Геракл

    Геракл
  •          (греч. Ἡρακλῆς, лат. Hercules).
  •        1. Один из пяти идейских Дактилей. Ему были посвящены серебристый тополь или дикая олива и теплые источники, см. Дактили.
  •        2. Высший идеал доблести и силы, национальный герой греков. Родившись от высшего бога Зевса и смертной женщины и будучи одарен могучей силой, Г. исполнил самые тяжелые работы на земле, очистил свет от чудовищ и разного рода бедствий, а затем, поборовшись и повоевав, послужив и пострадав, погрешив и искупив грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия. Его деяния воспевались еще до Гомера в песнях (Гераклеях), так что у Гомера, который для нас представляет древнейший источник, мы находим развитыми все главные черты геркулесовых сказаний. У него, равно как у Гесиода, Г. является чисто греческим героем, с греческим героическим оружием, и его деяния не выходят слишком далеко за пределы Греции. Впоследствии Писандр (650 г. до н. э.) в своей «Гераклее» дал ему вместо обыкновенного оружия палицу, а вместо одежды — львиную шкуру. Круг его сказаний был расширен; Г. стали смешивать с подобными героями других народов и переносить на него их деяния. Греки особенно восприняли финикийские и египетские элементы и по этим восточным представлениям привели подвиги и походы Г. в соотношение с движением солнца. Таким образом, почти все страны известного мира сделались поприщем его деяний и вокруг его имени образовалась такая масса сказаний, какой не встречается ни у одного греческого героя. Все сказания распределяются по периодам жизни следующим образом.
  •          а) Происхождение и рождение Г. Он происходил из рода аргивского царя Персея, его отец — смертный человек Амфитрион, сын Алкая, внука Персея и царь Тиринфа, а Электрион, брат Алкая, был царем Микен. Когда сыновья Птерелая вместе с тафосцами вторглись во владения Электриона, убили в сражении всех его сыновей, за исключением Ликимния, и угнали его стада, Электрион, намереваясь предпринять ради мести поход на тафосцев, передал Амфитриону свое царство и выдал за него свою дочь Алкмену (т. е. сильную). Амфитрион настиг похищенные стада в Элиде, куда их угнали тафосцы. После возвращения оттуда он нечаянно или нарочно убил Электриона и был изгнан Сфенелом, братом Электриона. Амфитрион бежал с женой и с Ликимнием в Фивы, к брату своей матери Креонту, который очистил его от греха и помог ему вместе с некоторыми другими героями завоевать остров Тафос. В Фивах, во время отсутствия Амфитриона, находившегося в походе против тафосцев, Г. был произведен Зевсом (поэтому он называется Фивагеном, «рожденным в Фивах», а по имени отчима — Амфитриониадом). В день, когда Алкмена должна была родить, Зевс похвастался в собрании богов, что сегодня родится муж, который будет царствовать над всеми соседними народами и над мужами того рода, который происходит от Зевса (Персиды). Гера же, возмущенная этой гордой речью, заставила его подтвердить свои слова клятвой и в качестве богини родов устроила так, что в этот день родился не Геракл, а Эврисфей от жены Сфенела. Так Г. попал на службу к Эврисфею, слабейшему мужу Вместе с Г. родился его двойник — брат Ификл, сын Амфитриона. Г. первоначально был героем живших в Фессалии дорийских Гераклидов, которые, после занятия Пелопоннеса, желая узаконить свое насильственное преображение, сделали из него аргосского Персида, будто бы лишенного своего законного права на эту страну. В Фивы Г. попал отчасти через дорийских Гераклидов, отчасти при помощи культа Аполлона, проникшего туда из Дельфов.
