Погребение

    Погребе́ние
  •          (лат. sepulcrum, sepultura). Устраивать достойные и пышные похороны любимым родственникам после их смерти и всегда чтить даже место их погребения было священной, непременной обязанностью греков и римлян. Тот, кто пренебрегал этой обязанностью, навлекал на себя гнев богов: уверенность, что эта обязанность будет исполнена, услаждала умирающему смерть.
  •          В героический период греков погребение и погребальные почести совершались приблизительно следующим образом. Ближайшие родственники и друзья закрывали глаза и уста усопшему, затем тело омывали, умащивали его мазями, обертывали льняными полотенцами и ковром и начинали плач по умершему, причем нередко их скорбь выражалась весьма сильно. Мертвое тело несколько дней выставляли напоказ с ногами, обращенными к дверям; затем друзья выносили его, чтобы положить на костер, и сжигали вместе со всем тем, что любил покойник при жизни и чем он дорожил, — с оружием, одеждами и животными. После того как костер был окроплен вином, останки собирали в урну или ящичек, забрасывали его землей и воздвигали на этом месте курган. Урна с прахом Гектора была опущена в могилу, прикрыта тяжелым камнем, и над всем этим был насыпан высокий курган. На кургане часто воздвигали колонну (стелу). Погребение заканчивалось пиршеством. При погребении царей и князей к этому присоединялись погребальные игры.
  •          Среди греков было распространено мнение, что душа покойника, не преданного земле, осуждена на блуждание по берегам Стикса и не может достигнуть Елисейских полей. Поэтому они считали своей священной обязанностью предавать земле тело всякого умершего и считали эту обязанность исполненной, если насыпали на труп хотя бы горсть земли или песку. Только тяжких преступников, изменников и врагов отечества оставляли без погребения, отдавая на пожирание диким зверям и хищным птицам. В Афинах в позднейшее время покойников погребали, а их могилы засевали хлебом. Затем устраивались поминки по усопшему и беседы о его добродетелях. Впоследствии похороны сделались роскошнее и дороже. Установленные при этом обычаи собраны под сл. Похороны. Самой древней формой могил были обыкновенные земляные насыпи и холмы. Так были погребены воины, павшие при Марафоне. Первый повод к устройству подземных могил в скалах подали не только естественные пещеры, но и искусственные каменоломни (славятся сиракузские катакомбы). Отдельные гробницы, высеченные в скалах, часто с искусно украшенным деревянным или каменным фасадом, особенно часто встречаются на греческих островах. Около Кирены были пещеры, высеченные в скалах, на ровной возвышенной площади; все они были украшены портиками. В таких гробницах часто находятся алтари обыкновенной круглой формы, иногда украшенные рельефными изображениями, чтобы приносить жертвы в честь умерших. Там же установлены стелы — плоские и узкие плиты, поставленные стоймя, с именем умершего, или в виде часовенки с выпуклыми изображениями умерших; а также сделанные из камня гробы и саркофаги. Из отдельно стоящих надгробных памятников, не считая простых стел или каменных изваяний, самыми простыми были каменные четырехугольные или круглые постройки, которые содержали в себе гробницу. Но строились также весьма дорогие и роскошной формы гробницы героев: на подводке устраивался Периптер (помещение, окруженное колоннами), фриз и фронтон которого были украшены рельефными изображениями. Самой замечательной постройкой этого рода был, без сомнения, галикарнасский Мавзолей (см. Мавзолей), при постройке которого главную роль сыграл Скоп. Могилы, которые содержали в себе или фобы (у более бедных), или останки после сожжения трупа, собранные в глиняную или медную урну (у более богатых), находились в Афинах вне городской черты, при дорогах. Могилы более знатных афинян были на Керамике, у Академии (см. Аттика), или в полях и садах. За ними усердно наблюдали и ухаживали.
  •          Обычно на памятнике стояло имя усопшего, часто также важнейшие события его жизни, прощальные слова и завещание оставшимся родным, большей частью в стихотворной форме. На могилу клали светильник, зеркало, предметы украшения, флаконы с мазью и сосуды со съестными припасами. После погребения следовал пир: родственники покойного теперь снова принимали пищу. На третий день после погребения приносили заупокойные жертвы (τρίτα), спустя еще шесть дней устраивался главный жертвенный пир (ἔνατα). Траур в Афинах кончался на 30-й день. Траурные одежды были черными; женщины в знак траура остригали себе волосы. Гражданам, павшим в битве, полагалось торжественное погребение. После его окончания произносилась надгробная речь (λόγος ἐπιτάφιος). Если останки таких граждан или других прославленных и заслуженных мужей покоились на чужбине, то на них все-таки смотрели как на свои и оплакивали всем народом. В Спарте мертвых хоронили там, где они жили, без всякой пышности. Только павшие в сражении за отчизну получали каменный памятник, на котором писались их имена. Здесь не было принято громко оплакивать покойников. Траур носили только 11 дней.
  •          О празднествах при погребении у римлян см. Похороны и Траур. Места погребения у них считались священными и неприкосновенными. Первоначально тела зарывали в землю, позднее было введено сжигание. Местами погребения были или собственно могилы, или надгробные памятники. Последние нередко были великолепными, бросающимися в глаза монументами конической формы или в виде башен, снабженными надписями и скульптурными работами. Часто ставили почетные памятники без тела (кенотафы), если не могли найти останки усопшего или если отечество хотело почтить своего славного сына, умершего на чужбине. Самый простой вид памятников представляли столбы или колонны (cippi, columellae). Надписи обозначали чин, положение и род; рядом помещались изображения из жизни и дел умершего; иногда можно было видеть целые сцены быта, охоты, сражения, процессии. Самыми величественными надгробными памятниками были, естественно, мавзолеи, напр. мавзолей Августа на Марсовом поле, Адриана (см. Рим) и др. Фамильные склепы, служившие для погребения целых семейств, украшались рельефными изображениями и живописью. Целые корпорации и несколько семейств устраивали общие усыпальницы (соmmunia sepulcra). В древнейшие времена мертвых хоронили внутри Рима, однако вскоре это было запрещено законом. Обычно могилы находились при больших дорогах, особенно при Аппиевой дороге (via Appia), а также в сельских поместьях или в специально для этого отведенном месте. Общие места для погребения были отведены только для бедных и христиан. Могилы часто украшали статуями, алтарями, садиками, каменными сиденьями; тут же находилось помещение для рабов и вольноотпущенников, которые сторожили могилы, содержали их в чистоте и зажигали светильники в склепах. Гробница (sepulcra), или, лучше сказать, ее внутреннее пространство, носило также название «оссуария» (ossuaria) и «колумбарий» (columbaria) — от небольших ниш для урн, похожих на гнезда голубятни.