КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК

65-8 гг. до н. э.
Гимны Горация - отнюдь не высокоторжественные религиозно-философские гимны хоровой мелики в стиле Пиндара с их сложным строфическим построением, открывающим целую музыкальную партитуру, до сих пор еще по-настоящему не прочитанную. Непохожи они и на высокопарные ложноклассические оды XVIII в., обычно исполненные придворного сервилизма. Гораций трижды отказывался от роли "римского Пиндара", ссылаясь на отсутствие дара славословия: он уклонился от предложения воспеть подвиги Марка Випсания Агриппы (I, 6), считая это делом поэта Вария, равно как и подвиги Августа, считая, что Меценат превзойдет его в искусстве восхваления (II, 12). В третий раз мы встречаемся с тем же отказом в оде к Юллу Антонию, где он мотивировал отсутствием у него, Горация, пиндарова красноречия. Гимны Горация просты по структуре. Та же обычная, неизменно повторяющаяся мелическая строфа, тот же четкий рисунок и сжатость в лирическом движении, какие мы наблюдаем в прочих одах сборника. Гимн к Вакху - опыт дифирамбического стиля. Гимны не могут, по самой сути этого жанра, обойтись без мифа, но мифы, несмотря на их эпическую природу, трактуются Горацием лирически. Они вкрапляются здесь в виде намеков, отдельных имен, мыслей и образов или врастают в оды как более цельные картины повествовательного порядка, передавая скорее переживания, чем подвиги и поступки героя. Гораций пользуется мифами как иллюстрациями, подтверждающими правоту его мысли, усиливающими убедительность его добрых советов и утешений.