  •          б) Младенчество и отрочество Г. до времени служения. Когда родились Г. и Ификл, Гера, ненавидевшая и преследовавшая героя в продолжение всей его жизни, послала двух огромных змей к колыбели младенцев, чтобы погубить их, но Г. схватил их и задушил. Так рассказывает Пиндар и более поздние сказания, относящиеся к этому периоду жизни Г. Гомер говорит о том, что Г., защищаемый Зевсом и Афиной и преследуемый Герой, становился все сильнее и, чувствуя свою силу, дерзнул даже ранить богов. Отец его, Амфитрион, сам научил его управлять колесницей. Оружейному бою его обучил Кастор, борьбе — Автолик, стрельбе из лука — Эврит, музыке — Эвмолп или Лин, которого он убил лирой, наукам — Хирон или Лин. Когда Геракл убил Лина, отец, опасаясь его неукротимой силы, послал его к стадам на гору Киферон, где он убил огромного киферонского льва. В шкуру этого или, по другому преданию, немейского льва он оделся так, что пасть служила ему шлемом. Софист Продик к этому времени пребывания Г. на Кифероне относит сочиненную им басню о Г. на распутье: юный Г. сидел в уединении и обдумывал, по какому жизненному пути ему идти. Внезапно перед ним предстали две женщины величественной, но совершенно различной осанки: Изнеженность (Гедона) и Добродетель (Арета). Первая нарисовала ему картину жизни, полной приятных наслаждений, а вторая показала ему трудный путь к славе. Геракл выбрал путь славы. Когда восемнадцатилетний Г. возвратился в Фивы, он встретил послов Эргитта, царя орхоменских минийцев, пришедших в Фивы за годичной данью в 100 волов. Г. отрезал им носы и уши, послал их в оковах на родину и в последовавшей за этим войне принудил орхоменцев возвратить полученную дань в двойном размере. Из благодарности царь Креонт выдал за него свою дочь Мегару. Вскоре после этих событий Эврисфей, царь Тиринфа (или Микен), потребовал Г. к себе на служение. По решению Зевса, Г. должен был исполнить 12 работ, наложенных на него Эврисфеем, и этим заслужить бессмертие. Когда Дельфийский оракул приказал ему выполнить требование Эврисфея, Г. впал в безумие и в припадке бешенства убил троих своих детей от Мегары и двух детей Ификла. В этом изречении оракула он, по преданию, впервые был назван Гераклом (Ἥρα- κλέος) как герой, добывающий славу благодаря преследованиям Геры, между тем как до тех пор его звали Алкаем или Алкилом (от ἀλκή, сила). Исцеленный от своего бешенства, Г. отправился в Тиринф на служение Эврисфею и выполнил двенадцать тяжелых и опасных заданий. Гомер упоминает только о том, как Г. принес из преисподней Цербера; о двенадцати работах он ничего не знает, равно как и Гесиод, упоминающий лишь о борьбе с немейским львом, с лернейской гидрой и с Герионом. У поэтов последующего периода — Пиндара и трагиков — встречаются описания всех работ, потребованных Эврисфеем. Круг двенадцати работ, вероятно, был определен эпиком Писандром (см. Писандр).
  •          в) Время служения. Во время служения у царя Эврисфея Г. совершил двенадцать подвигов:
  •        1. Борьба с немейским львом, который был неуязвим для оружия и происходил от Тифона и Ехидны. Геракл загнал его в логово и задушил голыми руками. Когда он принес зверя в Микены, трусливый Эврисфей, испугавшись ужасной силы героя, залез в медную бочку под землей и приказал Г. впредь показывать доказательства своих подвигов за воротами города.
  •        2. Победа над лернейской гидрой, жившей в болоте Лерне к югу от Аргоса. Она также происходила от Тифона и Ехидны и была змеей с девятью (100, 10 тыс.) головами, из которых одна была бессмертна. Г. калеными стрелами выгнал ее из логова и отрубил ей головы. Но так как вместо одной отрубленной головы тотчас вырастали две новые, то он прижег концы шей горящими головнями, а бессмертную голову придавил огромным камнем. Свои стрелы он намазал ядовитой желчью гидры, поэтому раны, которые он наносил, были неизлечимы. Иолай, сын Ификла, товарищ и возница Г., помогал ему в этой борьбе. Поэтому Эврисфей не хотел засчитывать Г. это задание.
  •        3. Эриманфского вепря, опустошавшего Аркадию, Г. загнал в глубокий снег и поймал живьем. Отправляясь на эту охоту, Г. по пути остановился под горой Фолоей, где его радушно встретил кентавр Фол (Φόλος, «житель пещеры»). Он угостил Г. жареным мясом, а когда тот, чтобы напиться, откупорил общую бочку, в которой находилось вино кентавров, то остальные кентавры напали на него со стволами деревьев и каменьями. Г. разогнал нападавших и преследовал их до жилища Хирона, изгнанного лапифами с Пелиона в Малею. В этом сражении Хирон случайно был смертельно ранен стрелой Геракла. Такие подвиги, совершенные без приказа Эврисфея, назывались парергами (πάρεργα, побочные).
  •        4. Керинейская лань, обитавшая на горе Керинее между Аркадией и Ахайей, или же на аркадской горе Менале (Менальская лань). Она имела золотые рога и медные копыта и была посвящена Артемиде. Г., получивший приказание принести ее живой, преследовал ее целый год. В конце концов он ранил ее стрелой и настиг в земле гиперборейцев, или же на реке Ладоне в Аркадии.
  •        5. Стимфальские птицы-людоеды, жившие на озере Стимфал в Аркадии. Они имели медные когти, крылья и клювы, а медными перьями стреляли как стрелами. Г. поднял их медной трещоткой и застрелил или разогнал.
  •        6. Пояс царицы амазонок Ипполиты Г. добыл для Адметы, дочери Эврисфея. Сначала Ипполита хотела добровольно отдать пояс, но Г. вызвал ее на бой, в котором Ипполита была убита. На обратном пути Г. близ Трои убил морское чудовище, которому была отдана на съедение Гесиона, дочь царя Лаомедонта. Так как Лаомедонт не хотел отдавать ему обещанных за спасение дочери коней, которых Зевс дал за похищенного Ганимеда, Г. ушел, пригрозив, что вскоре развяжет войну.
  •        7. Скотный двор Авгия. Авгий, сын Гелиоса, Форбы или Элея, царь эпеев в Элиде, был чрезмерно богат стадами. Г. получил поручение очистить в один день его скотный двор от навоза и исполнил это, проведя через двор реку (по некоторым рассказам — реки Алфей и Пеней), вода которой унесла навоз. За этот труд Г. вначале попросил десятую часть стада, но Авгий, узнав что эта работа была задана Г. Эврисфеем, отказался выдать ему награду. Тогда Г. собрал войско и выступил в поход. Однако, когда он сам был болен, племянники Авгия, Молиониды Эврит и Ктеат, напали на войско в Элидских ущельях и разбили его. За это Г. убил Молионидов близ Клеон в Аргосе, опустошил землю Авгия и убил его вместе с сыновьями. Затем он учредил Олимпийские игры.
  •        8. Критский бык, которого Посейдон вывел из моря, но сделал бешеным, потому что Минос, ослушавшись его приказания, не принес животное в жертву. Г. привел быка живым в Микены, а затем отпустил на волю. По аттическому сказанию, бык убежал на Марафонское поле, где его поймал Тесей.
  •        9. Кобылицы Диомеда. Диомед, царь бистонов во Фракии, бросал странников своим диким кобылицам на съедение. Г. победил его и самого отдал коням на съедение. Коней же он привел к Эврисфею, который отпустил их на волю.
  •        10. Коровы Гериона. Герион, сын Хрисаора и Каллирои, живший на крайнем западе в Океане на острове Эрифее и состоявший из трех тел, сросшихся начиная с живота, владел большими стадами, которые паслись под надзором пастуха Эвритиона и двуглавого пса Орфа. Г., чтобы добыть эти стада, прошел через Европу и Ливию, поставил на границе обеих частей света (при Гибралтарском проливе) так называемые Геркулесовы столбы, как памятник своего дальнейшего похода, и дошел до Океана. Когда близкий здесь к Земле Гелиос (Солнце) стал слишком сильно жечь его, Г. прицелился в него из своего лука, и Гелиос за такую отвагу разрешил ему воспользоваться золотым солнечным челноком или кубком, на котором он и проехал через Океан. На острове Эрифее он убил Орфа и Эвритиона и угнал стада. Герион, которому Менойтий, пасший здесь коров Гадеса (Аида), дал знать о похищении, погнался за Г., но был убит им. На обратном пути Г. переправился через Пиренеи и Альпы и прошел через Лигурию и Италию. Когда в земле аборигенов близ Паланции, города царя Эвандра, где впоследствии был основан Рим, он лег отдохнуть, ужасный исполин Как (Cacus) украл у него часть коров и втащил животных задом в свою пещеру, чтобы следы их ног не указывали на их местопребывание. Г. нашел разбойника, услышав мычанье коров, и убил его после жестокого боя. Затем он принес жертву Юпитеру под именем Pater Inventor (Отец-создатель). Эвандр, подоспевший вместе с местными пастухами, воздвиг жертвенник (Ага maxima) и принес жертву Г. за то, что он освободил землю от чудовища-разбойника. Семейства Потициев и Пинариев сделались жрецами учрежденного тогда культа Геркулеса, который затем сохранился и у римлян. В этот дальний поход вставляются еще некоторые другие «побочные деяния»: бой с Антеем (см. Антей), с Эриксом (см. Эрикс) и с Алкионеем (см. Алкионей).
  •        11. Золотые яблоки Гесперид, которые некогда Гея подарила Гере на свадьбу Их сторожили на крайнем западе Геспериды (см. Атлас) и дракон Ладон. Г. было наказано принести три яблока в Микены. Так как он не знал места, где они находились, ему пришлось долго скитаться, пока, наконец, он не пришел к Атланту. Тот принес ему три яблока, причем, пока он ходил, Г. за него поддерживал небо. Возвратившись, Атлант не пожелал опять взять небосвод на свои плечи, а хотел сам принести яблоки Эврисфею. Но Г. попросил его немного подержать небо, пока он не подложит себе подушку на голову. Атлант поддался на обман, Г. унес яблоки, которые затем получил от Эврисфея в подарок и посвятил Афине. Афина же отнесла их на прежнее место.
  •        12. Доставка Цербера из преисподней. Это была самая трудная из всех работ и потому обычно считается последней. Г. спустился под землю при Тенаре и получил от Аида позволение вынести пса на свет, если он одолеет его без оружия. Г. придушил пса, связал его, вынес на свет и, показав Эврисфею, возвратил его в преисподнюю.
  •          г) Время после служения. Совершив двенадцать подвигов, Г. был освобожден от служения. Он отправляется в Фивы, выдает свою прежнюю жену Мегару за Иолая и уходит в Ойхалию (в Фессалии, по позднейшему сказанию, на Эвбее или в Мессении), чтобы попросить в супружество у царя Эврита его дочь Иолу. Эврит отказывает ему в дочери и, поскольку у него в это время Автолик украл стада, принимает Г. за вора. Чтобы оправдать его, Ифит, сын Эврита, отправляется с ним на поиски коров. Однако в Тиринфе Г. в припадке бешенства сбрасывает молодого друга со стены, и тот разбивается насмерть. В наказание за это по приказанию Дельфийского оракула Г. должен был три года служить лидийской царице Омфале, дочери Иардана, вдове Тмола. Изнежившись в обществе женщины, Г., облаченный в мягкие одеяния, прял шерсть, между тем как царица наряжалась во львиную шкуру и носила палицу. Но и в это время он совершал мужественные подвиги. Тогда же он связал Керкопов, хитрых лукавых карликов, которые рассмешили его своими остротами, за что он отпустил их на волю. Возвратившись от Омфалы, Г. на 18 кораблях отправился против Илиона, чтобы отомстить Лаомедонту Город был взят, а Лаомедонт вместе со всеми сыновьями (кроме Подарка) застрелен. Теламен, влезший первым на стену, получил в награду Гесиону, которая выкупила своего брата Подарка за цену своего покрывала, за что он был прозван Приамом («выкупленным»). Г. возвратился в Грецию, предпринял поход против Авгия и затем против города Пилоса. Здесь он погубил род Нелея, за исключением Нестора, и ранил Гадеса, помогавшего пилосцам. Вскоре после этого он взял в жены Деяниру, дочь этолийского царя Ойнея (см. Ахелой), и, остановившись на некоторое время в Калидоне, повез ее в Трахин, где он пользовался гостеприимством своего друга Кеика. По дороге на реке Эвене он убил кентавра Несса, попытавшегося изнасиловать Деяниру, а близ Трахина поразил сына Ареса Кикна. В этом бою ему помогали Иолай и Афина, между тем как Кикну помогал Арес, который сам был ранен Г. Из Трахина Г. выступил на помощь Эгимию (см. Эгимий).
  •          д) Последние деяния и апофеоз. Из Трахина Г. предпринимает поход против Эврита, чтобы отомстить ему, завоевывает Ойхалию, убивает Эврита и его сыновей и увозит с собой Иолу Когда он был на подходе к Трахину, Деянира, чтобы сильнее привязать его к себе, послала ему великолепную одежду, пропитанную, как она полагала, любовным зельем, подаренным ей умирающим Нессом. Как только одежда согрелась на теле, яд, принятый за любовное средство, начал разъедать тело героя, так что он, мучимый ужасной болью и доведенный до бешенства, схватил принесшего ему одежду Лихаса и сбросил его в море (скала Лихаса). Деянира, услыхав о том, какое она причинила бедствие, наложила на себя руки. Г. же велел перенести его в Трахин и, приказав своему сыну Гиллу жениться на Иоле, отправился на гору Ойту, построил костер, взошел на него и заставил проходившего мимо Пойанта (или сына его Филоктета) поджечь его. За эту услугу он отдал ему свои стрелы. Когда воспылал огонь, с неба упали молнии и преображенный герой под рокот громовых ударов вознесся на облаке на небо. Так отец Зевс возвысил его в сан бессмертных. В мире с Герой, преследовавшей его в жизни, Г. живет на Олимпе как супруг Гебы, представительницы вечной юности. Геба родила от него Алексиарея и Аникета. Гомер ничего не рассказывает о смерти Геракла, он говорит только о том, что и его, могучего сына Зевса, укротил смертельный рок. Также он ничего не знает об обоготворении Г. По господствующим у него представлениям, Г. может существовать только в преисподней в виде тени. Место из «Одиссеи», в котором тень Г. шествует в преисподней с напряженным луком и страшной перевязью, противоречит мнению о том, что он сам живет на Олимпе.
  •          е) Культ. По преданию, тотчас же после исчезновения Г. с земли его друзья прямо у самого костра оказали ему почести как полубогу (герою), принеся ему жертву. Вскоре их примеру последовали соседи, а затем и весь эллинский народ. Как богу, ему принес первую жертву афинянин Дном, сын Колитта, а затем и остальные греки, и ему, как богу или как полубогу, в одно и то же время приносились жертвы в разных местностях. Его чествовали также состязаниями. Празднества в честь героя назывались Гераклеями. Таковые существовали в Сикионе, в Фивах, на островах Линдос и Кос, а также в других местах. В Афинах праздновали Диомеи, которые сопровождались шутками и весельем. В качестве олицетворения силы Г. был покровителем всех гимнасиев и палестр. Геркулесу римские гладиаторы, выходившие в отставку, посвящали свое оружие. Как славный победитель и герой, отдыхающий от подвигов и сражений, он любил увеселяться музыкой и пением, и, таким образом, имел отношение к музам (Мусагет, Hercules Musarum). В Италии культ Геркулеса (Hercules) был весьма распространен. В Риме он имел много храмов и святилищ. По всей вероятности, в Италии вследствие влияния Великой Греции греческий Г. слился с древним италийским героем того же свойства. На острова Сицилию, Корсику, Сардинию, Мальту и в город Гадес в Испании культ Г. был перенесен финикийцами. У них, как у египтян, персов и лидийцев, существовали подобные герои, которые со временем были отождествлены с греческим Г. У галлов и германцев римляне также встретили сказания о Геркулесе. Прозвищ у Г. (Геркулеса) было множество, например: Алексикакос (отвращающий бедствие), Миагр, Ипоктон, Кориопион (истребляющий мух, червей, саранчу), Промахос (защитник и вождь в бою), Каллиник (славный победитель), Виктор (победитель), Миротворец (pacifer), Клавингер (claviger, палиценосец), Лаборифер (laborifer, труженик), Кустос (custos, страж), Палемон (борец), Адефаг (много едящий и пьющий), Олимпий, Архегет (родоначальник), Мантис (предсказатель при помощи игральных костей и инкубации, somnialis). В античном искусстве Г. часто изображали в виде ребенка, юноши и мужа. Обычные его атрибуты — палица, лук и львиная шкура. Как совершивший огромные труды, он представляется с сильными членами и мышцами, с короткой, как у вола, шеей, с широкой грудью, сравнительно небольшой головой и небольшими глазами, с густыми короткими волосами, с сильно выступающей нижней частью лба и серьезным выражением лица. Двенадцать подвигов Г. были изображены на метопах храма Зевса в Олимпии, от которых сохранились значительные остатки. Знаменитое, сохранившееся до наших времен изваяние героя известно под названием фарнезского Геркулеса, который изображен в момент отдыха (см. рис.); это — работа афинянина Гликопа, подражание подлиннику Лисиппа. В минуту усталости герой оперся всей тяжестью усталого тела на свою палицу, на которой, как бы вместо подушки, лежит львиная шкура, и угрюмо задумался о своей жизни, исполненной трудами и невзгодами. В Рим также был перенесен миф о Г., которого отождествили с местными божествами, сабинским Санком и т. п. Он считался богом изобилия, особенно гением, дарующим обилие полям города Рима. Некоторые римские семейства — Потиции, Пинарии и Фабий — вели свой род от Геркулеса. Варрон называет 24 Геркулеса, Цицерон — 6, Лид — 7. Бог с этим именем у германцев, упоминаемый Тацитом,— это, вероятно, Донар.