Храм

    Храм
  •          (лат. templum), первоначально ограниченный, т. е. отделенный и очерченный, участок земли (одного корня с τέμνω, τέμενος, храмовая земля).
  •          а) Пространство, которое авгур своим посохом (lituus) обводил по небу и земле для того, чтобы в этом кругу наблюдать за полетом птиц. Точно так же называлось более узко освященное место, в котором он садился для своих ауспиций или наблюдений. При этом он смотрел или на юг, так что по левую руку имел юго-восток, а по правую — юго-запад, или же на восток, имея по правую руку юго-восток, а по левую — северо-восток. Знамения с левой руки считались счастливыми, с правой — предвещали несчастье.
  •          б) Название места, посвященного богу и отделенного от остальной непосвященной земли: храмового участка и, наконец, самого Χ. (ναός, aedes).
  •          Первоначальной целью X. была защита от непогоды идола или статуи бога. Можно с уверенностью утверждать, что не было идола без X. или какой-либо другой защиты, точно так же, как не было храма без идола. Впрочем, как идол не принимали за само божество, так точно и X. не считался постоянным местопребыванием бога, хотя и верили, что он любит и особенно посещает это место, где ему поклонялись и приносили жертву. У Гомера только упоминается об идоле, в то время как о X. он говорит очень часто. Из одного места «Одиссеи» можно заключить, что в каждом городе был один или несколько X. Храмы этого древнего времени были, вероятно, весьма просты и невелики. Впоследствии, когда архитектура развилась и когда ее основным содержанием стало сооружение храмов, подобно тому, как скульптура обратилась к изваянию статуй богов, X. строились не только просторнее и красивее, но и число их значительно увеличилось. Украшались они тем пышнее, чем более в самой религии и культе развивалось стремление к чувственности и воплощению всего духовного в осязаемые человеческие формы.
  •          Место, на котором строился X., выбиралось и освящалось очень торжественно (такое основание и освящение места под X. или самого X. называлось «инаугурация», «дедикация», «консекрация»). Само здание, посвященное богу, не только отделялось от частной земли или частных домов особым участком (напр. рощей) или оградой (периболом), имевшей только один вход, но и отличалось от частных построек всей своей конструкцией, в особенности своей простотой и плоской кровлей. Как жилище бога, X. первоначально состоял из одной только кельи или комнаты (cella), имевшей форму четырехугольника, в которой стояла статуя бога. Эту самую простую форму X. представляет нам X. на горе Охе в южной части Эвбеи (см. рис. 1). Дальнейшее развитие этой простой формы состояло в прибавлении к ней предхрамия. Так как эта часть была открыта для народа и должна была внушать благоговение вступающему во внутренность святыни, то и архитектура этой части должна была быть сложнее и позаботиться о внешней, поражающей глаза орнаментике. Вот почему этой пристройке придали вид открытой колоннады и присоединили к ней разнообразные украшения. Затем, придавая X. все большие размеры, стали возводить подобную колоннаду с украшениями вокруг всей святыни или того здания, в котором находилась статуя бога. Таким образом создалась внешняя форма X. При устройстве колоннад руководствовались простыми и естественными соображениями, вытекающими из характера и назначения X.; точно так же ясно было определено соотношение между архитектонической и пластической частями. Обе части служили дополнением друг друга. Архитектура является как бы остовом или основой для скульптуры, а скульптура как бы венцом архитектуры. Архитектоническая часть состояла из ряда колонн, покоившихся на общем основании, состоявшем из нескольких ступеней, и затем из архитрава, т. е. балки, лежавшей на колоннах и своей формой указывавшей на плоское покрытие предхрамия и на связь его с собственно X. (cella). Между карнизом и архитравом оставлялось пространство для скульптурной орнаментики. Это пространство со своими украшениями, т. е. фриз, называлось у греков зофор (ζωφόρος, букв, «носитель изображений или фигур»). Затем уже за фризом следовал карниз, главная часть которого, сильно выступающая плита, служила как бы завершением строения. На лицевой стороне X. и на соответствующей ей задней стороне над карнизом возвышался фронтон, имевший форму плоского треугольника. Площадь этого треугольника содержала в себе самую главную скульптурную орнаментику, для которой сильно выступающий карниз фронтона служил как бы рамкой.
  •          Смотря по более простому или искусному применению этих архитектонических форм сами X. были различных видов:
  •          1) X. in antis или парастас с двумя колоннами, когда его боковые стены выступали за главный фасад или фронтон и оканчивались пилястрами (аntae, parastades), между которыми с лицевой стороны были поставлены две колонны, поддерживавшие архитрав, соединявший обе боковые стены или пилястры.
  •          2) Простиль (προστύλος), X. с колоннадой впереди, которая шла во всю ширину фасада, так что крайние колонны стояли впереди ант (antae) или краеугольных пилястров боковых стен.
  •          3) Амфипростиль (ἀμφιπρόστυλος), храм с колоннадой или простилем с обеих сторон, т. е. с передней или лицевой и задней (см. рис. 2).
  •          4) Периптер (περίπτερος), X. с колоннадой со всех сторон. Кроме того, нужно заметить, что сам X. или святилище, окруженное круговой колоннадой, могло быть построено по одному из трех вышеназванных видов, так что периптер мог иметь двойной ряд колонн с передней и задней сторон (когда, напр., X. был построен по второму виду, т. е. в форме амфипростиля).
  •          5) Псевдопериптер (ψευδοπερίπτερος, мнимый периптер), т. е. X., окруженный не настоящими колоннами, а полуколоннами, выступающими из стен X. (особенно боковых и задней стен).
  •          6) Диптер (δίπτερος), X., окруженный со всех сторон двойной колоннадой.
  •          7) Псевдодиптер (ψευδοδίπτερος, мнимый диптер), т. е. X., окруженный одним только рядом колонн, без второго внутреннего ряда; но расстояние между колоннами и стенами X. было такое же, как в настоящем дилтере. X., имевшие форму псевдопериптера и псевдодиптера, встречаются редко.
  •          Кроме того, отличают X. по числу колонн фасада, которое всегда было четным, так как в середине их был вход. Их называли: «тетрастиль» — X. с четырьмя колоннами; «гексастиль» — с 6 колоннами; «октастиль» — с 8 колоннами; «декастиль» — с 10 колоннами; «додекастиль» — с 12 колоннами. Число колонн по бокам периптера было неопределенным. Часто, хотя и не постоянно, это число было на единицу больше двойного числа колонн фасада. Вообще же можно сказать только то, что предпочитали продолговатую форму X. и нечетное число боковых колонн.
  •          Помимо X., имевших форму продолговатого четырехугольника, были еще круглые X., разделявшиеся на два основных вида:
  •          1) моноптер (μονόπτερος), без святилища, имевший вид ротонды, крыша которой покоилась на колоннах, расставленных кругом;
  •          2) периптер (περίπτερος), со святилищем, окруженным колоннадой.
  •          

    План храма с колоннадой или простилем с обеих сторон.

  •          В более значительных X. были следующие основные части:
  •          1) основание, или цоколь, со ступенями (suggestus), имевшее целью не только дать твердую опору X., но и возвысить его и отличить от остальных частных зданий. Ступеньки шли вокруг или с лицевой стороны, причем их было нечетное количество, чтобы поднимающийся имел возможность правой ногой коснуться первой и последней;
  •          2) святилище (или собственно X.), cella; иногда в одном здании было несколько таких святилищ, расположенных рядом, одно возле другого, как в храмах тосканского стиля, или же два святилища, расположенных одно позади другого, со входами с передней стороны и задней, как это было в греческих храмах. Святилище, или целла, было покрыто сверху плоской крышей. Но в так называемых открытых X. (см. Гипетральный храм) целла оставалась непокрытой, по крайней мере в середине, так как в подобных X. внутри целлы устраивалась колоннада в два этажа, из которых верхний был покрыт и таким образом служил прикрытием для целлы. Внутри целлы находилась статуя бога. Она стояла на пьедестале, прямо против входных двустворчатых дверей, в нише у задней стены целлы, и часто была огорожена решеткой или стенкой и покрыта завесой. Статуи в древнейшие времена были глиняными, большей частью покрытыми красной краской (как, напр., статуя Юпитера Капитолийского в Риме), или деревянными; ок. 640 г. до н. э. появились первые целънокаменные, а еще позже — железные или бронзовые, но чаще всего мраморные, иногда также из золота и слоновой кости (хриселефантины). Перед статуей бога стоял разнообразно украшенный алтарь, как правило, мраморный, круглый, четырехугольный или треугольный. Часто в одной целле стояло несколько статуй и несколько алтарей. На алтарях, стоявших внутри целлы, совершались только бескровные жертвы (см. Алтарь). В некоторых X., кроме целлы, было особое священное отделение, адитон или мегарон, куда могли входить только жрецы в определенное время; часто оно находилось под землей и в таком случае, вероятно, содержало или источник, или бассейн для воды, стекавшей с крыши.
  •          3) Предхрамие (πρόναος, πρόδομος, irons, anticum), т. е. часть храма перед целлой. Впрочем, irons означало лицевую сторону или фасад X. вообще, а пронаос — внутреннюю часть X. перед святилищем.
  •          4) Опистодом, или постик (posticum), т. е. часть X. позади целлы, если X. имел с задней части вход и колоннаду. Впрочем, опистодомом называлась и комната позади целлы, служившая для хранения утвари и сокровищ, особенно в богатых X. (нечто вроде ризницы в христианских X.).
  •          5) Колоннада, портики (alae, porticus). Украшение портиков состояло в основном в скульптурной или выпуклой работе на фризах над архитравом колонн.
  •          6) Фронтон на обеих фасадных сторонах, над колоннадой (fastigium) или трихорием (trichorium, получивший название по своей треугольной форме), «орел», или этома (ἀέτωμα, от ἀετός, орел), названный из-за сходства с фигурой орла с распростертыми крыльями. Верхушка фронтона, а также оба его нижних края иногда украшались статуями, вазами или фигурами, изображавшими листья растений (такие украшения назывались «акротеры»). Площадь фронтона в древнейшие времена оставлялась пустой, без украшений, но впоследствии и она украшалась рельефными скульптурными изображениями, относившимися или к самому божеству (в честь которого был построен храм) или к деяниям народа и города. Подробности о колоннах, разных стилях колонн, метопах и т. п. см. под сл. Колонна.
  •          7) Пристройки или приделы (προστασεις) делались только в особых случаях, как, напр., в храме Афины Полиады в Афинах (см. Эрехтейон).
  •          Несколько иначе была устроена внутренняя часть в т. н. открытых X. (см. Гипетральный храм). Здесь, как выше было сказано, целла оставалась непокрытой; но внутри ее, параллельно с боковыми стенами, ставились два ряда колонн, часто в два этажа, причем верхний этаж, колонны которого обычно были другого стиля, служил галереей. Иногда стены целлы имели образуемые пилястрами выступы, между которыми устраивались более или менее глубокие ниши. Подобное устройство встречается обычно в тех X., где особое внимание было обращено на роскошную обстановку. X. этого рода, имевшие внутри колоннады, Витрувий называет гипетрами или открытыми (aedes hypaetros). Но мы можем с большой вероятностью предположить, что и остальные греческие X. были в некотором роде гипетрами или открытыми, так как они могли получать свет только через большее или меньшее отверстие в крыше (ὀπαέον); иначе они оставались бы совершенно темными, даже если бы были отворены все двери. Во время дождя это отверстие закрывалось коврами или подъемной дощатой либо металлической кровлей. О праве убежища в X. см. Убежище. Так как X. были неприкосновенны, то в них обычно хранили деньги, особенно в X. значительных, наиболее посещаемых и находившихся в торговых центрах. Спартанцы до времен Лисандра хранили свое золото и серебро в храмах Аркадии или в Дельфах. В некоторых X. накоплены были огромные сокровища (см. Анафема), хранившиеся в целле, постике и других частях X., иногда даже в ограде (см. Фокида).
  •          Этрусские X. имеют свои особенности как относительно устройства колонн, так и относительно распределения частей X. Впрочем, о них мы знаем только по описанию Витрувия, так как от них не осталось никаких следов. Основная форма этрусского X. приближалась к квадрату. Этот квадрат разделялся на две половины, из которых передняя заключала в себе предхрамие или колоннаду, а задняя — собственно X. или святилище. Это последнее обычно состояло из трех целл (или отделений): одной, более широкой, посередине и двух, более узких, по сторонам; иногда последние две целлы заменялись боковыми колоннами. Колонны были расставлены на более далеком расстоянии друг от друга, чем в греческих X., и были длиннее и тоньше. Архитрав был деревянным и не имел фриза. Вместо этого над архитравом выдавались концы или шляпки поперечных балок, на которых покоился далеко выступавший карниз. Фронтон (крыша) имел значительную высоту. Одним из главнейших X. этого рода был Капитолийский X. в Риме, постройка которого была начата в 600 г., а окончена только в 509 г. до н. э.
  •          Римские X. позднейших времен копировали греческие с некоторыми видоизменениями. Некоторые из сохранившихся X. имеют круглую форму и окружены снаружи перистилем или круговой колоннадой. Другие же X. получили своеобразную форму оттого, что в их покрытии был применен свод. Свод был частью бочарный или коробовый. Важнейшими X. этого рода являются Пантеон (см. Рим) и храм Венеры и богини Ромы в Риме. Другие формы сводчатых X. встречаются в позднейшие времена римской архитектуры.
  •          Об отдельных частях X. можно заметить еще следующее. Наружные стены целлы были простыми и гладкими и содержали немного украшений; лишь внизу они были снабжены карнизом, а вверху стропилами. Некоторые X., подобно Парфенону, имели, кроме того, еще фриз с рельефной скульптурной работой. Внутренние стены целлы были украшены картинами, изображавшими деяния богов и героев, которым был посвящен X. Очень редко в больших и известных X. не было подобной стенной живописи. Потолки X. были большей частью плоскими и деревянными; в основном на них шло весьма прочное кедровое дерево. Пол, по крайней мере во времена расцвета архитектуры, был или мраморным, или мозаичным. Украшение портиков состояло, главным образом, в рельефной скульптурной работе на фризах и фронтонах. Многие X. имели перибол (ограду), т. е. место, обнесенное стеной, предназначенной для того, чтобы отделить святыню от всего не священного, окружающего ее. Эта ограда, шедшая или вокруг всего X., или находившаяся только у его передней части, была украшена статуями, памятниками и алтарями. Дверь имела форму продолговатого четырехугольника, высота которого приблизительно равнялась ее двойной ширине.
  •          

    Дорический храм в разрезе.