Истмийские игры

    Истми́йские и́гры
  •          (греч. τὰ Ἴσθμια). Из всех больших праздничных игр греков после Олимпийских наибольшее значение принадлежали И., которые праздновались на Истме (Коринфском перешейке) у храма истмийского Посейдона, невдалеке от сосновой рощи, посвященной этому богу. И. и. происходили каждые два года в середине лета, на рубеже между 4 и 1, или как между 2 и 3 годами олимпиады, так что они падали то на первый, то на последний месяц олимпийского года, потому что летоисчисление отдельных греческих государств не было везде одинаково, а каждая местность имела свой календарь. Промежуток времени, отделявшей один Истмийский праздник от другого и носивший название Истмиады, представлял собой триэтериду. Две триэтериды равнялись одной олимпиаде. Предание говорит, что И. и. были учреждены в качестве похоронных игр в честь Меликерта, сына Ино, между тем как Плутарх называет их учредителем Тесея, которых будто бы установил этот праздник в благодарность за победу над Синисом. Свой окончательный облик И. и. приняли в правление Периандра и Псамметиха, тиранов Коринфских (614—585 гг. до н. э.). Элейцы, бывшие организаторами Олимпийских игр и обидевшие однажды молодого Периандра, не допускались на эти игры, зато афиняне пользовались почетным правом проэдрии (председательства). Афиняне, в свою очередь, награждали денежной суммой в 100 драхм тех своих сограждан, которые оказывались победителями на И. состязаниях. Выгодное положение и богатство Коринфа, который был распорядителем игр, придавало им особый блеск. Этот блеск, особенно усилившийся после Персидских войн, несколько поблек во время Пелопоннесской войны, но ко времени Ахейского союза и даже после разрушения Коринфа значение игр снова возросло. Заведование играми только на некоторое время перешло к Сикиону, а затем распорядителем вновь стал Коринф, уже оправившийся от своих бедствий. Римские императоры обращали на И. и. особенное внимание. И. и., как и все прочие агоны, состояли из 3 основных частей: гимнастических, конных и музыкальных соревнований. Бег в стадии и в особом ристалище, носившем название долиха (участок, имевший 7 стадий длины), единоборство и кулачный бой, панкратион и пентатлон составляли гимнастические состязания (см. Гимнасий). Гонки на колесницах, запряженных четверкой лошадей, и верховые скачки входили в состав конных соревнований. Музыкальное состязание, состоявшее из чтения стихов и игры на музыкальных инструментах, вошло в И. и., вероятно, в позднейшие времена. Характерной чертой всех четырех главных игр было то обстоятельство, что победитель не получал никакой материальной награды (как у Гомера), кроме почетного венка. На И. и. этот венок долгое время делался из сельдерея (так было еще во времена Тимолеонта, 335 г. до н. э.) и только спустя много лет после разрушения Коринфа был заменен сосновым венком. Во время игр никто не мог украсить себя победным венком. Пренебрегший этим правилом, как это сделал однажды Диоген Синопский, получал выговор от судей. Кроме венка, победителю, как и в других играх, вручалась пальмовая ветка. Здесь же публично увенчивали и прославляли заслуженных мужей и даже целые государства. Здесь также, для скорого ознакомления, вырезались на столбах договоры греческих государств. В 198 г. до н. э., в момент открытия праздника, римский полководец Тит Квинций Фламинин через глашатая провозгласил автономию; то же сделал впоследствии Нерон. Провозглашаемый на И. и. божий мир не соблюдался так строго, как это было в Олимпии, причиной чего было, несомненно, местоположение Истма.