
Выступление Гиперида против продажности Филократа, который после своего бегства из Афин был заочно присужден к смертной казни (343 г.), выдвинуло Гиперида в первые ряды сторонников антимакедонской политики и привело его к сближению с Демосфеном. При разгоревшейся между амфиктионами и делосцами распре относительно управления делосским святилищем ареопаг назначил Гиперида послом и оратором, отклонив кандидатуру Эсхина. В своей "Делосской речи" Гиперид успешно защищал права Афин; он помогал родному городу не только красноречием, но и деньгами; так, он содействовал снаряжению триер против Филиппа. В морском походе для оказания помощи Византию он лично принимал участие. Когда афиняне удачно отразили натиск Филиппа, Гиперид предложил увенчать Демосфена за его патриотическую деятельность золотым венком (см. выше). В битве при Херонее Гиперид не участвовал: как член Совета, он в тот год не нес военной службы. При известии о поражении, по предложению Гиперида, было принято постановление народного собрания о мерах защиты отечества. Аристогитону, приводившему возражения юридического порядка, Гиперид ответил: "Оружие македонян заслоняет мне свет, так что я уже не могу вглядываться в законы". Известен и другой его ответ: "Не я автор этого постановления, а битва при Херонее".
После заключения мира, когда оратор Демад, опираясь на македонскую партию, предложил почтить Эвтикрата, одного из олинфских изменников, званием афинского проксена, Гиперид, протестуя, выступил с речью против Демада. Македонское золото было бессильно перед неподкупностью Гиперида: "Смотрите не на то, резок ли я или нет, а на то, что я резок безвозмездно", - сказал он как-то афинянам, раздраженным его горькими словами. Разгромив Фивы, Александр потребовал выдачи главных афинских деятелей, среди них и Гиперида.
В процессе Гарпала Гиперид, вопреки своим дружественным отношениям с Демосфеном, занял враждебную позицию, будучи убежден, что Демосфен, тайно сговорившись с Гарпалом, продался Александру и тем самым свел на нет усилия афинян, опозорив и себя и своих сподвижников. После бегства Демосфена Гиперид возглавил афинских патриотов. Он принимал деятельное участие в восстании, вспыхнувшем в Элладе после смерти Александра, добровольно уступая при этом руководящую роль Леосфену. Будучи отправлен послом в Пелопоннес и встретив там Демосфена, Гиперид примирился с ним. По истечении первого года войны Гиперид был избран для произнесения эпитафия в честь павших, в том числе и Леосфена. После поражения афинян и союзного войска Гиперид вместе с другими руководителями антимакедонской партии бежал из Афин, но попал в руки македонян и был казнен. Тело его было брошено без права погребения. По одним известиям, Гипериду перед казнью вырезали язык, по другим - он, будучи схвачен, сам откусил себе язык, чтобы не выдать ничего.
Древние насчитывали до 77 речей Гиперида, но в подлинности приблизительно одной трети из них сомневались.
Позднейшие сторонники чистой аттической речи ("аттикисты") считали произведения Гиперида (как и Лисия) образцом простоты и естественности, а некоторые из аттикистов ставили Гиперида не только наравне с Демосфеном, но даже выше него. Цицерон с уважением упоминает Гиперида вместе с Демосфеном. Мессала Корвин (I век до н. э.) перевел на латинский язык его речь в защиту гетеры Фрины. Автор трактата "О возвышенном" ставит вопрос: что предпочтительнее - возвышенное ли при некоторых недостатках (как у Демосфена) или же посредственное, но свободное от ошибок (как у Гиперида), иными словами: тот ли, кто имеет большее количество достоинств, или тот, чьи достоинства выше? Все эти отзывы показывают, что античные авторы считали Гиперида одним из лучших аттических ораторов.
Дионисий особенно отмечает ловкость адвокатского подхода Гиперида к теме, сказывавшуюся как в аргументации, так и в общей диспозиции его речей.
По дошедшим до нас отрывкам произведений Гиперида и по свидетельствам древних авторов мы можем составить представление об этом ораторе. Несмотря на превосходное владение искусством речи, Гиперид был далек от стеснительных правил школьной риторики, мало заботясь об украшении речи "фигурами". Но именно его непринужденность, простота изложения и свободное построение предложений, видимо, и нравились утонченным знатокам литературы. Большая свобода была у Гиперида и в выборе слов, в котором он гораздо менее осторожен, чем Лисий. Он охотно пользовался меткими выражениями, которые в изобилии находил в народном разговорном языке; в этом отношении он пошел дальше Демосфена, приближаясь к комедийному словоупотреблению.
Однако составить полное представление о творчестве Гиперида непосредственно по его произведениям затруднительно, так как (в противоположность наследию других ораторов, входящих в "Канон") ни одна из его речей не дошла до нас полностью. Кроме цитат у древних авторов, лишь в египетских папирусах сохранились фрагменты его "Эпитафия" и пяти судебных речей: 1) "За Эвксениппа", 2) "За Ликофрона", 3) "Против Демосфена", 4) "Против Филиппида", 5) "Против Афиногена".
"Эпитафий", или "Надгробная речь" в память афинских воинов, павших в бою под Ламией в 323 г., очень интересен как литературное произведение, по своей искренности и глубокому чувству совершенно отличное от шаблонного характера надгробных речей. Очень своеобразно то, что в этом произведении покойный предводитель афинского войска, Леосфен, выведен в обществе героев троянской и греко-персидских войн. Весьма существенна и политическая сторона речи: Гиперид выступает как определенный противник монархии Александра Македонского.


Ссылки на другие материалы: