Похороны

    По́хороны
  •          (лат. funus).
  •     I. П. у греков (τάφος). Торжественно хоронить мертвых и считать их могилы святынями было у греков религиозной обязанностью и укоренившимся обычаем, основанном на их веровании в блуждание непогребенных, что подтверждают поэмы Гомера и древние сказания. Так, Антигона ставит эту обязанность, налагаемую неписаными, нерушимыми законами богов, гораздо выше человеческих постановлений Креонта. Умирающий Гектор умоляет, чтобы разгневанный победитель не отказал ему в погребении, и Приам подвергает свою жизнь опасности, чтобы получить труп сына и оказать ему последние почести. Эта обязанность соблюдалась даже по отношению к чужеземцам; на не погребенный труп, который находили и не могли похоронить, бросали землю. Павших в бою врагов тоже подвергали погребению (частные исключения, вызванные особым ожесточением, не отвергают общего правила). Самым замечательным примером служит следующий случай: афиняне приговорили к смерти своих победоносных полководцев, возвратившихся в 406 г. от Аргинузов, за то, что они не собрали (из-за бури) и не похоронили тела павших в бою воинов.
  •          Варварские погребальные обычаи древнего времени были полностью уничтожены, главным образом, законами Солона. Сразу после смерти мертвому клали в рот обол, называвшийся также δανάκη, предназначавшийся для Харона как плата за проезд в Аид. После этого покойника омывали ближайшие родственники, главным образом женщины. Они намазывали тело маслом, увенчивали еловыми ветвями и сельдереем и облекали в белые одежды. Упоминают также, что мертвому клали в гроб медовый пирожок, чтобы задобрить Цербера. Затем, обычно на второй день после смерти, следовало выставление тела на ложе в передней части дома. При этом покойный лежал лицом и ногами к двери дома. Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы (посторонним женщинам моложе 60 лет это было запрещено законом Солона) сидели вокруг постели усопшего и плакали. Чрезмерные выражения печали, напр. царапанье щек, были запрещены законом Солона. Рядом с постелью ставились глиняные разрисованные сосуды (лекифы), а при входе в дом стоял сосуд с водой для омовения выходящих. Воду для этого омовения нельзя было брать в доме, где был умерший, так как он считался нечистым. Выставление и все прочие погребальные ритуалы сначала исполняли сами родственники, но впоследствии их осуществляли за плату посторонние лица. На следующий день перед восходом солнца происходил вынос тела. Покойного несли на ложе в сопровождении наемных плакальщиков или флейтисток, а также родственников и друзей. Труп или сжигали, как это обычно бывало в героическое время, или хоронили. Впоследствии одновременно применяли и сжигание, и захоронение. Трупы клали в гробы (в древние времена также урны для праха), которые делали из дерева, глины или камня. В большинстве городов места для погребения (см. Погребение) находились вне города (в Спарте внутри), чаще всего вблизи дорог. В Афинах даже кенотафы павших воинов, тела которых не могли быть найдены, устанавливали за пределами города. Часто мертвых хоронили в их имениях. Кроме того, существовали специально отведенные места, предназначенные для погребения мертвых; в Афинах это был участок перед Конными воротами (см. Афины). Памятники представляли собой холмы (хомы, колонны, тумбы), столбы (стелы), колонны (кионы), часовни (найды, герооны) или четырехугольные лежащие надгробные камни (трапезы) и были собственностью семьи (см. Надгробные памятники), так что даже на суде право собственности на место погребения служило доказательством родства. В могилу клали всякую утварь, напр. сосуды и т. п.; этим объясняется большое количество раскрашенных глиняных сосудов, сохранившихся до наших времен. В позднейшие времена этот обычай прекратился. За погребением следовала тризна (περίδειπνον), на которую родственники собирались в дом покойного. На 3-й день совершалась жертва по усопшему (τρίτα), главная жертва приносилась на 9-й день (ἔνατα). Внешние знаки печали — остриженные волосы, отсутствие украшений, черная (в некоторых местностях белая) траурная одежда (μελαν ἱμάτιον, черный плащ) — сохранялись еще дольше. В Афинах траур соблюдали 30 дней, после чего снова приносилась жертва (τριακάδες). О могилах постоянно заботились, и в определенные дни возле них проходили празднества в честь умерших, соединенные с увенчиванием и украшением могил повязками (ταινίαι) и принесением жертв; кровавые жертвы в Афинах были запрещены. Обряд жертвоприношения назывался ἐναγίζειν. Такими праздниками были Генесии (γενεσια), отмечавшиеся в день рождения покойного, а также жертвоприношение в день смерти и, наконец, общий праздник Некисии (Νεκύσια). Последний отмечался в Афинах в 5-й день месяца Боэдромиона и тоже назывался Генесии. Впрочем, подобные празднества проходили и в другие, не назначенные специально дни. Убитых молнией считали пораженными богами и без торжественного погребения хоронили на том месте, где они были поражены; иногда их тела оставались не погребенными. При многих преступлениях, особенно при измене отечеству, смертная казнь усугублялась лишением погребения. Особые формальности соблюдались при погребении павшего от руки убийцы. Перед процессией несли копье и втыкали его на могиле как символ лежавшей на родственниках обязанности преследовать убийцу. Если тело умершего не могло быть найдено, напр., если кто-нибудь погиб на море или на поле битвы, то устраивалась имитация похорон и воздвигалась пустая могила — кенотаф.
  •          

    Тело Архемора, выставленное для прощания и оплакивания. С рисунка на южноиталийской вазе.

