Древние обычаи спартанцев

Τα παλαιά των Λακεδαιμονίων επιτηδεύματα

Автор: 
Переводчик: 
Источник текста: 
Издательство: Наука, Ленинград. 1990 г. Плутарх - Застольные беседы

{1} [f] 1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает: "Ни одно слово не выходит за них". {2}
{1 В большинстве рукописей этот заголовок отсутствует.}
{2 «...не выходит из них». — См. Ликург, 12; Заст. бес. 697 e и примеч.}
2. Больше всего спартанцы ценят так называемую черную похлебку, так что старые люди даже не берут свой кусок мяса, но уступают его юношам. Говорят, что сицилийский тиранн Дионисий купил спартанского повара и приказал ему, не считаясь ни с какими расходами, приготовить такую похлебку. Однако, попробовав, он с отвращением ее выплюнул. Тогда повар сказал: "О царь, чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях". {3}
{3 «...в физических упражнениях». — См. Ликург, 12, где изложение несколько короче (нет упоминания о физических упражнениях, а сам эпизод связан не с Дионисием; а с одним из понтийских царей.}
3. На своих спсситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. [237] Им вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело н бесстрашно ходить по дорогам по ночам. {4}
{4 ...по ночам. — Эти сведения восходят к Ксенофонту (Лаконское государство, V 7).}
4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы. {5}
{5 ...добиваться победы. — См. Ликург, 16; Isocrates Panathenaicus, 209, где рассказано о своеобразной спартанской «евгенике» (уничтожение слабых и безобразных детей).}
5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным [b] гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело. {6}
{6 ...умащать тело. — Натирание после бани тела растительным (чаще всего оливковым) маслом входило в древности обязательным элементом туалета зажиточного человека. Ср. Ликург, 16; Ксенофонт, Лаконское государство, II 4.}
6. Молодые люди спали совместно по илам и агелам {7} на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать. {8}
{7 ...по илам и агелам... — Агела (буквально «стая») — подразделение мальчиков; ила — группа подростков. В каком отношении друг к другу были эти подразделения, сказать трудно.}
{8 ...способно согревать. — Этот параграф почти дословно вошел в биографию Ликурга (гл. 16).}
7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы [с] телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав. {9}
{9 ...лишался гражданских прав. — Этот апологетический экскурс находится в противоречии со многими фактами, сообщаемыми Плутархом и другими авторами. О платонической любви спартанцев к красивым юношам см. также: Ликург, 18; Ксенофонт, Лаконское государство, II 12 сл.; Элиан, Пестрые рассказы, III 10 и 12.}
8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки. {10} Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению. {11}
{10 ...придумывал отговорки. — Сообщение восходит к Ксенофонту (Лаконское государство, II 10).}
{11 ...еще большему поношению. — Ср. Ксенофонт, Лаконское государство, VI 2.}
9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию. [d]
10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. {12} Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.
{12 ...в их присутствии. — См. выше изречение Телекла (Изр. спарт. 232 В).}
11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать [e] мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного. {13}
{13 ...не прикажет... ничего дурного. — См. Ксенофонт, Лаконское государство, VI 2.}
12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться. {14}
{14 ...не останавливаться. — Место восходит к Ксенофонту (Лаконское государство, II 629) и Исократу (Isocrates Panathenaicus, 211—214), ср. Ликург, 17.}
13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. [f] Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют. {15}
{15 ...грузность и полнота этому препятствуют. — Мысль, заимствованная у Ксенофонта (Лаконское государство, II 5—6), повторяется в биографии Ликурга (Ликург, 17).}
14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их [238] мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.
15. Было три хора: каждый во время праздников представлял определенный возраст. Хор старцев, начиная, пел:

Когда-то были мы сильны и молоды!

[b] Его сменял хор мужей в расцвете лет:

А мы сильны и ныне. - Хочешь, так попробуй сам.

