Мнения философов
Перевод выполнен по изданию: Plutarchus. Plutarchi Moralia. Vol. V. F. 2. Pars 1: Placita philosophorum, pp. 50-153. EdiditJ. Mau. Leipzig, 1971.
Труд "Placita philosophorum" ("Мнения философов") входит в корпус "Моралий" Плутарха, но Плутарх не является его автором. По жанру "Мнения философов" - доксографический компендий. Доксография - это изложение мнений и взглядов различных философов в отличие от фрагментов - дословных цитат из их сочинений. Compendium ("компендий") означает "сокращенное изложение".В труде Псевдо-Плутарха "Мнения философов" обнаруживаются подчас дословные совпадения с текстом 1-й книги "Физических эклог" Иоанна Стобея (V в. н. э.), что дало повод Г. Дильсу в конце прошлого века реконструировать единый общий источник обоих сочинений и приписать авторство некоему Аэцию. В настоящее время гипотеза Дильса вызывает сомнения, поскольку об Аэции нет упоминания ни у одного автора, кроме церковного писателя V в. Феодорита.
Наиболее вероятное время написания "Мнений философов" - вторая половина I в. до н. э. В позднейшее время отдельные пассажи из "Мнений философов" переписывали Евсевий ("Подготовка Евангелия"), Кирилл ("Против Юлиана"), Псевдо-Гален ("История философии"), Лаврентий Лид ("О месяцах"). Арабы в Средние века переводили этот труд как классическое произведение, а византийские ученые Михаил Пселл, - Иоанн Цец и другие пытались подражать этому компендию и частично заимствовали из него свой материал.
Полный греческий вариант названия - "Сокращенные мнения философов по вопросам физики". Как известно, античные философы, начиная с Ксенократа, делили философию на физику, этику и логику. Античная "физика", будучи наукой о мире, о первоначалах бытия, не совпадала с современным пониманием этого термина. "Физика" древних включала решительно все вопросы, касающиеся природы, - от эмбриологии до теологии. - Да и теология, если понимать бога пантеистически, как стоики, также оказывалась разделом физики.
Компендий "Мнения философов" состоит из пяти книг. В I книге рассматриваются вопросы онтологии и метафизики (природа, мир, боги, судьба, начала и элементы), во II книге - вопросы космологии (приблизительно соответствует современному понятию "астрономия"), III книга посвящается метеорологии, IV-я излагает учения античных философов о душе, и, наконец, V-я посвящена эмбриологии и физиологии человека и животных.
Материал разбит по отдельным проблемам, мнения философов чаще всего излагаются без критики, но бывают и исключения (I, 3: критические замечания по поводу мнения Анаксимандра; I, 5: критика мнения Платона).
Основная ценность предлагаемого читателю сочинения - совмещение различных точек зрения, пусть даже и ошибочных, на один и тот же предмет. Такое совмещение иногда открывает в предмете неожиданные и новые стороны.
Кажется, ни один из античных компендиев еще не переводился на русский язык. Что касается данного текста, то доксографические свидетельства, относящиеся к досократикам, ранее переводились Маковель-ским А. О. ("Досократики". Ч. 1-2. Казань, 1914-1915. Ч. 3. 1919) и Лебедевым А. В. ("Фрагменты ранних греческих философов". Ч. 1. М., 1989; сокращенно: "Фрагменты"), а те, которые относятся к атомистам, - опять же Маковельским ("Древнегреческие атомисты". Ч. 2: Источники. Баку, 1946) и С. Я. Лурье ("Демокрит": Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970).
Некоторые имена философов, мнения которых приводятся в компендии, не нуждаются в представлении, и мы даем лишь ссылку на издания их фрагментов на русском языке или на сочинение Диогена Лаэртского "О жизни и изречениях знаменитых философов". М., 1979 (сокращенно: Д. Л.), а иногда в качестве дополнения указываем на статью в "Философском энциклопедическом словаре" (сокращенно: ФЭС). Философам же менее значительным, а также медикам, историкам и астрономам дается краткая характеристика.
В. Б. ЧЕРНИГОВСКИЙ