Убежище

    Убе́жище
  •          (греч. ἄσυλον, лат. asylum). Во времена беззакония слабые, спасаясь от несправедливого преследования, могли находить защиту только у богов и в их храмах, перед которыми даже самый жестокий и сильный чувствовал своего рода страх. Позже, когда развились благоустроенные государства, древнее право богов защищать преследуемых осталось неприкосновенным, и даже виновных на священном месте нельзя было ни схватывать, ни убивать. Местами У. первоначально служили священные рощи и участки, а впоследствии и храмы с прилегавшей к ним священной землей. Нарушавших святость таких мест постигала кара богов и государства, и общественная совесть требовала удовлетворения за осквернение святыни. Древнейшим местом У. считалось У. Гераклидов в Афинах; впоследствии, когда jus asyli (право У.) составляло привилегию каждого храма, неограниченным правом неприкосновенности пользовались здесь 7 жертвенников различных божеств. В остальной Греции часто упоминается о бесчисленном множестве таких У., напр., о храме Афины Халкиойкской в Спарте, храме Аполлона в беотийском г. Делия.
  •          На римской почве этот обычай прижился меньше, хотя предание говорит об У., устроенном уже Ромулом для увеличения населения только что построенного Рима. Это была дубовая роща на Капитолийском холме в долине между крепостью (аrх) и Капитолием. Дион Кассий считал это У. единственным в Риме, но, по другим данным, существовало еще У. Дианы на Авентинском холме. Впоследствии, когда Греция была подчинена римской власти, римляне предоставляли грекам полную свободу в этом отношении, и многие храмы получали от римских полководцев подтверждение своего права У; во времена же единовластия, в особенности, когда места У. присвоили себе право защищать даже явных преступников и укрывать их от законного суда, не могло не произойти столкновения между ними и государством. Однако восточные народы настолько глубоко были проникнуты верой в защитительную силу своих храмов, что римским властям отдельных городов не всегда удавалось брать верх над общественным мнением. Поэтому император Тиберий в 22 г. до н. э. издал указ о том, чтобы все города, претендующие на право У. и желающие сохранить его, предоставили доказательства на это право римскому сенату. Многие города тотчас же отказались от него; остальные через уполномоченных старались перед сенатом защитить свои права. Тогда права У. решением сената были определены точнее и значительно ограничены; было прибавлено постановление, предписывавшее, чтобы каждое признанное место У. выставляло и сохраняло правила об этих ограничениях, вырезанные на медных таблицах, во избежание злоупотреблений в будущем. Но и это не устранило столкновений; поэтому Тиберий вскоре полностью уничтожил права У. в их первоначальном значении. Стоит заметить, что при строго монархическом правлении, основанном Тиберием, они уже не имели смысла. Зато после возникновения единовластия в Риме эти права развились в другом направлении. Точно так же, как император был источником всякой власти, так и храмы умерших императоров, статуи и изображения правивших получили силу и назначение предоставлять защиту преследуемым и обижаемым. Первым таким У. был сделан освященный по распоряжению триумвиров храм убитого Цезаря. Но и этим благонамеренным и полезным учреждением вскоре стали злоупотреблять, и оно, вместо того чтобы давать невинным защиту, сделалось для злонамеренных побуждением к насилию. Несмотря на многочисленные жалобы, Тиберий не соглашался устранить эти злоупотребления вследствие лежавшей в основании идеи о всемогуществе императоров и только в отдельных случаях приказывал наказывать виновных. Лишь Антонин Пий запретил злоупотреблять изображениями императоров во вред другому лицу. Право У. от языческих храмов перешло впоследствии к христианским церквям.