Игры

    И́гры
  •          (греч. ἀγῶνες, лат. Ludi).
  •     I. Общественные.
  •          а) И. у греков, см. Олимпия, Пифия, Немея, Истмийские игры.
  •          б) И. у римлян. Публичные сценические и праздничные И., по своей главной цели — благодарственные празднества, совершаемые в честь отдельных богов, — находились в тесной связи с религией и почитанием божеств. И хотя позднее, уже к концу Республики, религия все более и более приходила в упадок, эти И. не только сохранялись до времен позднейших императоров как внешняя сторона и форма религии вообще, но и праздновались со всевозрастающей пышностью и великолепием. Такие общественные И. (ludi publici) были ежегодными, постоянными (ludi stati) или давались по обетам в особых случаях (ludi votivi). Иногда устраивались чрезвычайные И. (ludi extraordinarii). По своему составу и месту проведения они разделялись на цирковые (circenses), гладиаторские (gladiatorii) и театральные (scaenici). Учреждение первых, получивших название по месту их проведения, приписывали Ромулу, который там праздновал Консуалии (Consualia) в честь Нептуна. Они устраивались эдилами со всеувеличивавшимся блеском, но самые великолепные И. были при императорах. Их открывали торжественной процессией, в которой впереди несли статуи богов, потом следовали должностные лица, сенаторы, всадники, корпорации жрецов и т. д. В самом цирке шествие обходило спину (spina), после чего приносились жертвы. Затем зрители рассаживались по местам и начинались И.: цирковые (cursus), гимнастические состязания (certamen gymnicum), конные игры патрицианских юношей (ludus Troiae), бой диких зверей (venatio), состязания пеших воинов (pugna pedestris) и всадников (equestris), морские сражения (naumachia). И. гладиаторские происходили в амфитеатре, сценические — в театре. Самыми главными из римских общественных И. были следующие:
  •        1. Аполлинарии (Apollinares), установленные во 2-ю Пуническую войну в честь Аполлона для того, чтобы он ограждал государство от дальнейшего несчастья. Они продолжались и во времена императоров. При этом также устраивали сценические И. Временем празднования их было 5 июля, местом — Большой цирк (Circus maximus).
  •        2. Капитолийские И. (L. Capitolini), учрежденные в честь Юпитера после изгнания галлов. При этом происходили гимнастико-сценические и музыкальные И. Позднее упоминаются также состязания под названиями agon Capitolinus и certamen Capitolinum.
  •        3. Флоралии (L. Florales или Floralia), весенний праздник, совершавшийся в первые дни мая в честь Флоры. Впервые праздновались в 238 г. до н. э. В позднейшее время при этих И. римляне позволяли себе много шалостей и своеволия.
  •        4. Большие И. (L. Magni), впервые упоминаемые в 491 г. до н. э., буквально «возобновленные» (ex instauratione), потому что во время одного начавшегося празднества произошло их осквернение. Это нередко случалось при римских И., поэтому такие возобновленные И. назывались ludi instaurativi. Ливий довольно часто упоминает о ludi magni, но не дает более подробного их описания. Дионисий Галикарнасский весьма подробно говорит о них, причем старается доказать их греческое происхождение. По его свидетельству, по крайней мере до начала пунических войн на них ежегодно тратилось 500 мин серебра. Они происходили в Большом цирке и первоначально состояли только в гонках на колесницах, к чему присоединялись состязания атлетов и травля зверей.
  •        5. Мегалезии (L. Megalenses или Megalesia, Меgalensia) совершались в честь Великой матери (Magna Mater), символ которой в виде упавшего с неба камня был принесен в Рим в 205 г. до н. э. Ей воздвигли храм, вскоре после чего учредили И. Вначале они проводились в цирке (circenses), а как сценические представления (ludi scaenici) их впервые представили курульные эдилы Г. Атилий Серран и Л. Скрибоний Либон. Во времена императоров, когда культ Исиды был распространен повсеместно, при этих И. вошли в обычай обряды, соединенные с мистериями.
  •        6. Плебейские И. (L. Plebeii), учрежденные либо после изгнания царей, либо после восстановления согласия между патрициями и плебеями. Праздновались в цирке Фламиниев в начале ноября, нередко как «возобновленные» (ex istauratione), и по своему составу были главным образом цирковыми. Часто при их проведении устраивалось пиршество (epulum). Это были ежегодные И. (ludi stati).
  •        7. Римские И. (L. Romani), упоминаемые у Ливия обычно наряду с Плебейскими И., являлись празднествами патрициев, в то время как Плебейские И. принадлежали плебеям. К ним прибавились сценические И., а позднее они состояли исключительно из театральных И. Они продолжались 15 дней и были посвящены Юпитеру, Юноне и Минерве.
  •        8. Секулярные (L. Saeculares), или Столетние И., были учреждены консулом Л. Валерием Попликолой по внушение Сивиллиных книг. Празднованием этих И. стремились укрепить постоянное владычестве над Италией и соединенные с этим преимущества. Год их первого празднования не был установлен даже древними летописцами. Секулярные И. каждый раз вносили в записки квиндецемвиров, в обязанность которых, по крайней мере во времена императоров, входило их проведение. До этого, вероятно, их устройством ведали децемвиры. Они праздновались регулярно каждые 100 лет, и если иной раз проходило 110 лет, то причина этого, вероятно, заключалась в особенных обстоятельствах времени. Празднование продолжалось 3 дня и 3 ночи. Ночные празднества часто соединялись с безнравственными выходками, поэтому Август позволял юношам и девушкам участвовать в них только под присмотром старших родственников. Перед началом празднества раздавались факелы, сера и смола, а также пшеница, ячмень и бобы. Затем герольд приглашал народ сходиться на игры, quos nunquam quisquam spectasset nес spectaturus esset. После этого устраивались большие жертвенные пиршества, лектистернии (lectisternia), соединенные с торжественными молитвами к Юноне. Празднества открывались торжественным шествием (ротра), затем следовали И. в цирке — главная часть этого торжества. К ним присоединялись также И. патрицианских юношей (ludicrum Troiae) и гладиаторские И., к которым императоры прибавили еще дорогостоящие звериные травли (venationes). Во времена императоров эти празднества совершались не всегда регулярно. Первоначально они праздновались в честь Плутона и Прозерпины, позднее посвящались многим богам, но в основном Аполлону и Диане. Во время их празднования консулы, а позднее императоры приказывали децемвирам или квиндецемвирам вопрошать Сивиллины книги, после чего по всей Италии рассылались глашатаи, объявлявшие о великом торжестве. В продолжение нескольких дней готовились к торжеству, совершая молитвы, жертвоприношения, украшая алтари цветами. Вначале ночью приносили жертвы подземным богам, паркам, помогающим в родах богиням, богине земли Теллус, затем на Капитолии воздавали почести Юпитеру, Аполлону и Диане, а старейшим богам устраивали праздничные пиршества. Ночи проводили в пляске и пении веселых песен. Наконец в храме Аполлона на Авентинском холме 27 мальчиками и столькими же девочками исполнялась большая торжественная песнь (carmen saeculare). Этим, собственно, и заканчивались празднества, однако веселье продолжалось дальше. Светоний упоминает о т. н. Spectacula nocturna (ночных зрелищах), которые, вероятно, состояли в театральных представлениях.
  •        9. Августалии (L. Augustales). Следует различать три праздника, учрежденных в честь Августа:
  •          а) празднование дня его рождения (23 сентября) совершалось во время его правления, если и не по закону, то все-таки по установившемуся обычаю. В древних календарях под этим числом стоит отметка: Augusti natalis (День рождения Августа);
  •          б) цирковые И. (L. Circenses). В 18 г. до н. э., после благополучного возвращения Августа с востока, день его въезда в Рим (12 октября) был объявлен праздником, который должен был праздноваться ежегодно и назывался Августалии. Только 8 лет спустя, в 10 г. до н. э., сенат издал определенные правила о том, как совершать этот праздник;
  •          в) Ludi Augustales после смерти Августа были учреждены Тиберием в 14 г. н. э. в честь divus Augustus (бога Августа, титул умершего императора) и в первый раз были проведены в том же самом году. Их праздновали с 5 по 11 октября под председательством трибунов. Тогда было официально объявлено о том, что эти И. должны праздноваться ежегодно, и их подготовка и проведение поручались претору перегрину. В календаре «Calend. Amitern.», составленном после смерти Августа, под 5 октября помещена запись «Ludi divo Augusto et fort, reduci commit.», а под 6—11 октября «Ludi». Кроме того, сохранилось празднование Августалии 12-го октября, под которым значится: «Ludi in Circ. fer. ex S. C. Q. E. D. imp. Caes. Aug. ex transmarinis provinc. urbem intravit arag. fort. redusi constit». Дион Кассий сообщает об упомянутом Тацитом сенатском заседании, на котором шла речь об Августалиях и было принято предварительное решение, но он, очевидно (у него Августалии постоянно называются Augutalia), ошибается, полагая, что это решение относилось к дальнейшему празднованию Augustalia (праздник возвращения) и после смерти Августа. Поэтому, вероятно, его замечание относится к ludi Augustales, которые потом праздновались до позднейших времен императоров.
  •        10. Ludi Таrentini, см. Тарентинские игры.
  •        11. Ludi Taurii, см. Таврийские игры.
  •     II. Семейные И. и забавы у греков и римлян. Для развлечения у греков существовало очень много разнообразных И., особенно во время пиршеств. Некоторые авторы насчитывали их почти полсотни, и среди них встречаются И., сохранившиеся и до наших дней, напр., крашеные куклы из обожженной глины (изображавшие кор, нимф и всевозможных мифических персонажей), обруч, волчок (ромб), игра в жмурки, конек и др. Самыми распространенными были следующие И.:
  •        1. И. в бабки и кости (alea), в которых использовали бабки (tali, астрагалы, астрагалисмы) или камешки — кубики (tesserae). Бабки (tali) имели 4 ровные плоскости, на которых точками или черточками обозначались очки — 1 и 6, 3 и 4; 2 и 5 вовсе не было. Брали 4 такие бабки, трясли их в кубке (pyrgus, turricula, phimus, fritillus) и затем выбрасывали их на доску (alveus, alveolus, abacus). Самый удачный бросок назывался «Венера» (Venus), а именно если все 4 бабки показывали разные очки. Самый неудачный бросок назывался «собака» (Canis), если на каждой бабке было по одному очку. Другая из этих И. состояла в том, что 5 астрагалов, которые клали на ладонь, подбрасывали вверх и затем ловили оборотной стороной руки. Кубики или кости (tesserae) на всех шести сторонах имели, как и теперь, очки: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Бабки и кубики употреблялись в азартных И., которые были строго запрещены или использовались при выборах и т. д. И. в кости шла в основном на деньги. Для этого игроки собирались в помещениях, которые назывались кубеи или скирафии.
  •        2. К И., которые требовали внимания и ума, принадлежала т. н. петтея или пессея, в которой употреблялись камешки (пессы). Одна разновидность этой И. под названием «полис» имела некоторое сходство с нашей игрой в шашки. Отдельные поля (хоры) игральной доски назывались полисами, игрок ходил камешками или мог брать назад свой ход. Цель И. состояла в том, чтобы запереть противника. Камешек, очутившийся между двумя чужими, считался взятым. Изобретение пессов приписывают Паламеду. Подобных И. в Риме было две: латрункулы (ludi latrunculorum) и двенадцать линий (duodecim scriptorum). В первой нужно было забрать камешки противника или запереть их (ligare, alligare). Во вторую играли на доске, разграфленной 12 линиями на 25 квадратов. Она в основном зависела от везения, и камешки передвигались в зависимости от суммы брошенных костей — кубиков.
  •        3. И. в чет и нечет (Ludere par impar), азартная И., в которой противник должен был отгадывать, держат ли в руке четное или нечетное число монет или других предметов.
  •        4. И. в мяч (сфайристика). Древность этой И. подтверждается описанными Гомером И. Навсикаи. Ее настоятельно рекомендовали греческие врачи, в нее весьма охотно играли как молодые, так и взрослые люди. В гимнасиях была отведена особая комната, в которой учитель (сфайристик) давал наставления в этой игре. Мяч (сфера) делался из кожи и набивался легким веществом. В игру под Названием «апорраксис» играли двое игроков маленьким мячом. Мяч с размаху бросали на землю в наклонном направлении таким образом, что он делал несколько прыжков, чем больше, тем лучше. Затем второй участник игры должен был со своего места принимать его ладонью и так же отбрасывать назад. При игре в «уранию» кидали мяч как можно выше вверх, после чего водящий должен был его ловить. В игре «эпискирос» или «эфебика», родиной которой была Спарта, играющие делились на две равные команды линией. Позади каждой команды линия определяла границу, которую запрещалось переходить во время игры. Один из играющих брал мяч, положенный на среднюю линию, и бросал его в сторону противников, которые должны были ловить его и отбрасывать назад, не переступая проведенных границ. Игра заканчивалась, как только одна команда была отброшена за пограничную линию. В игру «файнинда» играли пустыми мячами, причем бросающий якобы целился мячом в одной противника, а на самом деле придавал ему другое направление. Наконец, при игре в «корикоболию» к потолку комнаты прикреплялся наполненный легкими материалами шар, спускавшийся до живота играющего. Задача отстояла в том, чтобы грудью или руками приводить его во все более и более быстрое движение. Римляне от pila (обыкновенного мяча) отличали follis, большой, наполненный воздухом шар, и paganica — набитый перьями мяч. Играли или в «подачку» (datatim), когда ловили и отбрасывали мяч руками, или в «подбивку» (expulsim), когда локтем подбивали падающий с высоты мяч, направляя его к другому; для этой цели локоть защищался деревянным колпачком. В игре tvigon было три участника, которые бросали и ловили мячи левой рукой. При игре в подхват (harpastum) подбрасывали вверх один или несколько мячей, которые играющие должны были ловить.