Заключение

Действие остальной части «Персики» происходит при жизни Ктесия. Материал, хоть и менее явно вымышленный, становится сложнее распутать из–за небольшого количества достоверных источников и прикрас. После саги о Мегабизе эпитома Фотия переходит от одного заговора и восстания к другому, пока Дарий II не становится царем. В эпитоме продолжается история времен Артаксеркса I и различных ветвей царской семьи. Рассказывается о потомстве Артаксеркса от женщин помимо Дамаспии, а также о родственниках, рожденных в смешанных браках с другими благородными семьями. Среди них сыновья Артаксеркса I, оба сына Мегабиза, Писсуфн и его сын Аморг, Артоксар–евнух и Теритухм. Неясно, получили ли эти люди такое же внимание и похвалу от Ктесия, как Мегабиз. Возможно, Теритухм, сын Гидарна, является одним из таких кандидатов. Дарий II обрачевал своих детей, Арсака (будущего Артаксеркса II) и Аместриду с детьми Гидарна, Статирой и Теритухмом соответственно. Этот брачный союз с семьей Гидарна считается важной поддержкой для претендентов на трон Дария II. Гидарн, предположительно, был потомком Гидарна, одного из заговорщиков против мага в 522 году. После смерти Гидарна, Теритухм стал сатрапом, но у Фотия не указано, какая именно сатрапии.
История Теритухма вкратце сводится к его домогательствам собственной сестры Роксаны (F15 § 55–56). Роксана описывается как великолепная красавица, искусная в стрельбе из лука и метании копья, и эти качества делают ее уникальной среди персидских женщин. Теритухм презирал свою жену Аместриду и планировал ее убить, засунув в мешок и зарезав. Однако слух о заговоре распространился, и Дарий II отправил Удиаста, обещав ему награду за спасение Аместриды. Удиаст и многие другие напали на Теритухма, который погиб в сражении, убив тридцать семь нападавших. Эта деталь подчеркивает его героическую натуру, подобную Мегабизу, Киру или Парсонду. Парисатида, мать Аместриды, сильно возмутилась и отомстила оставшимся членам семьи Теритухма. Его мать, братья Митрост и Гелик, а также две сестры были заживо погребены, а Роксану разрубили на куски. При чистке семьи Теритухма пощадили только Статиру по слезной просьбе Арсака (Артаксеркса II), несмотря на опасения, высказанные Дарием II Парисатиде (F15 § 56). Парисатида много лет спустя успешно подстроила и смерть Статиры (F27 § 70, Фотий; F29b, Плутарх). Последующий брак Артаксеркса II с его собственной дочерью Атоссой еще больше укрепил родословную Ахеменидов.
Ктесий в «Персике» использовал разные темы, такие как инверсия, излишества и феминизация. Главный герой, Мегабиз, то и дело оказывался в экстремальных ситуациях. Ктесий был очарован различными ритуалами и зрелищами, связанными с идеологией Ахеменидов. В книге повторяются элементы персидской придворной жизни и культуры, которые могут быть восприняты как женские и экзотические. Эти элементы включают церемонии, костюмы и снаряжение царя и двора, присутствие евнухов, прием гостей, животных, дани и сказаний из других стран, а также обряды, связанные с богиней Иштар и другими божествами. Ктесий умело использовал эти элементы для греческой аудитории.
Фотий, вероятно, организовал свою эпитому вокруг тем, которые были широко распространены в «Персике». Он сфокусировался на сложных взаимоотношениях между различными персидскими знатными семьями и линией Ахеменидов. Претензии Артаксеркса I на престол были неоспоримыми из–за его происхождения, но претензии Дария II были сомнительными, подобно претензиям его соперников. Теритухм мог представлять для Дария II более серьезную угрозу, чем Мегабиз для Артаксеркса I. Однако, историчность страсти Теритухма к своей сестре и заговора с целью убить его жену, принцессу Аместриду, вызывает сомнения. Рассказы Фотия в «Персике» неоднородны, и мы не можем полностью доверять его рассказам даже о близких к современности событиях. Его целью было развлечение и искусство, а не объективная запись фактов. Он предпочитал использовать экзотические и увлекательные элементы, которые можно было приукрасить.
Значим был выбор использования элементов из ассирийской, вавилонской и персидской культур. Эти элементы оказали влияние на роман «Персика». Роман представляет собой греческое произведение с отпечатком Ближнего Востока. Ближневосточный контекст вдохновил и стал препятствием для автора. «Персика» — интерпретация месопотамских и иранских традиций с изобретательностью Ктесия. Роман мелодраматически рассматривает правящую элиту мировой империи и ее предшественников. «Персика» — присвоение автором ближневосточных мотивов.
При персидском дворе было много космополитизма. Ктесий путал титулы и должности придворных. Евнухи были частью придворного опыта. В четвертом веке и позднее такие вещи продавались. Многие саги напоминают темы из «Шахнаме». Легенды о Парсонде, Заринее, Стриангее, Арбаке и Белесии — это интерпретация ближневосточных традиций с греческим влиянием.
Сага о Семирамиде была популярна в Греции, но для полного понимания версии Ктесия нужно знать легенды о Саргоне. Его история Кира Великого основана на этих легендах и противоречит им. В течение столетий между Саргоном Аккадским и Артаксерксом II месопотамские традиции постепенно обновлялись. Ктесий был связующим звеном в передаче этих традиций греческому миру. Особенно, когда рассматриваются его ранние и доахеменидские материалы, вопрос о том, был ли Ктесий историком или нет, больше не вызывает споров, а скорее он занимает место новатора в жанре любовных романов.