Книга V

Говорят, что страну вокруг Париона[1] и соседнего Кизика населяют чёрные птицы; исходя из их внешности, я бы сказал, что это ястребы. Но они не прикасаются к мясу, их аппетит умерен, а для прокорма им достаточно семян. А потом, в конце осени, стая этих птиц (их называют мемноны[2]) собирается на полях вокруг Илиона, слетаясь прямо на гробницу Мемнона. И люди, которые живут в Троаде, все ещё утверждают, что это и есть гробница Мемнона, сына Эос (Зари); а так как на самом деле мёртвое тело было перенесено по воздуху его матерью из середины побоища в Сузы (празднующих по этому поводу «Мемнонии»), где ему было дано подобающее погребение, то памятник в Троаде назван в его честь без причины. И из года в года птицы, названные в честь вышеупомянутого героя, прибывают и, разделившись на враждебные группировки, яростно дерутся, пока половина из них не будет убита, и тогда победители убывают и возвращаются туда, откуда прибыли. Как это происходит и по какой причине, я не имею времени строить измышления, а также не могу проследить тайну Природы. Однако стоит упомянуть, что указанные птицы сражаются в этом состязании вокруг гробницы сына Эос и Тифона год за годом, тогда как греки устраивали такие состязания однажды в честь Пелия, Амаринкея, и даже в честь Патрокла и Ахилла[3], противника Мемнона.
2. Говорят, что сова не водится на Крите, и более того, если её привести из других стран, она умрёт. Так что похоже Еврипид некритически представил Полиида[4], увидевшего птицу и на том основании обнаружившего мёртвым сына Миноса. И я сам убедился, что критские историки помимо фактов всегда сообщают и в стихах и в прозе относительно дара Зевса Благого, что остров, взрастивший его и давший ему укрытие, должен быть свободен от ядовитых существ, рождённых делать вред и, что он не должен ни производить их, ни поддерживать, если они привезены из–за границы. И остров доказывает, насколько сильно это благо, ибо он не порождает ни одно из вышеуказанных существ. Но если человек попытается проверить степень Зевсова благодеяния и ввезёт одно из этих чужеземных созданий, оно, едва коснувшись земли, умирает. Соответственно змееловы из соседней Ливии используют хитрость подобного рода. Эти заклинатели ядовитых рептилий приручают некоторое число и привозят на удивление народу, а вместе с ними привозят груз земли из Ливии, достаточный для их поддержания. Делают они это из предосторожности, чтобы предотвратить встречу змей с их погибелью. С этой целью, по прибытию на вышеупомянутый остров, они не выгружают змей, пока не устроят им подстилку из привезённой земли. Сделав так, они собирают толпы и наполняют удивлением неразумное большинство. Итак, как долго змея остаётся свёрнутой и живёт в этом месте, или поднимается, но не пересекает границу своей родной почвы, так долго она и живёт. Если однако она своротит на иностранную почву, которая является чуждой и враждебной для неё, она умирает, что естественно. Ибо если воля Зевса не утратила действия в случае Тетис, и не должна терпеть неудачу в случае любого другого лица, я думаю, она будет ещё более действенной, когда дело касается его кормилицы.
3. Река Инд лишена свирепых созданий; только существо, что порождает он — червь, как говорят, по виду похожий на тех, что порождаются и питаются в древесине. Но эти существа достигают в длину целых семь локтей, хотя, конечно, встречаются как крупнее, так и меньше. Толщина их такова, что десятилетний мальчик едва может охватить руками. Один зуб прикреплён к верхней челюсти, другой к нижней, оба они квадратные и примерно по восемнадцать дюймов в длину; а сила зубов такова, что могут с величайшей лёгкостью раздавить что угодно, что попадёт между ними, будь то камень, животное, домашнее или дикое. Днём они сидят на дне реки, валяясь в иле и слизи; по этой причине их не видно. Но ночью они выходят на сушу, и все кого они встретят, лошадь ли, вола, или осла, они удавливают и волокут в свои убежища и едят их в реке, пожирая все члены животного, за исключением брюха. Если однако голод одолеет их днём, а верблюд или вол будет пить на берегу, они осторожно подкрадываются, и схватив последнего за губы, изо всех сил тащат в воду, где и пожирают. Каждый из них покрыт толстой шкурой в два пальца толщиной. Вот средства охоты и поимки. Берут толстый мощный крючок на железной цепи, привязывают верёвкой из белого льна вес в один талант, а затем шерсть обматывают вокруг цепи и верёвки, чтобы помещать червю кусать через них. На крючок насаживается ягнёнок или козлёнок, а затем забрасывается в реку. Аж тридцать мужиков держат верёвку, и каждый при себе имеет копьё, готовое к броску, и меч на поясе. Под рукой наготове деревянные дубинки, если нужно будет наносить удары, а сделаны они из кизилового дерева и очень крепкие. Затем, когда червь заглотит крючок, мужики вытягивают его и убивают, а затем подвешивают на солнце на тридцать дней. Из его тела в глиняные сосуды капает густое масло; и каждый червь даёт до десяти котил[5]. Это масло запечатывают и доставляют царю индов; ни кому ни капли не разрешается иметь. Оставшееся тело бесполезно. А теперь о силе масла: если хочешь поджечь груду дров и разбросать золу, вылей котилу и пламя займётся без поднесения искры. И если хочешь сжечь человека или животное, вылей масло и он загорится. Причём говорят, индийский царь даже берет города, которые выступили против него; он не ждёт таранов или навесов, или других осадных машин, потому что сжигает и захватывает их. Он наполняет глиняные сосуды маслом, каждый содержит котилу, запечатывает их и метает в ворота. Едва сосуд коснётся бойниц, он разбивается вдребезги; и масло стекает вниз; огонь полыхает над дверями и ничто не может погасить его. Горит оружие, и горят бойцы, такова его потрясающая сила. Ослабить и потушить его можно, если только высыпать груды мусора на него.
Такой рассказ даёт Ктесий Книдский.
4. Морская свинья[6] - животное похожее на дельфина, и тоже имеет молоко. Её цвет не чёрный, очень напоминает темно–синий. Она дышит не жабрами, а через дыхальце, так что имя она получила от такого воздушного прохода. Морская свинья часто посещает Понт и море рядом, и редко уходит за пределы знакомых мест.
5. Когда курица побеждает петуха в драке, она начинает важничать в полном восторге и опускает бороздку, но, однако, не в такой степени как петухи, хотя они делают так, наполняясь гордостью и важничая, более величественно.
6. Дельфин, как полагают, любит своих родичей, и вот доказательство. Эний — это город во Фракии. Так случилось, что дельфин был пойман и ранен, но не смертельно, и пленный был ещё в состоянии жить. Поэтому, когда текла его кровь, дельфины, которые не были пойманы, увидели это и прибыли гурьбой в гавань, прыгали вокруг и были явно готовы набедокурить. При этом жители Эний испугались, и отпустили пленника, и дельфины, сопровождая его, как это могут делать только родственники, удалились.
Но человек едва ли будет ухаживать или уделять внимание родственнику в несчастье, будь то мужчина или женщина.
7. В Египте, говорит Эвдем, обезьяны бывают преследуемы, а коты бывают преследователями. Вот так обезьяна бежала так быстро, как могла, прямо к дереву. Но кошки тоже бежали быстро, а так как они цепляются за кору, они тоже могут лазать по деревьям. И вот когда обезьяна уже была почти поймана, одна против многих, она прыгнула со ствола и ухватилась лапами за концы высоких свисающих веток и так провисела очень долго. И поскольку коты не могла добраться до неё, они спустились, чтобы найти другую добычу. Вот так обезьяна спаслась своими собственными стараниями, и именно себя, как подобает, она должна благодарить за спасение.
8. Аристотель говорит[7], что почва Астипалы[8] недружественна к змеям; равно как, в соответствии с этим же писателем, Ренеи к куницам. Ворона не может подняться на акрополь в Афинах. Скажи, что Элида мать мулов[9], и ты солжёшь.
9. Существует договор между народами Регия и Локриды[10], что они должны иметь доступ к полям друг друга и обрабатывать их. Но цикады этих двух территорий не согласны с этим и не держатся одного мнения, ибо вы найдёте, что локрийская цикада будет совершенно безмолвна в Регии, а цикада из Регия полностью потеряет голос среди локрийских. В чем причина такой перемены, ни я, и ни кто другой, кроме праздного болтуна, сказать не может. Только Природа, люди Регия и Локриды знают это. Кроме того есть река[11], разделяющая территории Регия и Локриды, и берега отдалены не так уж далеко, не больше ста футов; и все же цикады с обеих сторон не перелетают её. И в Кефалении есть река, которая бывает причиной как плодовитости, так и бесплодия среди цикад.
10. Как только пчёл покидает царь, который кроток и безобиден, а также лишён жала, они устраивают погоню за беглецом с поста правителя. Они отыскивают его неким таинственным способом и обнаруживают его при помощи обоняния по запаху им рассеиваемому, и доставляют обратно в царство им самовольно покинутое, выказывая неподдельное рвение, ибо они восхищаются его расположением. Но афиняне изгнали Писистрата[12], а сиракузяне Дионисия[13] с постов руководителя государства, поскольку те были тиранами, пренебрегали законами и не показали искусства царствования, которое заключается в любви к собратьям и защите подданных.
11. Вот в чем состоят заботы царя пчёл по управлению ульем. Некоторых пчёл он назначает на доставку воды, других на строительство сот в улье, тогда как третьи разлетаются на поиски пищи. Но через некоторое время они меняются обязанностями в точно определённой очерёдности. Что касается самого царя, с него достаточно думать и заботиться о вещах, что я упомянул выше, на манер великих правителей, которым философы приписывают одновременно качества гражданина и царя. Ибо во всем остальном он живёт беззаботно и воздерживается от физического труда. Если однако пчёлам надлежит сменить жилище, тогда правитель уходит, и если по такому случаю он ещё молод, он указывает путь и ведёт за собой остальных; если же он находится в преклонном возрасте, он проделывает свой путь и сопровождается другими пчёлами.
По сигналу пчелы отправляются спать. Когда наступает время сна, царь приказывает одной пчеле подать сигнал идти на отдых. И пчела подчиняется и передаёт команду, вследствие чего пчелы, которые до этого жужжали, отправляются спать. Вот так, пока жив царь, рой процветает и всякие беспорядки подавляются. Трутни с удовольствием остаются в своих сотах, старшие пчелы живут в своём квартале, молодые в своём, царь сам по себе, личинки в своих местах. Их пища и их экскременты в отдельных местах. Но когда царь умирает, беспорядки и анархия заполняют улей; трутни производят потомство в сотах пчёл; общая путаница больше не позволяет рою процветать, и, в конце концов, пчелы погибают за неимением руководителя.
Пчела проводит безупречную жизнь и никогда не касается животной пищи. Ей нет нужды в наставлениях Пифагора, в пищу ей достаточно цветов. Она в высшей степени умеренна; скорее не терпит роскоши и изнеженности; свидетельство тому, что она преследует и прогоняет мужчину, надушившего себя, как будто это какой–то враг, свершивший деяния не подлежащие оправданию. Также она распознает человека, явившего от нецеломудренной постели, и также его преследует как злейшего врага. Пчелы одарены мужеством и неустрашимостью. Например, нет такого животного, от которого они побегут: страху они неподвластны, но всегда нападают. В отношении тех, кто не беспокоит их, или не начинает вредить им, или тех, кто приближается к улью без буйства и злых намерений, они показывают себя мирными и дружелюбными; но против тех кто вредит им, как говорится, разжигают огонь непримиримой войны; и каждый, кто приходит воровать их мёд, входит в число их врагов. И жалят они ничуть не хуже ос. Аристотель рассказал [HA 626 a 21] как однажды пчелы обнаружили всадника[14] возле улья и яростно напав на него, убили и его и лошадь. Кроме того, они сражаются друг с другом, и сильная партия побеждает слабую. Ещё я узнал, что жабы и прудовые лягушки пчелоееды, и ласточки уничтожают их, и часто осы делают так. Тем не менее победитель достигает того, что можно назвать Кадмейской победой[15], ибо он жестоко страдает от ударов и укусов, так как пчелы вооружены ещё мужеством, а не только жалом. Но пчелы не обделены проницательностью, и Аристотель таким образом ручается за моё заявление [HA 626 b 12]. Какие–то пчелы явились к чужому улью и принялись грабить мёд, им не принадлежащий. Но пчелы, чьи труды разграблялись, тем не менее оставались спокойны и выжидали, что произойдёт. Затем, когда пасечник убил огромное число врагов, пчелы этого улья решили, что у них достаточно сил для равного боя, и появились, чтобы нанести ответный удар, и к наказанию, что они наложили за грабёж, придраться нельзя.
12. Вот ещё одно свидетельство трудолюбия пчёл. В самых холодных странах от времени восхода Плеяд[16] до весеннего равноденствия они остаются неподвижно в ульях, тоскуя по теплу и избегая холода. Но в остальное время года они ненавидят лень и покой и всецело отдаются работе. И вы бы никогда не увидели бездеятельную пчелу, если бы зимой их конечности не немели от холода.
13. Пчелы практикуют геометрию и изготовляют свои грациозные фигуры и структуры без всякой теории или правил искусства, без того, что учёные называют «замысел». А когда их численность увеличится, а рой процветает, они высылают колонии, как это делают крупные и густонаселённые города. Итак, пчелы знают когда идущий дождь угрожает затянуться, и когда будет буря. При сильном ветре вы может увидеть, как каждая пчела несёт в лапках камешек для балласта. Божественный Платон говорил [Phaedr. 230 c, 259 b], что цикад с их любовью к пению и музыке можно сравнить с хором пчёл. Например, когда они резвятся и бродят на просторе, то пасечники издают громыхающий звук[17], мелодичный и ритмичный, и пчелы, словно влекомые Сиреной, возвращаются назад к своим жилищам.
14. На острове Гиар[18] говорит Аристотель [Mir. 832 a 22], есть крысы и они на самом деле едят железную руду. И Аминтий говорит, что крысы из Тередона (это в Вавилонии) принимают такую же пищу[19].
(ii) Я слышал, что на Латмусе в Кардии есть скорпионы, которые смертельно жалят собратьев–земляков; чужаков, однако, они жалят слегка и как раз достаточно, чтобы вызвать лёгкий зуд. Это, по моему мнению, благодетельный дар гостям от Зевса, Защитника чужестранцев.
15. Осы также подчиняются царю, но не как деспоту, а как гражданину. Свидетельство тому — их цари лишены жала. А подданные имеют закон по которому должны строить соты для них. Но хотя правители в два раза больше подданных, они кротки и от природы не способны наносить травмы вольно или невольно. Кто же тогда не возненавидит Дионисия из Сицилии, Клеарха из Гераклеи, Аполлодора — угнетателя Кассандреи, Набиса — бича Спарты[20], если они доверяли мечу, тогда как царь ос доверяет отсутствию жала и своему кроткому нраву?
16. Вот что осы, вооружённые жалом, как говорят, делают. Когда они видят мёртвую гадюку, они налетают на неё и втягивают яд в свои жала. Именно из этого источника, как мне кажется, люди приобрели знания, и знания эти отнюдь не добрые. И Гомер свидетель тому, когда говорит в Одиссее [1. 257]
Яда, смертельного людям, искал он, дабы напоить им
Стрелы свои, заощренные медью;
Или опять–таки можно убедиться (если можно доверять этому рассказу), что Геракл обмакнул стрелы в яд Гидры, точь-в-точь как пчелы окунают и заостряют свои жала.
17. Давайте в этой записи воздадим хвалу мухе, ибо она тоже тварь божия[21].
Мухи в Писе во время Олимпийского праздника заключают мир, так сказать, с гостями и местными жителями. Во всяком случае, несмотря на множество жертв, пролитой крови и вывешенного мяса, мухи исчезают: по собственной воле они отправляются на другой берег Алфея. И они, как кажется, ничуть не отличаются от женщин, кроме того, что их поведение выглядит более сдержанным, чем у женщин. Ибо женщины исключены правилами и поэтому воздерживаются в это время, мухи же по своей воле отказываются от жертвоприношений и отлучаются на время обрядов и проведения игр. «Сомн распущен» [Hom. Il. 24. 1] и мухи возвращаются домой, словно изгнанники, которым постановление дозволило вернуться, и вот они снова носятся по Элиде.
18. Океанский окунь — морское существо, и если вы поймаете и выпотрошите его, то он умрёт не сразу, так как он долгое время сохраняет силу движения. Всю зиму он любит оставаться дома в своих пещерах, а его излюбленные места рядом с сушей.
19. Волк не осмеливается приближаться к быку и встречаться с ним лицом к лицу; он боится рогов и избегает их уколов. Поэтому он притворно нападает на быка спереди; однако он не нападает, но делает видимость такого намерения; а когда бык попрёт на него, волк ускользает в сторону, прыгает на спину и вцепляется изо всей мочи, и главное, зверь сражается со зверем. И волк одолевает при помощи природной хитрости, возмещая недостаток силы.
20. У хека сердце в животе, в чем знатоки этих вопросов сходятся во мнении и сообщают нам.
21. Павлин знает, что он самая красивая птица; и хорошо знает в чем его красота; поэтому он горд и высокомерен, и поднимает самонадеянно перья, которые разукрашены и которые внушают чужакам страх. Летом они позволяют им прикрывать себя без спроса, непреднамеренно. Например, если он хочет напугать кого–то, то поднимает хвостовые перья, качает ими и испускает крик, и свидетели этого в ужасе, как будто испугались звона гоплитских доспехов. И он поднимает голову и помпезно кивает, как будто трясёт тремя оперениями сразу. Однако, когда ему надо охладиться, он сам поднимает перья, наклоняет их по направлению вперёд и отбрасывает естественную тень на своё тело, предохраняясь от жгучих солнечных лучей. А если есть ветер сзади, он постепенно расширяет перья, и ветерок, который пробивается через них, веет нежно и приятно, позволяя птице охладить себя. Он знает когда надо похваляться, и как какой–нибудь красивый мальчик или прекрасная женщина показывает, что этим качеством превосходит остальных, так и павлин поднимает свои перья в определённой последовательности; и он напоминает цветущий луг или картинку, разукрашенную множеством оттенков краски, и художники должны попотеть, чтобы изобразить его особенные качества. И это доказывается тем, насколько охотно он выставляет себя, позволяя очевидцам разглядывать себя, как поворачивается и старательно демонстрирует разнообразие своего оперения, показывая с предельной гордыней превосходные мидийские наряды и персидскую вышивку. Говорят, их привезли в Грецию из далёких стран. Поскольку долгое время они были редкостью, павлинов выставляли на обозрение за плату, и в Афинах владельцы каждый первый день месяца дозволяли мужчинам и женщинам изучать их, и от зрелища получали прибыль. Петушок и курочка оценивались в десять тысяч драхм[22], как Антифон сообщает в своей речи против Эразистрата[23]. Ибо содержание парочки необходимо для их сохранения. Признано, что римлянин Гортензий был первым человеком, который зарезал павлина для пиршества. Но Александр Македонский был настолько поражён видом этих птиц, что грозил самыми суровыми наказаниями всякому, кто убьёт хоть одного павлина.
22. Когда мыши попадают в кувшин, поскольку они не могут выбраться вплавь, они цепляются зубами в хвосты друг друга, так что первый тянет второго, а второй третьего. Таким способом Природа в своей наивысшей мудрости научила их объединяться и помогать друг другу.
23. Вот способ, которым крокодилы подстерегают тех, кто берет воду из Нила: они прикрывают себя корягой, наблюдая через неё, и подплывают к ним. Вот приближаются люди с глиняными сосудами, кувшинами или горшками. Затем когда человек черпает воду, зверь появляется из под коряги, выпрыгивает на берег, хватает его с неодолимой силой и пожирает. Таковы врождённая порочность и подлость крокодила.
24. Заяц боится гончих псов, впрочем, как и лису. И гончие, я полагаю, своим лаем поднимают кабана из зарослей, загоняют льва в безвыходное положение и преследуют оленя. Тем не менее нет ни одной птицы, которая боялась бы собак, и между ними наблюдается мир. Только дрофа боится охотничьих собак по той причине, что она птица тяжёлая и с трудом несёт бремя плоти. Крылья не могут с лёгкостью поднять её в воздух, так что летит она низко над землёй, отягощённая своим весом. Следовательно, их часто хватают собаки. И так как они знают это, всякий раз, когда они слышат лай борзых, они убегают в заросли и болота, используя их в качестве защиты и с лёгкостью избегая опасности.
25. Человеческий ребёнок не сразу признает своих родителей: он учится этому, и кто–то скажет, принуждается смотреть на отца, приветствовать мать и улыбаться свои родственникам. Тогда как ягнята с первого дня резвятся вокруг своих матерей и знают кто чужой, а кто родной для них. Им не нужно ничему учиться от своих пастухов.
26. Обезьяна существо самое подражающее, и любое телесное действие, которому вы её учите, она перенимает точно, с тем чтобы показать своё достижение. Например, она будет танцевать, как только выучит это, а если научите и этому, будет дудеть на трубе. И я сам однажды видел, как она держала поводья, давала кнута и управляла колесницей. Однажды научившись, чему угодно, она никогда не разочарует своего учителя. Столь многостороння и столь приспособительна природа этого существа.
27. Вот ещё примеры особенной и многообразной природы животных. Феопомп сообщает, что в стране бисалтов[24] у зайцев удвоенная печень. Если верить Истру, цесарки на Леросе никогда не подвергаются нападению хищных птиц. Аристотель говорит[25], что у невров[26] быки имеют рога на плечах, а Агатархид говорит, что в Эфиопии свиньи имеют рога. Сострат утверждает, что все дрозды на Киллене[27] белые. Александр из Минда говорит, что на Понте стада откармливаются на горчайшей полыни. Он утверждает также, что козы родившиеся на Мимасе[28] могут не пить по шесть месяцев; все что они делают, так это поворачивают морды с открытыми ртами в сторону моря и пьют из ветров этого направления. Я выяснил, что иллирийские козы имеют цельное, а не раздвоенное копыто. И Феофраст [fr. 171. 2] с восхищением сообщает, что в Вавилонии весьма часто рыба выходит из реки и пасётся на суше.
28. А вот лысуха, в дополнение к тому, что она чрезвычайно ревнива, имеет, на мой взгляд, такую особенность: говорят, что она очень преданна своим сородичам и любит общество своих супругов. Во всяком случае, слышал я как лысуха и петух воспитывались в одном доме, и что они кормились вместе, вместе прогуливались шаг за шагом, и даже купались в пыли в одном месте. В силу этих причин между ними возникла замечательная дружба. И вот однажды по случаю праздника их хозяин принёс в жертву петуха и устроил пир для семейства. А лысуха, лишившись своего товарища и не выдержав одиночества, уморила себя голодом.
29. В Эгионе[29], ахейском городе, красивый мальчик, уроженец Олена[30], по имени Амфилох был любим гусем, сообщает Феофраст [fr. 109]. Мальчика держали под стражей изгнанники из Олена в Эгионе, и поэтому гусь приносил ему подарки. На Хиосе Главка — арфистка — будучи женщиной необыкновенной красоты, пользовалась обожанием мужчин, но в этом, конечно, нет ничего удивительного, но вот баран и гусь также любили её.
Когда гуси пролетают над Тавром, они опасаются орлов; поэтому каждый из них закусывает в клюве голыш, чтобы не проронить крика, как будто они заткнули себя, и так они летят в молчании, и это средство, обычно, позволяет проскользнуть мимо орлов. Гусь, будучи по природе горяч и вспыльчив, любит купаться и обожает плавать, и предпочитает влажную пищу, траву, латук, и все такое прочее, что порождает прохладу в теле. Но даже будучи истощён голодом, он не будет есть листья лавра или прикасаться к цветкам лавра, ни добровольно, ни против своей воли, ибо он знает, что если съесть хоть немного, то умрёт.
Тем не менее люди через необузданность аппетита становятся жертвами заговора против них еды и питья. Уж точно огромное множество проглотили яд во время пьянки как Александр[31], или во время еды, как римлянин Клавдий[32] и Британник[33], его сын. И часто заснув от дозы яда, они уже никогда не проснулись, одни от того, что пили без меры, другие потому, что были жертвой заговора.
30. Египетский гусь обязан своему составному имени (гусь–лиса) врождённым особенностям от двух животных. Выглядит он как гусь, но в озорстве его справедливо можно сравнивать с лисой. Он меньше гуся, но храбрее, и очень пылкий боец. Например, он защищается от орла, кота и всех других животных, которые нападают на него.
31. Следующие особенности присущи змее. Сердце находится в назначенном месте близ горла, жёлчь в кишечнике; яички ближе к хвосту; яйца, которые она производит, длинные и мягкие; яд содержится в клыках.
32. Павлин (я уже описал эту птицу)[34], имеет следующие врождённые особенности, о которых стоит знать. В три года наступает половая зрелость и он начинает откладывать яйца, а затем начинает похваляться многоцветным и прекрасным оперением. Но он не садится на яйца сразу, а пропускает два дня. Павлин, как и другие птицы, время от времени может снести неоплодотворенное яйцо.
33. Когда утка откладывает яйца, делает она это на суше, но рядом с озером или мелким прудом, или каким–нибудь другим водоёмом. И утёнок неким таинственным инстинктом знает, что он не способен ни летать высоко, ни оставаться на земле. По этой причине он прыгает в воду и способен плавать сразу после вылупления; ему нет необходимости учиться этому, но ныряет и преодолевает трудности он с большим умением, словно уже обучался этому в течение некоторого времени. Но орёл, которого называют «убийца уток» нападает на утку, когда она плавает, то бишь пытается схватить её; но утка ныряет и исчезает, а затем плывёт под водой, выныривая в другом месте. Но орёл тут как тут, и снова утка ныряет; и это происходит снова и снова. Затем случается одно из двух: или утка после ныряний тонет, или орёл отправляется за другой добычей; после чего утка ничего не опасаясь снова плавает по поверхности.
34. Лебедь имеет то преимущество над людьми в вопросах наивысшего значения, ибо он знает, когда конец его жизни близок, и, более того, перенося его приближение с бодростью, он получает от Природы благороднейшие дары. Ибо он уверен, что в смерти нет ни боли, ни печали. Но люди боятся чего они не знают, и считают смерть величайшей из бед. Итак, лебедь довольствуется духом, что при приближении конца жизни поёт, и вмешивается в панихиду, как бы сказать, самому себе. Даже Еврипид [fr. 311 N] дал песнь Беллерофонту, приготовляя подобно героя высокой души к смерти. Например, он изобразил его послания душе так: «Благоговел всегда ты к жизни в боге; чужеземцам ты помогал; и никогда не уставал от друзей своих».
И так далее. Так что лебедь тоже поёт свою погребальную песнь, и либо гимн богам, либо пересказ собственных достоинств сопровождает его уход. Сократ также свидетельствует [Pl. Phaedo 84 e], что поёт он не от горя, а от жизнерадостности, ибо (говорит он) человек, чьё сердце саднит и болит, не имеет досуга ради песни и музыки. Смерть не единственная вещь, которую лебедь встречает мужественно: не страшится он битвы. Но при этом он не будет первым наносить раны, ни дать ни взять здравомыслящий, образованный человек, который отступит перед смутьяном. Тогда как другие птицы придерживаются мира с лебедем, орёл часто нападает на него, хотя почти всегда бывает побеждён, как Аристотель говорит [HA 610 a 1, 615 b 1], не только благодаря силе лебедя, но и потому, что справедливость на его стороне.
35. Цапля большой проглот устриц и глотает их закрытыми[35], как пеликан глотает мидий. И цапля немного греет устриц в том, что называется зоб и оставляет их здесь. Под действием тепла устрицы открываются и цапля осознает это, отрыгивает раковины, но оставляет мясо; тем и живёт, глотая целиком, благодаря крепкому желудку, все что проходит в глотку.
36. Есть птица по имени астерий (скворец?)[36], и в Египте, будучи приручённой, понимает человеческую речь. И если кто–то с целью оскорбления называет её «раб», она злится. А если кто–то называет «бездельником», она обижается и раздражается, как будто это насмешка над её низким происхождением и упрёк в праздности.
37. Если человек с соком сильфия на руках схватит электрического ската, он избежит боли, которую тот причиняет. И вы не должны попытаться тащить большого морского дракона[37] из моря своею правой рукой, это не остановит его, и он будет энергично сопротивляться. Но если вы будете тащить его левой рукой, он подастся и будет захвачен.
38. Из утверждения Хармиса из Массилии я знаю, что соловей любит музыку, а ещё он любит славу. Во всяком случаем, когда соловей поёт в пустынных местах, говорит он, мелодия проста и незатейлива. Но в неволе, когда нет недостатка в слушателях, он возвышает свой голос, щебеча и заливаясь в своей чувственной мелодии. И Гомер, кажется, намекает на это, когда говорит [Od. 19. 518]
Плачет Аида, Пандарова дочь бледноликая, плачет;
Звонкую песню она заунывно с началом весенних
Дней благовонных поёт, одиноко таясь под густыми
Сенями рощи, и жалобно льётся рыдающий голос;
Но те кто пишет πολυδευκέα φωνήν, что означает «по-всякому подражать музыке», точно так же ἀδευκέα означает «неспособный к подражанию.»
39. Демокрит утверждает, что лев единственный среди животных рождается с открытыми глазами[38] и с первых часов жизни он уже до некоторой степени зол и готов совершать отважные поступки. Другие отмечают, что даже когда лев спит, он двигает хвостом, показывая, как следует ожидать, что он не полностью находится в состоянии покоя, и что, хотя сон окружил и окутал его, он не покорил его, как это бывает с другими животными. Говорят, что египтяне претендуют, что наблюдали в нем нечто такого рода, заявляя, что лев поборол сон и никогда не спит. И я удостоверился, что именно по этой причине они назначают ему солнце, ибо, как известно, солнце самое трудолюбивое божество, будучи видимым над землёй, или следуя своим путём под ней, никогда не отдыхает. Египтяне ссылаются на Гомера как свидетеля, когда он говорит «неустанное солнце» [Il. 18. 239]. В дополнение к силе лев выказывает разум. Например, он замышляет на коров и приходит к ним в загоны ночью. Как Гомер об этом знал и сказал [Il. 11. 172]:
Те же ещё по долине как робкие бегали кравы,
Если их лев распугает, пришедший в глубокую полночь,
Всех; но единой из них предстоит ужасная гибель:
А когда он наестся, он захочет сохранить остатки для следующего раза, но ему стыдно оставаться и сторожить их, как будто он боится оголодать от недостатка пищи. Соответственно, разинув пасть, он дышит на останки и надеется, что его дыхание сохранит их. А когда приходят другие звери и распознают кому принадлежат лежащие на земле остатки, они не решаются прикоснуться к ним, но и идут своим путём, опасаясь прослыть грабителем своего царя. Итак, если лев удачлив и отменно поохотился, он забывает о предыдущей добыче, пренебрегают ею как несвежей, и уходит. В противном случае он возвращается к ней, как к личному запасу. И когда он съедает больше, чем может, он лежит неподвижно и воздерживается от пищи, или же ловит обезьяну и съедает часть, опорожняя желудок при помощи её плоти.
Лев как–никак выходит и один «защищает себя от человека, который обидеть хочет первым.» [Hom. Il. 24. 369; Od. 16. 72].
Таким образом, он встречает нападающего и, хлестая и охаживая свои бока хвостом, возбуждает себя, как будто подгоняет себя плетью. И если человек стреляет в него и промахивается, то он будет защищать себя справедливым возмездием: он отпугнёт человека, но не сделает ему ничего худого. Если он приручён с щенячьего возраста, то он чрезвычайно кроток и нежен при встрече, любит играть, и будет выказывать добрый нрав на всякое обращение, чтобы порадовать своего хозяина. Например, Ганнон[39] держал льва для перевозки багажа; ручной лев был компаньоном Береники[40] и ничем не отличался от домашних рабов: например, он нежно вылизывал её лицо языком и разглаживал морщины; он делил с ней стол и ел умеренно, определённо как человек. И Ономарх, тиран Катаны, и сын Клеомена[41], оба имели львов–сотрапезников.
40. Говорят, что леопард обладает замечательным ароматом вокруг себя. Нам это незаметно, хотя леопард осознает преимущество, которым обладает, и другие животные кроме того разделяют это знание, и леопард ловит их следующим образом. Когда леопард нуждается в пище, он прячется в густых зарослях или в густой листве и становится невидимым; он только дышит. Олени, газели, дикие козы и другие подобные животные, как это бывает, влекомые чарами его аромата приближаются вплотную. Тогда леопард выскакивает и хватает добычу.
41. Я узнал, что жвачные имеют три[42] желудка, и их названия, я разумею, κεκρύφαλον (второй желудок — reticulum), ἐχῖνος (третий желудок — manyplies), и ἥνυστρον (четвёртый желудок — abomasum).
Каракатица и кальмары кормят себя двумя «хоботками». (Нет никакого вреда в таком их обозначении: их применение и их форма побуждают так сделать.) И в бурю, когда их мотает прибой, эти животные хватаются щупальцами за скалы и цепко держатся как на якорях, и так они остаются, защищённые от ударов и укрытые от волн. Позже, когда наступает затишье, они дозволяют себе свободно плавать вокруг, дав урок, что никаким средством нельзя пренебрегать, а именно, чтобы избежать бури и уберечься от опасности.
42. Если вы хотите узнать названия пчёл, то мне не жалко приобретённых мною знаний. Некоторых называют «начальники», других «сирены»[43], ещё одни «рабочие», а другие «формовщики». И Никандр говорит [fr. 93], что трутни…
… Говорят, что по всей Каппадокии пчелы производят мёд без сот, и сообщают, что он густой как масло. Мне говорили, что в Трапезунде на Понте мёд получается из самшита[44], он имеет тяжёлый аромат и здоровых людей лишает чувств, но исцеляет буйнопомешанных. Я узнал, что в Мидии[45] мёд капает с деревьев, в точь–точь как Еврипид [Bacc. 714] говорит, что на Кифероне сладкие капли стекают с ветвей. И во Фракии, я слыхал, мёд получают из растений. На Миконе[46] нет пчёл, и кроме того, завезённые извне погибают.
43. Аристотель говорит [HA 552 b 20], что на берегах реки Гипанис[47] попадается существо, которое называется подёнка[48], потому что оно рождается утром и умирает когда солнце начинает садиться.
44. У каракатицы ядовитый укус и зубы, которые спрятаны глубоко внутри. По–видимому Osmylus[49] из тех осьминогов, что кусаются. И осьминог имеет более мощный укус, чем каракатица, хотя яда впрыскивает меньше.
45. Говорят, что дикий кабан не нападает на людей, пока не наточит клыки. И Гомер свидетельствует об этом, когда говорит [Il. 11 416]:
Грозный, в искривлённых челюстях белый свой клык изощряя;
И я знаю, что кабан жиреет главным образом не мытьём, но проводя своя время валянием в грязи, пья мутную воду, и бражничая в тишине и темноте своего логова, и на самых питательных продуктах, которые он способен поглотить. И Гомер, по–видимому, подразумевает насколько, ибо касательно их валяния и их любви к наиболее грязным лужам… когда он говорит [Od. 10. 243] «свиньи, что делают ложе своё на земле». А что они откармливают себя на мутной воде… он говорит [Od. 13. 409]: «чёрную воду пьют, что способствует ожиренью свиньи».[50]
А то, что они лакомятся в темноте, он доказывает следующими словами [Od. 14. 533]:
Спали под сводом скалы, недоступным дыханью Борея.
И он намекает на раздувающие качества их пищи, когда говорит [Od. 13. 409], что они едят «сытный жёлудь». Итак, Гомер зная, что кабан худеет и его мясо тощает, если он видит свинью, пишет [Od. 14. 13], кабаны спят в одном месте, а матки в другом. На Саламине, если свинья[51] разрывает и травит посевы, когда они зеленые, или когда поле наливается зерном, по этому поводу у саламинцев есть закон, что зубы у неё должны быть выбиты. И говорят, что выражение Гомера [Od. 18. 29] о «жадной свинье, истребляющей ниву» относится к этому. Другие придерживаются иного взгляда и утверждают, что когда свинья попробует неспелое зерно, её зубы ослабляются.
46. Казалось бы, Природа предоставила траву как средство для собачьих ран. И если их беспокоят глисты и они хотят от них избавиться, они едят «стоячее» зерно, как его называют. И когда им нужно освободить оба желудка[52], они, как говорят, едят определённую траву, и сколько бы ни было непереваренной пищи, они отрыгивают её, тогда как остальное выделяют. Говорят, что из этого источника египтяне узнали практику очистки (организма). Но куропатки, аисты и вяхири, говорят, при ранах жуют майоран, а затем намазывают на свои раны и лечат своё тело; и они вовсе не нуждаются во врачебном искусстве человека.
47. В этом вопросе я не нуждаюсь в свидетельствах древних, но должен рассказать то, что сам видел и знаю.
Один человек поймал ящерицу ярко–зеленую и необычно крупную, и бронзовым остриём ослепил ящерицу. Затем он просверлил очень маленькие отверстия в недавно вылепленном сосуде, достаточные для пропуска воздуха, но недостаточные, чтобы животное могло убежать, затем он наполнил сосуд влажной землёй и поместил внутрь ящерицу вместе с определённой травой, название которой он не сказал, и железное кольцо с вправленным углём и гравированным изображением ящерицы. Затем, опечатав девятью печатями сосуд, он закрыл его, ежедневно удаляя одну печать в течение девяти дней. И когда он сломал последнюю печать, он открыл сосуд, и я сам видел ящерицу, глаза которой, до этого ослеплённые, видели отлично. И мы выпустили ящерицу на том месте, где она была поймана, и человек, который сделал это, утверждал, что это его кольцо так благотворно (подействовало) на глаза.
48. Это наполняет меня стыдом, ты человеческое существо, размышляешь о дружеских отношениях, что существуют между животными, не только теми, что кормятся вместе, и даже не между теми, что одного вида, но и между теми, что вступают в соитие через общее происхождение. Например, овца дружит с козами; существует дружба между голубем и горлицей; вяхири и куропатки поддерживают дружеские чувства друг к другу; нам давно известно, что зимородок и ceryl[53] желают друг друга; что ворона дружески относится к цапле, а чайка к малому баклану, как его называют, а буревестник к коршуну. Но бесконечная войне без перемирия, так сказать, наблюдается между воронами и совами. Коршун и ворон враги, Pyrallis[54] и горлица, Brenthus[55] и чайка, а ещё зеленушка(?) и горлица, гриф и орёл, лебеди и водяная змея (?)[56], а львы — враги антилоп и буйволов. Самая острая ненависть между слоном и питоном[57], между аспидом и мангустом, между синицей и ослом, так как осел немедленно разбивает вдребезги яйца синицы и топчет птенцов пока они ещё неполноценны. А чтобы отомстить за потомство, синица садится ослу на болячки и расклевывает их. Лисица ненавидит сокола, а бык во́рона, а египетская цапля лошадь. И образованный человек, который уделяет внимание тому, что он слышит, должен знать, что дельфин враждует с китом, окунь с кефалью, мурена с морским угрем, ну и так далее.
49. Когда медведь обнюхает охотников, которые выскочат нос к носу с ним, и вышибет дух[58] из них, он оставит их умирать, и, по всей видимости, это животное питает отвращение к мертвечине. Мыши также не любят тех, кто умер в их норах и тайниках; и ласточка выбрасывает мёртвую ласточку из гнезда. Ещё муравьи, благодаря высшей мудрости Природы, заботливо выносят мёртвые тушки и чистят свои гнёзда, ибо это особенность бессловесных животных, если один из их вида или рода умирает, они быстро удаляют его с глаз долой. И эфиопские хроники, которые на затронуты претенциозной правдоподобностью греков, рассказывают нам, что если один слон увидит другого, лежащего мёртвым, он не пройдёт мимо, но положит на труп немного земли хоботом, как будто исполняет некий священный и таинственный ритуал во имя их общей природы; и если не исполнить эту обязанность, то значит взять на себя проклятие. Но ему достаточно бросить ветвь на тело; и должным почтением оплатив общий для всех существ конец, слон идёт своею дорогой.
До нас дошёл ещё такой рассказ. Когда слоны умирают от ран, полученных в бою или на охоте, они подбирают какую–нибудь траву или немного пыли из–под ног, и гладя на небеса, бросают эти предметы в том направлении, вопят и кричат в негодовании на своём родном языке, как будто взывают к богам, чтобы засвидетельствовать как несправедливо и как противозаконно они страдают.
50. (i) В следующих случаях, я думаю, мы также можем признать черты, свойственные животным. Например, мы видим домашних птиц, что путаются под ногами, и имеем жизненный опыт с лошадьми, ослами, коровами или верблюдами не показывать страх перед ними. И если они кормятся, скажем, вместе с приручённым и кротким слоном, они не боятся, и даже передвигаются среди таких существ. И петушки даже вспархивают им на спины, что есть результат их мужества и отсутствия страха. Но они трепещут от ужаса, если бежит куница. На мычание скота и рёв осла они не обращают внимания; но куница зашуршит, и они дрожат. Гуси, лебеди и страусы их беспокоят мало, а то и вообще (не беспокоят), но они боятся ястреба, хотя он и очень мал. Крик петуха отпугивает львов и смертелен для василиска, и все–таки они не переносят кошек и коршунов. А голуби не боятся крика орлов и стервятников, но они настораживаются при криках сокола и орлана.
(ii) Ягнёнок, козлёнок, и всякий жеребёнок непосредственно после рождения идёт к вымени мамки и сосёт сосцы пока не наестся. И родитель не выказывает беспокойства, но стоит на месте. Тогда как у всех животных с разделёнными пальцами, волков, собак, львов, леопардов, они ложатся, чтобы дать детёнышам сиську.
51. Природа сделала животных с огромным разнообразием голосов и речи, как бы так, как она делала людей. Например, скифы говорят на одном языке, инды на другом; эфиопы имеют родной язык, точь–точь как саки; языки Греции и Рима различаются. Точно так у животных: у каждого есть разные способы издавания тона и звука родного языка. Таким образом, один ревёт, второй мычит, третий ржёт, другой вопит, ещё один бекает и мекает; тогда как другие обычно воют, другие лают, третьи рычат. Визги, свист, улюлюканье, пение, трели, щебетание и великое множество других даров природы свойственны различным животным.
52. В стране египтян аспиды имеют свои норы на обоих берегах Нила. Большую часть времени они остаются рядом и привязаны к ним, как человеческие существа к своим домам. Но когда летом река угрожает переполниться, вышеназванные аспиды заблаговременно примерно на тридцать дней уходят в районы возвышающиеся над Нилом и ползают по речным кручам, и кроме того, приводят с собой детёнышей: они получили от Природы этот особый дар, дающий способность предсказать ежегодное прибытие реки, столь могучей и столь энергичной, и защищающий существа от настигания и уничтожению ею. И это же самое время года черепахи, крабы и крокодилы переносят свои яйца в места, где река не сможет их настигнуть. Поэтому те, кто наткнётся на яйца вышеназванных существ, вычисляет до какой степени поднимется Нил и орошит их поля.
53. Гиппопотамы являются выкормышами Нила, и когда созревает зерно и колосья желтеют, они не сразу начинают пастись и есть его, но пройдутся вдоль посевов и прикинут, какое поле устроит их; а затем, не считаясь с достаточной мерой, они нападают, и сжирая все под чистую, пятятся назад, держа реку позади себя. Это движение они очень хитро придумали, случись нападение крестьян для защиты посевов, они смогут бежать к воде с полной лёгкостью, видя врага впереди себя, а не оглядываясь назад.
54. В Мавретании леопарды не нападают на обезьян с силою и мощью которыми они распоряжается, по причине того, что обезьяны избегают встречи с ними, взбираются на деревья и сидят там настороже против козней леопардов. Однако же получается, что, в конце концов, леопард хитрее обезьян, ибо вот какие козни и ловушки он устраивает для них. Он приходит в место, где собираются обезьяны для еды, бросает себя вниз под дерево, ложится на земле на спину, раздувает живот, расслабляет ноги, закрывает глаза, и даже сдерживает дыхание, и лежит там как будто мёртвый. И обезьяны, увидев внизу своего самого ненавистного врага, воображают себе его мёртвым; и так это их самое горячее желание, этому они верят. При всем этом у них не хватает смелости, но они делают проверку, и эта проверка заключается в следующем: они посылают одну обезьяну, из числа тех, кого они считают самыми бесстрашными, проверить и тщательно исследовать состояние леопарда. Итак, обезьяна спускается, но не вполне безбоязненно; потом пробегает короткое расстояние и поворачивает назад, чтобы в случае чего дать деру. И во второй раз она спускается и приблизившись отступает; а в третий раз она возвращается и осматривает глаза леопарда и проверят, дышит ли он. Но леопард остаётся неподвижным, сохраняя предельный самоконтроль, и постепенно вдохновляет обезьяну бесстрашием. А поскольку она приближается вплотную без всякого вреда, обезьяны, что наверху, набираются храбрости и спускаются вниз не только с того конкретного дерева, но и со всех, что растут рядом, и толпой окружив леопарда, танцуют вокруг него. Затем они прыгают на него и кувыркаются по его телу, и отплясывают в торжестве танец уместный для обезьян, и при помощи различных оскорблений выражают радость и восторг, который их охватывает над предполагаемым трупом. Но леопард позволяет им все это, до тех пор пока не поймёт, что обезьяны утомлены танцами и дерзостью, тогда он неожиданно вскакивает и прыгает на них. Одних он разрывает когтями, других рвёт на куски зубами, и наслаждается обильным и роскошным пиршеством, представленным ему врагами. Такова Природа, что велит терпеть леопарду с героической стойкостью, так чтобы он мог пересилить оскорбления врагов, переносить с величайшим терпением и не иметь возможности сказать: «Сердце, смирись» [Hom. Od. 20. 18]. Действительно, сын Лаэрта был на волосок от преждевременного разоблачения, из–за того, что не в силах был терпеть оскорбления служанок.
55. Слоны в Индии, когда понукаются туземцами валить с корнями какое–нибудь дерево, не бросаются сразу за выполнение задачи, пока не покачают его и не проверят его тщательно, чтобы убедиться, что на самом деле смогут его одолеть, или в том, что сделать это невозможно.
56. Сирийский олень рождается на высоченных горах Аман, Ливан и Кармель. И когда они хотят переправиться через море, они спускается на взморье и ждут, пока не спадёт ветер; и как только они увидит, что ветер благоприятен и слаб, они отваживаются (уйти) в открытое море. И они плывут одиночным рядом, держась один за другим, и те которые сзади, кладут свои подбородки на крестец тех, что спереди… [59] занимает последнее место в ряду, и отдыхает на впереди следующем из этого отряда, составив тыл. Делают они это ради Кипра в тоске по его лугам, ибо они, говорят, являются превосходным пастбищем. Киприйцы же утверждают, что они живут в плодородной стране, и осмеливаются их сравнить с пашнями Египта. Олени из других стран тоже показывают такую способность к плаванию. Например олени из Эпира плавают на Коркиру: эти страны отделены друг от друга проливом.


[1] Город на западном конце южного побережья Пропонтиды; Кизик примерно на 40 миль восточнее.
[2] Турухтан.
[3] Пелий — царь Иолка; его сын Акаст устроил в его честь погребальные игры. Амарикей, согласно поздней легенде послал помощь грекам против Трои; Hom. Il. 23. 630. О погребальных играх в честь Патрокла см. Hom. Il. 23. Смерть Ахилла упоминается, но не описана в Hom. Od. 24. 37.
[4] Полиид (т. е. Многознающий), сын Керана и потомок Мелампа, знаменитый провидец и чудотворец, предсказал через явление совы, что тело Главка, сына Миноса, лежит мёртвым в бочке мёда и вернул его к жизни. См. Nauck TQF² p. 558.
[5] 1 κοτύλη = около ½ пинты.
[6] Дельфин Phocaena gen. Не путать с морской свинкой. Agnostik.
[7] Такого отрывка нет в дошедших до нас трудах; fr. 315 (Rose Arist. pseudepigraphits, p. 331).
[8] Астипали и Ренея — острова Кикладского архипелага.
[9] См. Hdt. 4 30.
[10] Эти два города располагались в 35 милях друг от друга на «носке» Италии.
[11] Какин (Caecinus) по Павсанию 6.6.4, Галекс по Страбону 6.260 и другим.
[12] Тиран Афин, 560 г. до н. э., дважды изгонялся, но вновь приходил к власти и удерживал её до самой смерти в 527 г. до н. э.
[13] См. ниже, гл.15 прим.
[14] «Всадник» является добавлением Элиана.
[15] Даются два пояснения: 1) Кадм убил дракона, оставленного Аресом для охраны. Из его зубов выросли воины, которые напали бы на Кадма, если бы он не убедил их сражаться друг с другом. 2) Этеокл защищал, а Полиник нападал на город основанный Кадмом, и убили друг друга в битве. Фиванцы одержали победу, но позже были изгнаны потомками «Семерых против Фив».
[16] Примерно начало ноября
[17] Т. е. лупят по металлическим предметам. Agnostik.
[18] Один из Кикладских островов.
[19] См. 17.17.
[20] Дионисий Старший — 430–367 г. до н. э., избран стратегом и управлял Сиракузами, распространил свою власть на часть Сицилии и Великой Греции; представляется как тиран наихудшего вида. Дионисий Младший наследовал своему отцу в 367 г. до н. э. Изгнанный из Сицилии он сделался тираном Локриды, и вполне заслужил титул. Был восстановлен в Сиракузах благодаря предательству, но вновь был изгнан в 345 г. до н. э. Тимолеоном. Клеарх — по случаю защиты народа от аристократии получил тиранию. После двенадцатилетнего царствования, отмеченного жестокостью, он был убит в 353 г. до н. э. Аполлодор — тиран Кассандреи, 3 в. до н. э., из–за своей жестокости стал притчей во языцах; побеждён и казнён Антигоном Гонатом. Набис — узурпатор царской власти в Спарте, которую он осуществлял с предельной жестокостью; поражения от Филопомена и Гаминина вынудили его вернуть захваченные территории; наконец, убит в 192 г. до н. э.
[21] букв. «Дело рук Природы». Agnostik.
[22] Примерно £375.
[23] Речь утрачена, но см. Athen. 9 397 C, D.
[24] Македонское племя, жившее на западном побережье залива Стримона.
[25] Нет в сохранившихся работах.
[26] Племя, жившее между реками Буг и Днепр.
[27] Гора в Аркадии.
[28] Гора на побережье Ионии, западнее Смирны.
[29] Эгион (Aegium) — один из главных городов Ахайи, стоял на побережье ближе к западному концу Коринфского залива. Это было место регулярных собраний Ахейского союза.
[30] Олен (Olenus) — небольшой город на северо–западном побережье Ахайи возле горы Пирус. Ссылка на изгнанников неясна. Это может означать попытки части Ахейского союза обеспечить мир между 12 городами Ахайи. Союз был распущен Александром, следовательно эти события происходили раньше.
[31] Александр умер (323 г. до н. э.) от лихорадки, усугублённой чрезмерным пьянством.
[32] Римский император, 41–54 г. н. э., отравлен женой Агриппиной.
[33] Отравлен по приказу Нерона, 55 г.
[34] См гл.21
[35] Это не цапля, а какая–то другая птица.
[36] Томпсон (Gk. birds, s.v. ἀστερίας) предлагает выпь, но в общем ни та, ни другая интерпретация, неудовлетворительны.
[37] Trachinus. Agnostik.
[38] См 4.34.
[39] Ганнон, карфагенский полководец, 3 в. до н. э. См. Плутарх. Mor. 799 E.
[40] Какая из многочисленных цариц по имени Береника имеется ввиду — неясно. Если это жена Птолемея III, то она жила 273–226 гг. до н. э.
[41] Ничего не известно об этих лицах.
[42] Ср. Arist. HA 507 b 1; Элиан забыл упомянуть κοιλία μεγάλη — большой желудок или рубец.
[43] Томпсон в комментарии на Arist. HA 623 b 11 даёт «сирену» как некоторые виды ос–одиночек.
[44] Box–tree. Перевод не вполне надёжен. Но обычно названия разных видов самшита в английском языке включают слово box. Кроме того, самшит растение ядовитое, поэтому не исключено, что такой мёд будет обладать токсичным действием. Agnostik.
[45] Элиан копирует [Arist.] Mir. 831 b 26 где рукопись содержит чтение Λυδία.
[46] Один из островов Киклады.
[47] Совр. Буг.
[48] Муха–однодневка, возможно Ephemera longicauda Oliv.
[49] Вид осьминога с резким мускусным запахом: Eledone moschata.
[50] Эти две цитаты из Одиссеи в переводе Жуковского не вполне точно отражают мысль Элиана, поэтому они переведены по английскому тексту. Agnostik.
[51] Главный город Кипра. Евстафий у Гомера (Od. 18. 29) говорит, что есть закон на Кипре, позволяющий землевладельцам удалять зубы любой свинье, если поймает её пасущейся на его посевах. Так Ир угрожает выбить зубы Одиссею, переодетому и неузнанному, рассматривая его как человека, незаконно проникшего во дворец на Итаке.
[52] У собаки один желудок, поэтому это выражение надо понимать как собственно желудок и кишечник.
[53] Не знаю перевода. Agnostik.
[54] Неведомый науке зверь. Agnostik.
[55] Неизвестная водоплавающая птица, возможно шилоклювка, Recurvirostra spp.
[56] См. Arist. HA 602 b 25.
[57] Букв. «Дракон».
[58] Букв. «Отбить дыхание». Agnostik.
[59] Несколько слов утрачено; Джекобс предлагает следующее заполнение лакуны: «Когда тот, кто был ведущим, устаёт, он отступает в конец ряда» и т. д.