XXIV. МАРК ПОРЦИЙ КАТОН

Из последней книги КОРНЕЛИЯ НЕПОТА,
ГЛАВА 1.
Катон родившейся в вольном городе Тускуле, в малолетстве, прежде вступления в службу, жил в Сабинской провинции, в оставшейся там после отца его наследственной вотчине. По совету Валерия Флакка, которой был при консульстве и ценсорстве товарищем, как Перперна Ценсорий объявляет, поехал в Рим, где находился при публичном суде. Во–первых пошел в военную службу семнадцати лет при Консулах Фабии Максиме и Клавдии Маркелле. Полковником служил в Сикилии. По возвращении оттуда находился в службе при Нероне, и отменную пред прочими храбрость оказал на баталии под Сеною, на которой убит Аздрубал, брат Аннибалов. Квестором учинен Корнелию Сципиону Африканскому Консулу, с которым по должности дружески не поступал; ибо Катон с ним во всю жизнь имел ссору; и Интендантом от строения учинен с Гелвием. Претором будучи получил в правление Сардинию, откуда бывши прежде Квестором, при отъезде из Африки, Енния, Стихотворца в Рим привел, что почиталось не за меньшую славу, как бы кто одержал славное торжество над Сардиниею.
ГЛАВА 2.
Консулом бывши с Валерием Флакком, получил по жеребью Гишпанию Тарраконскую, и для ее торжество имел. Понеже он там весьма долго находился, то Сципион Африканской во вторые Консул, у которого он в прежнее консульство Реншмейстером был, хотел его с правления провинции свергнуть, и на его место сам вступить. Хотя Сципион первенство в городе имел, однако того без Сенату учинишь не мог, понеже тогда республика управлялась не властию но законами. Того ради гневаяся на Сенат, по окончании года на консульстве, приватным жил в городе. Но Катон будучи сделан Ценсором с тем же Флакком, с великим рачением должность оную отправлял; ибо штрафовал многих дворян, и многие небывалые дела запретил, дабы тем роскошь уничтожишь, которая тогда в республике оказываться начала. Он жил близ семидесяти лет, и до глубокой старости с малолетства для общенародной пользы ссориться не перестал. Хотя многие на его нападали, однако никто чести его не токмо не нанес никакого повреждения, но и, пока жил, всегда в большую славу приходил.
ГЛАВА 3.
Во всяких делах был весьма разумен и искусен; ибо был доброй домостроитель, искусен в правлении общества и в гражданских делах, великой Генерал, посредственной Оратор, и немалой охотник до учения. Хотя он поздно начал уже учиться, однако в оном такой успех получил, что трудно было сыскать как из Греческих так и Римских писателей, которых бы он не разумел. С малолетства сочинял речи: в старости истории писать начал, которых семь книг находится. Первая содержит дела Царей Римского народа: Во второй и третьей описано, откуда произошел каждой Италианской город. Для той причины по видимому те книги назвал Начала. В четвертой содержится первая Пуническая война, а в пятой вторая; но обо всем в них кратко объявлено. Прочие войны равным образом описал до преторства Сергия Галбы, которой разорил и разграбил Лузитанов. бывших на тех войнах Генералов именно не показал, но просто без имян одни случаи описал. В них же упоминает, какие вещи достойны примечания в Италии и Гишпании. В сих книгах оказал он свое прилежание и отменную остроту своего разума. О житии его и обычаях пространно в той книге объявлено, которая особливо сочинена по прошению Помпония Аттика. Чего ради желающие обстоятельно ведать о Катоне, означенную книгу читать могут.