Третий хор мальчиков подхватывал:

А мы проявим доблесть даже большую! {16}
{16 ...доблесть даже большую! — Эта песня приводится также в биографии Ликурга (Ликург, 21) и в Plu.. De laude ipsius (544 Е).}

16. Темы их маршевых песен побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Их пели хором под звуки флейты во время наступления на врага. Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили [c] подвиги, достойные доброй славы. {17}
{17 ...достойные доброй славы. — О жертвоприношениях Музам см. также: Ликург, 21; Фукидид, V 70; D. Chr. II 31 М, 92 R; Ath. 632 F.}
17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи. {18} [d]
{18 ...сверх положенных семи. — О консерватизме спартанцев и их стремлении сохранить древние лады и правила исполнения музыкальных произведений писали многие. См. выше примеч. к изречению Экирепа (Изр. спарт. 220 С).}
18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего, связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а также плач и рыдания при похоронах. {19}
{19 ...при похоронах. — Об этом Ликурговом законе Плутарх пишет в его биографии (Ликург, 27). Сходное мероприятие, преследующее уравнительные цели, провел в Афинах Солон (Солон, 21). Целью его было обуздать чванство аристократов, нанимавших многочисленных плакальщиц.}
19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, {20} чтобы они не могли приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, [e] не получивших спартанского воспитания.
{20 ...покидать пределы родины... — Этот закон был введен в начале VI в. до н. э., после второй Мессенской войны, и ставил целью не допустить имущественной дифференциации и внутренних противоречий у спартанцев. Ср. Ликург, 27.}
20. Ликург ввел ксеноласию - изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному. {21}
{21 ...чему-либо дурному. — Подробно тому как спартанцам был запрещен выезд за границу, так и иноземцам было запрещено посещать Спарту. Уже находившиеся в стране иностранцы были изгнаны (ксенеласия буквально — «изгнание иноземцев»).}
21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав.
22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни, установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого начала мойру. {22}
{22 ...с самого начала мойру. — Мойрой или морой называли в Спарте подразделение граждан. Согласно Ксенофонту (Лаконское государство, II, 4), вся спартанская пехота состояла из шести мор, каждая из которых делилась на четыре лоха. Примером длительного проживания в Спарте иностранца было пребывание там Алкивиада (415— 412 гг. до н. э.).}
23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было [f] пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил. {23}
{23 ...уходил. — Материал заимствован у Ксенофонта (Лаконское государство, VI 3—4) и Аристотеля (Политика, II 5).}
24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь. {24}
{24 ...скрыть кровь. — См. Ксенофонт, Лаконское государство, II 3; Элиан, Пестрые рассказы VI 6; Val. Max. II 6, 2.}
25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, - то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство. {25}
{25 ...осваивать полководческое искусство. — Следует учитывать, что жертвоприношение сопровождалось угощением участников. Жертва петуха не давала возможности устроить трапезу, а полученный в награду за военную хитрость бык предоставлял спартанцам редкий случай отведать жареного мяса.}
26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать [239] им силы переносить несправедливость.
27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше ничего.
28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть. {26}
{26 ...воинская доблесть. — См. выше, примеч. 4 к изречению Харилла (Изр. спарт. 232 D).}
29. Любители поговорок часто приводят слова:

Не приложивши рук, богов не призывай,

то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а иначе не стоит. {27}
{27 ...иначе не стоит. — Ср. русскую поговорку «на бога надейся, а сам не плошай». Ср. Paroemiographi, II 653.}
30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства. {28}
{28 ...отвратить их от пьянства. — Плутарх неоднократно упоминает этот спартанский обычай (Plu. De virt. 455 Е; Ликург, 28; Деметрий, 1). Ср. также: Платон, Законы, 816 Е.}
[b] 31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать Голос из-за двери.
32. Они пользовались не железными скребками, а делали их из тростника. {29}
{29 ...из тростника... — Скребки (стригили) употребляли для очистки песка, налипшего на тело при борьбе и других гимнастических соревнованиях.}
33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами. {30}
{30 ...вразрез с их законами. — Объяснение Плутарха кажется наивным. Отсутствие в Спарте театральных представлений связано с тем, что появление их в Греции (VI в. до н. э.) совпало с введением в Спарте запрещения гражданам заниматься чемлибо, кроме военного дела. С этого времени в Спарте не стало ни поэтов, ни ученых, и некому было ни сочинять, ни ставить драмы. Ср.: Платон, Законы, 816 сл.}
34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
[c] Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть. {31}
{31 ...новый могу я добыть. — PLG, fr. 6 (v. II, p. 384). Стихотворение дано в переводе В. В. Вересаева. Эта мысль Архилоха встречается и у других древних авторов. См. Гораций, Оды, II 7; Val. Max. VI 3, ext. 1. Рассказ об изгнании Архилоха из Спарты — поздний анекдот.}

