Книга VIII
1. Индийские рассказы учат нас следующим фактам. Охотники берут породистых сук, которые превосходны в выслеживании диких животных и очень быстро идут к местам где прячутся эти животные; они привязывают их к деревьям и уходят, просто, как говорится, бросают кости наудачу. И если тигры находят их, и если они ничего не поймали и голодны, то рвут их на куски. Если однако они приходят на тепло и не голодны, они совокупляются с суками, ибо сытый тигр обращает свои мысли к половым соитиям. От этого союза, как говорят, рождается тигр, а не собака. А от этого тигра и собаки еще раз должен родиться тигр, а вот потомок этого последнего и суки принимает род матери, и, по всей видимости, вырождается и рождается собакой. В общем, Аристотель не отрицает этого [HA 607 a 4, GA 746 a 34]. Итак, эти собаки, которые могут похвастаться происхождением от тигра, пренебрегают погоней за оленем или борьбой с кабаном, но рады броситься за львом, и тем самым дают доказательство своей родословной. Во всяком случае, инды дали Александру, сыну Филиппа, испытание силы этих собак следующим способом. Они пустили оленя, но пес бездействовал; потом кабана, но и тогда он не двинулся; потом медведя, но и в этом случае он не выказал никакого сомнения, но когда был выпущен лев, и
Только взглянул — и сильнейшим наполнился гневом. [Hom. Il. 19. 16]
и как будто увидев достойного противника, не колеблясь бросился на льва и вцепился в него жесточайшей хваткой, сдавливая и удушая его. Так что инд, который представлял царю это зрелище, прекрасно зная мощь собаки и выносливость, приказал слугам отрезать хвост. Хвост был отрезан, но собака на это не обратила внимания. Тогда инд приказал отрезать одну ногу, и это было сделано. Но пес вцепился еще крепче и не ослаблял хватку, как будто нога была отрезана у другого существа, не связанного с ним. И еще одна нога была отрезана, а пес все также не ослаблял хватки; затем третья, а он продолжал держаться; и даже когда была отрезана четвертая, он все еще был способен кусаться. И наконец голову отделили от тела. Но клыки пса сохранили первоначальный хват, в то время как голова висела на льве, хотя тот кто кусал, был уже мертв. Александр был опечален и поражен, что пес представил доказательства своей отваги и погиб, судьба обратная (участи) труса, — он встретил смерть по причине своего мужества. Соответственно, инд, видя огорчение Александра, подарил ему четыре собаки этой породы. И он был рад получить их и в ответ дал инду подходящий дар. И когда сын Филиппа получил четыре (собаки), он забыл свое горе по первой.
2. Каждая гончая, что хороша в охоте, наслаждается ловлей диких животных без посторонней помощи, а что касается добычи, относится к ней как к призу, предоставив хозяину согласиться на это. В противном случае, она оставляет животное живым, пока не подойдет охотник и не решит, что он хочет сделать с добычей. Но если она наткнется на мертвого зайца или кабана, она не прикоснется к нему, не притязая на чужой труд и отказываясь присвоить себе то, что ей не принадлежит. Из этих фактов, по–видимому, вытекают некоторые природные наклонности: она хочет не мяса, ей нравится победа. И стоит узнать как ведёт себя гончая во время охоты. Она идет впереди охотника, удерживаемая на длинном поводке, и лаем показывает как идет выслеживание дичи. И покуда дичь не попалась на ее пути и она ничего не нашла, она идет вперёд понуро, показывая это своим видом; несмотря на это она идет вперёд и тянет охотника с предельной скоростью и настойчивостью. Но если она набрела на след зверя и нашла запах, то она останавливается. Охотник приближается, тогда как гончая вне себя от радости за свою удачу ластиться к хозяину, лижет ноги, и возвращается к началу поиска, продвигаясь шаг за шагом, пока не выйдет на логово; дальше она не идет. Так что охотник понимает и приглушенным криком даёт сигнал насетникам. И те ставят сети вокруг. А затем собака начинает лаять. Цель этого лая только в том, чтобы заставить кабана подняться, и как только он побежит, то будет пойман в сети. И как только зверь захвачен, гончая поднимает радостный победный лай, как будто хвалебный гимн, и от радости подпрыгивает, словно солдаты, одолевшие своих врагов. Вот как гончие ведут себя в борьбе с кабанами и оленями.