  •     II. П. у римлян (funus). Когда умершему закрывали глаза, начинался громкий плач (соnclamabatur). После этого погребалылик (см. Либитинарий) посылал уборщика, поллинктора (pollinctor), который омывал труп, намазывал его маслом, одевал в тогу и клал после этого на парадное ложе (lectus funebris). Рядом стояла курильница (асеrrа, turibulum), а в прихожей висели сосновые и кипарисовые (cupressus) ветки. На 8-й день происходило погребение или вынос (funus) тела при торжественных проводах (exsequiae) печального собрания. Ритуал совершался или торжественно по провозглашению глашатая (funus indictivum), или просто и без шума. Знатных римлян обычно хоронили в дообеденное время. Сопряженные с дальнейшими торжествами и пышностью проводы (роmра) устраивал десигнатор (designator), которому помогали ликтор и акценз. Сначала шли музыканты, игравшие на рожке (liticines), реже трубачи (соrnicines), потом плакальщицы (praehcae), певшие похвалы умершему (naeniae), и актеры, нередко исполнявшие комические сцены из жизни умершего. Далее следовали восковые маски предков (см. Имагины) и картины, изображавшие деяния усопшего, особенно если он приобрел славу военными подвигами. Окруженный курильницами труп лежал с приподнятой головой на ложе (lectus или lectica), покрытый пурпурным с золотом покровом. Погребальные носилки (feretrum) несли родственники или вольноотпущенные рабы, а у выдающихся граждан также сенаторы и всадники. Бедных в простом фобу (sandapila) несли носильщики-веспиллоны (vespillones). За трупом следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и др. лица, все в траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась и один из родственников произносил надгробную речь (laudatio funebris), по окончании которой шествие двигалось дальше, чтобы или сжечь труп (crematio), или похоронить его (humatio). Надгробные речи, посвященные заслуженным государственным деятелям, упоминаются еще со времен поборника свободы Брута; оказывать эту честь женщинам было разрешено после нашествия галлов, но впервые ее удостоилась Попилия, мать Катулла. Эти речи произносились или в сенате, или с ростральной трибуны (pro rostris); говорили их юноши. Вредное влияние этих похвальных речей на достоверность исторического предания осознавали сами римляне. Обычай этот существовал и в семьях: так, Цезарь говорил надгробную речь своей тетке Юлии и своей первой супруге; нечто подобное рассказывают про Октавиана и Тиберия, когда они были отроками. Две такие частные речи дошли до нас в виде надписей — речь консула Авла Лукреция Веспиллона в честь его супруги Турий (ум. между 8 и 2 гг. до н. э.) и императора Адриана в честь Матидии Старшей. Место, где происходила кремация, называлось ustrina, а сам костер — rogus. Сначала на костер бросали цветы, венки и т. п., затем поджигали его, поднимали плач и лили на него вино или благовония (odores, liquores, unguenta и др.). Когда костер догорал, тушили тлеющую золу и собирали кости умершего, которые окропляли вином и молоком, высушивали и запирали прах в ящик или урну. Эту урну опускали в могилу (см. Погребение) вместе с мазями, маслом в банках и благовониями.
  •          Тело, подлежащее захоронению, клали в гроб из камня или из дерева и затем опускали в склеп или в землю. Бедняков и рабов хоронили на Эсквилинском холме, богатые имели собственные могилы (sepulcra).
  •          На 9-й день после погребения происходили новемдиалии (novemdialia, feriae novemdiales), состоявшие в жертвоприношении и угощении умершего, которое ставилось на могиле и называлось cena feralis (поминальный обед). Вместе с тем устраивался большой пир, происходивший или на самом холме, что бывало в древние времена и называлось silicernium, или в доме умершего, куда являлось много гостей. Иногда даже угощали весь народ или раздавали т. н. висцерацию (см. сл.). Иногда в этот день происходили игры и гладиаторские бои (funebres ludi, см. Игры). После этого долго с благоговением вспоминали об умерших и доказывали это различными способами, напр. общими (feralia) или частными (раreentalia) праздниками в честь умерших. В таких случаях могилы украшали, увенчивали, окропляли и т. п. О трауре см. ст. Траур.