Книга IX
1. Когда лев в преклонных годах и отяжелел с возрастом, он совершенно неспособен охотиться и рад найти покой в пещерах или логовах в джунглях; утратил он также дух нападать даже на самых слабых животных, ибо он не доверяет своему возрасту и осознает свою телесную немощь. Тогда как его потомки, уверенные в энергии своей молодости и в своей естественной силе, выходят на охоту и берут с собой старика, толкая его перед собою. Затем, когда они пройдут половину необходимого расстояния, они оставляют старика позади, а сами бросаются в погоню. И когда они добыли достаточно для себя и для своего отца, великолепным и бросающим в дрожь ревом, вроде как пирующие призывают гостя, так и эти молодые дети призывают старого отца на пир. И он идет тихо, шаг за шагом, почти ползком, и прижимается к своим детям, облизывает их языком, как будто одобряет их успех, и нападает на еду и празднует вместе с сыновьями. Это не закон Солона у львов: это Природа, что учит их — Природа, которой «нет дела до законов людских» [Eur. fr. 920 N]. Но она и есть закон, который неизменен.
2. Не только тогда, когда он живой и деятельный, птицы боятся орла, царя птиц, и съеживаются при его появлении, но если смешать его перья с таковыми других птиц, орлиные останутся целыми и незапятнанными, тогда как другие не способны сохранять целостность и гниют.
3. Мыши, кроме того, что это плодовитые существа, приносят по много детёнышей в одном помете; и если тем или иным способом им случится есть соль, тогда они приносят гораздо большее число (детёнышей) и заведомо больше чем обычно. И когда крокодилы дают потомство, они проверяют законность и ублюдочность потомства в такой манере. Если вылупившийся крокодильчик немедленно схватит кого–нибудь, он отныне причислен к семье и любим своими родителями, полагая и считая его одним из крокодилов. Если однако он остается пассивен и ленив, и не в состоянии схватить муху, или комара, или червяка, или ящеренка, отец разрывает его на куски как какое–то убогое создание, незаконнорожденное, и не родственное ему. И так как эти существа действуют, даже орлам так приходится проверять законность своего потомства лучами солнца[1], и любят они их по приговору, а не из–за каких–то там чувств.
4. Я слышал, что клыки аспида, которые правильно было бы именовать «ядо–носители», имеют, так сказать, чрезвычайно тонкий слой подобный перепонке, закрывающий их целиком. Так что когда аспид кусает человека, говорят, что эти перепонки разделяются и яд впрыскиваются, а затем снова закрываются и соединяются. И еще, у скорпиона жало с полой сердцевиной, настолько тонкой, что едва можно заметить. То есть, как говорят, оттуда где яд находится и непосредственно зарождается, туда, куда скорпион ударяет, яд выстреливается через жало и вытекает из него. И это отверстие, через которое яд проходит, настолько тонко, что неразличимо глазом. Но если человек плюнет на жало, то оно притупляется, коченеет и поэтому неспособно наносить раны.
5. Даже если сука щенится несколькими щенками, тем не менее, тот, который выходит первым из утробы и самый старший из помета, тот считается породистым. В любом случае он несет в себе наибольшее сходство с отцом во всех отношениях, тогда как остальные рождаются такими, как распорядится удача. В этом вопросе Природа, по–видимому, преследует цель воспроизвести самца, который покрыл самку.
6. Вот еще одна характеристика панцирных и ракообразных. Когда луна убывает, они имеют обыкновение так или иначе становиться одновременно и более пустыми и более легкими. Среди панцирных багрянка, рапан, красные колючие устрицы[2], и все прочие из этого вида доказывают мое утверждение; среди ракообразных: съедобные крабы, раки[3], омары, крабы в целом[4] и все их родственники. Также утверждают, что детёныши вьючных животных, что родились при убывающей луне, менее приспособлены и слабее других, и более того, те кто разбираются в этих вопросах, советуют животных, родившихся в этой части месяца, не растить на том основании, что они не лучшего качества. Тогда как животные родившиеся в новолуние, как я узнал, либо издают свой природный звук, либо падают. Один лев, как говорит Аристотель[5], не такой.
7. (i) Аристотель утверждает [HA 534 a 9], что окунь имеет чрезвычайно острый слух, равно как и хромис[6], и сальпа[7] и Кефаль. Я также установил, что окунь знает, что на самом деле за камешек[8] в его голове, и что зимой он становится очень холодным и вызывает сильную головную боль. Вот почему в это время года он разогревает себя[9] и получает этим весьма действенную защиту от холода в связи с этим камнем. И хромис, и морской лещ, и магра[10], узнал я, делают то же самое, так у этих рыб также есть подобный камень.
(ii) Похоже, что и среди рыб существует параситы[11]. Во всяком случае минога, как ее называют, грызёт то, что поймал дельфин, и дельфин рад ей одолжить и охотно выделяет долю. Вот почему эта рыба чрезвычайно пузатая, подобно тому, кто обжирается на богатом и обильном застолье. И Ферон в пьесе Менандра [frr. 895, 937 K] похваляется, что водит за нос людей и пользуется ими как своей кормушкой. И Клеисоф[12] прикрывает один глаз повязкой подлизываясь к Филиппу, который потерял глаз при осаде Мефоны[13]. Минога и дельфин, по моему мнению, друзья и однокашники, ибо тогда как человек понимает лесть, равно и другие пороки, бессловесные животные так не могут.
8. Вот еще один пример сильной привязанности слонов к своим детёнышам. Слоноловы роют траншеи и эти животные попадают в них, и в то время как некоторые из них попадают в плен, другие погибают. Вы должны знать из других источников как они роют эти канавы, какой они формы, глубины, и какого рода подходы к ним возможны. Я однако предпочитаю раскрыть и показать привязанность слонов. Когда мать видит, что ее дитя упало в один из рвов, она не колеблясь, не тратя попусту время, бросается с разбега вниз, во всем мужеством и страстью, и обрушивает себя на голову слоненка, и эта пара встречает общий конец, ибо малыш сокрушен весом матери; а она падает на голову… Так что те, кто сомневается, имеют ли слоны естественную привязанность к своим отпрыскам, будут посрамлены.
9. Тюлени рожают на земле, но мало–помалу приводят своих детёнышей к воде и дают попробовать море. Затем они ведут их назад к месту рождения, и еще раз ведут к морю, и быстро уводят вон, и так делая раз за разом, они делают из них отличных пловцов. И они по жизни легко скользят в море: их обучение даёт им уверенность[14], тогда как Природа заставляет их любить места обитания и привычки матерей.
10. Орел — хищная птица: он кормится разбоем и ест плоть. Ибо он хватает зайцев, оленят, домашних гусей и других животных. Только орел, которого называют «Зевсовой птицей», не касается мяса: ибо ему достаточно травы. И хотя он никогда не слышал о Пифагоре из Самоса, все равно он воздерживается от животной пищи.
11. Если кто–нибудь коснется каракурта, то он, говорят, умирает без жестоких страданий. Кроме того Клеопатра установила, что укус аспида очень нежный, и когда Август приближался, она расспросила своих застольников о способах безболезненной смерти: смерть от меча, сказали ей те, кто был ранен, влечёт страдания; выпитый яд становится причиной жестоких мучений, так как он вызывает судороги и боли в желудке; тогда как смерть от укуса аспида нежная (πράος), или используя слова Гомера [Od. 11. 135] άβληχρός (спокойная, медленная). А еще есть существа, которые убивают, рыгая на тех, кто прикоснулся к ним, как например дипсас[15] и жаба.
12. Вы скажете мне, что лисица является существом полным лукавства; это та лиса, что живет на суше. Но послушайте о таких же кознях морской лисы и узнайте, что она вытворяет. Она либо вообще не приближается к крючку, либо глотает и сразу же выворачивает себя наизнанку, вывернув тело подобно одежде, и таким способом, несомненно, избавляется от крючка.
13. Люди говорят, что есть определенные заклинания, чтобы вызвать любовь; лягушка как сигнал к половому сношению издает определенный крик для самок, как любовник, поющий серенаду, и этот крик, так сказать, называется кваканьем. И когда он привлекает самку к себе, они дожидаются ночи. Они не могут совокупляться в воде, и избегают взаимных объятий на суше среди бела дня. Но как только стемнеет, они бесстрашно выходят и получают удовольствие друг от друга.
Всякий раз, когда лягушки возвышают свой голос более громко и отчетливо, чем обыкновенно, это означает приближение дождя.
14. Когда я был ребенком, я часто слышал рассказ матери, что если человек коснется Torpedo[16], его руку постигнет несчастье, соответствующее названию животного[17]. И я узнал от людей сведущих, что даже если человек коснется сети, в которой та была захвачена в плен, то и тогда его тело онемеет. И если кто–нибудь бросит ее живую в сосуд и нальет соленой воды, и если рыба была беременна во время доставки, то она рожает. И если кто–нибудь нальет воду в сосуд через руку или ногу человека, рука или нога неизбежно онемеют.
15. Укусы, которые причиняют животные, всегда сохраняют свою силу, но часто дополняются определенными случаями. Например, если оса отведала гадючьего мяса, ее жало оказывается ожесточеннее; и если муха была рядом с чем–то подобным, ее укус и злее и болезненнее; укус аспида часто оказывается неизлечим, если он съел лягушку. Если человека укусит здоровая собака, это станет причиной раны и жгучей боли, но если собака бешеная, то укус смертелен. Швея чинила рубашку, которая была разорвана бешеной собакой, тогда–то она прикусила ткань зубами, чтобы растянуть рубашку: она сошла с ума и умерла. Укус голодного человека опасен и трудноизлечим. Рассказывают, что скифы даже смешивали сыворотку из человеческого тела с ядом, для того чтобы смазать этим стрелы и отравить их. Эта сыворотка плавает на поверхности крови <и они знают средство отделить ее>[18]. Теофраст[19] надежный свидетель этому.
16. Когда змея сбрасывает свою старую кожу (а делает это она в начале весны), потом наступает время, когда она избавляется от тумана перед глазами и тусклости взгляда, и того, что я назвал бы «старостью» глаз; и как бы обостряет глаз потираниями укропа по краю, избавляясь от этого недуга. После зимней спячки, в темной норе, она становится близорука. И нежное тепло укропа очищает взгляд этого существа, окоченевший от морозов, и делает ее зрение острее.
17. Когда зимородок понимает, что она беременна, то она строит себе гнездо[20], чтобы принять выводок; но она не имеет нужды ни в грязи, ни в крыше, ни в домах, подобно ласточке, которая поступает как незваный гость, печаля рассвет своим щебетанием и даже мешая нашей сладкой дреме; но <использует> только свое тело <и свой клюв>, выполняя такую задачу в местах безлюдных, сплетая вместе и собирая колючки морской щуки[21], и неким таинственным средством связывает вместе и заключает материей им самим старательно разработанной. Ибо некоторые из костей он устанавливает вертикально, другие крест–накрест (кто–то скажет, что это какая–нибудь женщина, умелая в ткачестве, вплетала нить в основу), и создает гнездо примерно круглое и выпуклой формы, как плетеная верша. И когда он соткал вышеупомянутое гнездо, то уносит его к морю, и там, когда волны набегают нежно, вставляет в прибой свою работу для проверки. Если вода, встретив какую–то часть <просачивается в гнездо, и зимородок замечает>[22], то он исправляет это. Но если вы стукните камнем по части, которая плотно подогнана, то вы не пробьете ее. И если вы попытаетесь разрубить их сталью, то они воистину так хорошо переплетены, что поддадутся не больше чем льняной панцирь, который, как говорят, Амасис[23] дал в жертву Афине Линдской[24]. В устье этой корзины никакое другое существо не может войти, или даже вообще найти: оно пропускает только зимородка. Ни одна капля морской воды не может просочится, настолько водонепроницаемо гнездо. И здесь, говорят, качаясь на волнах, зимородок выращивает потомство.
