ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДРЕВНИЕ АЗИАТСКИЕ И АФРИКАНСКИЕ НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА

§ 1. Начало и постепенное развитие военного устройства гражданских обществ, военного искусства и искусства ведения войны. — § 2. Общие понятия о военном устройстве, военном деле в войнах древних народов Азии и Африки — I . Ассирияне, вавилоняне и мидяне. — § 3. Военное устройство и военные учреждения их. — §. 4. Различные роды войск, вооружение, строй и образ действий их. — § 5. Фортификация и полиорцетика. — § 6. Войны ассириян, вавилонян и мидян.

Источники: Св. Писания книги Ветхого Завета, Геродот, Диодор Сицилийский, Guiscliard, Lo-Looz, C-te de S-t Cyr, Ch.'intr eau, Carrion-Nisas, Knus1 e r, Handbibliothek fur Offiziere, Rocquaneourt, Бар. Зедделера История военного искусства, Энц и лклопедиический Словарь, Военно Энциклопедический Лексикон, Roll in Histoire Universelle, Heeren, Лоренц, Брут др.

§ 1. Начало и постепенное развитие военного устройства гражданских обществ, военного искусства и искусства ведения войны.

О начале и постепенном развитии войны и с нею военного устройства гражданских обществ, военного искусства вообще и искусства ведения войны в особенности, во времена предысторические — ничего положительного сказать невозможно. — Нет сомнения, впрочем, что они были тесно сопряжены с началом, развитием и успехами общежития, гражданственности и образованности, вполне зависели от них и сообразовались с ними, — и что по этому как война, так и военное устройство гражданских обществ, военное искусство и искусство ведения войны развивались, в различных странах и обстоятельствах и у различных народов неодинаковым образом. — Должно полагать, однако же, что более или менее общим видом развития их был нижеследующий:
Во времена первобытные, когда люди еще, не были соединены в общества, распри человека с человеком были первоначально решаемы, без сомнения, одною телесною силою — в единоборстве. Затем человек начал вооружаться простейшими орудиями, какие находил везде, под рукою, именно — каменьями и деревом. Каменья он бросал во врага из рук издали, а дерево употреблял в ручной схватке в виде палиц. Для обеспечения же жилища своего от нападения врага, ограждал оное грубым оплотом из деревьев или каменьев.
Здесь, в единоборстве двух человек — первое основание, первообраз войны, — в метании каменьев и употреблении дерева в ручной схватке — начало метательного и ручного оружия, а, в ограждении жилищ оплотами — первые следы искусственных укреплений.
С соединением людей в общества и постепенным развитием общежития, гражданственности и образованности, начали мало по малу возникать различные воинские учреждения и образоваться военное дело. С гражданским устройством постепенно развивалось и военное. Первоначально, оно вероятно было весьма просто. Все совершеннолетние мужчины шли на войну, для обороны собственных земель или для нападения на земли своих врагов — соединенными силами, под предводительством своих родоначальников либо старейших и храбрейших из среды своей. С образованием племенных союзов и обществ более многочисленных и сильных, значительно увеличивались и вооруженные силы их, а власть над ними получала более единства, — ибо вверялась на время войны одному избранному, верховному вождю. Позже, в обыкновенных случаях на войну ходила только известная часть или особенное сословие народа;- весь же народ вооружался только в случаях особенной важности или крайней опасности. Наконец, с утверждением единовластия и образованием монархий учреждены были постоянные войска.
С изобретением полезных ремесел и искусств совершенствовалось и вооружение. Случай повел к изобретению луков, стрел, пращей, выковки и выделки металлов, а нужда заставила обуздывать лошадей. — Металлами сначала оковывали палицы и заостренные колья, и постепенно дошли до выделки кованого оружия, первоначально ручного нападательного — секир, мечей, копий, — позже и предохранительного вооружения- шлемов, лат, щитов. — Лошадей употребляли сначала для перевозки тяжестей и для верховой езды, а это повело к учреждению военных колесниц и конницы. — С ходом времени как метательное, так и кованое оружие, равно колесницы и конница были усовершенствованы, а употребление их распространилось. — Ручное оружие сделалось главным, а метательное — вспомогательным: ибо действие первого было сильнее и решительнее, нежели действие последнего.
Совершенствование вооружения повело за собою и совершенствование строя и образа действий войск. — С соединением людей в общества, бой толпы с толпою заступил место прежнего единоборства человека с человеком. — Но обе стороны сражались еще вероятно нестройными, беспорядочными толпами, и победу решало одно превосходство личной храбрости и в особенности числительном и телесной силы сражавшихся. — Позже, непосредственным следствием усовершенствования вооружения было — постепенное введение, в устройстве и образе действий войск, больших правильности и порядка, необходимость которых становилась более и более ощутительною. — Воинов начали разделять и по роду вооружения, и по назначению их, конных отделяя от пеших, — вооруженных ручным нападательным оружием и тяжелым предохранительным вооружением — от легковооруженных и действовавших метательным оружием. — Войска разделяли и подразделяли на большие и меньшие части, каждую часть подчиняя особому начальнику, младших военачальников — старшим, а всех — одному главному. — Наконец, определяли для строя, движений и действий различных родов войск некоторые, в начале вероятно весьма простые, позже — более усовершенствованные правила. — Разделение войск по роду вооружения их на легкие и тяжелые повело за собою и разделение строя на рассыпной и сомкнутый. — Ибо легкие войска, вооруженные метательным оружием, могли свободно действовать им только в строе рассыпном; — тяжелые же, вооруженные ручным оружием, необходимо долженствовали действовать в строе сомкнутом, для произведения сильнейших натиска и удара, в чем состояло главное их предназначение и заключалась главная их сила.
С тех пор, не смотря на быстроту, силу и решительность действий военных колесниц и конницы, главный род войск, главную часть вооруженных сил составляла пехота, по причине большей удобности образования ее, содержания и употребления на всякого рода местности.
С постепенным совершенствованием вооружения, устройства и образа действий войск, мало по малу развивались и совершенствовались также и другие отрасли военного дела, между прочим фортификация или искусство укреплять военные станы и города, и полиорцетика или искусство брать города осадою. С переходом к оседлости, люди начали обеспечивать постоянные жилища свои и в особенности города, отчасти расположением их в неприступных или неудободоступных местах, на высоких скалах и горах, мысах и т.п., отчасти ограждением оных оплотами из земляной насыпи со рвом, тыном, плетнем или засеками впереди, позже и с деревянными башнями, построенными на валу в известном одна от другой расстоянии. Долго жилища человеческие обеспечивались преимущественно местностью, пока люди не начали с местными препятствиями соединять искусственных укреплений и, наконец, прибегать преимущественно к последним, постепенно совершенствуя и усиливая их. Вместо земляных насыпей и деревянных стен, города, особенно большие, и столицы начали быть ограждаемы каменными, высокими и толстыми стенами, с каменными же, круглыми или четвероугольными башнями и широким, глубоким рвом впереди. С ходом времени постепенно увеличивали вышину и толщину стен, располагали последние в несколько рядов, а внутри города устраивали особые внутренние крепости или цитадели, укрепленные замки и т.п. Для обстреливания местности впереди стен, башни устраивали гораздо выше стен, одна от другой вероятно на расстоянии полета стрелы (около 90 сажень) и преимущественно на исходящих углах.
Полиорцетика подвилась гораздо позже, а развивалась и совершенствовалась медленнее, нежели фортификация. Долго города, укрепленные каменными стенами и башнями, так, как означено выше, считались неприступными и ими старались овладеть либо хитростью, либо подкупом жителей, либо обложением оных войсками и укреплениями для того, чтобы голодом принудить жителей к сдаче. С ходом времени начали, однако же, изобретать и употреблять различные другие средства для овладения городами, как-то: всходы на стены с земляных валов, присыпаемых к городским стенам, или по лестницам, подкопы для подземного входа в города иди для разрушения городских стен, башни для обстреливания внутренности городов, метательные и стенобитные орудия и т.п.
Наконец — самая война распространялась в объеме и получала большие значение и важность, от мелких родовых и племенных распрей, заступивших место единоборств, от частных набегов, малой войны и битв отдельных племен постепенно переходя к более обширным и важным предприятиям и войнам с целью завоеваний, к большим вторжениям, нашествиям и общенародным битвам. В войне начал уже проявляться важный перевес силы нравственной над грубою силою вещественною. Сторона слабейшая, не имея возможности отразить силы силою, вероятно старалась достигнуть того хитростью, избегая боя, ослабляя и утомляя сторону сильнейшую малою войною и частными нападениями, при пособии местности и естественных. препятствий, либо обороною в городах, при пособии искусственных укреплений. Тогда и сторона сильнейшая, не видя возможности одолеть слабого, но хитрого противника одною силою, была принуждаема также прибегать к хитрости, чтобы обмануть, заманить или выманить, настигнуть и разбить неприятеля. В этом-то состязании обеих сторон в хитрости и заключались первое начало и первые основания искусства ведения войны, а первый повод к тому подала, как полагать должно, сторона обороняющаяся, как слабейшая в числительном или всяком другом отношении.

§2. Общие понятия о военном устройстве, военном деле и войнах древних народов Азии и Африки.

На Востоке — там, где впервые развились общежитие, гражданственность и образованность, получили свое начало и древнейшие в мире военные учреждения, впервые образовалось и военное дело. Исследование начала и постепенного развития, духа и характера их — предмет, без сомнения, высокой занимательности, но., к сожалению, весьма трудный, если и не совсем невозможный. Ибо история древнейших народов и государств Азии и Африки (исключая Евреев) основана на темных и баснословных преданиях, дошла до нас в одних отрывках, к не представляет ничего достоверного и еще недостаточно пояснена новейшими учеными изысканиями. Основываясь на этих данных, невозможно изобразить полной и верной картины исторического развития и состояния военного устройства и военного дела у древнейших азиатских и африканских народов, и по необходимости должно ограничиться составлением себе приблизительного понятия как о духе и характере их вообще, так и о некоторых частных особенностях их у главнейших из этих народов.
И во-первых, военное устройство и военные учреждения древнейших народов Азии и Африки представляют некоторые, более или менее общие черты, сообщающие им свой особенный, отличительный характер. Главною и основною была та, которая проистекала от разделения на касты, общего почти всем народам Азии и Африки, исключая Евреев и Финикиян. Вследствие разделения на касты, военное звание и право носить оружие и заниматься войною составляли исключительное преимущество особых наследственных каст или поколений (у Индийцев, Вавилонян, Эфиопян и Египтян), либо благороднейших, высших и господствующих сословий народных (у Мидян и Персов), либо, наконец, в государствах, основанных завоеваниями (Ассирийском, Вавилонском, Мидийском и Персидском) — самих завоевателей. Военные касты занимали первое либо одно из первых мест в числе прочих: ибо на востоке искони занятие войною почиталось благороднейшим, а военное звание- почетнейшим. Тщательное военное воспитание, которое с ранних лет получали лица, принадлежавшие к военным кастам, и постоянное занятие их в течение целой жизни воинскими упражнениями, соделывали их особенно способными к войне и опытными в военном деле, и питали в них воинственный дух. Наследственность военного звания также значительно способствовала тому, но с другой стороны была противна постоянным развитию и совершенствованию военного дела. Сыновья считали бесполезным и даже невозможным изменять и совершенствовать то, чем руководствовались и что им передали отцы их, и хранили эти наследственные навык и опытность, как неприкосновенную святыню. От этого и военные учреждения, и военное дело, достигнув известных пределов, далее уже не развивались. Сверх того, военные касты, как сословия исключительные, пользовавшиеся большими преимуществами и имевшие в своих руках вооруженную силу, легко могли соделываться опасными для государства и нередко благом его и пользою общею жертвовали собственным своим видам и выгодам. В других случаях они, по малочисленности своей, были слишком малозначащи в общей массе народа, либо утрачивали воинственный дух вследствие обогащения, роскоши, изнеженности и развращения нравов. Народ же, отстраненный от военного звания, чуждый и даже неприязненный военным сословиям, делался невоинственным, неспособным к войне и легко подпадал чуждому владычеству.
Военным кастам и монархиям восточным были обязаны своим происхождением на Востоке постоянные войска и царские телохранители. Военные касты, постоянно вооруженные и исключительно занимавшиеся войною, составили постоянную вооруженную силу восточных монархий. Содержание постоянных войск было необходимо, во всех вообще восточных монархиях для обеспечения и усиления монархической власти, а в основанных завоеваниями — сверх того, для содержания покоренных стран и народов в повиновении и для защиты их от внешних врагов. Царские телохранители, составленные из знатнейших иди отборнейших лиц военных каст, сами составляли лучшую и надежнейшую часть постоянных войск восточных монархий.
На Востоке равномерно получили свое начало наемные войска, земския ополчения и всеобщие поголовные вооружения народа.
Первый примере содержания наемных войск подали Финикияне. Народ малочисленный и исключительно преданный торговле, для распространения которой в те времена необходимы были внешние завоевания и заведение поселений, Финикияне прибегли к содержанию чужеземных наемных войск, как для того, чтобы не уменьшать еще более народонаселения собственного государства, не отвлекать его от земледелия, промышленности и торговли, и не вредить этим источникам народного благосостояния, так и потому, что при изобилии денежных средств, считали. всегда возможным и удобным убыль в наемных войсках пополнять скорым набором других наемников. Но неодушевленные чувствами преданности к чуждой им стране и движимые одним корыстолюбием, наемники нередко потрясали государство мятежами и изменою, а в случаях неудачи и опасности оказывали постыдное малодушие. За всем тем, примеру Финикиян последовали Египтяне (со времен Псамметиха или с начала 7-го века перед P. X.) и Персы (с конца 5-го века перед P. X.).
Земские ополчения и всеобщие поголовные вооружения народа существовали на Востоке всегда и — как полагать должно — уже с древнейших времен. Ибо хотя войною занимались одни военные касты, но в случаях особенной важности, крайней опасности или общенародных предприятий, к оружию призывалась большая или меньшая часть народа либо весь народ. Сверх того, восточные народы-завоеватели искони имели обыкновение — увлекать за собою, в своих войнах, покоренные ими народы и усиливать себя ими. Всеобщие ополчения, лучшую часть и главную силу которых составляли постоянные войска или военные касты господствовавшего народа, столько же отличались отсутствием всяких воинских благоустройства, порядка и единодушия, сколько и многочисленностью.
О военном деде на Востоке вообще можно сказать, что оно никогда не достигало значительной степени развития и совершенства, и в течение многих столетий оставалось почти в одном и том же положении. Казалось, Восток уже искони осужден был в этом отношении на бездейственность и неподвижность, противный всякому успеху и одною из главных причин которых было, как объяснено выше, разделение на касты. Выделка из металлов кованого оружия, изобретение и введение в употребление луков, стрел, пращей, военных колесниц и метательных орудий, первое употребление конницы, фортификация, полиорцетика, словом — все военные изобретения и учреждения, все отрасли военного дела подучили свое начало на Востоке, но усовершенствованы были на Западе, в Европе — у Греков и Римлян. И по мере того, как у этих двух народов военное дело развивалось и совершенствовалось, — на Востоке оно, сравнительно, более и более принимало характер несовершенства и даже ничтожности. Тоже самое должно сказать в частности и об устройстве войск. Во взаимном отношении между собою войск различных восточных народов, оно могло еще иметь большую или меньшую степень развития и совершенства в целом или в некоторых особенных частях. Так, например, в Египте-стране Востока, в которой образованность была наиболее развита уже во времена глубокой древности, вероятно и устройство войск также было доведено, сравнительно с состоянием его у других современных народов Востока, до более высокой степени совершенства. Так, у народов Средней Азия конница добротою коней, способностью всадников к конной службе и ловкостью, искусством их в наездничестве, далеко превосходила конницу других народов Азии и Африки. Но сравнительно с войсками греческими и римскими, войска древних восточных народов, говоря вообще, всегда стояли, в отношении к тактическому и внутреннему устройству, на весьма низкой степени, хотя в частности, впрочем, конница азиатская и африканская стояла выше и греческой и римской.
Главным отличительным характером войн древних восточных народов были большие нашествия с целью завоеваний и, вследствие того, быстрые и решительные действия в открытом поле, — большие народные битвы, оканчивавшиеся отчасти истреблением, отчасти порабощением побежденных, и решавшие судьбу народов и государств, — частые нападения на города, преимущественно богатые и торговые, и на столицы, и взятие их хитростью, изменою и т.п. — и осады продолжительные, по причине несовершенства искусства полиорцетического.
Искусство. ведения войны и действий в бою заключалось преимущественно в том, чтобы подавить противника числительным превосходством сил, соединенным с быстротою и решительностью действий. Вспомогательными же средствами к тому служили скрытность и хитрость действий. По этим причинам войны восточных народов всегда были ведены огромными полчищами, быстро и решительно, и являют беспрестанные примеры военных хитростей, особенно свойственных характеру восточных народов. В бою все искусство состояло в том, чтобы напасть на противника врасплох, охватив его и окружить со всех сторон, с целью не только нанести ему решительное поражение, но и совершенно истребить его?
Будучи свойства быстрого и решительного, войны восточных народов продолжались обыкновенно недолго, а сообразно с понятиями и нравами древних народов и с духом времени были ведены с жестокостью и бесчеловечием, и в высочайшей степени сопряжены с грабежом, разорением, разрушением, кровопролитием и жестоким обращением с побежденными и пленными,
Таковы вообще главные черты и характер военного устройства и военного дела древних восточных народов. Затем укажем некоторые частные особенности их у главнейших из этих народов, как-то: Ассириян, Вавилонян, Мидян, Евреев, Египтян и Персов.

I.
Ассирияне, Вавилоняне и Мидяне.

§ 3 . Военное устройство и военные учреждения их.

Военное устройство Ассирийской, Вавилонской и Мидийской монархий было основано на, более или менее одинаковых началах и имело более или менее одинаковые формы и характер. Глава государства — царь, был вместе с тем и верховным предводителем всех вооруженных сил его. Под ним наместники его, управлявшие областями, с гражданскою властью большею частью соединяли и военную, начальствуя войсками своих областей. Военное звание было, как сказано выше, преимуществом особых, наследственных военных каст, либо господствовавшего народа-завоевателя, и пользовалось большими преимуществами и уважением. У Мидян в особенности военное сословие было благороднейшим, высшим и господствующим, и ему были открыты пути ко всем правительственным чинам, званиям и должностям. Лица военных каст вообще с молодых лет приготовлялись к военному званию общественным военным воспитанием, которое, посредством гимнастических и воинских упражнений, охоты против диких зверей и т.п., имело целью развивать и укреплять телесные и нравственные силы военного юношества и содедывать его мужественным, храбрым, способным к войне и сведущим в военном деле. Военные касты или сословия составляли постоянные, в известной степени правильно устроенные войска и лучшую часть вооруженных сил государства. Постоянные войска состояли: 1) из дружин царских телохранителей, входивших в состав военных дворов царей; 2) из собственных дружин царских наместников, высших государственных сановников и вельмож, и 3) из войск, распределенных по областям, в поле и по городам, и исправлявших внутреннюю в государстве службу. Земские иди областные и всеобщие поголовные ополчения производились вероятно на основании поместного права, т.е. землевладельцы выставляли известное число вооруженных воинов с определенных: пространства земли или количества доходов. Для этого, народонаселение делилось на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Тоже десятичное деление служило основанием и разделению войск. Армиями предводительствовали обыкновенно цари, либо назначаемые ими из царских лиц или высших сановников полководцы, а частями армий — знатнейшие лица из военного сословия, землевладельцы, десятитысячники, тысячники, сотники и т.д. В составе армий азиатских монархий обыкновенно находились также вспомогательные дружины кочевых племен, за жалованье или в надежде обогащения грабежом и добычею всегда охотно шедшие за ними на войну и составлявшие отличные легкие войска.

§ 4 . Различные роды войск, вооружение, строй и образ действий их.

Пехота была многочисленнее, а конница лучшим и главным родом войск у Ассириян, Вавилонян и Мидян. На конях первоначально сражались, вероятно, одни цари, знатнейшие и богатейшие лица, и входившие в состав армий кочевые пленена, из числа обитавших в равнинах и степях. Введение и умножение конницы происходило обыкновенно, как полагать должно, тогда, когда завоеватели, обогатившись, приобретали и средства, и охоту сражаться на конях. Затем конница, сверх умножения числом, совершенствовалась также и вооружением, и добротою коней, и образом действий, и становилась преимущественным родом службы лиц высшего сословия. При армиях всегда находилось также большое число военных колесниц, считавшихся весьма действительным средством для нанесения неприятелю вреда.
Вооружение Ассириян, Вавилонян и Мидян было общее всем древним восточным народам. Простые и бедные воины были вооружены легко, преимущественно метательным оружием: луками, стрелами, пращами, и предохранительного вооружения не имели. Знатные же и богатые носили полный, тяжелый и роскошный доспех, шлем, броню и щит, а из оружия преимущественно ручное: копья и полукопья или дротики, секиры, мечи, кинжалы и т.п. Таким образом легких войск, вооруженных метательным оружием, было более, но ручное оружие и вооруженные им тяжелые войска были главными.
Сообразно с вооружением, легкие войска сражались в рассыпном строе, а тяжелые — в сомкнутом и глубоком. В общем строе или боевом порядке, армии, разделенные на десятки, сотни, тысячи и т.д., располагались по племенам и народам, из которых были составлены: в одну, или несколько линий, с длинным фронтом и выдвинутыми крылами, в виде полукружия или полумесяца, дабы легче охватить и окружить неприятеля. Пехота становилась в средине, конница по крылам, а военные колесницы впереди. Тяжелые: пехота и конница строились в большие сомкнутые массы (вероятно четвероугольные), имевшие иногда до 100 человек в глубину. Легкие войска располагались впереди всего войска и открывали бой стрельбою из луков и метанием каменьев из пращей, а по приближении собственных тяжелых войск отходили за них сквозь их промежутки и нередко продолжали поверх их стрелять и метать каменья навесно. Военные колесницы были устремляемы на неприятельское войско по протяжению всего его фронта, целою линиею, со всевозможною быстротою, дабы прорвать его в нескольких местах и привести в расстройство. За ними быстро следовали тяжелые: пехота и конница. Первая, прикрывшись щитами и взяв копья на руку, проникала в сделанные колесницами проломы, а конница, между тем, охватывала фланги неприятеля и нападала на него с тыла. Тогда завязывался рукопашный бой, результатами которого были: решительная победа войска, успевавшего охватить и окружить противника, и совершенное почти истребление того, которое допускало охватить и окружить себя. Из этого следует: во-первых, что, для одержания победы и избежания собственного поражения, главное внимание было обращаемо на то, чтобы в бою иметь на своей стороне числительное превосходство сил и линию фронта, превосходившую длиною линию фронта противника, а в случае невозможности этого — прикрывать фронт и фланги войска военными колесницами, редко местностью, ибо битвы, происходили большею частью на открытых равнинах, — и во-вторых, что легкие войска и колесницы приуготовляли и облегчали, а тяжелая пехота и конница — решали победу.
Войска вообще двигались в бой и сражались при звуках труб и рогов, а вместо знамен имели изображения или изваяния различных зверей, животных, птиц и т.п., носимых на копьях или длинных древках.

§ 5. Фортификация и Полиорцетика.

О состоянии фортификации и полиорцетики у Ассириян, Вавилонян и Мидян имеется весьма мало сведений, из коих можно однако же заключить, что искусство укреплять города, по древним восточным понятиям и обычаю, было значительно развито у этих народов. Доказательством тому могут служить укрепления Ниневии и особенно Вавилона и Экбатаны, описание которых находим у Геродота, Диодора Сицилийского и др. Эти обширные города были окружены каменными стенами значительной вышины и толщины, и сверх того имели внутренние крепости или цитадели, и царские укрепленные замки. Так Ниневия была окружена стенами вышиною в 100 футов и расположена, подобно Вавилону, четвероугольником. Вавилон был огражден двумя стенами, из коих наружная была выложена из кирпича и имела 200 локтей вышины, 50 локтей толщины и глубокий, широкий, водяной ров впереди. На вершине стены находились башни в один ярус. Наружная стена имела 100 медных ворот. Внутренняя стена была немногим ниже и тоньше наружной. Евфрат разделял город на две части. От наружной и внутренней стен проведены были чрез внутренность города другие, поперечные стены к берегам Евфрата, которые были равномерно ограждены стенами с медными воротами. В средине каждой из двух частей города находилась внутренняя, особенными стенами окруженная крепостца. В одной из них находился царский замок, расположенный четвероугольником и окруженный высокою и толстою стеною. В другой крепостце находился главный храм, также расположенный четвероугольников и имевший по средине обширную и толстую башню о 8-ми ярусах. Экбатана была ограждена семью, выложенными из кирпича стенами, которые возвышались одна над другою уступами вокруг города, расположенного на горе и по скатам его. Посреди города, на вершине горы, находился царский замок.
Напротив, искусство брать города находилось, как кажется, в несовершенстве или, по крайней мере, было менее развито, нежели долговременная фортификация. Должно, однако же, заметить, что сверх несовершенства первой и превосходства над нею последней, причиною продолжительности осад была и упорность обороны со стороны осажденных. Смерть или рабство были обыкновенною участию их, в случае взятия неприятелем города, и потому они всегда оборонялись с чрезвычайным упорством и держались до последней крайности, изобретая всевозможные средства для нанесения осаждавшим наибольшего вреда и для отражения их.
В отношении к полевой фортификации известно только, что Ассирияне имели обыкновение постоянно и при всяком случае ограждать свои станы земляною насыпью со рвом. Вообще же полагать должно, что, так как армии азиатских монархий и находившиеся при них обозы обыкновенно были весьма многочисленны, то главное искусство при расположении их в стане заключалось в помещении наибольшего числа людей, лошадей, повозок и проч. в наименьшем пространстве, и, следовательно, военные станы азиатских армий были располагаемы преимущественно в виде круга.

§ 6. Войны Ассириян, Вавилонян и Мидян.

О войнах вавилонян — со времени основания Нимвродом древнейшего в Азии вавилонского государства до самого VIII века перед P. X. — сохранились одни неверные, темные, баснословные предания. Из отрывков халдейской истории Бероза усматривается только, что древняя вавилонская монархия неоднократно подвергалась нашествиям соседних кочевых племен (мидян, халдеев, аравитян и др.) и была покоряема ими.
Исторически же известными становятся только войны последних завоевателей вавилонского государства — ассириян, с начала VIII века перед P. X. — когда народ сей, довершив свои завоевания на востоке, обратил их к западу, пришел в столкновение с израильтянами, в исторических книгах которых и находятся с тех пор достоверные сведения о войнах как ассириян, так и вавилонян. Первыми войнами ассириян, о которых упоминается в этих книгах, равно и у Бероза, были войны ассирийских царей Фула и преёмника его. Феглаффелассара, с царством израильским при царях последнего: Манаиме (772-761) и Факее (750-740). Результатами этих войн было то, что Фул наложил на Манаима дань, а когда Факея восстал для освобождения от него, Феглаффелассар завоевал Галилею и землю Нефеалимскую и часть израильтян отвел в плен. С этого времени главные и почти постоянные усилия ассирийских царей были обращены на то, чтобы распространить пределы ассирийского царства до восточных берегов Средиземного моря и в особенности покорить малую пространством и невоинственную Финикию. Войны, веденные ими с этою целью, имели результатами покорение Сирии и Финикии, обложение данью царства иудейскаго и совершенное разрушение царства израильского (сыном и преемником Феглаффелассара, Салманассаром, в 722 г.). Но между тем, как ассирийские цари были заняты завоеваниями на западе, наместник вавилонский Навонассар объявил себя независимым и восстановил вавилонскую монархию (747). Преемник Салманассара, Сеннахерим (720-690) принудил восставших вавилонян к покорности, — но в походе, предпринятом им в 714 году для завоевания Египта, на пределах его был разбит египтянами и затем, при осаде Иерусалима, потерял от чумы почти все остальное свое войско. Эта сугубая неудача послужила знаком в восстанию вавилонян и мидян. Собрав новое войско и подступив в 710 году к Вавилону, Сеннахерим разбил и снова покорил вавилонян, но мидяне сохранили свою независимость. При третьем же преемнике Сениахерима, Сарданапале, наместник вавилонский Навопалассар., в соединении с Киаксаром, царем мидийским, восстал против Сарданапала и осадил его в Ниневии. Осада продолжалась весьма долго; — но наконец необыкновенное возвышение воды в Тигре разрушило часть стен в Ниневии, и осаждавшие, вторгнувшись этим путем в город, овладели им, а Сарданапал в отчаянии сжег себя со всеми своими сокровищами в царских своих чертогах. Ниневия была разрушена и с нею пало ассирийское царство (610).
Войны вавилонян с этого времени до покорения вавилонского царства персами замечательны только при первых двух царях новой династии (по Берозу седьмой, халдейской, почему и новая вавилонская монархия иными называется также вавилоно-халдейскою ) — Навопаласаре (610-606) и особенно сыне его Навуходоносоре (606-562). Вскоре после образования нового вавилонского царства, страны на восточных берегах Средиземного моря сделались причиною и предметом войны между Навопалассаром и фараоном египетским Нехао или Нехо. Последний уже в 609 году завоевал Иудею, все страны до Евфрата и даже многие города на этой реке. Навопалассар, по старости и болезни, принял сына своего Навуходоносора в соправители и поручил ему отнять у египтян завоеванные ими города и земли, на которые имел притязания потому, что они дотоле находились в зависимости ассириян. Навуходоносор исполнил это с блистательным успехом, одержав над египтянами в 606 году решительную победу при Киркезие на Евфрате, после которой, преследуя разбитое египетское войско, покорил Финикию и Иудею, и может быть напал бы на египтян в собственной их стране, если бы смерть Навопалассара не принудила его воротиться в Вавилон. Затем в продолжении 44-летнего царствования своего он вел столько же важные и замечательные в военном, сколько и в политическом отношении войны с финикиянами, иудеями и египтянами. Результатами войны с первыми было покорение Финикии и разрушение Тира (590), после 13-летней осады его. Войны с иудеями, беспрестанно отлагавшимися от Вавилона и вступавшими в союз с Египтом, кончились, после шестикратных: пленения Иудеев и переселении их в Сенаар и Вавилон (605-588), разрушением царства иудейского и отведением остатков иудеев в Вавилон. Войны же с египтянами, во время войн с финикиянами и иудеями, заключались в нескольких нашествиях Навуходоносора на Египет, важнейшим из которых было произведенное при египетском фараоне Априе. Заключив союз с иудейским царем Седекиею, Априй двинулся против Навуходоносора, осаждавшего Иерусалим (589). Но Навуходоносор снял осаду, пошел на встречу ему, разбил его, вторгнулся в Египет и, взяв с него дань, с богатою добычею воротился в Иудею и снова осадил Иерусалим.
По смерти его, в остальные 24 года существования вавилонского царства, войны вавилонян, отчасти междоусобные и отчасти с мидянами, не представляют ничего замечательного и кончились, при последнем царе Навоннаде (по Геродоту — Лавинете, а по Св. Писанию — Валтасаре), взятием Вавилона и завоеванием вавилонского царства персами под предводительством Кира (538).
Войны мидян становятся замечательными только со времени отложения этого народа от ассирийского царства и образования независимого царства мидийского (714-700). После 53-х летнего, мирного царствования первого царя Мидийского, Деиока (700-647), сын и преемник его, Фраорт (647-625) вел внешние войны с целью распространения пределов мидийского царства. Завоевав на юге Персиду, а на севере страны на южных берегах Каспийского моря, он вторгнулся в Ассирию, победителем дошел до самой Ниневии, но под стенами ее был разбит и убит ассириянами (625). Сын и преемник его, Киаксар (625-585), продолжал войну с ассириянами и осадил Ниневию; но вторжение в Мидию скифов принудило его снять осаду и воротиться в собственное государство. По удалении из него большей части скифов и истреблении остатков их мидянами, Киаксар возобновил войну с Ассириею и кончил ее, в соединении с Навопалассаром, взятием и разрушением Ниневии (610). Разделение затем земель павшего ассирийского царства между Навопалассаром и Киаксаром, и отнесение вследствие того западной границы мидийского царства на реку Галис, поставили это государство в соприкосновение с лежавшим по другую сторону Галиса обширным лидио-фригийским царством в Малой Азии. Вскоре между обоими соседственными государствами произошли раздоры и наконец война. Четыре года обе стороны вели ее с переменным и нерешительным успехом; в пятом же году, в то самое время, когда армии их вступили в общую битву, долженствовавшую решить войну, произошло полное солнечное затмение, так устрашившее мидян, что они прекратили бой и при посредничестве Навуходоносора заключили с лидиянами мир и союз (585). После 25-ти лет мирного царствования сына Киаксарова, Астиага, подвластные мидянам персидские племена восстали под предводительством вождя своего, Кира, и в битве с Астиагом при Пассаргаде одержали решительную победу, следствием которой было взятие Экбатаны, пленение Астиага и завоевание Мидии Киром и персами (560).
Таковы были важнейшие и замечательнейшие войны ассириян, вавилонян и мидян, имевшие вообще тот главный характер, который изображен выше (§ 2).