Иларий Пиктавийский

Жизнь, датировка
Иларий Пиктавийский, житель цивилизованной Галлии, получает основательное риторическое образование. Как позднее в случае с Августином, естественное (философское) познание Бога приводит его к христианству. Избранный в 340 г. епископом Пуатье, он пишет комментарий к Евангелию от Матфея: Ревностного поборника никейского исповедания арианские епископы требуют к суду за ересь, и император Констанций II ссылает его во Фригию. Не покорившись, он вновь берется за перо и на соборах в Селевкии и Константинополе (359 и 360 гг.) снова высказывается в защиту поборников Никейского Символа веры. Он пишет своим единомышленникам из числа галльских епископов (De synodis), а также императору (Liber ad Constantium). Двенадцать книг De trinitate имеют целью поразить основные положения ариан. Он собирает документы для обвинения тех, кто отстаивал их взгляды (Liber adversus Valentem et Ursacium). В 360 г. он возвращается в Галлию и везет с собой памфлет против Констанция (Liber in Constantium imperatorem), который выходит в свет после смерти государя. Истолкование Ветхого Завета, выросшее из его преподавательской деятельности в Пуатье (комментарий к Псалмам и Книге Иова), и Tractatus mysteriorum используют мысли Оригена. Иларий вводит исполнение гимнов на латинском языке и основывает монашеское братство под руководством своего ученика Мартина. Он умирает в 367 или 368 г.
Обзор творчества
Экзегетические произведения: In Matthaeum; In psalmos; Tractatus mysteriorum (христологическое истолкование некоторых мест из Ветхого Завета).
Догматические произведения: De trinitate; De synodis (среди прочего вопрос о единосущии).
Полемические произведения: Collectanea antiariana (сохранились фрагментарно); Liber ad Constantium imperatorem (просьба о позволении изложить на Константинопольском соборе истинное вероучение); Liber in Constantium imperatorem (страстный памфлет); Contra Arianos vel Auxentium.
Гимны: Ante saecula qui manes; Fefellit saevam verbum factum te caro; Adae camis gloriosa et caduci corporis.
Источники, образцы, жанры
Источником De trinitate называют Евсевия Эмесского. На комментарии как с точки зрения материала, так и методически повлиял Ориген.
Цицерон не только источник образованности; он дает и категории - тема небесного ornatus (in ps. 134, 11), полярность otium и negotium (in ps. 64, 12). У Вергилия заимствуются понятия о Боге, который живет во всем, и о человеке как Его роде[1]; что касается космологии, можно допустить мысль о воздействии Лукреция[2].
Написание гимнов, возможно, стимулировалось практикой Восточной церкви, с которой Иларий знакомится в изгнании. Новые песнопения утомительны для его галльских общин[3]. Христианская гимнография засвидетельствована рано. Гностики используют еще до Илария эту форму для догматического содержания.
Литературная техника
В отношении технических приемов у De trinitate есть точки соприкосновения с типом Institutiones: Иероним (epist. 70, 5) полагает, что Иларий в композиции этого трактата исходил из схемы квинтилиановой Institutio oratoria, также состоявшей из двенадцати книг. В 1, 20-36 есть резюме, напоминающее предпосланные изложению capita rerum у Плиния и Геллия. Вступления отдельных книг похожи на предисловия знаменитых риторических трактатов[4].
Свои полемические брошюры автор оживляет рассказами: в Contra Arianos, например, о произволе арианского епископа Авксентия.
Пафос памфлета против Констанция вызывает в памяти апокалиптическое настроение эпохи больших гонений: власть императора предстает как дело антихриста.
Сочетание стихотворений разной метрики в единый сборник (liber hymnorum: так Hier. vir. ill. 100) - горацианский принцип. С другой стороны, в гимнах отчасти используется неримская, восходящая к псалму 119 (118) алфавитная форма; доктринальный налет и в иных местах ослабляет поэтическое впечатление.
Язык и стиль
Иларий - умелый стилист среди латинских Отцов Церкви; он - мастер афористической остроты и иронии. Не только эффектная заключительная молитва в De trinitate отличается тщательностью риторической отделки[5].
Гимны связаны с римской традицией уже в силу своей метрики: два асклепиадовых дистиха образуют засвидетельствованную у Горация строфу (hymn. 1); есть и ямбический сенарий (2), и versus quadratus (3); однако строфика 2 и 3 не имеет примеров в римской поэзии[6]: двустишия, написанные ямбическим сенарием (2), и трехстишия - трохеическим септенари-ем (3). Нет недостатка в метрических вольностях (особенно в первом гимне). Начиная со второго, по-видимому, складывается новый стиль.
Образ мыслей I. Литературные размышления
Ил арий, как и Ориген, убежден в необходимости духовного истолкования Ветхого Завета. Тексты вроде altius intellegere, "понимания более глубокого смысла", связываются с Христом, церковью и "человеком духовным". Пророческое чувство (например, в псалмах) не исчерпывается историей. Скорее в них типологически предвосхищается "будущий мир"[7].
В Гимнах можно усмотреть истоки христианской поэтики[8].
Образ мыслей II
С философской точки зрения в трудах Илария Пиктавийского центральное место занимают учение о Троице и христология. Он, конечно, страстный антиарианец, но достаточно осторожен, чтобы в вопросе о единосущии искать формулу, приемлемую для большинства.
Характерен перенос понятий римского права в богословие, например, при distinctio personarum, "различении лиц" в De trinitate[9].
Традиция
De mysteriis и гимны сохранились только в Aretinus (Arezzo, Bibl. com. VI 3, XI в.); они были впервые напечатаны в 1887 г.
В остальном мы укажем только важнейшие рукописи, которые содержат De trinitate: четыре кодекса восходят ко времени ок. 500 г.: Vaticanus, Arch. S. Pietro D 182 (= B); Paris, lat. 8907 (= C); Paris, lat. 2630 (= D); Veronensis, Bibl. capit. XIX (= V). Кодексы BCD содержат корпуса: B - trin., in Const., ad Const. I-II, с. Лих.; в С находятся trim, c. Aux., sym; D включает trim, sym К этому добавляются фрагменты значительной древности. Проблемы традиции не отличаются простотой[10].
Влияние на позднейшие эпохи
Руфин считает Илария lenis et placidus ("мягким и спокойным", hist. 1, 31), что звучит прямо-таки иронично, учитывая страстные сочинения нашего автора. Августин и Иероним хвалят его мужество исповедника. Из confessor нашего автора производят в doctor (Aug. c. Iul 2, 8, 28) и, наконец, в sanctus (Cassiod. inst. 18); Венанций Фортунат прославляет его в Vita S. Hilarii и De virtutibus S. Hilarii. На De trinitate ссылаются многие крупные богословы средневековья и еще Лютер и Кальвин[11].


[1] J. Doicnon 1989,460 (лит.).
[2] E. Coffinet, Lucrece et les conceptions cosmologiques de saint Hilaire de Poitiers, в: Antidorum W. Peremans, Louvain 1968, 61—67.
[3] Cp. W. Bulst 1956, 8.
[4] Hil. trin. 6 praef.: Cic. de orat. 1,1; Hil. trin. 12 praef.; Quint, inst. 10, 7, 23; J. Doignon 1989, 466.
[5] J. Doignon, «L’esprit souffle oil il veut» (Ioh. 3, 8) dans la plus ancienne tradition patristique latine, RSPh 62,1978, 345—359.
[6] W. Bulst 1956, 8.
[7] Примеры у J. Doignon 1989, 456 сл.
[8] J. Fontaine, L’apport de la tradition poetique romaine a la formation de Thymnodie latine chretienne, REL 52,1974, 318—355.
[9] J. Doignon 1989,464.
[10] Лит. ibid. 462 сл.
[11] Примеры ibid. 467 сл.
Ссылки на другие материалы: