Седулий

Жизнь, датировка
Радостное событие в библейской эпике - Carmen Paschale Седулия (вторая четверть V в.). Автор, по-видимому, родом из Италии, но позднее перебирается в Грецию.
Обзор творчества
Седулий предпосылает четырехчастной Евангельской гармонии книгу о Ветхом Завете, и потому Carmen Paschale состоит из пяти книг. Мы располагаем и в высшей степени риторизированной версией этого произведения в прозе (Opus Paschale). Элегия с искусным повтором полустиший параллелизирует события Ветхого и Нового Завета. По принципу абецедария построен знаменитый гимн Христу A soils ortus cardine.
Источники, образцы, жанры
Как автор библейского эпоса Седулий следует за Ювенком, однако в "вергилизации" он заходит гораздо дальше, чем его предшественник, и заимствует у классика иногда целые стихи. К счастью, он отказывается от эстетически неплодотворного рабского копирования библейского оригинала.
Литературная техника
Седулий - одаренный поэт, самостоятельно располагающий свой материал. У него есть чутье на главное и второстепенное, и поэтому Пасха тематически оказывается на первом плане. Чудеса Ветхого и Нового Завета - ее предзнаменования; их нужно понимать типологически. Грехопадению в начале второй книги противопоставляется воплощение Сына Человеческого; для женских фигур - Евы и Марии - автор выражает свою оценку в поэтических образах. Сосредоточение на деяниях Христовых дает то эстетическое преимущество, что речь идет не столько об учении, сколько о событиях. Кроме того, автор (такой же пламенный оратор, как Лукан) оживляет рассказ молитвами, наставлениями и полемикой. Текст, предназначенный для медитации, можно оценить как "стихотворный иконостас" avant la lettre.
Язык и стиль
Изысканная манера автора сказывается на стихах лучше, чем на вымученной прозе.
Образ мыслей I. Литературные размышления
В намерении воспеть чудеса Христовы (carm. pasch. 1, 1) Седулий, как раньше Ювенк, противопоставляет свое творчество лживой поэзии язычников. Он выбирает стихотворную форму, поскольку та по вкусу образованной публике (epist. 1, р. 5, 1 Huemer); подобно Лукрецию, он отводит поэтике скромное место, далеко не отражающее его настоящих достижений.
Образ мыслей II
Автору пришлось каяться в своей талантливости; самостоятельная трактовка библейского предмета ставит его в затруднительное положение; отсюда - прозаическая переработка.
Традиция
Стихотворное наследие Седулия было издано посмертно в 495 г. Все рукописи Carmen Paschale восходят к одному архетипу. Старейшие - Ambrosianus R 57 (VII в.), Taurinensis E IV 44 (VII в.), Gothanus I 75 (VIII в.), Basileensis О IV 17 (VIII в.). Начиная с IX в. рукописи становятся многочисленными; некоторые монастырские библиотеки располагали произведениями любимого автора даже в двух экземплярах.
Влияние на позднейшие эпохи
Седулия ценили высоко и много читали. Аратор (Деяния апостолов, 544) в своей аллегоризации идет по его стопам, как и в обращении с языком. Мы уже говорили об одаренном Авите (начало VI в.). Ок. 900 г. Ремигий из Оксерры пишет комментарий к Седулию; строфы Christianissimus poeta обогащают требники и молитвенники, а через перевод Лютера - евангелическое церковное пение.


Ссылки на другие материалы: