Грамматика

    Грамма́тика
  •          (греч. γραμματική τέχνη, искусство начертания букв, лат. grammatica, учение о словесности).
  •     I. Греческие грамматики.
  •          С древних времен у греков возникло стремление рассматривать и анализировать законы языка согласно их внутренней связи. Уже у Платона, у которого впервые ясно проявилось это стремление, встречаются выражения γραμματικός (знающий грамоту) и γραμματική τέχνη (умение обращаться с буквами), которые сперва относились лишь к сочетанию букв (γράμματα). Преподаванием т. н. грамматистов (γράμματισταί), не бывших в особенном почете, у греков начиналось первое элементарное обучение письму и чтению. Вскоре в этом преподавании пошли дальше простого механического чтения. Если преподаватели желали объяснять ученикам содержание прочитанного, то они должны были обладать некоторыми знаниями и уметь представить правильный текст, напр. гомеровских песен. Таким образом, к Г. присоединились критика и герменевтика, хотя настоящих ученых-грамматиков не было до александрийских времен, когда изучение языка сделало значительные успехи. Занятия грамматиков, собственно Г., теперь уже охватывали всю науку о древности, а их записи были сокровищами литературы в прямом смысле слова. Таким образом грамматик, как учитель языка, обозначал то же, что и филолог (φιλόλογος) и критик (κριτικός) в более точном смысле. На долю первого приходились преимущественно исторические сведения и объяснение слов и предметов; второй занимался философской деятельностью при исправлении слога. Г. разделяли на три части: «технику», т. е. критику, и Г. в более узком смысле, «историю» — объяснение предметов и слов, и «идиатерон» (τό ἰδιαίτερον) — толкование особенностей языка. Дионисий Фракиец (см. Дионисий) называет 6 разделов: произношение, объяснение содержания, краткое толкование слов и предметов, этимологию, аналогию и критику. Вскоре стали также различать высшую и низшую Г. При универсальности александрийских ученых легко понять, что их деятельность не ограничивалась отдельными грамматическими исследованиями. Они, кроме этого, пытались создать рецензию целых сочинений, преимущественно гомеровских песен. Они же составляли списки писателей, считавшихся классическими. Замечательнейшими грамматиками были Зенодот (280 г. до н. э.), Аристофан Византийский (221—180 г.), Аристарх (ок. 160 г.), Кратес Маллосский, противник александрийских ученых (ок. 170 г.), Дионисий Фракиец (60 г.), Дидим Александрийский (30 г.), Зоил, Асклепиад, Трифон Александрийский в правление императора Августа, Элий Дионисий Галикарнасский, с 31 г. до н. э. живший в Риме, Аполлоний Дискол Александрийский в правление императора Адриана и Антонина, сын его, Элий Геродиан, Дракон Стратонимийский, Гефестион, учитель императора Вера, Дионисий Кассий Лонгин (ок. 250 г. до н. э.), Прокл, Аркадий, Досифей, Лесбонакт, Георгий Хойробоск.
  •     II. Римские грамматики.
  •          В Риме занятие Г. как наукой, если не считать случайных исследований по этому предмету, встречающихся у древнейших историков, впервые начал греческий грамматик Кратес, который в 159 г. до н. э. прибыл в Рим с посольством пергамского царя Аттала и в течение своего продолжительного пребывания в Риме читал лекции о греческом и латинском языках. Замечательные государственные деятели посвящали свой досуг научным занятиям. Кроме того, образовался особый класс ученых, которые занялись устным преподаванием и стали писать научные сочинения о предметах, касающихся Г. Но специальные грамматические исследования долго уступали место антикварным и литературно-историческим занятиям и, как правило, ограничивались толкованием отдельных писателей и объяснением устарелых, трудно понятных форм слов. Замечательнейшими грамматиками древнейшего периода были Аврелий Опилий, известный объяснением древних поэтов и грамматическим сочинением «Musae» («Музы»), и Элий Стилон Преконин, занимавшийся преимущественно этимологическими исследованиями. Дальше всех пошел его ученик Марк Теренций Варрон, который, благодаря своим обширным познаниям, придал и грамматическим занятиям новый, долго действовавший импульс. Ему принадлежит первая основополагающая книга по Г. «De lingua latina» («О латинском языке»). Не меньшей образованностью, чем Варрон, приблизительно в то же время отличался Публий Нигидий Фигул, который написал, кроме нескольких философских и антикварных сочинений, «Соmmentarii grammatici» («Грамматические комментарии»). Известны также такие грамматики, как Сантра («De verborum antiquitate», «О древних словах»), Синний Капитон, автор известного толкового сборника пословиц и других грамматических сочинений, и Атей, прозванный Филологом. Цезарь пытался изложить основы учения о формах языка в своем сочинении «De analogia ad Μ. Terentium Varronem». В эпоху Августа грамматические занятия, связанные с антикварными исследованиями, продолжали в основном Веррий Флакк и Юлий Гигин. Как толкователь сочинений Цицерона в то время славился Кв. Асконий Педиан (родом из Педума в Лации). Критика и толкование поэтов, в особенности Вергилия, были значительно развиты к концу I в. ученым-грамматиком М. Валерием Пробом из г. Берита, под именем которого сохранился комментарий к сочинениям Вергилия «Буколики» и «Георгики». Приблизительно в то же время знаменитым учителем грамматики был Кв. Реммий Палемон, писавший о грамматических занятиях Плиния Старшего («Libri dubii sermonis», «О затруднительных вопросах разговорного языка»). От его трудов сохранились многочисленные отрывки. Упоминаются и несколько грамматических сочинений Светония. Новая эпоха занятий Г. начинается со времен Адриана, который особенно покровительствовал школам грамматиков. С этого времени на первый план все более выступают сочинения систематические, занимающиеся исключительно языком. Вместе с тем ученые вместо того, чтобы добывать новый материал путем самостоятельных исследований, стали ограничиваться извлечением и обработкой в учебных целях трудов своих предшественников. В таком виде грамматические сочинения существовали от позднейших времен Римской империи до середины средних веков. Именно на таких компиляциях, извлечениях и обработках, главным образом, основывается наше знакомство с учением римских грамматиков, так как из древних сочинений ни одно не сохранилось в первоначальном варианте. Они важны не столько сохранившимися в них следами древней теории, сколько встречающимися там цитатами из древних писателей и архаичными формами слов. Большая часть этих сочинений содержит систематическое изложение Г., которая обычно обозначается названием ars (искусство). Эти учебники чаще всего ограничиваются учением о формах слов, разделяя их по теории, выработанной грамматиками, на 8 частей речи: nomen (имя), pronomen (местоимение), verbum (глагол), adverbium (наречие), participium (причастие), coniunctio (союз), praepositio (предлог), interjectio (междометие). К этому часто присовокупляется изложение метрики и просодии, фигур речи (de tropis et figuris) и оценочных выражений (de barbarismo et soloecismo). Одним из представителей этого направления был Флавий Сосипатр Харисий (прибл. IV в.). Его «Ars grammatica» («Искусство Г.») в 5 книгах (к сожалению, сохранившаяся не полностью) почти вся состоит из весьма неумелого соединения выдержек из древнейших грамматиков, а именно Комициана, Палемона и Юлия Романа, из которых последний особенно богат важными цитатами из древней литературы. Немного позже Диомед написал 3 книги «De arte grammatica» («Краткая Г.»), которые во многих местах дословно цитируют сочинение Харисия, но отличаются более продуманной композицией. Важнее всех третья книга. Присциан Кесарийский, учитель грамматики, живший в Константинополе в начале VI в., оставил, кроме нескольких мелких грамматических сочинений, «Institutiones grammaticae» («Основы Г.») в 18 книгах, из которых две последние «De constructione» («О конструкции») посвящены синтаксису. Это самое распространенное сочинение из всех сохранившихся трудов о латинской Г., которое долго использовали как главный источник знания латинского языка. После Присциана наиболее значительным грамматиком был Донат (IV в.), известный автор уцелевшего комментария к Теренцию. Написанное им сочинение «Ars» в двух разделах (editiones) дает довольно краткий обзор обыкновенной грамматической системы, но именно по этой причине оно долго использовалось как учебник и объяснялось и дополнялось многими, нередко весьма пространными, комментариями. Замечательнейшими из этих комментариев являются несколько сочинений Сервия (Maurus Servius Honoratus, автора одного комментария к Вергилию), сочинения Сергия и многослойное «Commentum» («План») Помпея. Под именем Проба, кроме мелких статей, существует: «Ars», представляющая собой пространное и хорошо построенное изложение Г., и извлечение из этого сочинения, «Istitutiones grammaticae» в 2 томах. Но оба сочинения, кроме имени, ничего не имеют общего со знаменитым грамматиком I века. То же самое следует заметить и об «Ars grammatica» Палемона. По образцу названных выше сочинений написаны более поздние artes Μ. Клавдия Сакердота, Кледония, Аспера, Августина и др. Некоторые исследователи разбирают только отдельные части всей системы, напр. Фока «De nomine et verbo» («Об именах и словах»), Конзенций «De nomine et verbo» и «De barbarismo» («О варваризмах»), Евтихий «De discernendis coniugationibus» («О различиях в спряжениях»), Макробий «De differentiis verbi graeci et latini» («О различиях греческого и латинского языков»). Преимущественно метрике посвящена книга Теренциана Мавра «De uteris, syllabis, pedibus et metris» («О буквах, слогах, написании и размере»), сочинение в 3 тыс. стихов разных размеров, созданное, вероятно, не раньше III в. Еще подробнее распространяется об этом предмете Марий Викорин, знаменитый ритор IV века («Libri IV artis grammaticae»). Краткие сочинения, касающиеся метрики, сохранились под именами Мария Плоция Сакердота, Цезия Бассы, Атилия Фортунациана, Максима Викторина, Руфина, Маллия Феодора и Беды. Учебником метрики долгое время служила книга Сервия «De centum metris» («О десяти размерах»), сухое перечисление разных размеров стихов с присовокуплением образцов. С особенной тщательностью в позднейшее время разрабатывался раздел «De оrthographia» («Об орфографии»), к которому присоединялись легкие этимологические и грамматические заметки. Сюда относятся сочинения, в которых в алфавитном порядке перечисляются и разбираются сомнительные слова. Их автором считается Флавий Капр, к сочинению которого в виде дополнения прибавляются статьи Агрепия, Теренция Скавра (знаменитого грамматика времен императора Адриана), Велия Лонга и Кассиодора, который представляет свод относящихся к орфографии извлечений из трудов двенадцати более древних грамматиков, и Беды. Из сочинений древних глоссографов составлена книга невежественного и поверхностного Нония «De compendiosa doctrina per literas», сопоставление старинных форм и выражений, приведенное по отделам в алфавитный порядок. Эта книга составлена без всякого знания дела, но весьма важна по причине богатого собрания примеров из древних писателей. Последнее сочинение, основанное на чтении древних источников — «Origines» («Начала») Исидора, севильского епископа, жившего в VII веке. Это своеобразная краткая энциклопедия всех наук, соответствующая требованиям того времени.