Народный трибун

    Наро́дный трибу́н
  •          (лат. tribunus plebis), магистратура в Римской республике. После 1-й сецессии в 491 г. до н. э. патриции, сделав народу уступку, согласились на выбор Н. т., обязанностью которых было защищать плебеев от притеснений патрициев и консулов. Сначала Н. т. было двое или пятеро, а в 457 г. до н. э. число их было увеличено до десяти. Однако патриции, давая свое согласие, поставили условие, по которому нельзя было выбирать одних и тех же лиц дважды. Вначале круг деятельности трибунов был ограничен, но вскоре им удалось расширить его и усилить свою власть, чему немало содействовала дарованная им неприкосновенность. Старейшим и на первых порах единственным их правом была авксилия (auxilium) — право защиты плебеев, а впоследствии и патрициев, состоявшее в том, что они могли запрещать (veto, intercedo, рrоhibeo) мероприятия должностных лиц или сената против отдельных личностей. Эта «помощь» обычно применялась:
  •          а) при выборах (dilectus);
  •          б) при распределении податей;
  •          в) в суде, где трибуны могли вмешиваться не только в гражданские, но и в уголовные дела как до приговора (sententia), так и после него, чтобы, напр., помешать вынесению несправедливого решения или чтобы поддержать справедливость (aequitatem) перед неумолимой буквой закона.
  •          Однако встречалось немало случаев несправедливого вмешательства. Впрочем, вето трибуна, прекращавшее судебное разбирательство, имело силу только до истечения служебного года этого должностного лица, и если его преемник не вмешивался снова, то разбирательство могло возобновиться. Нуждавшийся в подобной помощи должен был призвать трибунов (appellare). Последние собирались, рассматривали дело и принимали решение (decretum), либо соглашаясь оказать помощь, либо отказывая в ней. Из этого права помощи вскоре развилось право вмешательства трибунов во все административные мероприятия и действия должностных лиц (консулов, цензоров и даже других трибунов), в сенатские постановления (SCons.) и во все предложения, предназначавшиеся для внесения в комиции. Во всех комициях трибуны могли вмешиваться (intercedere), препятствовать правовому эффекту (impedire), задерживать выполнение решения (moram facere), так что иногда даже приходилось откладывать выборы должностных лиц. По отношению к сенату трибуны вначале не пользовались никакими правами, но вместе с правом вмешательства в решения сената (SCons.) они получили также право присутствовать на его заседаниях. Вначале они сидели у входа в курию и, угрожая оттуда своей auxilium против приведения в исполнение SCons. (особенно касательно dilectus и tribulutum), постепенно присвоили себе право вмешиваться во все дела, заняли место в среде прочих сенаторов и, вероятно, вскоре после закона Валерия, сделавшего решения триб обязательными для всех римлян, могли даже докладывать ему. Вследствие этого цензоры при первом же собрании (lectio) приняли в сенат и всех бывших трибунов. Правом созывать собрания (см. Комиции) и председательствовать на них трибуны, вероятно, пользовались с самого начала, но гораздо важнее было полученное ими право созывать трибутные комиции (comitia tributa) и председательствовать в них, особенно после законов Валерия, Публилия и Гортензия. На этих собраниях не только производили выборы на многие должности и вершили суд, но и совещались о важнейших делах и проводили голосование по законам, имевшим важнейшее государственное значение (напр., по аграрным законам, leges agrariae, по поводу распределения провинций, командования войском и т. д., см. Комиции). Право налагать штраф на непокорных и пользоваться правом арестовать граждан или должностных лиц (prehensio) трибуны получили довольно скоро и часто злоупотребляли им самым недобросовестным, деспотическим образом; они даже консулов заключали в темницу или угрозами принуждали к уступчивости. Трибуны ежегодно издавали указы (edictum), в которых определяли, когда намерены привести в действие свое auxilium и т. п. Производить ауспиции они вначале не могли, но впоследствии им было дано и это право, но только относительно менее торжественных случаев. О принадлежащих им spectio de coelo и obnuntiato см. Дивинация, Обнунциация и Закон Элия.
  •          Власть трибунов вначале была только благотворна. Своим противодействием они обуздывали власть консулов, сената и патрициев, и внутренняя жизнь Римского государства могла развиваться справедливо, пока трибуны оставались на законной почве. Когда же они стали злоупотреблять своими правами и сделались в позднейшие времена ярыми демагогами, Римское государство подверглось величайшей опасности. По закону, трибуны не могли принимать решение, если хотя бы один из них протестовал (unum adversus omnes satis esse), так что несогласный всегда имел перевес. Однако эти законные ограничения трибуната оказывались недостаточными; выбор диктатора тоже не достигал более своей цели с тех пор, как и против него допускалась провокация (provocatio). Поэтому Сулла, считая трибунат самым невыносимым орудием тиранических и охлократических замыслов, преобразовал его в пользу оптиматов. Изданный им в бытность его диктатором в 80 г. закон Корнелия о полномочиях трибунов (lex Cornelia de tribunicia potestate) почти полностью уничтожил трибунат, который сделался пустой видимостью, «imago sine rе»: он ограничил право созывать плебейские собрания (jus plebe agendi), обязал трибунов предлагать законы в комициях триб и привлекать в суд только с согласия сената; далее он низвел право вмешательства, главный источник всех прочих трибунских полномочий (tribuniciae potestatis), к первоначальному значению auxilii lationis adversus imperium (оказанию помощи против власти) и, наконец, запретив бывшим трибунам занимать какую-либо курульную должность, уничтожил приманку для честолюбивых демагогов, которой до тех пор обладал трибунат.
  •          Тотчас же после смерти Суллы начались попытки восстановить трибунат. Сначала они были безуспешны, но уже в 75 г. законом Аврелия (консула Аврелия Котты) трибунам было возвращено право быть избираемыми на консульские должности, а через 5 лет, в 70 г., Помпей и Красе, нуждавшиеся для своих планов в трибунате, восстановили его во всей прежней силе. С этих пор трибунат снова вступил на тот путь, по которому следовал до Суллы. Достаточно упомянуть имя Публия Клодия, чтобы дать понятие о тех ужасах и смутах, которым трибуны и демагоги подвергали в те времена государство.
  •          В эпоху императоров трибунская власть образовала средоточие императорской власти (см. Принципы), и, хотя трибуны продолжали еще существовать, но потеряли всякое значение, их право помощи в суде ограничивалось императорской инстанцией. Место в сенате и право вмешательства они сохранили, но право налагать штраф было значительно урезано. В то же время они получили в свое ведение устройство августалий (см. Игры).
  •          Требуемые для трибуната условия и выборы. Эта должность была доступна только плебеям, притом только свободным гражданам, что, однако, в эпоху императоров не всегда строго соблюдалось. Определенного возраста не требовалось, но обычно трибуны поначалу занимали должность квестора и плебейского эдила, а когда по постановлению Суллы они должны были избираться из сенаторов, то предварительно выполняли как минимум должность квестора. Первые трибуны выбраны были на Священной горе, а после закона Публилия (471 г. до н. э.) выборы стали производиться в комициях триб; о промежутке между этим временем нет точных сведений. В должность они вступали 10 декабря, а незадолго до этого происходили выборные комиции. Особых знаков отличия трибуны не имели. В их подчинении находились посыльные (viatores), писари (scribae) и глашатаи (praecones), которые остались и во времена императоров.