Диомед

    Диоме́д
  •          (греч. Διομήδης). В греч. мифологии:
  •        1. Сын Арея и Кирены, царь племени бистонов во Фракии, кормивший своих хищных кобылиц человеческим мясом. Д. был убит Гераклом, см. Геракл.
  •        2. Сын калидонского царя Тидея, уроженец Этолии, один из эпигонов (см. Адраст). После окончания похода эпигонов он в качестве аргосского царя и наследника своего деда Адраста принял участие в Троянской войне, где его сопровождали верные товарищи Сфенел и Эвриал (см. Адраст). Под Троей он во время отсутствия Ахилла и в битве, и в совете изображен как самый храбрый из всех аргосцев. Воодушевляясь неукротимой мужественной отвагой, при помощи Афины Д. не страшится даже вступать в бой с богами. Он смелым нападением на Гектора дает битве благоприятный оборот, и лишь молния Зевса, упавшая перед его конями, заставляет его отступить назад. Д. первый выступает добровольцем на ночную рекогносцировку, выходит с Одиссеем из лагеря, убивает троянского лазутчика Долона и нападает на фракийского царя Реса в его лагере. По послегомеровскому сказанию, он вместе с Одиссеем подземным ходом проник в троянскую крепость и, убив стражей, похитил кумир Паллады — Палладий, который затем привез в Аргос (по другой версии, кумир был похищен у него Демофоонтом при высадке в Аттике). После взятия Трои Д. благополучно возвратился в Аргос. О дальнейшей его судьбе послегомеровское сказание свидетельствует различным образом. Афродита, разгневавшись на него за то, что он ранил ее под Троей, подстрекнула его жену Эгиалу или Эгиалею, дочь или внучку Адраста, на прелюбодейство с Ипполитом (Кометом или Киллабаром). Поэтому Д. или добровольно, или же будучи изгнанным прелюбодейкой, оставил свое царство и отправился на родину своего отца в Этолию, где жил еще его дед Ойней, который был изгнан из своего царства своим братом Атрием. Д. убивает сына Агрия Эпопея и возвращает престол своему деду, а по другому преданию, передает престол Андремону, см. Андремон. (Некоторые авторы относят этот поход в Этолию к промежутку времени между походом эпигонов и Троянской войной и рассказывают, что Ойней с Диомедом отправился в Аргос.) На обратном пути в Аргос корабль Д., унесенный бурей, прибывает в Италию, в землю давниев. Здесь он оказывает помощь Давну (сыну Ликаона, брату Япига и Певцеция) в его войне против жителей Мессении и в благодарность за это получает в супружество его дочь Эвиппу и управление Давнией. С этой супругой он приживает двух сыновей, Диомеда и Амфинома. Умер он в Давний или в Аргосе, куда возвратился. По другому сказанию, Д. исчез на одном из названных в его честь Диомедовых островов в Адриатическом море, где, по преданию, находился его надгробный памятник. На восточном берегу Италии он, рассказывают, построил несколько городов и святилищ, особенно в честь Афины: Беневент, Аргос Гиппий (Hippium), Брундизий и др. Диомедовы поля (Diomedei campi) в Апулии были названы его именем. В Италии ему поклонялись как полубогу (герою) во многих городах — Аргирипе, Метапонте и др. В Греции его также почитали как полубога. В Аргосе в праздник Афины щит Д. носили вместе с Палладием в торжественном шествии, а его изображение омывали в реке Инахе. Здесь он находится в тесной связи с культом Афины, которая и возвела его в боги, и потому у Гомера поставлен в более близкие отношения к олимпийским богам, чем кто-либо другой из героев.
  •        3. Латинский грамматик IV в. н. э. Написал латинскую грамматику в 3 кн., описывающую части речи, грамматику, стилистику и метрику латинского языка, достаточную для школьного обучения, см. Грамматика.