3. Кажется, что дельфины более щепетильны чем люди в выражении своей благодарности, и при этом не руководствуются персидским обычаем, которым восторгался Ксенофонт [Cyr. 1. 2. 7][1]. И вот что я должен сказать по этому поводу. Человек по имени Коран, уроженец Пароса, когда несколько дельфинов возле Византия попали в сети и были захвачены, он дал их похитителям деньги, как бы выкуп, и вернул им свободу; и за это он заслужил их благодарность. Так или иначе он плыл однажды (так гласит рассказ) на пятидесятивесельном корабле с командой милетцев, когда корабль перевернулся в проливе между Наксосом и Паросом, то все утонули кроме Корана, которого спасли дельфины, отплатив добром за то доброе дело, которое он первый для них сделал. Мыс и карстовая скала, к которой он приплыл на спинах дельфинов, теперь называется Кораний. Позже, когда этот Коран умер, его тело сожгли на берегу моря. Вследствие чего дельфины, наблюдающие это с определенного места, собрались, как будто они пришли на похороны, и все то время пока пылал костер, они оставались поблизости, словно один верный друг, должный оставаться при другом. Когда огонь погас, они уплыли.
Люди однако раболепствуют перед богачом и, казалось бы, процветают, пока те живы, но в случае смерти или несчастья, они отворачиваются от них, чтобы избежать отдачи долга за их последние благодеяния.
4. (i) По–видимому даже рыбы бывают ручными и послушными, и, заслышав призыв, с готовностью принимают пищу, что им преподносят, как священные угри в источнике Аретуса[2]. Люди рассказываю о мурене, принадлежавшей римлянину Крассу[3], который украшал ее серьгами и ожерельями с драгоценными камнями, как красную девицу; и когда Красс звал ее, она, узнав его голос, подплывала, и все что он ей предлагал, с готовностью брала и немедленно съедала. И вот эта рыба умерла, и Красс, так мне сказали, искренне оплакал ее и похоронил. И однажды Домиций[4] сказал ему: «Безумец, ты надел траур по мертвой мурене!», на что Красс ответил: «Пускай я оплакиваю мурену, но ты не оплакивал ни одну из трех жен, тобою похороненных».
(ii) Слышал я, что египтяне уверяют, что священные крокодилы являются ручными, и во всяком случае, если хранители трогают их и ухаживают за ними, они подчиняются и не возражают; и они держат свои пасти открытыми пока хранители чистят им зубы и удаляют кусочки мяса, застрявшие между ними. Кроме того, египтяне утверждают, что вышеуказанные крокодилы наделены даром пророчества, и приводят следующие доказательства. Птолемей (а вот какой из этой династии, спросите их) позвал ручных крокодилов, но они не обратили на него внимания и не приняли пищу, им предложенную. И священнослужители поняли, что крокодилы знают о близком конце Птолемея, и поэтому отказались принимать пищу от него.
5. Слышал я, что некоторые люди практикуют птицегадание и посвятили себя изучению и разглядыванию их полета и квадратов неба, откуда они появляются. И такие провидцы как Тиресий, Полидам, Полиид, Феоклимен[5] и многие другие прославились за свои познания в этом искусстве, тогда как такие мужи как Силан, Мегистий, Евклид[6] и вереница их преемников умели видеть грядущее путем разглядывания внутренностей. Опять же, слышал я как люди утверждают, что кто–то гадает по ячменному зерну, ситу и головкам сыра. И я убедился, что есть деревня в Ликии между Мирой и Феллой, называемая Сура[7], где есть те, кто посвятил себя гаданию при помощи рыб, и они понимают, что означает если рыба приплывает на их зов или уходит, и что означает, если не обращает внимания, чем предвещает, если они придут во множестве. И вы услышите пророческие высказывания мудрецов по поводу, когда рыбы выпрыгивает из воды, или является, всплывая из глубин, или когда принимает пищу, или, наоборот, отвергает ее.
6. Очевидно, что ослы с легкостью одолеваются и захватываются волками, пчелы пчелоедами, цикады ласточками, а змеи оленями. А леопард захватывает большинство животных, особенно обезьяну, по их запаху.
7. Из Мегасфена я знаю, что небольшая рыбка встречается в Индийском океане, и что живою ее никто не видел, так как, предположительно, она плавает на большой глубине, но умерши, всплывает на поверхность. Всякий, кто прикоснется к ней, сначала падает в обморок, а потом и умирает. А если кто–то наступит на chelydrus, даже не будучи укушен, как говорит Аполлодор в своем труде «О ядовитых животных», тот неизбежно умирает. Ибо он говорит, что даже простое прикосновение к животному вызывает заражение крови. И что еще, если кто пытается лечить пострадавшего или хоть как–то помочь умирающему, сам получает волдыри на руках, просто прикоснувшись к человеку, который наступил на змею. И Аристоксен говорит где–то, что человек убивший змею руками, хотя избежал укуса, умер несмотря на это. И даже одежда, что была на нем в тот момент, когда он убил змею, через короткое время сгнила.
8. Никандр утверждает, что кожа амфисбены[8], обернутая вокруг посоха, отгоняет всех змей и других существ, которые убивают не кусая, но ударяя[9].
9. Собака с переполненным желудком знает траву, которая растет у сухих каменных стен, и если она ест ее, то отрыгивает все то, что причиняет боль ей, смешанное со слизью и желчью, а также выходит множество экскрементов; так она восстанавливает свое здоровье без посредства медицинской науки. Кроме того, она удаляет наличную черную желчь, которая если остается, вызывает бешенство, мучительную собачью болезнь. А при заражении глистами собаки едят остья от зерна, так утверждает Аристотель [HA 612 a 31]. При ранении они используют свой язык как лечебное средство, своим языком они вылизывают раненое место и возвращают его в здоровое состояние; бинты, примочки и лекарства они презирают. Еще одна вещь, которую собаки не упустили из вида, то, что плод… в самом деле откармливает свиней, собакам причиняет боль в ляжках. И хотя собака может наблюдать свинью, жиреющую от вышеупомянутых плодов, с великим самообладанием она оставляет их свинье, ибо сладость их кажущаяся. Люди однако уступают тому, кто возвысился над ними против их воли, зачастую совершенно в неумеренной степени.
10. Слонов нелегко поймать в засаду. Например, когда они приближаются к яме, которую охотники на слонов имеют обыкновение тайно копать, будь то некий природный инстинкт или некий таинственный дар предсказания удерживает их от продвижения вперёд, и они поворачивают назад и оказывают самое упорное сопротивление как на войне, и пытаются одолеть охотников, и пробившись через них, спасаются бегством после преодоления своих противников. То есть завязывается ожесточенный бой и происходит смертоубийство охотников и дичи. И вот как эта битва ведётся. Люди выбирают цель и бросают крепкие копья в них, тогда как слоны хватают какого–нибудь человека, что попался на их пути, сбивают его на землю, топчут его, и нанося раны своими бивнями, подвергают их самой жалкой и мучительной смерти. И животные атакуют, их уши растопырены как паруса, на манер страусов, которые раскрывают крылья или для бегства, или для нападения. И слоны подгибают хоботы во внутрь, и сложив их перед бивнями, как таран корабля, рассекающий большие волны, повергают людей яростным натиском, опрокидывая многих, и резко и пронзительно ревут, как трубой. А тех кого поймали, звери или топчут, или буквально размазывают коленями, и звук ломающихся костей можно услышать издали, и человеческие лица с выдавленными глазами, разбитым носом, разожженным черепом теряют свои отличительные особенности, и зачастую близкие родственники не могут их узнать. Другие однако, вопреки ожиданиям, спасаются следующим образом. Охотник был схвачен, но слон в своем порыве вперёд перескочил его и опустил свои колени на землю, и, кроме того, зацепился клыками за куст или корни дерева, или за что–то подобное, и прочно застрявши, он только и может с трудом отступив, вытащить их. Между тем охотник выскальзывает и убегает. В таких боях, естественно, слоны часто выходят победителями, однако часто бывает, что люди их побеждают, преднамеренно применяя различные средства запугивания. Например, звуки труб; охотники издают шум и грохот, ударяя копьями по щитам; или они то светят огнем на земле, то поднимают его в воздух; или они бросают горящие факелы как дротики и яростно размахивают большими яркими факелами перед мордами животных. И так как животные боятся, то ослепленные этими вещами, они подаются назад и иногда вынуждены падать в яму, от которой до этого держались подальше.
11. Гегемон в своей поэме «Дарданика» среди других вещей, касающихся Алева Фессалийца, сообщает, что змея была влюблена в него. И когда он говорит, что у Алева были «золотые» волосы, он преувеличивает: позвольте мне назвать их «соломенными». Он (Гегемон) говорит, что тот был пастухом на горе Осса, как Анхиз на Иде, и что он пас своих коров возле источника, называемого Haemonia. (Этот источник также был в Фессалии.) И вот змея огромных размеров влюбилась в Алева, подкрадывалась и целовала его в волосы, а языком облизывала и умывала лицо возлюбленного, и подносила в дар многие из своих охотничьих трофеев.
И даже если баран страдал от любви к арфисту Главку, а дельфин к юноше из Ясса[10], что уже говорить о змее, влюблённой в красивого пастуха, или самом зорком создании из существ, способных по достоинству ценить внешнюю красоту? В общем, похоже, что это на самом деле характеристика животных — влюбляться не только в своих товарищей и родичей, но также в тех, кто не имеет к ним никакого отношения, но отличается красотой.
12. Pareas или Paruas[11] (ибо эту форму предпочитал Аполлодор) красного цвета, имеет острые глаза и широкий рот; ее укус безвредный, и даже нежный. Это, видите ли, причина, почему те, кто первыми сделали это открытие, посвятили ее доброму богу, и дали ей имя «слуга Асклепия».
13. Я слышал, что в Эфиопии скорпионы, известные как Sibritae (то, что туземцы[12] имеют общее с ними название, это естественно) питаются ящерицами, аспидами, sphondylae[13], тараканами, и прочими тварями, но я удостоверился, что у всякого, кто наступит на их экскременты, развиваются язвы.
На Коркире водятся водяные змеи, как их называют, которые оборачиваются на своих преследователей и резким выдохом заставляют их приостановить атаку и задерживают их. Согласно одному рассказу Typhlops (слепоглаз), которого люди еще называют Typhline, а также Cophias, имеет голову похожую на муренову, но очень маленькие глазки[14]. Второе из этих двух имен, то есть Cophias, происходит из того факта, что он с трудом слышит. Но шкура у него твердая и нужно много времени, чтобы разрубить ее. И Acontias (змея–копье), говорят, является земноводной и проводит много времени на суше, устраивая засады на всякого рода живых существ. И она показывает умение в устройстве ловушек. Она может прятаться на тропинках; часто она заползает на дерево, и скрутившись, прячет свою голову в завитках, скрытно наблюдая за проходящими. А потом она бросается на прохожих, будь то зверь или человек. Существо это хорошо прыгает и способно сигануть на двадцать локтей, если это будет нужно. А куда она прыгнула, там она мгновенно закрепляется.
14. Если случится волкам наткнутся на быка, который попал в глубокий пруд, они тревожат и пугают его с берега, не позволяя ему переплыть и выйти на сушу, принуждая его после долгих мучений и барахтаний утонуть. И тогда самый сильный волк стаи прыгает в воду и подплывает к быку, хватает за хвост и начинает тянуть к берегу; и второй волк хватает хвост первого и тянет его, а затем третий тянет второго, а четвертый третьего, и так далее до самого последнего, который стоит на берегу. И таким способом вытащив быка, они наслаждаются пиршеством. Они подстерегают отбившихся телят и нападают на них, и, ухватив за нос, тянут на себя. Но теленок сопротивляется и тянет на себя, и поэтому идет ожесточенная борьба: волки пытаются одолеть его силой, а теленок не поддается. И когда волки видят такое упорное сопротивление, они его отпускают; после чего теленок отлетает в противоположном направлении и падает, а волки прыгают на него, рвут открывшийся живот и пожирают теленка.
15. Когда слоны не могут пересечь ров, крупнейший из стада бросается в него и ставши поперек, устраняет разрыв, тогда как остальные по его спине переходят на другую сторону, и не уходят прежде чем не спасут его. Способ спасения заключается в следующем. Один из них становится на берегу, подает ногу вперёд и позволяет крупнейшему слону обхватить ее хоботом. Между тем остальные бросают хворост и бревна в ров так быстро, как только могут. Взбирась на них и изо всех сил цепляясь за ногу товарища, он выбирается без труда.
Есть в Индии участок земли называемый Фалакра (лысина). Причина такого названия в том, что любое существо, которое ест траву растущую там, теряет волосы и рога. Соответственно, слоны неохотно ходят рядом с этим местом, но если они приблизились сюда, то уходят прочь, поскольку слоны, подобно разумным людям, избегают того, что вредно.
16. Губка управляется маленьким животным, скорее напоминающим паука, нежели краба. Ибо губка не безжизненный или бескровный объект, порожденный морем, но цепляется за камни подобно другим существам и имеет определенную волю к самостоятельному движению, хотя она нуждается, как бы мы могли сказать, в напоминании некоторым, что она является живым существом, ибо по причине природной пористости она остается неподвижной и спокойной, до тех пор пока что–то не затронет ее поры; поэтому паукообразное существо колет ее, и она захватывает то, что упало и съедает. Но когда человек приближается срезать ее, губка уколотая животным, что живет внутри нее, вздрагивает и сжимается, чем несомненно доставляет ныряльщику значительные труды и неприятности.
17. Я, конечно, уже говорил о слонах в отдельной главе, но я должен добавить следующее… это наиболее подходящее состояние, потому что они одарены сдержанностью. Они ищут сношения с самкою, но не с мыслью совершить насилие или из похоти, но подобно людям, из желания преемственности в семье и зачатия детей, с тем чтобы их общее потомство не пропало, но могло жить после них. Во всяком случае только однажды за всю жизнь они обращают мысли к любви, когда самка сама подчиняется. Затем, когда каждый из них оплодотворяет свою супругу, после этого они ее больше не познают. И не совокупляются неосторожно или на виду у других, но они или прячутся за толстыми деревьями, или уходят в лес, или в какую–нибудь глубокую впадину, которые дают им достаточно средств для укрытия.
Я как–то говорил выше об их справедливости, а также я говорил об их доблести. Их целомудрие было показано в данном случае. Кроме того, каждый, кто имеет досуг узнать об их отвращении ко злу, должен напрячь слух и выслушать это. Жил — был один дрессировщик слонов, человек уже не молодой, но с богатой женой. И вот он влюбился в другую женщину, и желая чтобы имущество его жены перешло к ней, он задушил жену и похоронил ее рядом со слоновьим стойлом, и женился на другой женщине. Тогда слон хватил хоботом за руку новую жену и привел ее к мертвому телу, и выкопал его, и положив на бивни представил его, показывая этим поступком то, что он не мог выразить словами, и просвещая женщину в отношении того, кем был ее супруг; такова ненависть слона ко злу.
18. Анчоусы (engrauleis, как некоторые называют encrasicholi, и я также слышал третье название применяемое к ним, ибо некоторые называют их «волчья пасть») — мелкая рыбешка, ядовитая по своей природе и чисто белая окраской. Преимущественно их ест рыба, которая плавает по мелководью, и поэтому при испуге они бросаются друг к другу, и каждый цепляется за своего соседа, и такою сплоченностью они избегают сталь легкой добычей покушения на их жизнь. И настолько едина их масса, когда они устремляются друг к другу, что даже судно, идущее на них, не разъединяет их. Более того, даже если идти через них на вёслах или с шестом, они не рассыпаются, но цепляются друг за друга, как будто переплетаются. А если запустить руку и выдернуть, как если бы вы вытянули ее из кучи зерна или фасоли, то можно поймать несколько, но в результате они разрываются на куски и вам достанутся только фрагменты, а все остальное останется там. Ибо, хотя вы можете завладеть хвостом, голова останется вместе с другой рыбой; а если вы смогла взять голову, то остальная часть рыбы останется в море. Их плавание плотной и компактной массой называется «вытяжка»[15], и одна вытяжка часто наполняет пятьдесят рыбацких лодок, как рассказывают нам труженики моря.
19. Свинья узнает голос свинопаса, и прислушивается к его зову, особенно когда заблукала. Рассмотрим доказательство этого утверждения. Какие–то злодеи пристали на своем пиратском судне к берегу Этрурии, и удалившись вглубь (материка) наткнулись на нескольких свинопасов и принадлежащее им большое стадо свиней. Пираты захватили свиней, доставили их на борт, отшвартовались и продолжили свой рейс. Пока пираты были рядом, свинопасы молчали, но когда те отдалились от берега на расстояние куда мог донестись крик[16], то свинопасы привычным криком стали звать свиней к себе. И когда свиньи услышали крик, то все вместе собрались на одной стороне суда и перевернули его. И злодеи тотчас утонули, а свиньи приплыли к свои хозяевам.
20. Говорят, что и аист подвержен ревности. По крайней мере в случае с Кранноном из Фессалии, который был женат на красивой женщине по имени Алкиноя, и который, оставив ее дома, отправился в путешествие. Но Алкиноя имела сношения с одним из слуг. Аист, который жил в доме, узнал об этом и не потерпел такого, но отомстил за своего хозяина. Во всяком случае он бросился на женщину и выклевал ей глаза.
Я ранее уже говорил о ревности со стороны фиолетовой лысухи, потом о собаке в похожем случае, и вот теперь аист в равной степени был оскорблен нарушением брака.
21. Овцы меняют свой цвет в зависимости от характеристик рек из которых они пьют. Время года когда это происходит — это сезон размножения. Будучи белыми, они становятся черными, и происходит обратное изменение цвета. Обычно это бывает у реки Антандрия[17] и реки во Фракии, имя которой вам скажут окрестные фракийцы. И поскольку Скамандер в Троаде овец, которые пьют из него, превращает в желтых, то цвет, который приобретают стада, по этой причине называют Xantkus (желтый), добавив к первоначальному имени «Скамандровый».
22. В каком еще отношении животные хороши, так это в благодарности за благодеяния. Жила в Таренте женщина, достойная во всех отношениях, и в особенности как верная жена. Звали ее Гераклеида. Пока был жив ее муж, она ухаживала за ним с величайшей преданностью. Но когда он умер, женщина невзлюбила жизнь в городе и в доме, в котором она пережила смерть мужа, и таково было ее горе, что она ушла жить среди могил и довольствовалась тем, что оставалась возле гробницы мужа, храня верность тому, кто был под землей. Однажды летом, когда аисты, пока еще птенцы, делали свои первые полеты, один из них, самый молодой, не имеющий достаточной силы оперения, упал и сломал ногу. Так Гераклеида, увидев его падение, и найдя, что одна из ног повреждена, сжалилась над птенцом и перевязала очень аккуратно его рану, ухаживая за нею припарками и пластырем, приносила ему пищу, давала питье, и когда в должный час он окреп и оперился, отпустила его на волю. И аист благодаря таинственному инстинкту понимал, что обязан ей жизнью. Через год весной, когда солнышко начало припекать, женщина вышла погреться, и аист, которого она выходила, увидев свою благодетельницу, умерил скорость своего полета, опустился поближе к земле, открыл клюв и отрыгнул камень на колени Гераклеиды, а затем улетел и поселился на крыше. Сначала, естественно, она была поражена и сильно испугалась, и никак не могла понять, что же это означает. И вот она отнесла камень в дом; позже, проснувшись ночью, она увидела, что камень испускает лучи и блеск, и дом был освещен как будто в него внесли факел, настолько сильное сияние порождал этот камешек. А когда она коснулась аиста рукой, то опознала шрам, оставленный раной, и поняла, что это та самая птица, которую она пожалела и выходила[18].
23. Если вы поймаете лобстера и унесете на большое расстояние, оставив метку на месте, где вы поймали его, вы найдете того же самого рака на том же месте, где вы его поймали: я имею в виду, что если вы возьмёте его с собой идя вдоль берега и отпустите где–нибудь поблизости, чтобы он имел возможности залезть в море.
24. «Охотник»[19] его имя; Природа дала ему крылья; он в союзе с племенем дроздов; цвета черного; обладает музыкальным голосом. И прозван «Охотником», и совершенно по делу; ибо своею песнею он очаровывает мелких птиц, которые летят к нему, увлеченные сладкой мелодией. Итак, зная такое естественное преимущество, он использует это дар природы себе в удовольствие, а также, чтобы прокормить себя, ибо ему доставляет удовольствие слушать собственный голос, и преследуя птиц, что приближаются к нему, он поедает их. Всякий, кто охотится на птиц и запрёт его в клетку, ничего не получит за свои труды, так как он приобретает птицу, которая отказывается петь, по–видимому, своим молчанием наказывая похитителя за свое порабощение.
25. Я уже говорил выше[20] о благах, которыми египетские ржанки наделяют крокодилов, и Геродот упоминает это в своем рассказе о Египте [2. 68]. Но вот то, о чем я умолчал, хотя знал это, я упомяну здесь, для того чтобы и другие узнали эти факты.
Египетская ржанка — птица болотная, и бродит по берегам рек, питаясь тем, что удастся подобрать то там, то здесь, в то время как крокодил снабжает ее едой, о чем я уже говорил. И птица отплачиваем ему тем, что заботится о нем и несет караул, пока он спит. Ибо когда он лежит спящим, ихневмон замышляет против него и вцепившись в горло душит. Но ржанка поднимает крик, клюет крокодила в нос, будит его и науськивает против своего врага. Должны ли мы похвалить птичку за заботы о всеядной и прожорливой твари, мы это выясним позже. Вот те особые характеристики этих существ, что я упомянул.
26. Trygon (я говорю не о том, что живет в воздухе (то есть о горлице), но о том, что в море (то есть о морском коте)) плавает и когда хочет поднимает себя и летит. Его жало, как я говорил выше, смертельно[21]. Тот факт, что если он ужалит бессловесное животное или человека, то они умирают, не вызывает никакого удивления. Но поразительно то, что я сейчас расскажу. Если приложить жало к большому дереву, когда оно в полном цветении и изобилует листвой, и стегануть по дереву, в самое короткое время оно теряет листву, которая целиком опадает и выглядит так, как будто сожжена солнцем.
27. Слон рождается головой вперёд, и размером при рождении не больше самого крупного молочного поросенка. Несколько слонят следуют за матерью, так говорят. Если вы захотите погладить малышей, мать не будет возражать. Так как они знают, никто не поднимет руки, чтобы причинить им вред или наказать, но что каждый имеет добрые намерения и должен ласкать их. Да и кто может обидеть таких крошек? Но когда на них охотятся и они падают в ямы и видят, что нет спасения для них, они забывают тот дух, которым они обладали когда были свободными, и с готовностью принимают любую пищу, что им дают, и пьют предложенную воду, и если вино льется в их хоботы, они не возражают от круговой чаши[22].
28. Наш великий поэт, предположительно, называл осетра «священной рыбой»[23] [Il. 16. 407]. В соответствии с одной из версий она редко, но ловится в море возле Памфилии, хотя и здесь едва–едва. Но если она попалась, рыбаки наряжают себя венками и празднуют великую удачу; они также украшают гирляндами рыбацкие лодки и входят в порт под музыку кимвалов и флейт, созывая народ, чтобы засвидетельствовать свой улов.
Другие однако считают, что Anthias, а не эта рыба, священная. А причина в том, что в какой бы то ни было части моря она не появилась, это место, предположительно, освобождается от свирепых созданий и наступает мир между рыбами и всеми теми, кто высматривает себе добычу в водах, тогда как рыбы сами приводят своих мальков без опаски.
Но мне нет дела копаться в тайнах природы, и это правильно, так как лев бежит в страхе от петуха, а также от василиска, а кроме того слон боится свинью. Но те, кто имеет много свободного времени на поиски причин этих явлений, не должны считаться со временем, и в конце концов доберутся до конца своих исследований.
[1] Персы наказывали тех, кто мог, но не выразил свою благодарность; неблагодарность они считали источником всех других пороков.
[2] на о-ве Ортигия в Сиракузах.
[3] М. Лициний Красс, победитель Спартака, 73 г. до н. э.; триумвир с Цезарем и Помпеем, разбит парфянами в битве при Каррах, 53 г. до н. э., а затем убит.
[4] Гн. Домиций Агенобарб, цензор вместе с Крассом, 92 г. до н. э. См. Suet. Nero 2.
[5] Полидам, троянский герой, научился птицегаданию от отца Панфоя; см. Hom. Il. 12. 210. Полиид, см. 5.2 прим. Феоклимен в Hom. Od. 20. 350 предрекает гибель женихов Пенилопы.
[6] Силан из Амбракии, прорицатель Кира II; см. Xen. An. 1. 7. 18. Мегистий претендовал на происхождение от Мелампа; погиб, сражаясь в битве при Фермопилах, для которой он предсказал исход; см. Hdt. 7. 221, 228. Евклид из Флиунта предсказал Ксенофонту удачу в деньгах и посоветал ему принести жертву Зевсу Милостивому; см. Xen. An.7.8. 1.
[7] В нескольких милях к западу от Миры на берегу моря.
[8] Amphisbaena — мифическое существо в виде змеи с двумя головами на разных концах тела. Кожа — здесь имеется ввиду шкурка, сбрасываемая змеей при линьке. В современной зоологии к амфибенам относятся некоторые виды безногих ящериц, которые способны двигаться в обе стороны, так называемые двуползы. Agnostik.
[9] Никандр (Th. 373–83) говорит всего лишь, что она хороша при обморожениях. Противоречие объясняет Wellmann (Hermes 26. 335), который считает, что Элиан копировал труд Аполлодора, в котром Никандр был упомянут, что по ошибке он приписал Никандру, утверждение, сделанное Аполлодором.
[10] См. 6.15.
[11] Coluber longissimus (или Aesculapii, или flavescens), благодетельная змея, содержащаяся в храме Асклепия в Эпидавре.
[12] Сибриты — эфиопское племя, обитавшее между верховьями Нила и Красным морем.
[13] Возможно, вид жука; один из видов Cerambycidae или усачей (Gossen § 52).
[14] Возможно, Pseudopus pallasi. Thompson на Arist. HA 567 b 25. Это безногая ящерица, известная как желтопузик. Другие интерпретации: Anguis fragilis (Brenning), Typhlops vermicularis (Gossen—Steier).
[15] Здесь — улов, который можно вытащить за один заброс невода. Agnostik.
[16] Hom. Od. 5. 400.
[17] Антандрос, город на оконечности залива Адрамиттий в Мисии; река Сатниой.
[18] Дословный перевод сильно бы повредил слащавой сентиментальности этого фрагмента, поэтому здесь не перевод, а пересказ. Agnostik.
[19] Майна, говорящий индийский скворец.
[20] См. 3.11.
[21] См. 1.56; 2.36, 50.
[22] Надо понимать, пьют по очереди. Круговая чаша пускалась в конце пира между его участниками. Agnostik.
[23] Слова ἔλλοψ нет в наших текстах Гомера.