Аполлон

    Аполло́н
  •          (греч. Ἀπόλλων, лат. Apollo), в греческой мифологии сын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Койя. Родился А. на о-ве Делосе у подножия горы Кинфа вместе со своей сестрой Артемидой. Здесь их мать Лето, преследуемая ревнивой Герой, нашла себе наконец безопасное убежище. А. Феб («Пречистый») считался богом блага и порядка, охранителем закона, всего доброго и прекрасного в природе и в человеческой жизни. Он объявляет людям волю Зевса, правителя мира и высшего покровителя всякой законности, с которым А. связан самым тесным образом; он же следит за исполнением воли Зевса. Кто противится законам Зевса, того карает гнев А. Его стрелы, пущенные из серебряного лука, издали попадали в цель (за что А. имел эпитеты Гекибол, Гекатей, Гекаэрг — «Далеко действующий», Аргиротокс — «Сребролукий», Клитотокс — «Славный своим луком», Аркипотен — «Метко стреляющий», Аркитенен — «Держащий лук») и поражали ослушника смертью. Это испытали на себе Алоады (От и Эфиальт), гордая Ниоба с своими детьми и греки в лагере под Троей. С одной стороны, А. — бог-губитель (от ἀπολλύμι, губить, уничтожать), посылающий смерть, мор, повальные болезни, но, с другой стороны, он же дарует исцеление и спасает от бед (эпитеты Алексикакос — «Отвратитель зла», Акесий — «Целитель», Сотер — «Избавитель», Пеан — «Исцелитель болезней», Медик), он дарует силу для победы. Эти свойства А. объясняют и его роль покровителя стад: он дает стадам обильный приплод и отвращает от них падежи и волков (эпитет Ликоктон, «Убивающий волков»). Он — сам пастух и пасет стада Адмета и Лаомедонта. Как вестник воли Зевса А. — бог предсказаний и оракулов. От его ясного, провидящего взора ничто не скрыто, но изречения его часто непонятны ограниченному человеческому уму, поэтому А. называется Локсий, «Темный». Знаменитейшее из мест, где он дает предсказания,— Дельфы. или Пифо (поэтому он Пифиец). А. завладел этим местом вскоре после своего рождения, поразив дракона Пифона. Прежде этот оракул принадлежал Гее и Посейдону, а после них — Фемиде. Оракулы А. находились также в Абах в Фокиде, близ Фив на Йемене, на источнике Тильфоссе в Беотии, в Кларе близ Колофона, в Дидимах близ Милета и т. д. Пророчества оракула А. оказывали сильнейшее влияние на общественные дела греков, на их государственные учреждения, на расселение племен и основание колоний. Он считался основателем городов и предводителем колоний (Архегет, «Родоначальник», Ктистий, «Основатель города»), охранителем городов и улиц (Агиэй, «Покровитель улиц»). Он сам выстроил стены Трои и Мегар (см. Алкафой). Всеведущий бог, объявляющий божественную волю, владеет также даром поэзии, пения, музыки. У Гомера он во время пира богов играет на форминге, а Музы сопровождают его игру своим пением, но здесь он не является еще богом пения. Впоследствии А. предстает богом всех изящных искусств и предводителем Муз (Мусагет). Со всевидящим богом Гелием всезнающий светлый Феб А. Ликейский был отождествлен лишь в сравнительно поздние времена. А. был одним из верховных богов у греков. Его культ был распространен повсеместно и имел чрезвычайно значительное влияние на греческую культуру. Особенно высоко чтили А. дорийцы. Главными местами почитания А. были: Темпейская долина, Дельфы, откуда служение ему распространилось по Беотии и далее, Крит, Делос, Малоазиатское побережье. Праздники, посвященные Α., большей частью приходятся на весенние месяцы. В это время года во многих местах в честь А. совершались праздники очищения и искупления. Таковым у афинян и у всех ионийцев был праздник Таргелий. Пифийские игры, в которых принимала участие вся Греция, обычно проходили в конце лета каждые 4 года. На мысе Акции, где А. Актийский имел храм, построенный, по преданию, аргонавтами, каждые 3 года совершалось празднество с состязаниями, происходившими на суше и на море. Со времен Августа это празднество (Акция) справлялось с особенным великолепием каждые 5 лет. Согласно мифологии, потомство А. было очень многочисленным. Его сыновьями назывались преимущественно пророки, певцы и герои, основатели тех городов, где его особенно почитали. Ему посвящены были, кроме других животных, лебедь и волк, а из растений — оливковое дерево, пальма, лавр. Что касается последнего, то известно сказание о том, как нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее Α., превратилась в лавровое дерево. Изобразительное искусство представляет А. прекраснокудрым (Акерсеком), сильным юношей, стройным, высоким, с гордыми, ясными чертами лица. Самая древняя из сохранившихся статуй А. найдена около Теней в Пелопоннесе (ныне находится в Мюнхене), а самая знаменитая — статуя А. Бельведере кого в Ватикане. Он изображен здесь с эгидой, которую держит перед собой, распространяя страх и смятение среди своих врагов. Статуя из Пио-Клементинского собрания (см. рис.) представляет А. Мусагета в длинном ионическом одеянии аэдов. К римлянам почитание А. перешло от греков. Уже во времена царей римляне вопрошали Дельфийский оракул, а в 432 г. до н. э. был построен первый храм А. в Риме. Здесь этот бог чествовался как А. Медик, бог, спасающий от мора. Именно эта сторона представления о божестве преобладает в почитании А. у римлян. Во 2-ю Пуническую войну в его честь были учреждены Аполлоновы игры (ludi Apollinares), см. Игры. Август, особенно высоко чтивший этого бога, преобразовал Столетние игры, перенеся часть чествования, принадлежавшего прежде Плутону и Прозерпине, на А. и Диану.
  •          

    Аполлон Мусагет в длинном ионическом одеянии аэдов. Античная скульптура.