Книга IV

1. Куропатка самая несдержанная птица; в этом причина их страстной любви к женскому полу и их неизменная покорность похоти. Поэтому те, кто выращивает бойцовых куропаток от яйца и до того, когда они будут сражаться друг с другом, заставляют самок терпеть своего партнёра, так как они обнаружили, что эта уловка противодействует всякой трусости и нежеланию сражаться. Ибо побеждённая куропатка не стерпит позора перед возлюбленной или супругой. Скорее он умрёт под ударами, чем увернётся от своего противника и посмеет в своём позоре смотреть на ту, чьё расположение он добивается.
Критяне приняли этот взгляд в отношении любовников. Я слышал, что один критский любовник, который кроме других качеств, присущих хорошему солдату, имел возлюбленным мальчика благородного рождения, выдающейся красоты, мужественного духом, наделённым от природы усваивать самые благородные принципы, который в силу юного возраста ещё не был поставлен под оружие. (В другом месте[1] я уже приводил имя любовника и красивого мальчика.) И вот критяне говорят, что юноша совершал отважные поступки в бою, но когда вражеская линия жестоко надавила, он споткнулся о труп, что лежал там, и упал ничком. Вследствие чего один из ближайших врагов собирался нанести удар ему в спину. Но мужчина обернулся и воскликнул: «Не делай мне позора и трусливого удара, но ударь меня спереди, в грудь, чтобы мой возлюбленный не мог осудить меня в трусости и воздержаться от похорон моего мёртвого тела; ему будет невыносимо идти рядом с тем, кто так опозорил себя».
Нет ничего более прекрасного в человеке, чем стыд показаться трусом, но что даже куропатка имеет чувство стыда, это воистину впечатляющий дар Природы. Но робкий Аристодем[2], и Клеомен, который бросил свой щит[3], и трусливый Писандр[4], не имели почтения ни к своей родине, ни к своим жёнам, ни к своим детям.
2. В Эрикс в Сицилии есть праздник, который не только народ Эрикса, но и вся Сицилия называет Авагогия[5]. Вот причина по которой праздник так называется: говорят, в эти дни Афродита собирается в путешествие в Ливию. В подтверждение своей веры они приводят следующее обстоятельство. Там есть огромное множество голубей. Но сейчас они пропадают, и народ Эрикса утверждает, что они ушли для сопровождения богини, так как они говорят, что голуби «питомцы Афродиты», и вслед за ними так считают другие. Но через девять дней оных птиц, замечательных красотой, видят летящих из–за моря, прибывающих из Ливии: они не похожи на других голубей из стаи, но розовые, как Анакреонт из Теоса описал Афродиту, величая в одном месте [fr. 2. 3 D] «розовой». И птиц также можно сравнить с золотом, ибо оно тоже по нраву этой богине, которую Гомер воспел как «златую» [Il. 5. 427]. А после этих птиц следуют тучи других голубей, и вновь народ Эрикса отмечает праздник Катагогия[6]; название происходит от этого события.
3. Волк и волчица кормятся вместе, точно также конь и кобыла; лев и львица не делают так, ибо львица и лев не следуют одними и теми тропами на охоту или водопой. А причина в том, как указывают древние писатели, что оба они наполнены уверенностью от своей телесной силы, так что не нуждаются один в другом.
4. Волки рожают своих детёнышей не когда хотят, а только двенадцать дней и двенадцать ночей, ибо народ Делоса утверждает, что это то время, которое Лето потратила на путешествие от гиперборейцев на Делос.
5. Животные враждебные друг другу: черепаха с куропаткой; аист и коростель с чайкой; буревестник и цапля с чайкой. Хохлатый жаворонок чувствует неприязнь к щеглу; горлица ссорится с Pyrallis[7]; кроме того коршун и ворон враги.
Сирен[8] и Кирка[9]; Кирка и сокол имеют основания быть в противоречии не только в вопросах пола, но в своей природе.
Морской окунь самая развратная рыба. На Фенее в Лаконии[10] можно услышать рассказы о белых муравьях.
6. Люди сведущие в разведении и ухаживании за лошадьми согласны в том, что лошади больше всего любят болотистые почвы, луга и открытые ветрам места. Поэтому мы находим у Гомера, который по моему мнению имел выдающиеся познания в этих вопросах, такие слова [Il. 20. 221]:
Здесь у него по долинам три тысячи коней паслося.
И коневоды часто свидетельствуют о кобылах, оплодотворённых ветром, и об их скачках против южного или северного ветров. И тот же поэт знал это, когда говорил [Il. 20. 223]:
К ним не раз и Борей загорался любовью на паствах;
И Аристотель, я так думаю, заимствовал у него, говоря [Il. 20. 223], что они бросаются в исступлении навстречу указанным выше ветрам.
7. Мне рассказывали, что царь скифов (имя его я знаю, но умолчу, ибо нет мне от этого никакой корысти) владел кобылой замечательной во всех качествах, которые ожидаются от лошадей и которые они проявляют; и владел он также жеребёнком от этой кобылы, который превосходил всех остальных своим совершенством. Будучи не в состоянии найти или подходящего жеребца для кобылы, или другую кобылу, подходящую для оплодотворения жеребёнком, он был вынужден свести их вместе с этой целью. Они ласкали друг друга различными способами и выказывали дружелюбие, но отказывались совокупляться. Так как животные были слишком умны для замысла скифа, он завязал им глаза холстом, и они совершили акт вопреки закону и морали. Но когда пара поняла, что они сделали, они искупили нечестивое деяние смертью и бросились в пропасть.
8. Эвдем записал, как конюх влюбился в молоденькую кобылу, как будто это была красивая девушка, самая прекрасная из всех. И сначала он сдерживал себя, но в конце концов решился довести до конца этот странный союз. У той кобылы был жеребёнок, и когда он увидел случившиеся, он страдал, как будто его мать подверглась тираническому обращению со стороны хозяина, и он прыгнул на человека и убил его. И он пошёл ещё дальше. Подсмотрел место где тот был похоронен, пришёл на это место, выкопал труп и в ярости нанёс тяжкие увечья.
9. Большинство рыб стремится к нересту весной и отправляются за избранницами в Чёрное море, так как оно содержит пещеры и мелководья, которыми Природа одарила рыб. Кроме того эти воды свободны от свирепых морских тварей. Только дельфины бродят там, но они маленькие и слабые. Кроме того оно лишено осьминогов; здесь не водятся крабы и омары, эти убийцы мальков.
10. Мне поведали, что когда появляется новый Месяц, слоны, ведомые неким естеством и необъяснимой работой разума, срывают молодые ветки в лесу, где они пасутся, и затем поднимают вверх и смотрят на богиню, размахивая тихонечко ветвями взад–вперёд. Выглядит это так, будто они подносят ей оливковые ветви просителей в надежде, что она проявит любезность и доброжелательность к ним.
11. Я слышал, что кобыла единственное животное, которое во время беременности допускает жеребцов до совершения полового акта. Ибо кобылы чрезвычайно похотливы, и именно поэтому строгие цензоры называют развратных женщин «кобылами».
12. Куропатки, находясь в яйце и ограниченные скорлупой, что окружает их, не ждут родителей, чтобы те помогли проклюнуться, но в одиночку и без посторонней помощи, подобно взломщикам, долбят яйцо, высовываются, а потом, после взлома яичной скорлупы начинают самостоятельно работать. И если половина скорлупы прилипает к хвосту, они стряхивают её и бросаются прочь; и они ищут пищу и мечутся вокруг с большой скоростью.
13. Куропатки, которые поют чисто и мелодично, уверены в своём вокальном мастерстве. Точно также бойцовые птицы понимают, что попав в неволю, они не будет рассматриваться как подходящие для жертвоприношения. И именно поэтому в процессе ловли они, чтобы избежать захвата, не так энергично борются со своими преследователями. Но остальные, особенно куропатки с Кирры, осознавая, что не имеют ни сил, ни способности к пению, и зная, что в случае поимки они станут едой для захватчиков, делают все возможное, побуждаемые своею природной сообразительностью, чтобы сделать себя непригодными для еды. И они воздерживаются от иной пищи, которая утончает и откармливает их, а охотнее всего едят чеснок. Поэтому те, кто уже знает об этих фактах, добровольно признают, что охота на них запрещена. Тогда как человек, которому ранее не доводилось охотиться на них, если он поймал и приготовил их, он теряет своё время и свои усилия, так как находит их мясо отвратительным.
14. Куница — злобное создание, и змея злобное существо. И поэтому когда куница намерена биться со змеёй, она перед этим жуёт руту, а затем смело идёт в бой, как бы укрепившись и вооружившись. Причина в том, что змеям рута совершенно отвратительна.
15. Волк, когда нажрётся до отвала, вследствие этого больше не способен проглотить ни кусочка. Ибо его желудок раздувается, язык опухает, а рот загорожен, и при встрече он кроток как ягнёнок, и не будет злоумышлять ни против человека, ни против зверя, даже если будет идти через стадо. Однако мало–помалу его язык уменьшается и восстанавливает прежнюю форму, и волк снова становится волком.
16. Петушки топчут новичка стаи, и ручные куропатки делают то же самое с последней поступившей дикой птицей. А куропатки даже продают собственных родителей, заманивая тех, кто ещё свободен и дик, действуя в этом отношении подобно голубям. Вот способ, которым куропатка приманивает их к себе, показывая искусство сирен по очаровыванию других. Он стоит издавая крики, и их тональность передаёт вызов, провоцируя диких птиц на драку; он же стоит в засаде под ловушкой. Затем дикий петушок принимает вызов и предлагает бой от имени своей стаи. Ручная птица отказывается, делая вид, что боится, в то время как другая, выказывая хвастовство как будто она уже победительница, попадает в ловушку и пленяется. Итак, если попавшая в плен птица петух, его сотоварищи пытаются помочь пленнику; но если это курочка, один здесь, а другой там лупят пленницу, учитывая, что похоть привела её в рабство.
И ещё один момент достойный внимания стоит упомянуть. Если птица–приманка курица, дикие куры, препятствуя петушку попасть в ловушку, противопоставляют вызову свои крики и спасают петуха от западни, ибо он рад остаться со своими многочисленными жёнушками, привлечённый, как кажется, словами истинной любви.
17. Ёж, надо думать, одно из тех животных, что проявляют злобу. Поэтому, когда его ловят, он немедленно мочится на свою шкуру, что делает её непригодной для использования, хотя она, как полагают, служит многим целям. Рысь тоже прячет свою мочу, потому что когда она затвердевает, она превращается в камень[11] и годится для гравировки, и является одним из средств для украшения женщин. Так говорят.
18. Если лев ест леомору[12], он умирает. И насекомые погибают, если падают в масло. Благовония — смерть для грифов. Жуков можно искоренить, если разбрасывать розы.
19. Индийские гончие, которые считаются дикими животными, чрезвычайно сильны и свирепы, и являются самыми большими собаками в мире. Всех остальных животных они презирают; но индийские гончие столкнувшись со львом противостоят его натиску, на рык отвечают лаем, а на укус укусом. И только после многих перипетий и ран лев одолевает собаку; но и бывает и так, что льва в конце концов одолевает собака, ибо однажды вцепившись, собака не ослабляет хватки. И если кто–нибудь возьмёт меч и будет резать собаке ногу, она не обратит внимания и несмотря на боль не ослабит хватку, даже если нога будет отрезана. Только когда она умрёт и будет лежать неподвижно, смерть вынудит её сдаться.
Что ещё я узнал об этом, я расскажу в другом месте[13].
20. Люди и собаки единственные существа, которые рыгают после насыщения. Сердце человека находится с левой стороны груди, но у других животных оно располагается в центре грудной клетки. Среди хищных птиц нет ни одной, которая пьёт или мочится, или хотя бы собирается в стаи с другими птицами своего вида.
22. Есть в Индии дикий зверь, сильный, смелый, крупнее самого крупного льва, красного цвета как киноварь, лохматый как собака, и на индийском языке он называется Martickoras[14]. Морда однако у него не звериная, но человеческая, и три ряда зубов расположены на верхней челюсти, и три на нижней; они чрезвычайно острые и большие, больше чем клыки охотничьей собаки. Его уши напоминают человеческие, за исключением того, что они большие и лохматые; его глаза серо–голубые и тоже похожи на человеческие, но лапы и когти, как вам известно, такие же как у льва. На конце хвоста крепится жало скорпиона, и оно может достигать локтя в длину; и хвост имеет жала через промежутки по обеим сторонам. Но кончик хвоста оставляет роковое жало во всяком, кто с ним столкнётся, и смерть наступает мгновенно. Если кто–то преследует зверя, он выстреливает своими жалами как стрелами, и может стрелять на большое расстояние; и когда он выстреливает свои жала вперёд, он выгибает хвост; если однако он стреляет в обратном направлении, как делают это саки[15], тогда он вытягивает хвост на всю длину. Любое существо от этих снарядов умирает; не убивают они только слона. Жала, которыми он стреляет, длиною фут, а по толщине как камыш. Ктесий утверждает (и он говорит, что инды подтверждают его слова), что на местах, где было жало, после выстрела вырастает новое, так что зло это даёт урожай. В соответствии с темже самым писателем мантикора охотится на людей; и действительно он убивает их очень много; и она не подстерегает одинокого человека, но выходит на двух или трёх мужчин и одолевает даже это количество. Всех остальных животных он побеждает: только льва никогда не может повергнуть. Это животное с особым наслаждением пожирает человеческую плоть, о чем свидетельствует название, ибо на греческом языке его название означает «людоед», а название его происходит от деятельности. Как олень он чрезвычайно быстр.
Инды охотятся на детёнышей этих животных пока они ещё без жал в хвостах, которые они затем раздробляют камнем, чтобы предотвратить их рост. Голос его, насколько это возможно, похож на трубный. Ктесий утверждает, что на самом деле видел это животное в Персии (его привезли из Индии в подарок персидскому царю), — если Ктесия можно рассматривать в качестве достаточного авторитета по таким вопросам. Во всяком случае, прослышав о таких особенностях животного, нужно с осторожностью относиться к историку Ктесию.
22. Говорят, морская сколопендра[16] взрывается, когда человек плюёт ей в морду.
23. Если кто–то давит плоды ракиты и даёт это пить животным, они не только не страдают от ран вообще, но даже благоденствуют при этом. Если человек выпьет это, его семя потеряет детородную силу. И я полагаю, что Гомер познал тайны природы, когда в своих стихах написал [Od. 10. 510]: «Лес из ракит, свой теряющих плод», и здесь сделал загадочный намёк на это. А если человек пьёт болиголов, он погибает от загустевания и охлаждения крови, тогда как свинья может объедаться болиголовом и оставаться в добром здравии.
24. Индам трудно захватывать взрослых слонов. Поэтому они прибегают к помощи болот на реках и захватывают молодняк. Ибо слон обожает влажные места с мягкой землёй, любит воду и предпочитает проводить своё время здесь: он, так сказать, болотное существо. Так, поймав их, пока они нежные и послушные, инды заботятся о них, потворствуют их аппетиту, холят их тела, и используют ласковые слова — ибо слоны понимают речь туземцев — и, одним словом, воспитывают их как своих детей и, вознаграждая уходом за ними, обучают различным приёмам. Так они учат слонят повиноваться.
25. В пору молотьбы, когда волы ходят вокруг гумна, а пространство заполнено снопами, для того чтобы отвадить быков от поедания колосьев, люди мажут им ноздри навозом, — вот такая находится хитрость и работает она исправно. Ибо животным настолько противно вышеуказанное намазывание, что они не будут касаться любой пищи, даже терзаемые жесточайшим голодом.
26. Вот способ, которым инды охотятся на зайца и лису: они не нуждаются в гончих для погони, но они ловят молодых орлов, воронов, а ещё коршунов, воспитывают их, и учат охотиться. Вот способ обучения: к ручному зайцу или одомашненной лисе они привязывают кусок мяса, а затем пускают бежать; и послав птицу в погоню, они позволяют им отрывать мясо. Птицы идут в погоню на полной скорости, и если они захватывают зайца или лису, то получают в награду мясо за поимку: для них это весьма привлекательная приманка. Когда вследствие этого они усовершенствуют охотничьи навыки птиц, инды свободно пускают их на горных зайцев и диких лис. И птицы, в ожидании привычного корма, как только появляется одно из этих животных, летят за ним, хватают в один миг и приносят своим хозяевам, как Ктесий рассказывает нам. И из того же источника мы знаем, что вместо прикреплённого ранее мяса, они получают в еду внутренности пойманных животных.
27. Я слышал, что индийский зверь грифон — это четвероногое подобное льву; что у него невероятно крепкие когти, и что они напоминают львиные. Люди обычно сообщают, что он крылат и, что перья на спине чёрные, а те что спереди — красные, тогда как крылья ни то, ни другое, а белые. Ктесий сообщает, что шея у него пёстрая, с темно–синими перьями; что клюв у него как у орла, и также голова, в точности как художники изображают на картинах и в скульптурах. Глаза его, говорит Ктесий, подобны огню. Он строит своё логово в горах, и хотя невозможно поймать взрослого зверя, они добывают молодых. А народ Бактрии, который является соседом индов, говорит, что грифоны охраняют золото в их краях; они выкапывают золото и строят из него гнёзда, и что инды похищают то, что вывалилось из них. Инды однако отрицают, что те охраняют вышеупомянутое золото, так как грифоны не нуждаются в нем (и если они так говорят, то я думаю, что, скорее всего, они говорят правду) и что бактрийцы сами приходят добывать золото, а грифоны, опасаясь за своих птенцов, борются с захватчиками. Они также сражаются с другими зверями и побеждают их без труда, но будут избегать льва или слона. Соответственно туземцы, опасаясь силы этих животных, не выходят на поиски золота днём, но выступают в ночь, так как в это время меньше шансов быть обнаруженным. Ныне область где живут грифоны, и где копают золото является тоскливой пустыней. Искатели вышеупомянутого вещества, силами одна, а то и две тысячи человек, приходят вооружённые, приносят лопаты и мешки, и дождавшись безлунной ночи начинают копать. Если они ухитрятся ускользнуть от грифонов, то они достигают сразу две выгоды, ибо не только спасают свои жизни, то также доставляю домой свой груз, и когда те, кто специализируются в выплавке золота, усовершенствуют его, они приобретают огромные богатства, возместив опасности описанные выше. Если однако их ловят с поличным, они пропадают. И они возвращаются домой (так мне сказали) через три–четыре года.
28. Голова черепахи, после того как она была отрезана, видит и закрывает глаза, если близко поднести руку; и она даже может укусить, если руку поднести слишком близко. Её глаза сверкают очень ярко, так как зрачки чисто белые и весьма примечательные, а удалив, их вставляют в золото и ожерелья[17]. По этой причине ими восхищаются женщины. Эти черепахи, узнал я, водятся там, что обычно называют Красным морем.
29. Петух, говорят, на восходе луны становится одержим и скачет по кругу. Восход солнца он никогда не пропустит, и этот час он отмечает своим криком. И я узнал, что петух любимая птица Лето. Причина в том, как говорят, что он был при ней когда она счастливо разродилась двойней. Вот почему и по сей день петуха держат под рукой при родах, так как считают, что он содействует лёгким родам.
Если курица погибает, петух сам сидит на яйцах и проклёвывает яйца в полном молчании, ибо, надо сказать, по какой–то непонятной и необъяснимой причине он не кукарекает. Мне думается, что он понимает, что в это время делает женскую работу, а не мужскую.
Петух, который был побеждён в битве и столкновении с другим петухом, петь не будет, потому как его дух угнетён и он прячется со стыда. С другой стороны, если он вышел победителем, он важничает, высоко держит голову, и выглядит ликующим. Есть ещё одна очень удивительная черта, я так думаю. Когда он проходит дверной проем, не важно какой высоты, петух опускает свою голову, — очень претензионное действие, выполняемое, по–видимому, чтобы защитить гребень.
30. Галки очень преданны своим сородичам; и эта особенность часто служит причиной их гибели. И вот как это бывает. Человек, который решил охотиться на галок, применяет следующий план. В тех местах, где, как ему известно, кормятся галки, и где он видел их стаи, он помещает миски с маслом. Так как масло прозрачное, а птицы любознательны, они подходят и садятся на край сосуда, наклоняются и видят своё отражение, и предполагая, что это другая галка, спешат спуститься к ней. Как только она опустится, то хлопает своими крыльями, разбрызгивая масло. Будучи не в состоянии взлететь, птица остаётся, так сказать, скованная, хотя и не чистая, и не в ловушке, и не в силках.
31. У слона есть то, что одни называют выступающими клыками, а другие — рогами. На каждой ступне у него пять пальцев; они едва заметны, хотя они и не разделяются; и именно поэтому они плохо приспособлены для плавания. Задние ноги у него короче передних; соски очень близко к подмышкам: у него есть хобот, который полезен не менее чем рука, а язык у него короткий; его жёлчный пузырь, как говорят, не возле печени, но близко к кишечнику. Я осведомлён, что беременность слонихи длится два года, хотя другие утверждают, что она не такая длинная, а только восемнадцать месяцев. Когда слон одержим желанием совокупиться и горит страстью, он будет бросаться на стену и валить её, гнуть пальмовые деревья, бьясь о них лбом, как тараном[18]. Он не пьёт воду чистую и прозрачную, но когда немного взбаламутит и загадит. А вот спит он стоя, ибо находит, что делая это лёжа будет испытывать трудности с подъёмом. Слон достигает расцвета в возрасте шестидесяти лет, а полная продолжительность жизни достигает двухсот лет. А вот холода он не переносит.
32. Стада индов достойны, чтобы узнать о них. Я слышал, что козы и овцы больше, чем самые крупные ослы, и что они приносят по четыре детёныша каждая; во всяком случае ни овцы, ни козы индов никогда не приносят меньше трёх. Хвосты этих овец достигают копыт, и козы имеют очень длинные хвосты, так что они касаются земли. У них есть обычай удалять хвосты овцам детородного возраста, чтобы баран мог сзади пристроиться. Они также добывают масло из жира этих животных. Они надрезают хвосты самцов и удаляют жир, а затем зашивают обратно. Разрез заживает, и все его следы исчезают.
33. Александр из Минда заявляет, что хамелеон донимает змей и заставляет их голодать следующим образом. Зажав в зубах кусок дерева, широкий и твёрдый, он поворачивается лицом к врагу. Змея не способна захватить его и не может раздвинуть челюсти на ширину деревяшки; и поэтому змея уходит неевши, что касается хамелеона, хотя змея может укусить его за другие части тела, этим она ничего не добьётся, так как хамелеон имеет прочную шкуру, которая не по зубам змее.
34. Шея льва состоит из одной кости, а не из множества позвонков. И если человек перебивает кости льва пламя вырывается наружу. Но они лишены костного мозга, и они не полые подобно трубам. Нет такого времени года, чтобы он воздерживался от соития, при этом львица ходит беременная два месяца. Рожает она пять раз, в первые роды пять котят, во вторые — четыре, затем три, два, и наконец одного. Новорождённые детёныши очень маленькие и, подобно щекам, слепые[19], а ходить они начинают на третий месяц после рождения. А вот рассказ, что они выцарапываются через лоно — басня. Столкновение со львом когда он голоден опасно, а вот когда он наелся досыта, он чрезвычайно кроток; и даже говорят, что в это время он игрив. Лев никогда не обращает тыл и не бежит, но отступает постепенно и глядя прямо в лицо. Но когда он начинает стареть, он начинает посещать овчарни, хижины и места, где пастухи живут в пещерах; которые, следует ожидать, больше не имеют сил для охоты в горах. Он панически боятся огня. Любой лев, который склонён к круглоте и плотной фигуре, и который имеет слишком лохматую гриву, по–видимому, недостаточно смел и отважен; тогда как зверь, который достигает должной длины и имеет прямую гриву, считается смелее и свирепее. Обладая волчьим аппетитом, он, мол, глотает целыми конечности. Поэтому, когда он нажрётся до отвала, он может не есть по три дня, пока съеденное впитывается и усваивается. Он пьёт, но мало.
35. Домашний бык никогда не забывает того, кто бил и порол его, но запоминает и мстит даже после очень долгого перерыва. Ибо будучи под ярмом и в определённой степени ограничен, он подобен заключённому и сдерживается до поры; но когда он выходит из себя, он зачастую лягает и ломает ногу своему пастуху; часто в запальчивости он берет на рога человека и убивает его. После этого он кроток к другим и спокойно идёт в хлев, ибо он не свирепствует по отношению к тем, против кого не имеет оснований для гнева.
36. Историки говорят, что Индия богата снадобьями и удивительно плодородными лекарственными растениями, некоторые из которых спасают жизнь и уберегают от опасностей людей, которые дошли до порога смерти через укусы ядовитых тварей (которых как раз-таки много в Индии); тогда как другие снадобья быстро приводят к смерти и убийству; и к этому разряду можно отнести снадобье, которое получают из синей змейки[20]. Змея эта где–то пядь в длину; цвет её ярко–пурпурный, но её голову описывают как белую, а не пурпурную, и не просто белую, а белее чем снег или молоко. Но эта змея не имеет клыков, а живёт в самых жарких областях Индии, и хотя совершенно неспособна укусить, — и по этой причине мы могли бы признать её ручной и кроткой — но если она рвёт на кого–то (так мне сказали), будь то человек или животное, вся конечность неизбежно разлагается. Соответственно, поймав её, люди подвешивают её за хвост, и, естественно, она свисает головой вниз. А ниже рта помещают бронзовый сосуд, в который собирают слизь, капающую из её рта; жидкость оседает и застывает, и если бы вы это увидели, то сказали бы, что это смола миндального дерева. А вот когда змея умирает, они убирают сосуд и заменяют его другим, тоже из бронзы; и опять–таки из мёртвого тела течёт жидкость, которая видом похожа на воду. Это они оставляют на три дня и тоже высушивают; но есть разница в цвете между ними, ибо последняя субстанция чёрная–чёрная, а первая цвета янтаря. Теперь, если дать человеку кусочек не больше кунжутового зёрнышка, бросив его в вино или пищу, то сначала его охватят сильные конвульсии; за тем он окосеет, а его мозг растворится и вытечет через ноздри, и он умрёт самой жалкой смертью. И если он примет самую малую дозу яда, не будет ему в дальнейшем никакого спасения, так как со временем он умрёт. Однако если вы распоряжаетесь чёрной субстанцией, что вышла из мёртвой змеи, опять–таки от кусочка размером с кунжутовое семечко человеческое тело начинает гноиться, худоба одолевает его, и меньше чем через год оно оказывается на кладбище. Однако было не мало тех, кто прожил ещё целых два года, в течение этого времени мало–помалу умирая.
37. Хотя страус откладывает несколько яиц, но высиживает не все, а отделяет бесплодные, и сидит на оплодотворённых; из этих яиц высиживает птенцов, отдав им другие, отбракованные, яйца съесть. И если кто–то гонится за страусом, тот не осмелится лететь, но расправит крылья и побежит. И если он находится в опасности быть пойманным, он бросает ногами назад камни, те что попадаются на пути.
38. Воробьи, осознавая, что их слабость связана с малым размером тела, стоят свои гнёзда на тех ветвях, которые достаточно крепки, чтобы держать их, и так обычно спасаются от козней птицеловов, которые не могут взобраться на ветку: они слишком тонки, чтобы выдержать их.
39. Лисы не знают предела озорства и коварства. Когда они видят процветающее осиное гнездо, они поворачиваются задом к нему и избегают дыры так, чтобы защитить себя от укусов. Но свой хвост, очень густой и длинный, они опускают в отверстие и будоражат ос. И те цепляются за густую шерсть. А когда они запутаются в ней, лисы бьют хвостом о дерево, забор, или каменную стену, и убивают ос ударами. Затем лиса возвращается на прежнее место, собирает оставшихся ос, и убивает их так же как и первую партию. И когда они будут знать, что их уже никто не побеспокоит и не укусит, тогда они просовывают голову и поедают соты без всяких помех и осторожности.
40. Собачий череп не имеет шва. Бег, говорят, делает собак более похотливыми. К старости собачьи зубы тупеют и чернеют. У них настолько хороший нюх, что собака никогда не притронется к жареной собачатине, будь она приправлена утончёнными и богатыми соусами. Есть три болезни, которые выпадают на долю собак, но не более: собачья ангина, бешенство, и подагра, тогда как человек имеет их бесчисленное множество. Всякий, кого укусит бешеная собака, умирает. Если собака однажды заболеет подагрой, то вряд ли когда-либо вы увидите её выздоровевшей. Срок собачьей жизни четырнадцать лет; так Аргус, пёс Одиссея, и история о нем [Od. 17. 291] выглядит игривой сказкой Гомера.
41. Следующие виды птиц принадлежат к самым маленьким в Индии. Они строят свои гнёзда высоко в горах среди, что называется, «неприступных» скал. Эти крошечные птички размером с яйцо куропатки, и как вы знаете, оранжевого цвета. Инды обычно на своём языке эту птицу называют dikairon[21], а греки, как я выяснил, dikaion. Если кто возьмёт её какашку[22] размером с просовое зёрнышко, и растворит в питьё, то он умрёт к вечеру. Но смерть его будет очень приятным и безболезненным сном, и поэтому поэты описывают его как «расслабляющий конечности» и «нежный». Ибо такая смерть свободна от страданий, и по этой причине приветствуется теми, кто желает её. Инды, соответственно, делают все возможное, чтобы заполучить это, ибо они на самом деле считают его «Гореусладным, миротворящим, сердцу забвенье Бедствий дающим» [Hom. Od. 4. 221]. И царь индов включает это в дорогие дары, посылаемые царю персов, который принимает это и ценит превыше остального, дабы противодействовать и исправлять зло, коль возникнет необходимость. Нет ни одной души в Персии кроме царя и его матери, кто владел бы этим средством. Давайте сравним индийское и египетское снадобья[23], и посмотрим, какому из них отдать предпочтение. С одной стороны египетское снадобье отгоняет и подавляет скорбь на один день, в то время как индийское заставляет людей забыть о своих бедах навсегда. Первое было даровано женщиной, последнее птицей или же Природой, чьё таинство высвобождает людей от поистине невыносимых пут посредством вышеупомянутого действия. И индам повезло в обладании этим, так как они могут освободиться из тюрьмы этого мира когда пожелают.
42. Птица, называемая «франколин» (Аристофан упоминает её в своей комедии «Птицы») провозглашает и поёт своё имя так громко, как это возможно. Говорят, что цесарки, так их называют, делают то же самое и свидетельствуют о своём родстве с Мелеагром, сыном Энея, самыми звонкими мелодиями. Легенда гласит, что все женщины, которые состояли в родстве с сыном Энея, заливались безутешными слезами нестерпимого горя, и оплакивали его, не находя средства от своего горя. Так что боги из жалости позволили им изменить свой облик на птиц; и видимость и семя их древнего горя запали в них так, что по сей день заводят песнь о Мелеагре и даже поют о том, что они его родичи.
Итак, те кто почитает богов, никогда не наложит рук на этих птиц ради еды. И причина этого известна обитателям острова Лерос[24] и может извлечена из других источников.
43. Вот ещё факты, которые я узнал о муравьях. Настолько неутомимы, настолько готовы работать, без всякого оправдания, без подлых предлогов к освобождению, без предъявления причин, которые являются прикрытием лени, что даже ночью при свете полной луны они не бездельничают и не празднуют, но упорствуют в своих занятиях.
Погляди на людей, придумывающих бесконечные поводы и предлоги к безделью. Нужно ли здесь подробно излагать все многочисленные такие случаи? Объявленные праздниками Дионисии[25], Ленеи, Праздник Горшков, день шествия по Дромосу; идём в Спарту, а там другие: и в Фивах другие: и так в бесчисленном количестве городов, греческих и иноземных.
44. В Египте кошки, ивхемоны, крокодилы и даже ястребы дают доказательства, что природа животных не полностью неразрешима, но когда с ними хорошо обращаются, они помнят доброту. Их ловят, потворствуя их аппетиту, и когда их удаётся полностью приручить, они становятся совершенно кроткими: они никогда не нападут на своих благодетелей, как только избавятся от своего врождённого и естественного нрава. Человек же, существо наделённое разумом, способный к постижению, одарённый чувством чести, имеющий чувство стыда, может стать злейшим врагом своему другу и по каким–то пустым и случайным причинам выболтать сокровенные тайны человека, который ему доверился.
45. У Эвдема есть рассказ весьма изумительный, и этот рассказ такой. Жил–был молодой охотник, который проводил свою жизнь среди самых диких животных, которых воспитывал с щенячьего возраста, и жил, деля пищу с собакой, медведем и львом. Некоторое время, говорит Эвдем, они жили в мире и взаимном согласии. Но в как–то раз собака играла с медведем, то заискивая перед ним, то дразня его, как вдруг медведь рассвирепел, напал на собаку, когтями разодрал несчастной живот и вывалил внутренности. Лев, говорит писатель, был возмущён случившимся, питал отвращение к непримиримости медведя и хотел привязанности: он был так сражён горем из–за своего товарища собаки, что переполнившись праведным гневом, наказал медведя именно так, как тот поступил с собакой. Как сказал Гомер [Od. 3.196]:
Счастье, когда у погибшего мужа останется бодрый
Сын, чтоб отмстить…
И Природа кажется показывает, что есть польза, мой дорогой Гомер, в том, что за ушедшего друга отомстит оставшийся. Нечто в таком роде, мы полагаем, произошло с Зеноном и Клеанфом, если есть доля правды в том, что мы слышали[26].
46. (1) В Индии водятся насекомые[27] размером примерно с жука, и они красные. Увидев их впервые, мы можете сравнить их с киноварью. У них очень длинные ноги и они сами мягкие на ощупь. Они благоденствуют на деревьях, которые производят янтарь, и питаются их плодами. Инды ловят них, давят, и их телами красят плащи, туники, и все остальное, что они хотят, в ярко–красный цвет. Описанные нами одежды доставляют персидскому царю, и их красота вызывает восхищение персов, и в самом деле, если сравнить их родные одежды против этих, они намного превосходнее и удивляют людей, потому что, согласно Ктесию, их цвет гораздо ярче и сильнее чем у хвалёных тканей из Сард.
(2) В той же части Индии, где и жуки, водятся «псоглавцы», как их называют. Имя они получили от внешнего облика и природы. Ибо во всем остальном они имеют человеческих облик, и ходят одевшись в звериные шкуры; они ходят вертикально и не нападают на людей; и хотя у них нет речи, они воют; но они понимают индийский язык. Дикие животные их пища, и ловят они их с величайшей лёгкостью, потому что у них чрезвычайно быстрые ноги; и когда они их ловят и убивают, то готовят их, но не на огне, но подвергая воздействию солнечного тепла, после того, как разделают их на куски. Они также держат коз и овец, и тогда как их пища — плоть диких животных, пьют они молоко животных, которых содержат. Я упомянул их среди бессловесных животных, так как это логично, поскольку речь их невнятная, непонятная, не то что человеческая.
47. Золотистая иволга[28] — название птицы, которая отказывается строить своё гнездо из чего–нибудь кроме окопника[29], как его называют. Корень окопника трудно найти и тяжело выкапывать. Для подстилки она использует волосы и шерсть. Chloris — так называют курочку, а петушка chlorion, и она очень сообразительна в получении жизненных средств; она очень быстро учится чему бы то ни было, и будет терпеливо переносить тяжкие испытания обучением в неволе. Зимой на воле вы её нигде не увидите, но когда наступает летнее солнцестояние, тогда она появляется. Как только Арктур встаёт[30], птица возвращается в родные места, где она появилась.
48. Стоит однажды вызвать гнев быка и заставить его яростно бодаться и бросаться на всех с неудержимой скоростью, ни пастух не сможет контролировать его, ни страх не остановит его, и ни что другое; только человек сможет остановить его и охладить пыл, если повяжет шарф вокруг своего правого колена и морды быка.
49. Леопард имеет по пять пальцев на передних лапах и по четыре на задних. Самки сильнее самцов. Если он невольно съест так называемый «леопардодав»[31] (это трава такая), то он лижет человеческие экскременты и спасает себе жизнь.
50. Лошади, говорят, имеют не маленькие ресницы, так что Апеллеса[32] из Эфеса обвиняют в пренебрежении этой особенностью лошадей на его картинах. Но другие утверждают, что не Апеллеса обвиняли в этом, а Микона, человека, который с немалым мастерством изображал этих животных, но в этом пункте допускал ошибку.
51. Говорят, что овод похож на муху огромных размеров; он крепкий, плотный и имеет сильное жало, присоединённое к брюшку, и издаёт жужжащий звук. Слепень с другой стороны похож на жигалку[33], как её называют, но хотя он жужжит громче овода, жало у него меньше[34].
52. Я узнал, что в Индии водятся дикие ослы, крупные как лошади. Все их тело белое за исключением головы, которая выглядит фиолетовой, тогда как глаза блестят синевой. У них есть рог на лбу в полтора локтя в длину; в нижней части рог белый, в верхней красный, а посерёдке чёрный как смоль. Из этих пёстрых рогов, как мне сказали, инды пьют, но не все, а только именитые инды, а вокруг через промежутки они накладывают золотые кольца, как будто украшают прекрасную руку статуи браслетами. И говорят, что человек, который выпил из него, знает теперь он свободен от неизлечимых болезней: он никогда не будет охвачен ни судорогами, ни священной болезнью[35], как её называют, ни отравлен ядом. Более того, если перед этим он выпил отраву, он изрыгнёт её и восстановит здоровье.
Считается, что ослы, как дикие, так и домашние, во всем мире и среди других зверей с нераздвоенными копытами не имеют бабок и жёлчи в печени; тогда как у индийских рогатых ослов, говорит Ктесий, есть бабки и жёлчь. Как рассказывают, бабки у них чёрные, и если придавить, то внутри тоже чёрные. Эти животные гораздо резвее, чем другие ослы, и даже резвее лошадей и оленей. Правда, они начинают бег спокойным шагом, но постепенно набирают силу так, что их преследователи, говоря языком поэзии, будут преследовать недостижимое.
Когда кобыла рожает и приводит новорождённых жеребят в стадо, жеребцы тоже приглядывают за ними. Эти ослы часто посещают самые пустынные места Индии. Поэтому, когда инды охотятся на них, ослы оставляют жеребят, ещё слабых и слишком молодых, пастись в тылу, тогда как сами сражаются за них и вступают в бой с всадниками и бьют их своими рогами. Сила этих рогов такова, что ничто не может выдержать их удара, но любая вещь поддаётся и ломается, или может быть разрушена и сделана бесполезной. И часто бывает, что они бьют в грудь лошади, разрывают и потрошат её. По этой причине всадники опасаются вступать с ними в рукопашную, поскольку наказанием за такое деяние будет весьма плачевная смерть: и лошадь и всадник будут убиты. Они могут и лягнуть очень сильно. Более того, их укус так глубок, что они отрывают все, что ухватили. Матёрого осла никогда нельзя захватить живым: инды расстреливают его дротиками и стрелами, а когда он умирает, лишают его рога, который, как я уже говорил, украшает его.
Но мясо индийских ослов несъедобно, от того, что от природы оно чрезвычайно горькое.
53. Эвдем утверждает, что животные хоть и лишены разума, от природы наделены инстинктом к счёту, хотя не обучаются этому, и приводит как доказательство животное из Ливии. Название его он не упоминает, но говорит он так. Как бы там ни было, добычу он делить на одиннадцать частей; десять съедает, а одиннадцатую оставляет (как он оценивает, принимая во внимание чью–то пользу, по какой причине, с какой целью?) как своего рода первины или десятину, так сказать. Поэтому удивление от такого навыка самоучки оправдано: грубый зверь понимает один, два и следующие числа; на ум приходят зубрёжка и порка, нужные человеку если он хочет выучить все эти вещи как следует — и часто, если он не выучит их.
54. Египтяне утверждают (а учёные не оставляют безучастным свой слух к их словам), что в одном районе Египта, который они называют именем Геракла[36], сына Зевса, красивый мальчик, насколько бывают красивы египетские мальчики, который пас гусей, был любим всеми и даже самкой аспида. Она составляла компанию возлюбленному и предупредила его во сне о заговоре, что другое дикое существо, её собрат, сказали бы мы, вылупился против него: самец аспида покушался на его жизнь ревнуя мальчика к своей суженой невесте. Мальчик прислушался и был настороже. Итак, Гомер [Il. 19. 404] позволил лошади говорить, а Природа, которая по Эврипиду «отвергает законы» [fr. 920 N], сделала то же самое с аспидом.
55. Я слышал, что верблюды живут до пятидесяти лет, но я убедился, что те которые бактрийские живут в два раза больше. Самцов, которых используют в бою, бактрийцы кастрируют, тем самым избавляя их от жестокости и неуёмного нрава, но сохраняя их силу. А в случае самок, они прижигают те места, которые разжигают их вожделение.
56. Эвдем утверждает, что тюлень влюбился в человека, в обычае которого было нырять за губками, и что, выйдя из моря на скалистый берег, он сочетался с ним. Этот человек был самым уродливым среди своих собратьев, но в глазах тюленя самым красивым. Возможно, в этом нет ничего удивительного, ибо даже человеческие существа часто любят некрасивых сородичей, весьма часто не поддаваясь воздействию красоты и не обращая на неё внимания.
57. Аристотель говорит[37], что когда человека укусит водяная змея, у него немедленно начинает дурно пахнуть изо рта, так что никто не может подойти к нему. Он также говорит, что укушенный становится забывчивым, и туман застилает ему глаза, и от этого происходит безумие и сильная дрожь, а через три дня он умирает.
58. Вы должно быть знаете, что Oenas (скалистый голубь) птица, а не, как некоторые думают, виноградная лоза. И Аристотель говорит [HA 544 b 6], что он крупнее вяхиря, но мельче голубя. В Спарте, я слышал, был человек по имени Oenadotherae (Голубелов).
Кирка, можно сказать, отличается от сокола не только полом, но и своею природой.
59. «Синяя птаха»[38] это название; это птица; она избегает человека; она не любит задерживаться в городах или селиться в домах; и даже избегает задерживаться на полях или там, где есть дома и хижины человека; она любит пустынные места и облюбовала горные вершины и отвесные скалы. Она нисколько не любит ни материк, ни приятные острова, но только Скирос и любое такое же мрачное, бесплодное место, как правило, лишённое человеческих существ.
60. Зяблики, кажется, умнее человека в предвидении будущего. Например, они могут сказать когда наступит зима, и они принимают тщательные меры против надвигающегося снегопада, и опасаясь обвала, они улетают в леса, где густая листва, как мы могли бы сказать, даёт им укрытие.


[1] Нет в каких–либо сохранившихся трудах Элиана.
[2] Спартанец, который по болезни отсутствовал при Фермопилах, позже, при Платеях, он загладил свой «позор».
[3] Обычная мишень Аристофана.
[4] Афинский демагог, конец V в. до н. э. Высмеивался комическими поэтами тучность, жадность и трусость. Помог установить верховенство Совета Четырехсот.
[5] Авагогия — праздник подъёма на корабль. Agnostik.
[6] Катагогия — праздник возвращения. Agnostik.
[7] Возможно, порода голубей.
[8] Вероятно, вьюрок.
[9] Не идентифицирована.
[10] Феней (Pheneus) в Аркадии. Venmans, ссылаясь на Павсания (3.26. 2, 3) предполагает Пефн (Pephnus), местность в Лаконии в северо–восточном углу Мессенского залива. Это также название скалистого островка в устье Памиса (Pamisus); «белые муравьи» — сказочные животные.
[11] Камень известный как λυγγούριον был, пожалуй, янтарём. Слово происходит от λύγξ и οὖρον.
[12] В [Arist.] Mir. 845 28 он изображён в виде сирийского животного, которое должно травить львов; для охотников, которые убили, приготовили и съели его, это было столь же фатально; ср. Плин. NH 8. — Но L-S⁹ рассматривает его как насекомое.
[13] См 8.1.
[14] Обычная форма мантихора. Слово это происходит от персидского mardhhora = «человекоубийца»; возможно, тигр–людоед.
[15] Иранские кочевники, населявшие страну северо–восточнее Аральского моря, между реками Яксарт и Окс. Они поставляли контингенты в персидскую армию.
[16] Не знаю такого животного морская сколопендра. Вероятно, была уничтожена ещё в древности, когда люди пытались выяснить правдивость этой информации. Agnostik.
[17] «Черепаховый камень»; неизвестный самоцвет. Ср. Plin. 37.10.
[18] Английское ram — это и баран, и таран. Беру на себя смелость за такую интерпретацию текста. Agnostik.
[19] См 5.39.
[20] Возможно это Cantoria violacea. Agnostik.
[21] «Птица» эта — жук–навозник, Scarabaeus Sacer… «навоз», вероятно, … смолистый препарат индийской конопли. (Томпсон, Gh .. птицы, SV).
[22] Прошу прощения за вольность, у Элиана это выражено примерно как «выделяюшаяся субстанция», хотя и этот перевод не вполне точен и больше запутывает читателя, чем проясняет смысл. Поэтому без околичностей. Agnostik.
[23] В Hom. Od. 4.219–32 Елена примешивает в вино снадобье, которое, как полагают, опиум в той или иной форме, и угощает Телемаха, заставляя его забыть своё горе.
[24] Лерос у берегов Карии, содержал святыню Артемиды Парфенос, где согласно легенде произошло перевоплощение женщин.
[25] Великие или Городские Дионисии приходились примерно нс 28 марта — 2 апреля; Малые или Деревенские Дионисии на 19–22 декабря; Ленеи на конец января; Χὑτροι — праздник в честь усопших — примерно 4 марта; это все афинские праздники. Γεφνρισμός: те кто принимал участие в Элевсиниях, в марте, подвергались насмешкам во время шествия по священной дороге из Афин в Элевсин.
[26] Клеанф сменил своего хозяина Зенона в качестве главы школы стоиков в Афинах в 263 г. до н. э.
[27] Это Tachardia lacca из Индии и южной Азии, насекомое родственное кошенильным и кермесовым насекомым. Оно выделяет смолистую секрецию (на ветвях некоторых деревьев, особенно на некоторых видах фикусов), которая является шеллаком. Ярко–красный краситель — жидкость в яичнике самки.
[28] Элиан спутал привычки двух разных птиц: зеленушка, χλωρίς у Аристотеля, HA 615 b 32, которая строит своё гнездо из окопника, и т. д. Но Элиан использует это слово для обозначения золотистой иволги, перелётной птицы, к которым зеленушка не принадлежит.
[29] Symphytum gen. Agnostik.
[30] Утренний восход Арктура в районе Рима наступает 20 сентября.
[31] Аконит.
[32] Апеллес — самый известный греческий художник, современник Александра Великого. Микон жил в середине V в. до н. э. в Афинах, известен как художник и скульптор.
[33] Stomoxys calcitrans. Agnostik.
[34] см. 6.37.
[35] Эпилепсия.
[36] Nomos Heracleotes в среднем Египте, столицей которого был Гераклеополис.
[37] Нет ни в одной из сохранившихся работ.
[38] Возможно, Сирийский поползень.