35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам.
36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его.
37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой.
38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею. {32}
{32  ...в Пилею. — О местонахождении Пилеи ничего не известно. Смысл отрывка можно восстановить только предположительно. По-видимому, юношам полагалось идти из гимнасия прямо в казарму.}
39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела. {33}
{33 ...с важностью дела. — О краткости речей спартанцев (лаконизме) см. выше — Изр. спарт. 208 С, и др.}
40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики [d] гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли "диамастигосис", и происходило оно каждый год. {34}
{34 ...каждый год. — Диамастигосис (буквально — «бичевание») носил, по-видимому, также религиозный характер и был своеобразной заменой совершавшихся в глубокой древности человеческих жертвоприношений Артемиде (ср.: «Ифигения в Тавриде» Еврипида). Сообщение о бичеваниях мальчиков восходит к Ксенофонту (RL, 2, 9) и повторяется Плутархом в некоторых биографиях (Ликург, 18; Аристид, 17), см. также: Флавий Филострат, Жизнь Аполлония Тианского, VI 20; Цицерон, Тускуланские беседы, II 14.}
41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у них не было. [e] Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению. {35}
{35 ...не стремились бы к накоплению. — О том, что спартанцы не занимались производительным трудом, см. выше: Изр. спарт. 214 А и примечание к этому месту.}
42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему. {36} Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если кто-либо из спартанцев скапливал [f] у себя богатство, накопителя приговаривали к смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано:
{36 ...к худшему. — Наивное объяснение Плутарха не позволяет понять основную причину потери спартанцами господства на море. Главным было воссоздание афинского флота, построенного на деньги Персии, опасавшейся чрезмерного усиления Спарты.}
"Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит". {37} Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями.
{37 «...Спарту погубит». — См.: Агид, гл. 9; D. S. VIII 12, 5; Paroemiographi, I 39, 201.}
Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой. {38} Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники [240] по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив, {39} признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне, хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлений, {40} осмелились не принимать участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в последующие [b] годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить фороса. {41} Они не отступали полностью от Ликурговых установлений, пока их собственные граждане, захватив тиранническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами. Отказавшись от былой славы н свободного высказывания своих мыслей, спартанцы стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались под властью римлян.
{38 ...пользуясь доброй славой. — Идеализация спартанского строя характерна для аристократических писателей и опровергается свидетельствами современников расцвета Спарты. Нарисованная Плутархом картина упадка Спарты также восходит к аристократической традиции, прежде всего к Ксенофонту (Лаконское государство, XIV).}
{39 ...после разрушения Фив... Александр подавил начавшееся после убийства Филиппа II восстание греческих городов и разрушил Фивы, обратив жителей в рабство (335 г. до н. э.).}
{40 ...искры ликурговых установлений... —Эта фраза, и в частности сочетание слов жюрхсб дйбуюжпнфет, сходное с платоновским жюрхсб... дйбуенщубЭнб, указывает на влияние Платона (Законы, 677 В).}
{41 ...не платить фороса. — Коринфский союз, созданный македонским царем Филиппом II после битвы при Херонее (338 г. до н.э.), формально управлялся Союзным советом (Синедрионом), куда входили все греческие государства, кроме Спарты. Эти государства обязаны были вносить в союзную казну взносы (форос). Фактически казной распоряжалась Македония, в руках которой сосредоточилась вся власть.}

Смотри также: