Свидетельства (A)

1. Филострат. «Жизнь софистов» I 9, 1 след. Сицилия дала Горгия Леонтийского, к которому как к отцу восходит, по нашему мнению, искусство софистов. И действительно, если мы обратим внимание на Эсхила, как много он со своей стороны дал трагедии — снабдил ее и (соответственною) одеждою и высокими подмостками (сценой), и внешним видом героев, и вестниками, извещающими о том, что случилось не на глазах зрителей, и (всем) тем, что надлежит делать на сцене и под сценою, то такую же, пожалуй, роль сыграл Горгий для сотоварищей по искусству, (представителем которого он был).
(2) Ибо он положил начало (вошедшим в обыкновение) у софистов (приемам): стремительному порыву (речи), парадоксальности, воодушевлению, (умению) выражать важные дела пространно, разделениям и сближениям, от которых речь становится приятнее и пышнее. Он применял также поэтические наименования о мире и о святости.
(3) Итак, мною уже было сказано в начале моего сочинения (см. ниже A Ia), как он весьма легко говорил без подготовки. Уже под старость он держал речь в Афинах и, если тогда он привел в восхищение народную массу, то это еще неудивительно, но он, по моему мнению, покорил (своим красноречием) и славнейших (мужей) Крития и Алкивиада, которые оба были (в то время) юными, (а также) Фукидида и Перикла, которые уже были стариками. И автор трагедий Агафон, которого комедия признала мудрым и красиво выражающимся, во многих своих ямбах подражает Горгию.
(4) Блистая на эллинских празднествах, он произнес с возвышения Пифийскую речь (B9), за которую на него был возложен золотой (венок) в святилище Тифийца, а Олимпийская речь его (B 7 и 8a) оказала пользу величайшему (делу). А именно, видя, что Эллада враждует, он стал советовать грекам (держаться) единомыслия, направляя (их) против варваров и убеждая их, чтобы (греческие) города сражались не друг с другом, но с землей варваров.
(5) Надгробное же слово (B 6), которое он сказал в Афинах, было сказано по поводу павших в сражениях, которых афиняне похоронили на общественный счет с хвалебными речами. (Эта речь) составлена с выдающимся искусством. А именно, (и в этой речи) он подстрекал афинян против мидян и персов и проводил ту же самую мысль, что и в Олимпийской речи, об единомыслии (всех) эллинов. (Но прямо об этом) он ничего не сказал, так как (речь его была обращена) к афинянам, сильно стремившимся к господству (над Грецией), чего невозможно было добиться, не предпринимая (какого–либо военного) дела. Занялся же (он в своей речи) восхвалением трофеев побед над мидянами, доказывая слушателям, что «трофеи побед над варварами заслуживают гимнов (хвалебных песен), трофеи же побед над эллинами тренов (плачевых песен)»[1].
Передают, что Горгий дожил до 108 лет, не впадая в старческую дряхлость, но (до последних дней жизни) он сохранил крепость сил и юношескую свежесть органов чувств.
1a. Филострат. «Жизнь софистов» I. 1. Начало древнейшей софистике положил леонтинец Горгий среди фессалийцев… По–видимому, Горгий положил начало произносимой экспромтом речи. А именно, придя в афинский театр, он отважился сказать: «Предлагайте (любую тему)» и он первый рекомендовал это рискованное дело, хвастаясь, что он, конечно, все знает и может обо всем говорить без (всякой) подготовки.
2. Свида. Горгий, сын Хармантида, родом из Леонтии, оратор, ученик Эмпедокла, учитель Пола Агригентского, Перикла, Исократа и Алкидаманта из Элеи, который был его преемником по руководству школой. Он был братом врача Геродика (A 2 a)[2].
Порфирий же относит его (рождение) к 80 олимпиаде (460–457 г.). Однако должно думать, что он старше[3]. Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов, (специальное обучение) способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы[4], метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии[5], вторичные удвоения, повторения, апострофы[6] и парисосы[7]. Он взимал плату с каждого из учеников в размере 100 мин. Прожил он 109 лет и написал много сочинений.