18. На Ниле растет трава, и она носит имя «волкогон»[25], и это истинное имя. Ибо когда волк наступает на нее, то он умирает в судорогах. Поэтому, видите ли, египтяне, которые поклоняются этому животному, выпалывают эту траву в своей стране.
19. Если домашняя птица падает в сосуд с вином и тонет, то, говорят, ни вино, ни кто–то иной из обитателей дома не понесет вреда; в то же время как если она утонет в воде, вода от этого завоняется, и неприятные запахи рассеются в окружающем воздухе. Но если геккон падает в вино и тонет, это не причиняет вреда. Если однако он падает в масло и погибает, то масло становится дурнопахнущим, а тех кто это масло попробовал, одолевают вши.
20. Очевидно, что сжигание оленьего рога изгоняет змей. И Аристотель согласен [Mir. 481 a 27], что камень[26], который попадается на реке Понт (что во владениях синтов и медов)[27], если горит, то также прогоняет змей. Более того, он описывает природу камня следующим образом. Если лить на него воду, он светится; и если сжигая его вы надеетесь разжечь большое пламя, раздувая его, то он погаснет. Говорят, что при сгорании он выделяет запах более удушливый чем битум. И Никандр [Ther. 45] согласен с этим.
21. Остров Фарос (то, что я сейчас расскажу вам, поведали египтяне) был когда–то заполнен огромным разнообразием змей. Но когда Фоний (Thonis), царь египтян, взял на себя заботу об Елене, дочери Зевса (потому что Менелай доверил ему жену, пока сам он скитался по Верхнему Египту и Эфиопии), он влюбился в нее, и когда он пытался принудить ее возлечь с ним, история сообщает, что дочь Зевса все рассказала жене Фония (которую звали Полидамна), и она со своей стороны, озабоченная как бы эта чужеземка не оказалась красивее ее, удалила Елену безопасности ради на Фарос и снабдила травой, что не нравилась тамошним змеям; и как только они учуяли ее, попрятались в норы. Но Елена посадила траву и со временем она разрослась и давала семена, неприятные змеям, и на Фаросе такие существа уже больше не показывались. Знатоки говорят, что эта трава называется Helenion[28].
22. Морские звезды существа морские, но хотя они имеют мягкую оболочку, они являются врагами устриц, ибо они их едят. И их способ нападения на устриц заключается в следующем. Последние часто открывается для охлаждения и для того, чтобы питаться тем, что попадется на их пути. Соответственно, морские звезды вставляют одну из своих конечностей между створками и забирают их начинку из мяса, поскольку устрица лишена возможности закрыться. Вот такая способность у морских звезд.
23. Поэты и сочинители древних легенд, среди которых Гекатей летописец, могли петь о Лернейской Гидре, одном из подвигов Геракла; и Гомер пел о Химере [Il. 6.181; 16. 328], с тремя головами разной природы и совершено непобедимом чудовище Ликии, Амисодаром, царем Ликии, содержавшееся для уничтожения многих. Теперь они, кажется, отнесены в область преданий. Амфисбаена, однако, — змея с двумя головами, с одной в верхней части, и с одной в направлении хвоста. Когда она движется, в зависимости от потребности, один из концов служит хвостом, а другой используется как голова. А когда она хочет двигаться в обратном направлении, она использует свои две головы способом противоположным тому, что было раньше[29].
24. Существует, по–видимому, вид лягушки, который носит название «удильщик», и называется так от того, что он делает. Она обладает приманками над своими глазами: их можно описать как удлиненные ресницы, а на конце каждой из них закреплен шарик. Рыба[30] осознает чем снабдила ее Природа и даже понуждает ее привлекать другую рыбу с помощью этого средства. Соответственно, она скрывается в местах где грязь толще, а слизь глубже, и выдвигает вышеупомянутые волоски, не двигаясь. Итак, крошечные рыбки подплывают к этим ресницам, вообразив, что круглые, качающиеся на концах штучки съедобны; между тем удильщик неподвижно лежит в засаде, и когда рыбешка оказывается рядом с ним, он притягивает волоски к себе (они прячутся неким необъяснимым и незаметным способом), и рыбки, которых привело сюда обжорство, попадают на еду вышеуказанной лягушке.
25. Рак является врагом осьминога. Причина такова: когда осьминог накидывает свои щупальца на него, он совсем не беспокоится о шипах, что торчат из спины рака, но оборачивает вокруг и душит, пока тот не задохнется. Рак это хорошо знает, и обеспечивает себе спасение. Природа рака заключается в следующем. Когда ему ничего боятся, эта рыба движется в прямом направлении, выворачивая свои усики[31] в обратную сторону, с тем чтобы встречный (поток) воды во время плавания не выворачивал их назад и не препятствовал движению. Но если он пытается бежать, он двигается задом наперед, полностью расслабив свои щупальца, для того чтобы как при гребле вёслами двигаться легко подобно лодке, и иметь возможность отступить на большое расстояние. Если раки борются друг с другом, они поднимают щупальца, и наскакивают друг на друга как бараны, и бодаются лбами. А вот борьбу между муреной и раком я описал ранее[32].
26. Говорят, что свежая водяная мята и Agnus–castus являются действенным средством изгнания змей. Последний, как вы знаете, женщины Аттики во время Фесмофорий разбрасывают на своих соломенных ложах. И как кажется, Agnus–castus неприятен зловредным существам, и в то же время подавляет половое влечение; из этих фактов, как представляется, он получил свое название. И те же самые зловредные существа боятся травы, известной как благовонный розмарин.
27. Из Теофраста [HP 9. 18. 2] я узнал следующее. Этот великий муж упомянул некую траву и назвал ее «женоубийцей»[33]; и если ее положить на спину скорпиона и оставить лежать, то существо немедленно съеживается. Но тот же автор сообщает, что он оживает, если на него посыпать белым морозником. Итак, я предпочту женоубийцу, но не белый морозник. Причина в том, что я не терплю скорпионов, но люблю людей. Каллимах [fr. 100 f. 48 P] поведал о дереве носящем название тис и растущем в Трахиде, и если пресмыкающиеся существа, проходя рядом, коснутся его, то все они умирают.
28. Обычно считается, что мясо свиньи слаще, чем все прочее. И этот факт совершенно ясно доказывается опытом. Всякий раз когда она ест саламандру, сама свинья остается невредима, но убивает тех, кто отведал ее мясо.
29. В отношении Евфрата, который течет между Парфией и Сирией, то, что он превосходит прочие реки, я поясню в другой раз; но то, что парфяне и сирийцы знают об этом, и то, что имеет отношение к данному обсуждению, это я сейчас расскажу. Рядом с местом, где река берет начало, есть некая порода змей, которая есть смертельный враг людей, однако не для туземцев, которые воспитываются в их среде, но для чужаков, у которых нет какой бы то ни было связи с ними. И они даже наказывают смертью приезжих.
30. Лев при ходьбе не движется строго вперёд, и не допускает следу быть простым и очевидным, но в одном месте он движется вперёд, а в другом идет назад, затем он держится своего курса, но потом опять идет в обратном направлении. Затем он ходит туда–сюда, стирая свои следы, чтобы помешать[34] охотникам идти по следу и с легкостью обнаружить его логово, где он отдыхает и живет со своими детёнышами. Такие повадки льва — особый дар Природы.
31. Рассмотрим, что делает хороший пастух. Итак, пастух любит и коз и овец, но он не может терпеть икоту. Такое несчастье часто настигает человека, а объедание вызывает икоту также у овец и коз. Соответственно, пастухи сажают вокруг загонов вышеуказанных животных одну травку, которая противостоит этому недугу и защищает животных от него. И те, кто обращался к этому средству, утверждают, что эта трава полезна и для человека в этом же самом несчастье.[35]
32. Те, чья работа сбор белены и сока сильфия[36] роют траншеи вокруг растений и тянут корни понемногу; они однако тянут их не руками, а ловят или покупают определенную птицу и закрепляют одну лапу на траве. И трепыхаясь птица вытягивает траву. И то и другое служат человеческим нуждам. Но если человек не имеет таких средств для вытягивания, тогда сокровище, которое он воображает найденным и отвечающим его нуждам, будет бесполезным.
33. Здесь нет повода упоминать все блага, извлекаемые из полыни, как она облегчает трахею и даже очищает легкие. Но зловредному существу она, несомненно, враг: она уничтожает глистов. Это существо растет и растет и становится чудовищем, родившемся в кишечнике, и перечисляется среди человеческих болезней, и более того, среди таковых, которые труднее всего вылечить, и которые не поддаются самому беспощадному обращению. Гиппий надежный свидетель этому. Отчет, данный историком Регия, выглядит следующим образом. Одна женщина страдала от глистов, и самые искусные врачи отчаялись излечить ее. Соответственно, она пошла в Эпидавр и молилась богу[37], чтобы она могла избавиться от болезни, что угнездилась в ней. Но бог был недоступен. Служители храма однако уложили ее на том месте, где по обыкновению бог исцелял своих просителей. И женщина спокойно легла, как ей было приказано; и служители бога обратились к ее лечению: они отделили ее голову от шеи, и один из них вставил руку и извлек червя, который был чудовищных размеров. Но приладить голову и вернуть ее в прежнее состояние они не могли. Ну и, явился бог и рассвирепел на служителей за то, что взялись за задачу им непосильную, и сам непререкаемой властью бога вернул голову на туловище и поднял странницу. Со своей стороны, О царь Асклепий, и всех богов добрейший к человеку, я не противопоставляю полынь твоему мастерству (Не дай мне бог быть настолько безумным!), но при рассмотрении полыни я вспомнил о твоем благодеянии и твоей поразительной власти исцелять. И нет никаких оснований сомневаться, что эта трава также твой дар.
34. Аргонавт это еще и один из полипов и он имеет раковину. Итак, он поднимается на поверхность, повернув свою раковину в верх тормашками, чтобы защитить ее от попадания соленой воды и резко отталкивается. И когда он находится на вершине волны, если погода спокойная и безветренно, он переворачивает свою раковину (которая плавает наподобие лодки) на спину, и опускает два щупальца, по одному с каждой стороны, и нежными гребками движет свой природный кораблик. А если есть ветер, он действует далее, и то, что до сих пор было вёслами, теперь он использует как рули, и поднимает другие щупальца, между которыми есть сеть самой тонкой текстуры, и раскрыв ее, превращает в парус. И плавает он таким образом пока ему нечего бояться. Если однако он боится некоторых крупных и сильных рыб, он погружается и, наполнив свою раковину, тонет под весом воды, бегством спасаясь от своих врагов. Затем, когда снова наступает спокойствие, он всплывает и продолжает идти под парусом. Именно от такой деятельности он получил свое название.
35. Говорят, что люди исследовали море на глубину трехсот саженей, но никак за пределами этого. Есть ли рыбы и животные, плавающие на большей глубине, или даже для них эти области недоступны, хотя боги морские, а также Владыка влажного мира, имеют отведенное им там жилье, — вот вопросы, которыми я не слишком интересуюсь, и никто не сможет просветить нас.
36. Существует, по–видимому, рыба — особый вид кефали, которая привыкла и жить и кормиться среди скал, и она наружностью желтая. Есть два ее названия в общем пользовании, ибо одни называют ее «Адонис», а другие Exocoetus[38]. Ибо, заметьте, когда волны убаюканы в местах, где вода спокойна и гладка, она приходит на мель, несомая вперёд силой волны, распластавшись по скалам, спит глубоким и спокойным сном. И хорошо известно, что существует мир между ними и всеми другими существами, хотя они боятся птиц, которые или кормятся с моря или имеют такую славу. И если таковые появляются, рыба прыгает и скачет как природа научила ее двигаться, так, кто–то может сказать, не поддается описанию, и прыгает до тех пор по камням, пока не упадет в море, и не спасется. Люди любят называть ее «Адонис», потому что она любит и сушу и море, и тот, кто первым дал это имя, намекал (я так думаю) на сына Кинира[39], чья жизнь была разделена между двумя богинями; одна любила его под землей, на другая на (земле).
37. Ветка одного дерева вырастает на стволе другого, к которому часто не имеет никакого отношения. И Теофраст, который отследил причину этого с научной тщательностью, сообщает причину [CP 2.17. 5 & 8]: птички едят цвет растений, и затем, когда они садятся на деревья, выпускают свои экскременты. И так как семя попадает в дупла, трещины и полости, и поливается небесными дождями, то оно даёт тот вид дерева, из которого оно возникло. Таким образом можно увидеть смоковницу на маслине, и то же самое с другими деревьями.
38. Морская овца и Hepatus[40], как ее называют, и то, что рыбаки привыкли называть Prepon[41] имеют свои логова в морских пучинах. На вид они имеют огромный размер, но медлительные пловцы, и бродят туда–сюда вокруг своих логов, и так получается, что они никогда не покидают своих укромных мест. Но они подстерегают рыб более слабых видов, которые проплывают мимо. Хека можно причислить к этому разряду. Больше чем любая другая рыба страшится она восхода Собачьей звезды.
39. Кажется, что семейство шпанской мушки[42] порождается на полях пшеницы, тополях, а еще на смоковнице, как говорит Аристотель [HA 552 b 1]; и гусеницы порождаются в горохе, некоторые пауки среди горькой вики[43], а лукорез[44], как его называют, среди лука–порея. И в капусте рождается вид червя, который получил свое название от места обитания. Во всяком случае он называется капустница[45]. Яблоня также порождает существо[46], которое часто уничтожает плоды этого дерева, хотя оно может помочь женщинам детородного возраста зачать ребенка. Как это происходит, расскажу в другой раз.
40. Кажется, что каждое существо знает в какой части его тела заключается сила, и это даёт ему уверенность в себе, ибо при атаке он пользуется этим как оружием, а в случае опасности, как средством защиты. Например, рыба–меч защищает себя своею мордой с мечом; отсюда ее имя; а морской кот своим жалом, а мурена своими зубами, и хорошо это может, потому что имеет двойной ряд зубов.
41. Домашняя мышь пугливое и слабое существо, боится шума и дрожит от писка куницы[47]. Полевые мыши также пугливы, а вот морская мышь[48] смелее, чем домашнее животное. Хотя их тела малы, мужество их неотразимо, а черпают они его от двух видов оружия, прочной кожи и крепких зубов. И они вступают в борьбу даже с рыбою большого размера и с самыми умелыми рыболовами.
42. Тунец сведущ в изменении времён года и точно знает когда происходит солнцестояние и совершенно не нуждается в специалистах по небесным делам. Ибо в каком бы месте начало зимы не настигло этих рыб, там они будут рады оставаться в покое, не шевелясь, и там они остаются до наступления равноденствия. Аристотель приводит свидетельство этому [HA 599 b 9]. А что они видят одним глазом, а не другим, допускает Эсхил, когда говорит [fr. 308 N]:
Бросал (взгляды) левым глазом исподлобья, как тунец.
И они приходят в Евксин, держась земли правой стороной, на которую они, фактически, не видят. Наоборот, когда они покидают Евксин, они плывут вдоль противоположного берега и держатся земли, возлагая наибольшую предосторожность для защиты своей жизни на глаз, который видит.
43. Внешняя оболочка всех крабов трескается, и как у змей шелушится от «старости», так что эти существа сбрасывают свою оболочку. И как только они понимают, что она отделяется от их плоти, они носятся во всех направлениях в поисках большего количества еды, для того чтобы они могли увеличиться через дополнительную массу и таким образом разорвать оболочку. И когда они умудряются выскользнуть из нее и освободиться, они лежат в измождении на песке как трупы. Но растущая оболочка вызывает у них беспокойство пока она еще податлива и нежна. Постепенно однако они возвращаются к жизни и собираются вместе, как это бывает, и начинают есть песок[49]. Но пока их внешняя оболочка все еще состоит из кожицы, все это время они робкие и крайне трусливые. Когда однако кожица начинает затвердевать и принимает природу оболочки, тогда они отбрасывают страхи, и их защитное покрытие и их полный доспех, как можно было бы назвать это, даёт им такую же уверенность, как если бы это был щит.
44. Раса людей, известных как троглодиты, знаменита и получила свое название от образа жизни. Змеи боятся их по той причине, что эти люди едят их.
Змеи, когда завершают половую связь, издают наиболее неприятный запах.
45. Если поле или если дерево с плодами находится рядом с морем, крестьяне часто обнаруживают, что летом осьминоги и Osmylus'ы[50] показываются из волн, подкрадываются к стволам, опутывают ветки, и ощипывают плоды. Поэтому они ловят их и наказывают. И в качестве возмещения за то, что вышеназванная рыба пожинала их запасы, владельцы украденных фруктов поедают ее.
46. «Кочевники» — это название морских существ, которые искусны в познании сезонных перемещений. Во всяком случае в начале зимы они спасаются от морозов и остаются в покое, и рады остаткам сохранившегося тепла, разделяя свое тепло по–братски. Затем весной они начинают плавать на большие расстояния и кормиться не только от того, что попадется на их пути, но и того, что они разыскали и выследили.
47. Если кто–то разрубит морского ежа, еще живого в его раковине с выступающими шипами, и затем разбросает куски там и сям в море и оставит их, они снова соединятся вместе: они узнают свои соответствующие фрагменты и срастаются вместе. Такова изумительная и особенная сила Природы, что они снова становятся одним целым.
48. С целью повышения плодовитости своих стад, пастухи и скотоводы в брачный период берут пригоршню соли и натрия и натирают половые органы, ослиц, коз и кобыл. Эти вещества вызывают у животных величайшую потребность в половом сношении. Другие натирают эти части перцем и медом; третьи содой и семенем крапивы. Четвертые на деле применяют критскую смирнию и соду. И от последующего раздражения самки стада не могут сдержать себя, но сходят с ума по самцам.
49. Существует не одно крупнейшее китообразное, что проходят близко от берега, пляжа или «прокаженного» (то есть скалистого) места, или по мелководью: живут они на глубине. Крупнейшие из них морской лев, акула молот, морской леопард, огромные киты[51], Pristis и рыба называемая Maltha. Этот последний монстр ужасный и непобедимый антогонист. Рыба–баран[52] такое же существо, чтобы его бояться, и опасное даже если всплывает в отдалении, в связи с водоворотами и волнами, которые оно создает. Морская гиена не слишком благоприятна взгляду моряков. Что касается акул, то я уже говорил об их различных видах и силе.
50. Морские телята[53] - животные морские, и на мысах и выступающих скалах они издают нечто вроде зловещего крика и очень густой рев. И более того, кто бы ни услышал этот звук, нет ему спасения, он вскоре после этого умирает.
Кит тоже выходит из моря и греется на солнце. Но тюлени выходят из осторожности когда темно, хотя на самом деле они спят на берегу в полдень. Гомер знал это, и в Одисее [4.400] он представил Менелая, объяснявшего Телемаху и Писистрату эту их привычку отдыхать, когда он рассказывал им о том, что случилось на Фаросе, и о морском боге Протее, и пророчестве, которое было произнесено вышеуказанным Протеем.
51. Я говорил выше[54] о барабульке, но тогда я не упомянул то, что сообщу сейчас. В Элевсине ее чествуют посвящаемые, и о такой чести даются два рассказа. Одни говорят, что это потому, что она нерестится три раза в год; другие, потому что она ест морского зайца, который смертелен для человека.
Я, возможно, еще вернусь к барабулькам.
52. Кальмары, летающие морские петухи[55] и летучие рыбы при испуге летают и выпрыгивают из моря. Кальмары прыгают дальше всех с помощью своих плавников и поднимаются высоко, и несутся всей стаей, подобно птицам. Летучие рыбы делаю это гораздо ниже. Морские петухи однако двигаются так низко над поверхностью моря, что тяжело сказать летят ли они, или же плывут.
53. Как кажется, рыбы скитаются и бродят вокруг, некоторые толпами, как войска животных, или отряды гоплитов, марширующих шеренгами и колоннами; другие движутся в упорядоченной колонне; третьи, можно было бы сказать, в компаниях. Другие рассчитываются на десятки и плавают вместе в таком построении; а есть такие, что плавают парами, в то время как есть другие, которые остаются дома и всю жизнь проводят там.
54. Я убедился, что опытные пастухи, когда хотят откормить свои стада, удаляют им рога. А когда они хотят побудить своих козлов к соитию, они натирают духами им ноздри; а также мажут им подбородки. С другой стороны, они сдерживают чрезмерный аппетит, обвязывая верёвку вокруг середины хвостов. Аристотель утверждает [HA 604 b 30], что у кобылы случается выкидыш, если ей какое–то время давать нюхать погасшую лампаду. Я также слышал о таком способе удержать домашних собак от побега: стержнем измеряют длину хвоста, мажут стержень маслом, и затем дают собаке лизать. И собаки остаются дома, как привязанные.
55. Вот еще одна особенность собак. Они не будут лаять, если кто–нибудь поднесет к ним удерживаемую за хвост куницу; но после отсечения указанного хвоста захваченной куницы, она может оставить ее в живых. И осёл не будет реветь, если вы подвесите камень к его хвосту, так говорят.
56. Летом, когда солнечный жар самый сильный, слоны мажут друг друга густым илом: это даёт им прохладу и более приятно указанным животным, чем дом в пещере или затенение от деревьев и веток. Они хороши при выслеживании по запаху и обладают очень острым обонянием. Во всяком случае они маршируют один за другим, и лидер (они двигаются гуськом) примечает траву у своих ног, и когда он понимает по примятости, что люди прошли этим путем, но вырывает траву и передает ее понюхать слону позади себя, а он в свою очередь тому, кто позади него. Такой обмен, как мы могли бы назвать его, проходит через все стадо, пока не дойдет до замыкающего, и тогда он громко трубит. После чего подобно солдатам они поворачивают в сторону долин и зарослей в горах или низменных болот или даже на равнину, где плотный кустарник. Но любой ценой они избегают земли, которая истоптана людьми, ибо человек — это существо, в котором они подозревают злейшего врага. И когда у них недостаток в пище, некоторые из них выкапывают корни и едят их, тогда как другие уходят в поисках корма. И слон, который первый нашел то, что искал, возвращается назад, призывает своих товарищей, и ведёт их к своей удачной находке.
57. В суровые зимы, когда море штормит и ветры дуют яростно и сильно, рыба боится свое родное и любимое море. Некоторые из них сгребают песок плавниками и укрывшись таким образом сохраняют свое тепло, тогда как другие проскальзывают под камни и рады отдохнуть, защитившись от холода. Другие спешат в глубины моря, чтобы избежать волнения на поверхности. Ибо, говорят люди, ярость волн на глубине не так треплет и таскает их, как это бывает выше. Но с наступлением весны, когда блестит солнышко, растения выпускают листья, а поля колышутся травами, рыбы, заметив, что море становится гладким и спокойным, всплывают и прыгают рядом с берегом, как будто они вернулись из долгого путешествия.
58. Есть, как кажется, три существа, которые из мельчайших вырастают до огромных размеров: среди водных животных это крокодил, среди птиц — страус, а среди четвероногих — слон. И Юба рассказывал, что его отец владел очень старым слоном, которого унаследовал от далёких предков; и что Птолемей Филадельф имел эфиопского слона, который прожил много лет, и, отчасти в связи с жизнью среди людей, отчасти из–за дрессировки, был послушен и кроток. Он также говорит о слоне из Индии, который принадлежал Селевку Никатору, и кроме того, говорит он, дожил до правления Антиоха[56].
59. Все рыбы, что имеют реку или озеро рядом с родным морем, когда они собираются на нерест, плывут из соленой воды, волнам предпочитая воды, что спокойны и не вздымаются и не баламутятся штормами. Ибо спокойствие рек и озер хорошо приспособлено для приема их потомства и предохраняет мальков от вреда и от нападения, как по другим причинам, так и в особенности потому, что отсутствуют или крайне редки свирепые существа. И озера и реки обычно пользуются такой свободой. Именно в этом причина, почему Евксин изобилует таким количеством рыбы: он не научился выращивать чудовищ. Если в нем и водятся тюлени и дельфины, то они самые маленькие, но и от всех других врагов рыбы здесь есть защита.
60. Морские иглы тонкие, и не имеют утробы, содержащей их зародыши, они не способны выдержать рост своих детёнышей в своих телах, но распахиваются: и таким образом они не рожают, но извергают свое потомство.
61. Говорят, что следы и признаки укусов аспида далеко не очевидны и их не так легко обнаружить. И причина этого, как я узнал, в следующем. Яд аспида чрезвычайно резок и очень быстро распространяется. Поэтому, когда аспид вцепляется в человека, яд не остается на поверхности, но проникает во внутренние каналы тела и исчезает с кожи прямо на глазах, и вдавливается во внутрь. Поэтому по признанию спутников Октавиана, видите ли, для такого способа смерти Клеопатры было не так легко найти причину, но только через время, когда были обнаружены два труднозаметных укола, через них была выявлена загадка ее смерти. Кроме того, признаки следов аспида были видны, и они были очевидны людям, знакомым с движениями этих существ.
62. Когда Помпей Руф был эдилом на Панафинеях[57], знахарь, один из тех кто держит змей для представлений, среди своих коллег–профессионалов приложил аспида к руке, чтобы продемонстрировать свое мастерство, и был укушен. Вслед за тем он высосал яд ртом. Ему не удалось однако после этого сделать несколько глотков воды, хотя он имел ее наготове, ее не оказалось под рукой (сосуд был предательски опрокинут), и так как он не смыл яд и тщательно не прополоскал рот, через два дня он скончался, верю я, что без страданий, хотя яд мало–помалу разлагал его рот и десны гниением.
63. Когда весна в самом разгаре, и земля расцветает всеми цветами, животных наполняют любовные порывы, и все обитатели гор, морей, все летающие по воздуху жаждут объятий друг друга. Среди рыб есть такие, которые втирают свои яйца, многочисленные и слипшиеся вместе, в песок; другие, когда плывут, мечут огромное количество икры, большую часть которой поглощают те, кто плывет сзади[58]. На самом деле самцы плывут впереди и разбрасывают молоки, а самки, что следуют сзади, открывают рты и жадно поглощают их. Это их способ совокупления. Я уже объяснял выше, как некоторые рыбы фактически живут с самками и ухаживают за ними, как если бы это были их жены[59], и что даже среди различных видов рыб вырывается огонь своего рода ревности[60].
64. Аристотель [HA 590 a 18], и Демокрит до него [Diels Vorsok.⁵ 1. 295; 2. 126], и третий по порядку Теофраст [CP 6. 10. 2] утверждают, что рыба питается не соленой водой, а свежей водой, которые смешаны в море. И поскольку это кажется совершенно невероятным, сын Никомаха[61], желая подтвердить это утверждение на практике, говорит, что в любом море есть некоторое количество питьевой воды, и что это можно доказать следующим образом. Берём тонкий, полый сосуд из воска и погружаем его пустым в море, присоединив так, чтобы можно было его вытащить, а после ночи и дня со времени погружения он полон свежей питьевой воды. И Эмпедокл из Агригента утверждает [fr. 66 Diels PPF], что есть свежая вода в море, на самом деле неощутимая для всех, хотя она питает рыб. И этот подсластитель воды в рассоле, говорит он, обусловлен естественными причинами, о чем вы может прочитать в его сочинениях.
65. Говорят, что те, кто был посвящен в мистерии двух богинь[62] не должны касаться рыбы–собаки, ибо (говорят они) это нечистая еда, поскольку она рожает через рот. Некоторые однако утверждают, что она не делает так, но когда ее мальки напуганы покушением на их жизнь, она глотает и скрывает их, и когда испуг проходит, она снова выбрасывает их живыми. А еще ни посвященные, ни жрицы Геры в Аргосе, не вкушают барабульку. Я знаю, что причину этого я изложил где–то выше[63].
66. Я не забыл, что в предыдущем отрывке[64] рассказывал о спаривании гадюки и мурены и как они образуют пару, мурена, выходя из моря, а гадюка из своего логова. Но вот то, что не сказал тогда, скажу сейчас. Когда гадюка намерена соединиться с муреной, для того чтобы выглядеть нежной, как подобает новобрачной, она извергает и выкидывает яд, и затем мягким шипящим звуком, взывает к жениху своего рода брачным напевом. И когда они завершают свои любовные игры, рыба уходит в морские волны, тогда как змея снова проглатывает яд и возвращается в родные логовища.
[1] См. 2.26.
[2] См. Thompson, Gk. fishes, s.v.σπόνδυλος, Ο. Keller, Ant. Tierwelt 2. 561.
[3] В 11. 37 κάραβοι включены в число Панцирных.
[4] Καρκίνος это общий термин для крабов любого вида, πάγουρος для обычного или съедобного краба.
[5] Нет ни в одной из сохранившихся работ; fr. 236 (Rose, p. 254).
[6] Возможно, совпадает с σκίαινα, Maigre; Thompson, Gk. fishes, s.v. σκίαινα.
[7] Sarpa Salpe. Agnostik.
[8] Отолит.
[9] См. 9.57.
[10] Maigre. Может быть Argyrosomus regius. Agnostik.
[11] В греческом смысле — «нахлебники».
[12] См. Ath. 6 248 D, и Ael. frr. 107, 108.
[13] На северо–западном побережье залива Ферм (Thermaic); Филипп II взял после длительной осады в 352 г. до н. э.
[14] Мутное место: букв. «обучение даёт сильнейший мотив». Agnostik.
[15] Dipsas — род змей, конкретный вид указать сложно. Agnostik.
[16] Электрический скат. Agnostik.
[17] torpor — оцепенение. Agnostik.
[18] Текст поврежден и перевод предположительный: см. [Arist.] Mirab. 845 a 5.
[19] Нет ни в одной из сохранившихся работ.
[20] См. Ar. HA 616 a 19-32.
[21] Belone belone. Agnostik.
[22] Лакуна; перевод предположительный.
[23] Царь Египта, VI-й век. до н. э. См. Hdt. 2.182.
[24] Город на восточном побережье острова Родос.
[25] Аконит.
[26] «Фракийский камень», Θράκιος λίθος, возможно негашеная известь.
[27] Это река Стримон, которая протекает через часть Пеонии, населенной синтами и медами.
[28] Девясил, Inula Helenium; ср. Diosc. 1.29.
[29] См. Gow—Scholfield на Nic. Th. 372.
[30] Конечно же лягушка. Рыбы у Элиана и других древних авторов — собирательное название для водных существ. Agnostik.
[31] Букв. «Рога».
[32] См. 1.32.
[33] Одно из нескольких имен аконита; см. Nic. Al. 36 ff.
[34] Смысл понятен, но текст испорчен.
[35] Трава (название которой Элиан не раскрывает) это или бурачок (Alyssum gen.) или кресс (Labularia gen.); ср. Plut. Μor. 2.648A.
[36] Ὀπός, общий термин для сока из сильфия (silphium), не может быть здесь правильным, если только Элиан не придает слову некого другого значения.
[37] Знаменитый храм Асклепия был в 5 милях западнее Эпидавра в Арголиде.
[38] То есть «спящая вне воды». Рыба не идентифицирована.
[39] Адонис был сыном Кинира от его дочери Мирры. Афродита прятала ребенка в ящике, который она поручила Персефоне. На отказ Персефоны отдать ребенка назад, Зевс постановил, что он должен проводить по полгода у каждой из богинь.
[40] Идентифицирован; это не тот же самый Hepatus, что упомянут в 15.11.
[41] Идентифицирован.
[42] См. примечание D. W. Thompson на Арист. l.c. (Eng. tr.).
[43] Vicia spp. Agnostik.
[44] «Личинка–лист»? (Hort на Thphr. HP 7.5.4); «Возм. Многоножка» (L-S⁹). Hylemyia Antiqua (отряд Anthomyidae) может атаковать луковицу лука–порея,
[45] Личинки или гусеницы большой белой бабочкой, Pieris rapae, портят капусту, репу, редис и т. д.
[46] Гусеница яблоневого мотылька, Oarpocapsa pomonella L.
[47] По–нашему будет «от мяуканья кошки».
[48] Оппиан (Hal. 1 174) говорит о μυῶν χαλεπὸν γένος как «уверенных в своей жесткой шкуре и близко посаженных зубах», и как «вступающих в бой с людьми, хотя и не очень больших». Это, пожалуй, черепаха, чьи острые, но беззубые челюсти могут нанести жестокий укус.
[49] πρώτης… ψάμμου «verba corrupta», H .; но см. Opp. Hal. 1.96, ψάμμον ἐρεπτόμενοι καί ὅσ 'ἐν ψαμάθοισι φύονται.
[50] См. 5.44.
[51] Определенно только этих животных в списке можно идентифицировать.
[52] См. ниже, 15.2 и прим.
[53] Обычно берут значение «тюлень», но нижеследующее описание указывает скорее на моржа; и Gossen (§ 215) так понимает это слово.
[54] См. 2.41.
[55] См. Thompson, Gk. fishes, p. 287.
[56] Селевк Никатор царствовал 312-280 до н. э.; Антиох I, 280-261 до н. э.
[57] Παναθήναια используется в качестве эквивалента для римской Qitinquatrus, праздник проводился в марте. Помпей был консулом в 88 г. до н. э., а его коллегой был Сулла.
[58] Ср. Hdt. 2.93.
[59] См. 1.14.
[60] См. 1.25.
[61] Аристотель.
[62] Деметра и Персефона, в честь которых праздновались элевсинские мистерии.
[63] См. гл.51.
[64] См. 1.50.