2a. Платон. «Горгий» 448 B. Если бы Горгий был сведущим в искусстве, которое знал его брат Геродик, то как бы мы его по справедливости назвали?
3. Диоген. VIII 58. 59. Эмпедокл был также врачом и превосходнейшим оратором. По крайней мере, его учеником был Горгий Леонтинский, муж выдающийся в ораторском искусстве и составивший сочинение по теории этого искусства… Он, как говорит Сатир, рассказывал, что он сам присутствовал, когда Эмпедокл чародействовал.
4. Диодор XII. 53,1 след. (При архонте Эвклесе 427 г.). В это время в Сицилии леонтинцы, бывшие переселенцами из Халкиды, родственные афинянам, как раз подверглись нападению со стороны сиракузян. Теснимые неприятелем и вследствие подавляющего превосходства сиракузян, подвергаясь опасности быть завоеванными ими, они отправили послов в Афины с целью (испросить) у (афинского) народа возможно скорейшей помощи и спасения своего города от (угрожавших) ему опасностей.
(2) Во главе (этого) посольства стоял оратор Горгий, весьма превосходивший всех без исключения силою (своего) слова.
(3) И вот, прибыв в Афины и явившись в народное собрание, он держал речь к афинянам, (прося их) о военной помощи, и оригинальностью (своего) способа выражения поразил афинян, которые были (народом), одаренным (красноречием), и любителями слова.
(4) А именно, он первый стал употреблять фигуры, (а именно) антитезы[8], исоколы[9], паризы[10], одинаковые окончания и некоторые другие (приемы) в том же роде. (Все эти приемы) в то время вследствие новизны их имели успех у слушателей, в настоящее же время они кажутся неестественными, часто осмеиваются и считаются страдающими избытком (риторических ухищрений).
(5) Наконец, убедив афинян оказать леонтинцам военную помощь и вызвав в Афинах восторг к (своему) ораторскому искусству, Горгий возвратился в Леонтины[11].
Ср. Дионисий Лис. 3. Обнаруживает это Горгий Леонтинский, который придавал многим (своим речам) весьма грузную и чрезмерно вздутую форму изложения и произносил некоторые из своих речей на подобие каких–то дифирамбов[12]. (Платон «Федр» 238Д) и из учеников Горгия (эти особенности его речи усвоили) Ликимний и Пол со своими последователями. И в Афинах у ораторов вошла в моду поэтическая фигуральная речь, как рассказывает Тимей, по почину Горгия, когда он, явившись в Афины в качестве посла, поразил слушателей (своей) речью, произнесенной в народном собрании, по правде же сказать, и гораздо раньше (такая речь) всегда вызывала некоторое восхищение.
5. Ксенофонт. «Анабазис» ΙΙ. 6, 16 след. Беотиец Проксен с самого детства хотел стать мужем, способным на великие дела, и вследствие этого желания он стал платить деньги Горгию Леонтинскому.
5a. Аристофан. «Птицы» 1694. Есть в Фавнах[13] у клепсидры лукавый род, состоящий из кормящих себя языком[14], которые своими языками сеют, жнут, собирают плоды и срывают смоквы[15]. Варвары родом эти Горгийцы и Филиппы, и из–за этих–то кормящихся (своим) языком Филиппов всюду в Аттике отрезывают язык.
Аристофан. «Осы» 420. О Геракл! Они и жала имеют. Разве не видишь, господин? Которыми они погубили на суде Филиппа, ученика Горгия.
6. Плутарх. «Жизнеописания десяти ораторов» p. 832. (Антифонт из Рамна) был современником персидских войн (480 г.) и софиста Горгия, будучи немного моложе последнего.
Ср. Жизнь Птолемея. (Энопид Хиосский) был известен в конце Пелопоннесской войны, в это время жил также оратор Горгий, элеат Зенон и, как говорят некоторые, галикарнасец историк Геродот.
7. Павсаний VI, 17, 7 след. И Горгия Леонтинского можно увидеть. Эвмолп, внук Диекрата, бывшего в супружестве с сестрою Горгия, сообщает, что он пожертвовал изображение (Горгия) в Олимпию. (8) Этот Горгий был сын Хармантида.
Передают, что он первый восстановил занятие ораторским искусством, на которое вовсе перестали обращать внимание и которое едва не пришло в забвение у людей. Говорят, что Горгий прославился благодаря своим речам на Олимпийском празднике и что он достиг старости одновременно с Тисием[16] у афинян. (9) Но большого почета, чем он, достиг у афинян Горгий. Ясон, бывший тираном в Фессалии (380–370), переманил к себе этого мужа, желая лишить училище Поликрата в Афинах наивысшей славы, которой оно пользовалось[17]. Прожил он (Горгий), говорят, 105 лет[18]. X 18 7. В Дельфах имеется позолоченное изображение, подношение Горгия из Леонтин, изображен сам Горгий. Ср. Атеней XI, 505 Д и (Дион) 37, 28.
Цицерон. «Об орат». III, 32, 129. Ему (Горгию) был оказан Грецией столь великий почет, что ему одному лишь из всех была воздвигнута в Дельфах не позолоченная, но настоящая золотая статуя.
Плиний. Е. И. XXXIII, 83. Из людей первым целиком вылитую из золота статую поставил себе в Дельфах во храме Горгий Леонтинский около 70 (?) олимпиады[19]. Столь велик был доход, который приносило преподавание ораторского искусства.
8. Надпись 875 а [р. 534 Кайбель] (относится к началу IV в., найдена в Олимпии в 1876 г.).
Сын Хармантида Горгий Леонтинский.
a. Деикрат, был женат на сестре Горгия; от нее у него родился Гиппократ; от Гиппократа — Эвмолп, который пожертвовал это изображение по мотивам двоякого рода: в интересах образования и из родственных чувств (к Горгию).
b. Еще никто из смертных не изобрел более прекрасного искусства, чем (искусство) Горгия, состоящее в том, чтобы упражнять душу для состязаний в совершенстве. Его (Горгия) изображение выставлено в пещерах Аполлона не в качестве примера богатства, но как образец благочестивого образа мыслей.
8a. Платон. «Апология» 19 E. Это мне (Сократу) кажется прекрасным делом, если бы кто–нибудь был способен воспитывать людей так, как Горгий Леонтинский[20], Продик Хиосский и Гиппий Элейский.
9. Элиан. «Пестрая история» XII, 32. Молва идет, что Гиппий и Горгий выступали в пурпуровых одеждах.
10. Аполлодор (фр. 39). Горгий прожил 109 лет.
Олимпиодор[21] к «Горгию» Платона S. 112. Во–вторых, мы скажем, что в это самое время жили Сократ, (родившийся) в третьем году 77-ой олимпиады (470–469 г.), и Эмпедокл пифагореец, учитель Горгия, часто бывший у него[22]. Горгий написал весьма изысканное сочинение «О природе» в 84 олимпиаду (444–441 г.).
Таким образом, Сократ был старше его на 28 лет. Иначе говорит Платон в «Теэтете» (183 Е), (а именно), что «будучи (еще) совершенно юным, я (Сократ) встретился с Парменидом, который был (уже) очень старым, и я нашел (в нем) мужа величайшей глубины (мысли)». Этот Парменид был учителем Эмпедокла, учителя Горгия. И Горгий был (тогда уже) довольно пожилым. Ибо, как передают, он умер 109 лет от роду, так что они были современниками. См. ниже 76 A.
11. Атеней XII, 548 С Д. О Горгии Леонтинском говорит сам Клеарх в восьмой книге своих «Жизнеописаний», что благодаря воздержной жизни он прожил в здравом уме почти 80 лет[23]. И когда его кто–то спросил, благодаря какому образу жизни он так хорошо в (полном) обладании умственными силами прожил столь долгое время, он ответил: «так как я никогда ничего не делал ради удовольствия». Димитрий же Византийский в четвертой (книге) «О сочинениях» говорит, что, будучи спрошен о причине, почему он прожил более 100 лет, Горгий сказал: «Потому что я никогда ничего не делал ради другого (?)»[24].
Стобей, Флор. IV 37, 21. На вопрос, благодаря какому образу жизни он достиг глубокой старости, Горгий сказал: «Вследствие того, что я никогда ничего для удовольствия не ел и не делал».
12. Цицерон, «Катон» 5, 13. Учитель его (Исократа) леонтинец Горгий прожил 107 лет и никогда не делал перерывов в своих занятиях наукой и в своей работе. Когда его спрашивали, почему ему хочется так долго жить, он отвечал: «Потому что мне не в чем упрекать старость».
13. Плиний, «Естественная история» VII, 156. Нет никакого сомнения, что сицилиец Горгий прожил 108 лет.
(Лукиан) Макробии 23. Из ораторов Горгий, которого некоторые называют софистом, прожил 108 лет. Он скончался вследствие воздержания от пищи. Говорят, что на вопрос о причине (достижения им) глубокой старости и сохранения в неповрежденном состоянии всех умственных способностей, он сказал, что (это) вследствие того, что он никогда не принимал участия в пирушках.
Цензорин 15, 3. Передают, что также абдеритянин Демокрит и оратор Исократ достигли почти того же возраста, как леонтинец Горгий, который, как известно, из всех древних дожил до наиболее глубокой старости и имел свыше 108 лет.
14. Квинтилиан III 1, 8 след. Древнейшие писатели по теории искусств — сицилийцы Коракс и Тисий, за ними следовал уроженец того же острова Горгий Леонтинский, ученик, как передают, Эмпедокла. Вследствие весьма продолжительной жизни (а именно, он прожил 109 лет) Горгий пользовался славой одновременно со многими (лицами), и поэтому он являлся соперником и тех, о которых я сказал выше, и пережил Сократа.
15. Элиан. «Пестрая история» ΙΙ. 35. Горгий Леонтинский будучи, у предела жизни и находясь (уже) в преклонном возрасте, сильно захворал какой–то болезнью и лежал, погружаясь слегка в сон. Когда же кто–то из близких пришел навестить его и спросил, что он делает, Горгий отвечал: «Сон уже начинает передавать меня своему брату».
15a. Атеней XI 505 Д. Передают, что Горгий, прочитав носящий его имя диалог, сказал своим друзьям: «Ну и мастер же Платон зубоскалить».
16. Квинтилиан, Инст. III, 1, 13. За ними последовали многие (другие), но самым славным из слушателей Горгия был Исократ. Хотя насчет того, кто был наставником Исократа, у писателей нет единогласия, однако, мы верим Аристотелю. Ср. A 12.
17. (Плутарх) «Жизнеописание десяти ораторов» р. 838 Д. (Надгробный памятник Исократа но описанию Гелиодора Периегета). Возле него находилась плита, на которой были (изображены) поэты и его учителя, в том числе и Горгий, устремивший свой взор на звездную сферу[25], и рядом с ним стоящий Исократ.
18. Исократ 15, 155 след.
Составивший себе весьма крупное состояние леонтинец Горгий жил в Фессалии в то время, когда (эта страна) экономически наиболее процветала во (всей) Греции. (Там) он прожил наибольшую часть своей жизни и (там) был занят этим своим обогащением. (156) Впрочем, он не имел постоянного местопребывания ни в одном городе, не делал трат на общественные дела и не должен был платить налогов, и, кроме того, он не был женат и не имел детей, но был свободен и от этой общественной повинности, которая является самой длительной и требующей наибольших издержек. Настолько превзойдя (всех) остальных в отношении накопления богатств, он оставил после себя одних только статеров (золотых монет) тысячу.
19. Платон «Менон», 70 AB. Менон! Раньше фессалийцы славились среди греков и служили предметом их восхищения за искусство в верховой езде и богатство, а теперь, как мне кажется, они славятся и мудростью; ныне граждане Лариссы нисколько не хуже твоего приятеля Аристиппа. Этим вы обязаны Горгию. И в самом деле, прибыв в ваш город, он завербовал в любители мудрости самых первых (по знатности лиц) из дома Алевадов, к которому принадлежит твой друг Аристипп, а также из прочих фессалийцев. Он–то и привил вам эту привычку самоуверенно с треском отвечать, какой бы вопрос кто бы ни задал, как подобает знающим. Так, и сам он предлагал каждому желающему из греков задавать какие угодно вопросы и никому не отказывал в ответе.
Аристотель, «Политика» III 2 1275 b 26. (Определение права гражданства). Горгий Леонтинский, с одной стороны, может быть, не зная (как определить), с другой стороны, иронизируя, сказал, что подобно тому как чаны — суть дело рук изготовляющих их мастеров, так и ларисяне — дело рук демиургов[26]. Ибо существует такая профессия — делатели ларис[27].
20. Платон. «Горгий» 447 C. Я хочу узнать у него, какова сила его искусства и что собой представляет то, о чем он объявляет и чему учит. (Всякую) же другую тему пусть он, как ты говоришь, отложит на другой раз. Всего лучше спросить его об этом, Сократ. Ведь и для него самого это было одним из предметов его похвальбы. В самом деле, нынче же он предлагал всем, бывшим в доме, спрашивать его о чем кому угодно и вызывался отвечать на все вопросы. 449 C. (Горгий говорит). Опять же и это является одним из тех (моих достоинств), о которых я говорю, (а именно), что о том же самом (предмете) никто не сможет сказать короче, чем я. — Это–то (сейчас) и нужно, Горгий. Покажи мне себя в этом — в уменьи говорить кратко: что же касается уменья говорить пространно, то (это отложим) до другого раза.
21. Платон. «Менон» 95 C. Я люблю Горгия, Сократ, больше всего за то, что от него никогда не услышишь подобного обещания (т. е. обещания быть учителем добродетели); напротив, он и над другими смеется, когда слышит (такого рода) обещания. Но, по его мнению, можно и должно учить прекрасно говорить («сделать мастерами слова»).
22. Платон. «Горгий» 456 B. Много раз случилось мне (Горгию) с братом (врачом Геродиком см. A 2a) и другими врачами навещать какого–нибудь больного, который либо не хотел пить лекарства, либо не позволял врачу делать операцию или прижигание. В то время как врач не мог убедить (больного), мне это удавалось при помощи не другого (какого–либо) искусства, а (именно) риторики.
23. Аристотель. «Риторика» III. 3. 1406 b 14. Обращение Горгия к ласточке (сказанное им), когда она, пролетая, испустила на него нечистоту, всего более подходило бы для трагических (метафор), а именно он сказал: «Стыдно, Филомела!»[28]. Ибо (такой поступок) для совершившей его птицы не позорен, а для девушки постыден. Итак, его упрек был уместен в отношении того, чем она была раньше, но не относительно ее настоящего состояния.
24. Филострат. «Жизнь софистов». I, введение. Горгий, осмеивавший Продика за то, что тог повторял старое и много раз сказанное, пользовался (всяким) удобным случаем (для этого). И у него (самого) не было недостатка в недоброжелателях. Так, был в Афинах некто Хайрефон. Этот Хайрефон, желая задеть важность Горгия, оказал: «Почему, Горгий, бобы вздувают желудок, а огня не вздувают?» Тот же, нисколько не смутившись (заданным) вопросом, ответил: «Этот вопрос я предоставляю тебе самому обдумать, я же давно знаю, что для таких (как ты) земля производит зонтичные растения»[29].
25. Платон. «Федр» р. 267 A (см. выше 24 A 26). Цицерон, «Брут» 12, Общие места (см. 74 В 6); то же самое сделал Горгий, когда о каждой вещи в отдельности сочинил и похвалы, и порицания, так как он полагал, что особенно характерно для оратора ументь возвеличивать (любую) вещь похвалою и опять ее же ниспровергать порицанием.
26. Платон. «Филеб» 58 А. Я слышал часто, как Горгий утверждал, что искусство убеждать (людей) много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.
Цицерон. «Об изобр.» 5, 2. Горгий Леонтинский, один из древнейших ораторов, полагал, что оратор может говорить о всех вещах самым лучшим образом.
27. Платон. «Горгий» 450 B. (Горгий говорит). Вся наука прочих искусств касается, так сказать, работы рук и тому подобных занятий, искусство же риторики вовсе не есть такое «рукоделие»[30], но вся (относящаяся к ней) деятельность и «исполнение» совершается посредством речей. Поэтому, определяя риторику как искусство о речах, я говорю правильно. Так я утверждаю.
Олимпиодор к этому месту р. 131. Знатоки стилисты считают неупотребительными два (употребленных здесь) выражения: «рукоделие» и «исполнение». Ибо на самом деле так не говорят. Итак, мы говорим, что, так как говорящим (лицом в диалоге) является Горгий, то он (Платон) высказывает от его имени (эти) выражения, которые являются местными (особенностями языка). Дело в том, что Горгий был леонтинец[31].
28. Платон. «Горгий» 453 A. Поскольку я понимаю, ты, Горгий, говоришь, что риторика есть «творец убеждения» и что все ее дело и ее сущность сводится к этому. 455 A. Итак, как видно, риторика есть творец убеждения, представляющего собой предмет (простой) веры, а не предмет науки, обучающей тому, что справедливо и что несправедливо[32].
29. Аристотель. «Риторика» III. 1. 1404 a 24. А так как поэты, говоря об обыденных (вещах), казалось, приобрели себе такую (т. е. которой они теперь пользуются) славу благодаря (особенному) способу выражения, то вследствие этого (и в ораторском искусстве) сперва появился поэтический стиль, как, например, язык Горгия. Да и теперь еще многие из необразованных (людей) думают, что такие (ораторы) говорят прекраснейшим образом.
Сириан на Гермогена I 11, 20. Горгий перенес в политические речи поэтический способ выражения, считая, что оратор не должен быть подобен простым людям. Лисий же наоборот и т. д.
30. Цицерон. Орат. 12, 39. Говорят, впервые стали трактовать о них (об антитезах, парисосах и т. д.) Фрасимах Халкедонский и Горгий Леонтинский, затем Феодор Византийский и многие другие, которых Сократ в «Федре» называет «Дедалами речей» (художниками слова). Ср. 74 A 26.
31. Цицерон. Орат. 49, 165. Мы слышали, что в исследовании этой стройности (речи) первым был Горгий.
32. Цицерон. Орат. 52, 175 (Такт). Первым изобретателем был Фрасимах, все сочинения которого являются даже чересчур подчиненными мере. Ибо… присоединение равного к равному и сходные окончания, а также отнесение противоположного к противоположному, (все эти приемы), которые сами собою, хотя бы ты (сознательно) этого не старался делать, производят почти всегда мерное падение речи, впервые изобрел Горгий, но ими он пользовался слишком неумеренно.
176. Горгий же имел слишком сильную страсть к этому роду (ораторских украшений) и чрезмерно злоупотреблял этими «забавами» (ибо так он сам их расценивает). Правда, когда Исократ в юности слышал Горгия, бывшего тогда уже стариком, последний пользовался (выше указанными приемами) уже более умеренно.
Дионисий. Ис. 19. Принимая во внимание, что никто не был лучше Исократа в отношении поэтических прикрас, высокого парения и торжественности речи, я намеренно упустил тех, которые, как мне известно, имели меньший успех в этих видах (речей). При этом я принимал в соображение, что Горгий Леонтинский сходит со старого пути и бывает часто ребяческим.
33. Атеней V 220 Д. Его (Антисфена) диалог «Политик» заключает в себе краткое обозрение всех афинских демагогов, а (диалог) «Архелай» (упоминает) оратора Горгия.
34. Климент. «Строматы» VI. 26. Мелесагора обворовали ученые Горгий Леонтинский и Эвдем Наксоский[33], и после них — Бион с (острова) Прохоннеса.


[1] Возможно, что эти слова представляют собой буквальную цитату из надгробной речи.
[2] Не смешивать с Геродиком из Селимбрии.
[3] Соответственно этому Виламовиц определяет время жизни Горгия 500/497–391/388.
[4] Употребление слов в переносном смысле.
[5] Грамматическая фигура, переставляющая порядок слов.
[6] Риторическая фигура, когда говорящий обращается с речью к олицетворенному предмету или к отсутствующему предмету.
[7] Парисос — симметрическое соответствие двух частей периода.
[8] Антитезы («противоположения») — риторические фигуры, представляющие собой противопоставления противоположностей (противопоставляются отдельные слова, группы слов и целые фразы).
[9] Исокол («равенство колонов») — построение речи из частей, заключающих в себе приблизительно одинаковое количество слогов.
[10] Паризы («приблизительные равенства») — риторическая фигура, в которой число слогов в двух частях не вполне одинаково, но кажется одинаковым благодаря тому, что долгота слогов в одном колене возмещает количество их в другом.
[11] Рассказано по Тимею.
[12] Дифирамб — хоровая песнь в честь Вакха. Сравнение с дифирамбом указывает на напыщенность речи Горгия.
[13] Мыс и гавань на юге Хиоса.
[14] О продажных ораторах.
[15] Игра слов: по–гречески одно и тоже слово значит «срывают смоквы» и «ябедничают», «клевещут».
[16] Ошибка Павсания.
[17] Конкуренция Горгия с молодым Поликратом весьма сомнительна.
[18] Виламовиц утверждает, что Горгий жил 109 лет.
[19] Число испорчено. Берк исправляет на 80, т. е. 420 г. до н. э.
[20] Это доказывает, что Горгий мыслится продолжающим свою деятельность еще в 399 г.
[21] Хронологические несообразности Олимпиодора (или переписывавшего его ученика) основаны на смешении рождения Сократа и его акмэ и на глупом истолковании синхронизма как отношений ученичества. Число 28 основывается на ошибке исчисления, а именно из сравнения олимп. 77,1 (вместо 77,3) с олимп. 84,1. Приурочение сочинения Горгия основывается только на синхронизме с эпохой основания Фурий.
[22] «У Парменида» по чтению В. Кузена.
[23] Текст испорчен. Вместо «80» Вильямовиц предлагает читать «110» или «100».
[24] Кайбель и Майнеке исправляет: «ради желудка», Тукке: «ради любовных дел».
[25] Имеются в виду физические теории Горгия, см. B 4 и B 5.
[26] Демиурги — должностные лица в Лариссе, имевшие право давать право гражданства.
[27] Лариссы — особый вид котлов. Делатель котлов здесь ставится рядом с делателями чанов, и благодаря игре слов ларисские демиурги представляются делателями котлов. Нам кажется натяжкой тот смысл, который дает последней фразе С. Жебелев в своем переводе: «Дело в том, что среди этих последних (демиургов Лариссы) некоторые занимались изготовлением ларис». Ридгеуэй вовсе вычеркивает эту фразу. Здесь уместно привести следующие исторические данные. В 404 г. город Лариссу в Фессалии постигла катастрофа. Войска его были разбиты Ликофроном, и затем были завербованы Аристиппом (вероятно, который упоминается в диалоге Платона) и приведены к Киру Меноном.
[28] Речь касается греческого мифа о превращении дочери афинского царя Пандиона Прокны в ласточку.
[29] Из которых обычно делали палки и трости.
[30] В смысле «ремесло».
[31] Утверждение схолиаста, по крайней мере, для слова «исполнение» является ошибочным, так как это слово встречается у Фукидида (VI 103).
[32] На A 28 основывается приписываемое риторам Кораксу и Тисию определение, что «риторика есть творец убеждения».
[33] Наксос один из Кикладских островов.