Книга III

1. Лев будет сопровождать мавра в его путешествии и будет пить воду из одного источника. И мне рассказывали, что львы даже приходят к домам мавров, когда их постигает неудача на охоте и одолевают муки голода. И если хозяину случится быть дома, он не приближается ко льву и гонит его прочь, решительно преследуя. Если однако случится быть дома одной жене, то словами, которые вгоняют льва в стыд, она предотвращает его приближение, удерживает и уговаривает его сдерживать себя и не допустить, чтобы голод раздражал его. Лев, кажется, понимает язык мавров: и чувство стыда женщина вызывает у животного (как говорят) следующим образом. «Как тебе не стыдно, ты, царь зверей, пришёл к моей хижине и просишь женщину накормить тебя, и ты, как какой–то калека, смотришь на руки женщины в надежде, что благодаря её жалости и состраданию ты получишь то, что хочешь? Ты, который должен в горах преследовать оленей, антилоп и всех других существ, которых едят львы без позора для себя. Словно маленькая собачонка, ты довольствуешься кормлением с рук». Такие заклинания она использует, вследствие чего лев, словно терзаемый совестью и переполненный стыдом, опускает глаза и безропотно уходит, побеждённый правотой её слов.
Итак, если лошади и борзые через воспитание в своих стаях понимают и пасуют перед угрозами человека, я не удивлюсь, если мавры, которые воспитываются и вырастают среди львов, понимаются этими животными. Ибо мавры практикуют приучение львят к общей пище, общей постели и общей крыше со своими собственными детьми. Соответственно, нет ничего невероятного или удивительного в понимании львами человеческой речи, как было описано выше.
2. Относительно ливийских лошадей вот, что я узнал из рассказов ливийцев. Эти лошади чрезвычайно быстры, устают мало или вовсе не устают; они худые и не очень крепкие, но приучены переносить недостаток внимания со стороны хозяев. Скорее так, хозяева вовсе пренебрегают заботами о них: они не обтирают их, не расчёсывают гриву, не чистят копыта, не заплетают чёлку, не купают их, когда те устали, но как только они приезжают в намеченное место, спешиваются и отпускают коней свободно пастись.
Более того, ливийцы худые и грязные, как и кони, на которых они ездят. Персы с другой стороны гордые и утончённые и, кроме того, их кони похожи на них. Можно сказать, что как лошади, так их хозяева гордятся размерами и красотою своих тел, и даже своими нарядами и украшениями.
И вот момент, который приходит в голову в связи с гончими. Критская борзая проворна и может прыгать и взбираться по горным кручам. Кроме того критяне показывает те же самые качества, таково общее мнение. Среди борзых у молоссов много очень резвых, а люди в Молоссии также весьма вспыльчивы. В Кармании как люди, так и борзые, как говорят, очень свирепые и безжалостные.
3. Далее приводятся примеры особой природы животных. Ктесий сообщает, что в Индии нет ни дикой, ни домашней свиньи, а ещё он говорит, что у индийских овец хвост длиной в локоть.
4. Индийские муравьи, которые сторожат золото, не будут переправляться через реку Кампилин[1]. И исседоны[2], которые населяют ту же страну, что и муравьи… они называются, и поэтому они…
5. Если черепаха съест часть змеи и после этого майоран, она становится невосприимчива к яду, который непременно был бы смертелен для неё.
Люди говорят, что голубь из всех птиц самая сдержанная и целомудренная. Ибо голубь никогда не расстаётся со своим избранником, если только вследствие какого–то несчастья не овдовеет.[3]
Куропатки с другой стороны не обузданы в своих желаниях. Ибо по этой причине они уничтожают отложенные яйца, с тем чтобы самки не слишком были заняты вскармливанием птенцов и было бы время для соитий.
6. Когда волки переплывают реку, Природа наделила их своеобразной защитой, предохраняющей от насильственного увлечения потоком, и научила их как выйти из затруднения, что они и делают с лёгкостью. Вцепившись друг другу зубами в хвосты, они затем вступают в поток и переплывают его без ущерба и опасности.
7. Говорят, что Природа не дала силы реву ослиц. Природа также наделила гиен способностью останавливать собачий лай. Благоухание духов — причина смерти стервятников; болиголов — отрава для лебедей; Кир и Крез научили как лошади боятся верблюдов, что изложено в истории.
8. Когда кобылы бросают своих жеребят и оставляют их словно сирот, прежде чем они полностью отлучатся от сиськи, другие кобылы из жалости воспитывают их вместе с собственными жеребятами.
9. Вороны чрезвычайно преданны друг другу, и когда они составляют пару, то привязываются друг к другу очень сильно, и вы никогда не увидите этих созданий, предающимся беспорядочным соитиям. А те кто внимательно наблюдал за ними, утверждают, что если одна из птиц погибает, другая остаётся в бобылях. Я слышал, что люди в старину на свадьбах, как ни странно, каркали[4] после свадебной песни, провозглашая тост за тех, кто стал единомышленником в деторождении. Тогда как те, кто наблюдает квадраты[5] из которых появляются птицы и их полет, утверждают, что услышать одинокую ворону на свадьбе является злым предзнаменованием. Поскольку сова является врагом вороны и по ночам покушается на вороньи яйца, вороны днём то же самое делают с ней, зная, что в это время сова плохо видит.
10. Природа сделала ежа благоразумным и сведущим в обеспечении своих потребностей. Итак, поскольку он нуждается в пище в течение всего года, и поскольку не каждое время года приносит плоды, он качается по ящику с инжиром, и сушёный инжир накалывается на многочисленные колючки, а потом он спокойно удаляется и складывает плоды в кладовке, откуда до них может добраться из своего гнёзда, когда нет никакой другой пищи.
11. Бывает, что самый свирепый зверь, когда возникает такая необходимость, вынужден отложить в сторону свою природную жестокость и быть миролюбиво и кротко настроенным по отношению к тем, кто может быть полезным. Например, крокодил плавает раскрыв челюсти; соответственно, пиявки попадают в рот и служат причиной боли. Зная это, он нуждается в египетской ржанке как в лекаре. Ибо когда он наполнится пиявками, он выходит на берег и открывает пасть в направлении солнца. Тогда ржанка своим клювом вытягивает вышеупомянутых существ, тогда как крокодил все это время остаётся неподвижным. Вот так птичка получает угощение из пиявок, тогда как крокодил пользу, учитывая тот факт, что он ничуть не пострадал, расплачиваясь с птицей.
12. Жители Фессалии, Иллирии и Лемноса считают галок благодетелями и постановили кормить их за счёт государства, исходя из того, что галки уничтожают яйца и личинок саранчи, которая губит посевы указанных народов. Тучи саранчи на самом деле существенно сократились, о вот урожайность полей у этих народов не пострадала.
13. Фракия — родина журавлей, самая мрачная и холодная страна, которую я знаю. Однако журавли любят свою родину, но и себя они любят тоже; поэтому они проводят часть времени в своих родных краях, а часть — спасая себя. Летом они остаются в родной стране, но в середине осени убывают в Египет, Ливию и Эфиопию, показывая знание карты мира, распределения ветров, и смену времён года. И перезимовав, по весне, когда погода вновь становится приемлемой, а небо спокойным, они возвращаются. Вожаками перелёта они назначают тех, кто уже имел опыт путешествия; понятно, что это более старые птицы, и они выбирают других такого же возраста вести задние ряды, тогда как молодняк выстраивается между ними. Выждав благоприятного и попутного ветра, и пользуясь им для ускорения, они образуют свой строй в виде остроугольного треугольника, с тем чтобы с меньшими трудностями они могли рассекать встречный воздух, и придерживаются такого порядка на всем пути. Вот так журавли проводят лето и зиму. (Но человечество считает чудесным изнеженность к температуре персидских царей, и арфы в Сузах и Экбатанах[6] и повторяет рассказы о переездах туда–сюда). Когда однако журавли видят приближающегося к ним орла, они образуют круг и всей стаей угрожают ему нападением, и тот отступает. Положив свои клювы на хвосты друг друга, они образуют, в некотором смысле, непрерывную летящую цепь, и подслащают свои труды[7] нежными передышками один на другом. И в отдалении от земли… когда стемнеет у какого–нибудь водоёма они располагаются на ночь для отдыха и сна, тогда как три или четыре (журавля) становятся на стражу; и чтобы не уснуть во время своей вахты они стоят на одной ноге, а другую поджимают и крепко зажимают камень в когтях. Делают они это для того, чтобы, если они случайно уснут, камень при падении разбудил их своим звуком.
Камень, который журавль глотает для балласта, — это пробирный камень для золота, когда журавль отрыгивает его, он, так сказать, становится на якорь и достигает земли.
14. Если кормчий в открытом море замечает стаю журавлей, развернувшуюся и летящую назад, он понимает, что они отказались от дальнейшего движения в связи с сильным встречным ветром. И наученный, так бы мы могли сказать, птицами, он убирает паруса и оберегает своё судно. Так искусство кормчего, будучи сперва познано и приобретено этими птицами, попало в руки человека.
15. В городах голуби сходятся с людьми; они просто–напросто ручные и путаются под ногами; но в местах пустынных они разлетаются и избегают людей. Ибо толпы придают им мужества, и они прекрасно знают, что им ничего не грозит. Где однако есть птицеловки, сети и ловушки, они больше не живут без страха, так сказал Еврипид [Ion 1198] об этих птицах.
16. Когда куропатка собирается отложить яйца, она делает то, что называется «гумно» (т. е. гнездо) из сухих веток. Оно переплетённое, глубокое и хорошо подходит для высиживания. Они засыпают пыль и сооружают как бы мягкую постель; сев в гнездо и закрыв себя сухими ветками, так чтобы скрыться от взглядов хищных птиц и охотников, они откладывают яйца в полном спокойствии. Далее, они не доверяют яйца одному месту, и иногда переносят[8] в другое, потому что боятся, что их могут обнаружить. Высиживая птенцов, они греют их своим телом, а покуда они неоперившиеся, согревают крыльями, укутывая перьями, как пелёнками. Они однако не моют птенцов, но ухаживают за ними посыпая пылью.
Если куропатка видит кого–то, кто приближается со злым умыслом против неё и птенцов, она кружится перед ногами охотника и её движения наполняют его надеждой схватить её. И человек нагибается, чтобы поймать свою добычу, но она ускользает от него. Между тем птенцы незаметно ускользают и скрываются из виду. Итак, когда куропатка знает об этом, она обретает мужество и избавляет птицелова от его бесплодных попыток угнаться за ней, оставив человека ни с чем. Затем, когда мать в безопасности, они созывает цыплят, и они, узнав её голос, сбегаются к ней.
Куропатка, когда собирается отложить яйца, старается скрыть это от своего супруга, ибо опасается, что он может побить яйца, потому что он похотлив и пытается воспрепятствовать тому, чтобы мать посвящала время воспитанию птенцов. Настолько несдержанное существо куропатка. Когда самки покидают самцов и высиживает яйца, самцы ставят целью вызывать друг друга на бой, и наносят и получают самые жестокие удары; и побеждённую птицу топчут, а победитель беспощаден, пока в свою очередь не будет побеждён и пойман в подобие тисков.
17. Еврипид говорит [fr. 403 N], что ревность проклятая вещь. По–видимому, есть некоторые животные, которым присуще это качество. Например, геккон, как сообщает Теофраст [fr. 275], когда сбрасывает кожу, разворачивается и улепётывает, глотая её. Как кажется, сбрасывание кожи для этих существ — средство от эпилепсии. И олень, зная, что его правый рог служит многим целям, уходит далеко, чтобы похоронить его и спрятать из ревности, дабы никто не мог извлечь выгоду. Кобыла также знает, что при рождении жеребёнка она производит любовный приворот; и именно поэтому в момент рождения жеребёнка она откусывает кусочек плоти на лбу. Люди называют это «кобыльим бешенством»[9]. А чародеи полагают, что эта штука возбуждает безудержные половые сношения и разврат. Так что кобыла не хочет отдавать самцам этот приворот, как будто она завидует их несравненному благу. А разве не так?
18. Леонид Византийский утверждает, что в Красном море есть рыба[10] размером со взрослого бычка: у неё нет глаз или рта на местах обычных для рыбы, но растут жабры и отчасти голова, как можно догадаться, ещё не вполне сформированная. Но ниже, прямо под животом есть слегка зазубренное углубление, которое излучает изумрудный цвет, это, говорят, и глаза и рот. Всякий, кто съест эту рыбу, делает это на свою погибель. И вот как это бывает: человек, которые съел эту рыбу раздувается, затем его желудок взрывается и он умирает. Но сама рыба, когда её ловят, платит за это, ибо сперва, когда её вытаскивают из воды, она надувается, а если прикоснуться, надувается ещё больше; и если человек будет продолжать с ней так обращаться, обращается к разрушению и становится совершенно прозрачной, как человек с водянкой, и лопается. Если однако человек готов вернуть её ещё живую морю, то она плавает по поверхности, как надутый пузырь. Леонид говорит, что в соответствии с этим свойством люди назвали эту рыбу «надуван».
19. Тюлень, как мне сказали, рвёт кислым молоком из желудка, так что эпилептиков нельзя лечить этим. Честное слово, тюлень очень зловредное существо.
20. Пеликаны, которые живут на реках, собирают беззубок[11] и затем глотают их, а потом когда те подогреются в недрах живота, они отрыгивают их. Итак, беззубки открываются под действием тепла, так как это бывает с существами при готовке, и пеликаны выковыривают мясо и едят. Также и чайки, как отмечает Эвдем, поднимают ракушки в воздух и бросают их с силою с высоты на скалы.
21. Эвдем записал как на горе Пангей во Фракии медведь набрёл на логово льва, которое было без охраны, и убил львят, поскольку они были маленькими и не могли защитить себя. Но когда мать и отец вернулись с охоты и увидели львят растерзанными, они, естественно, наполнились горем и напали на медведя. Он в ужасе забрался на дерево так быстро, как несли его ноги, и засел там, пытаясь избежать их мести. Но так как они были движимы намерением жестоко отомстить убийце, то львица стала на стражу под деревом, сев в засаду и пристально глядя в верх глазами полными крови. Тем временем лев, обезумевший от горя, бродил по горам и наткнулся на лесоруба. Человек в ужасе выронил топор, но зверь ласкался к нему и всячески как мог приветствовал его, облизывая лицо языком. Человек осмелел, тогда как лев, обвил его хвостом и куда–то тащил его, но при этом не позволял оставить топор, но указывал лапой, что тот должен забрать его. Но так как человек не мог понять его, лев взял топор в рот и передал человеку; лесоруб последовал за львом и тот привёл его к логову. Как только львица увидела человека, она тоже подошла к нему и стала заискивать с жалобным выражением, взглядом указывая на медведя. Человек догадался об их желании, и предполагая, что так или иначе они пострадали от медведя, принялся валить дерево изо всех сил. И когда дерево опрокинулось, а медведь свалился, львы растерзали его на куски. Что касается человека, лев отвёл его целым и невредимым к месту, где его встретил, и тот опять занялся рубкой дров.
22. Битва между двумя животными Египта, аспидом и мангустом… Мангуст не нападает на своего противника необдуманно или опрометчиво, но подобно человеку укрепляет себя всеми видами оружия, качается в грязи и покрывает себя твёрдой оболочкой, тем самым, по–видимому, получая достаточную и непроницаемую защиту. Но если он не найдёт грязи, он моется в воде и ещё влажный глубоко погружается в песок — приспособление, которое в трудных условиях обеспечивает ему защиту — и отправляется на битву. Но кончик носа, чувствительный и отчасти подверженный укусам аспида, он защищает изогнутым хвостом, тем самым перекрывая подход к нему. Если однако аспид доберётся до носа, то змея убивает своего противника; в противном случае, она напрасно втыкает свои клыки в грязь, до тех пор пока мангуст со своей стороны не сделает внезапный рывок и не захватит аспида за шею, и не задушит его. Победа достаётся более проворному.
23. Когда их родители состарятся, аисты, как правило, добровольно и осознанно ухаживают за ними; ведь у них нет людских законов, которые бы требовали это; причина их поведения в их Природе. Эти же птицы очень любят и своих отпрысков. Вот доказательство: взрослая птица, за неимением пищи вследствие стечения обстоятельств, своим ещё неоперившимся и нежным птенцам отрыгивает вчерашнюю пищу и кормит их этим. Мне говорили, что цапли и пеликаны делают то же самое.
Ещё я узнал, что аисты улетают вместе с журавлями и вместе спасаются от зимы. Но когда морозы заканчиваются и аисты и журавли возвращаются в свои дома, причём оба вида разыскивают свои гнёзда, как люди делают со своими домами.
Александр из Минда утверждает, что состарившись, они улетают на острова в Океане и принимают человеческий облик, и что это награда за их сыновью почтительность к родителям, поскольку, если я не ошибаюсь, боги специально стараются удержать там и нигде больше человеческую модель благочестия и праведности, ибо ни в какой другой стране под солнцем такой народ не может долго просуществовать. На мой взгляд, это вовсе не сказка, в противном случае каков был замысел Александра в отношении таких чудес, если он не мог извлечь из этого выгоду? Так или иначе плохо, когда умный человек жертвует правдой ради лжи, выгода не будет слишком большой, ещё меньше, если он попадёт под пристальный взгляд оппонента, он которого никогда никакой выгоды не будет.
24. Всякий раз при обилии грязи ласточка таскает её в своих когтях и строит гнездо. Если однако грязь отсутствует, как рассказывает Аристотель [HA 612 b 23], она окунается в воду и погружает в пыль свои перья. Затем, когда грязь налипнет на её тело, она постепенно очищает её клювом и сооружает жилище. А когда её птенцы нежные и неоперившиеся, она хорошо знает, что если они будет отдыхать на голых ветках, то будут страдать от боли. Следовательно, она садится на спины овец и выдёргивает клок шерсти, и делает из неё мягкую постель для потомства.
25. Ласточка–мать приучает своих птенцов быть справедливыми, тщательно распределяя еду равными порциями. Так как за раз она не может принести еды на всех, она через краткое время приносит понемногу; сначала она кормит первого птенца, потом второго, после — третьего, таким образом доходя до пятого; ибо ласточки никогда не высиживают более пяти птенцов. Сама она потребляет столько еды, сколько может получить в гнезде, то есть то, что падает рядом с ним. Птенцы медленно открывают глаза, так же как щенки. Но ласточка собирает и приносит траву[12], и они постепенно прозревают; затем, оставаясь ещё какое–то время в гнезде, научившись летать, они покидают гнездо в поисках пищи. Люди уже давно обладают этой травой, но не получают желаемое.
26. Среди птиц удод самая дикая; на мой взгляд, это связано с воспоминаниями о прежнем существовании в виде человека и особенно с ненавистью к женскому полу[13]. Гнёзда они строят в пустынных районах и на высоких скалах; и чтобы предотвратить выемку птенцов из гнезда человеком, они мажут свои гнёзда, но не грязью, но человеческими испражнениями, и за счёт отвратительного запаха, они отталкивают и заставляют держаться подальше существо, которое является их врагом.
Был случай, когда эта птица вывела птенцов в пустынной части крепости, в расщелине камня, расколовшегося со временем. Стражник в крепости, заметив птенцов внутри, замазал отверстие грязью. Когда удод вернулся и увидел преграду, он принёс траву и приложил её у грязи. Грязь растворилась; птица добралась до птенцов, а затем улетела, чтобы добыть еды. Человек ещё раз замазал отверстие, и птица с помощью той же самой травы открыла дыру. И на третий раз произошло то же самое. Поэтому стражник, видя случившиеся, сам собрал траву, но использовал её для другой цели: вместо этого он открывал сокровища, которые ему не принадлежали.
27. В Пелопоннесе не водятся львы, и Гомер (как и следовало ожидать) со свойственной ему прозорливостью поёт об Артемиде и её охотах, где она обегая Тайгет и Эриманф[14]
Смерть нанося кабанам и лесным легконогим оленям;
[Od. 6. 104].
А так как эти горы лишены львов, то он был совершенно прав, умолчав о них.
28. Есть в Красном море рыба, и, насколько я знаю, люди дали ей имя Персея. И греки называют её так, и арабы, в схожей манере с греками. Ибо они называют Персея сыном Зевса, и в честь него они назвали рыбу. Размером она с самого крупного антиаса[15]; внешне похожа на окуня; нос слегка крючковат, и она пестрит кольцами, как бы сказать, золотыми, вокруг тела, и эти кольца начинаются от головы под прямым углом к ней и заканчиваются на животе. Она вооружена тесным рядом больших зубов. Нельзя сказать, что она превосходит других рыб силою и мощью своего тела, но отнюдь не лишена мужества. Способы рыбалки и добычи этой рыбы я приведу в другом месте[16].
29. Пинна — морское существо и принадлежит к классу двустворчатых моллюсков. Он открывает створки раковины, что защищает её, выставляет кусочек плоти как приманку для проплывающих рыб. Краб однако остаётся на её стороне, разделяя с ней пищу и кормовые участки. Как только подплывает рыба, краб слегка колет пинну, и та широко открывает свою раковину и позволяет голове рыбы приблизиться — затем зажимает голову и съедает рыбу.
30. По–видимому вполне нормально, что образованный человек хорошо знаком с этими фактами. Кукушка чрезвычайно умна и очень изобретательна в разрешении затруднений. Ибо птица осознает, что не может высиживать яйца из–за холодной природы своей телесной конструкции. Так говорят. Поэтому, когда она откладывает яйца, она не строит гнёзда, не выкармливает птенцов, но высматривает когда птицы, которые гнездятся, улетают далеко, и тогда проникает в чужое гнездо и откладывает яйца. Мошенница однако не вламывается в гнёзда всех птиц, а только жаворонка, голубя–вяхиря, зеленушки[17], и pappus[18], зная что яйца этих птиц напоминают кукушечьи. И если гнёзда пусты, она не приблизится к ним, но если есть яйца, она подложит своё. Но если яиц другой птицы много, она уничтожает их и оставляет свои, сходство делает невозможным их распознавание и обнаружение. И вышеупомянутые птицы высиживают чужие яйца. Но когда кукушата набираются сил и осознают свою ублюдочность, они улетают и присоединяются к родителям. Ибо тотчас когда они оперяются, их чужеродность выявляется и они подвергаются жестокому обращению.
Кукушки наблюдаются только в одно время года, но самое лучшее. И действительно их видно от начала весны до восхода Собачьей звезды[19]; после этого они пропадают из поля зрения человека.
31. Лев страшится петуха, равно как василиск, они мол, приходят в ужас от этой птицы: при виде её вздрагивают, а от её крика их охватывает кондрашка и они умирают. Вот почему путешественники в Ливии, которая вскармливает этих чудовищ, в страхе перед вышеупомянутым василиском, берут с собой петуха, как спутника и сотоварища в своём путешествии, с тем чтобы избавить себя от мук страха.
32. Крит чрезвычайно враждебен к волкам и гадам; и я узнал из Теофраста[20], что на Македонском Олимпе есть места, куда волки не заходят. Козы в Кефалении обходятся без питья шесть месяцев. У будинов[21], говорят, вы не увидите белую овцу: они все чёрные.
По–видимому, есть одна особенность, по которой различают животных, и она состоит в следующем: некоторые кусают и впрыскивают яд из клыков, тогда как другие бьют, и при ударе также впрыскивают смертельное вещество.
33. Ливийский аспид, как мне сказали, ослепляет человека, которому дышит в лицо. Но другой вид вовсе не ослепляет, но убивает сразу.
Говорят, что эпирские коровы дают самый большой надой молока, а скироские козы гораздо плодовитее других пород. И есть египетские козы, которые рожают по пять козлят, тогда как другие пару. Говорят, причина этому Нил, воды которого обеспечивают чрезвычайную плодовитость. По этой причине пастухи, которые любят тучные стада и всецело посвящают себя заботам о них, имеют приспособление для подачи воды из Нила в количествах необходимых для стада, особенно для животных, которые бесплодны.
34. Говорят, что рог привезённый из Индии Птолемею второму вмещал три амфоры[22]. Представьте буйвола, у которого вырос рог такого размера.
35. Вы никогда не услышите одинаковой ноты от разных куропаток, они все отличаются. В Афинах например, те что на дальней стороне дёма Коридалл издают один тон, которые на этой стороне, — другой. Каковы названия этих тонов нам расскажет Теофраст [fr. 181]. Но в Беотии и на противоположном берегу Эвбеи они издают один тон, и как бы имеют один язык. В Кирене лягушки совсем немые; в Македонии — свиньи; и есть особый вид немых цикад.
36. Существует вид пауков, называемый «виноградный паук», то ли потому, что в темноте он на самом деле напоминает виноградину — он имеет отчасти округлую форму — то ли по какой–то иной причине. Он встречается в Ливии и имеет короткие ноги; а рот у него на середине живота, и убивает он в мгновение ока.
37. В Серифосе вы никогда не услышите кваканье лягушек. Если однако перевезти их в другое место, они издают резкий и очень противный звук.
На горе Пиэрия в Фессалии есть озеро; но оно пересыхающее и зимой наполняется водами, стекающими в него. Итак, если кто–то бросит в него лягушку, она замолкает, хотя голосила в другом месте. Касательно серифосских лягушек, народ Серифоса похваляется, что Персей возвращаясь с битвы с Горгоной, покрыв огромное расстояние, естественно, устал и захотел прилечь подремать на берегу озера. Лягушки однако докучали герою своим кваканьем и не давали уснуть. Но Персей помолился отцу о молчании лягушек. Его отец внял просьбе и осудил тамошних лягушек на вечное молчание. Теофраст однако разоблачает их обман [fr. 186] и утверждает, что холодная вода является причиной немоты вышеуказанных лягушек.
38. В сырых местам и там где воздух слишком влажный, согласно Теофрасту [fr. 187], петухи не кукарекают. А озеро возле Феней не содержит рыбы. И потому что цикады сообразно телосложению холодные, поэтому нагревшись на солнце они поют, утверждает тот же автор.
39. Возможно, что козодой самое бесстрашное существо, ибо он презирает мелких птиц, но нападает на коз с невероятной отвагой, и более того, он подлетает к вымени и высасывает молоко не опасаясь мести козлопаса, хотя он (козодой) самым подлым образом возвращается, что бы напиться молока, ибо он делает сосок «слепым» и непроходимым для молока.
40. Многие люди поют дифирамбы сыну Ареты, сестры[23] Аристиппа, обученному своею матерью. Аристотель говорит [HA 536 b 17], что он своими глазами видел молодого соловья, научаемого матерью петь. Кажется, соловей страстно любит свободу, и по этой причине взрослая птица, пойманная и заключённая в клетку, воздерживается от пения и мстит птицелову за своё порабощение молчанием. Следовательно, люди, умудрённые опытом, отпускают старых птиц и делают все возможное, чтобы поймать молодую.
41. Индия, говорят, порождает лошадей с одним рогом, та же самая страна благоприятствует однорогим ослам. Из этих рогов делают сосуды для питья, и если кто–то положит смертельный яд в них, и человек выпьет, то ему не будет никакого вреда. Ибо, по–видимому, рог и осла и лошади является противоядием.
42. Фиолетка очень красивое существо и имеет очень подходящее имя[24], а ещё он любит валяться в пыли и купаться как это делают голуби. Но он не посвящает себя целиком валянию в пыли или купанию, пока не пройдёт некое количество шагов, чтобы убедиться в безопасности. И по этой причине он не ест на виду, но уходит и делает это в укрытии. Он жесток в своей ревности и очень внимательно следит за курочками, и если обнаружит, что одна из жёнушек прелюбодействует, он удушает себя. Он не может летать высоко. Тем не менее людям он нравится и обычно с ним обращаются заботливо и внимательно. И несомненно, это либо домашний любимец в роскошном и богатом доме, или же допущенный в храм, он свободно бродит там как священное существо.
Павлин напротив, хотя и красивая птица, сластолюбцы его убивают и едят. Перья этой птицы являются украшением, хотя тело у него маленькое и бесполезное. Но я никогда не слышал, чтобы убивали фиолетку для еды, ни Каллий, ни Ктесипп афиняне, ни римляне Лукулл и Гортензий[25]. Я назвал лишь несколько имён тех, кто вёл роскошный и ненасытный образ жизни, особенно тех, кто чревоугодничал.
43. Когда ворон состарится и больше не может кормить своих птенцов, он предлагает им себя в пищу; и они едят своего родителя. И отсюда, как утверждается, происходит пословица «дурное яйцо от дурного ворона».
44. Вяхири почитаются как самые целомудренные птицы. Например, когда самец и самка образуют пару и, так сказать, вступают в брак, они остаются верными друг другу и целомудренными, и никакая другая птица не коснётся их ложа. Если однако они бросают любовные взгляды на других птиц, остальные собираются вокруг них и самцы разрывают на части самца, а самки самку. Это и есть закон воздержания, который распространяется на голубей и остаётся неизменным, исключая случая когда они не предают смерти обеих птиц: если они убивают самца, а самку из сострадания оставляют невредимой, тогда она остаётся вдовой.
45. Аристотель говорит [HA 613 a 1], что самцы голубя разделяют родовые муки с самками; и если они уходят из гнезда, самцы будут подталкивать их и вести обратно; а когда те отложат яйца, самцы будут заставлять их высиживать. Но самцы также греют птенцов и помогают самкам кормить их, по словам все того же писателя. А чтобы уберечь птенцов от недокорма родители начинают им давать солончаковую почву, и после этого, отведав её, они охотно съедают остальную пищу. И как кажется есть договор о мире между голубями и хищными птицами, но они, говорят, живут в страхе перед орланами и соколами. А вот их метод борьбы с ястребами достоин упоминания. Когда ястреб, который обычно парит высоко в небе, начинает охоту, голубь скользит и опускается ниже и пытается заставить ястреба прервать полет. Атакуемый однако некой птицей, которая от природы летает ниже чем он, голубь поднимается в верх и летит без опаски, потому что другая птица уже не может наседать сверху.
46. Инд–дрессировщик, найдя белого слонёнка, взял его и выкармливал в течении первых лет: инд мало–помалу приручил его и ездил верхом, найдя себе верного слугу, который оплачивал ему привязанностью и вознаграждал за оказанный уход. И вот царь индов узнал об этом и потребовал зверя себе. Но дрессировщик в своей любви возревновал и поражённый горем, что другой человек станет хозяином слона, отказался отдать его; и вот, оседлав слона, он удалился в пустыню. Царь был разгневан и послал людей забрать слона, а инда в то же время отдать под суд. По прибытию они попытались применить силу. Человек отбивался от них сидя верхом, а зверь помогал защищаться своему хозяину, так как он был ранен. Таково было начало дела. Но когда он обессилел и упал, слон стал над ним на манер солдата, закрывающего товарища своим щитом, убил множество нападавших, а остальных обратил в бегство. Затем, охватив хозяина хоботом, он поднял его и унёс в свою конюшню и все время оставался при нем, сделав все, что может сделать верный друг, показав таким образом свою благородную натуру.
О нечестивые людишки, поглощённые застольями, бряцаньем тимпанов, танцами на пирах, но предающие в час опасности, в устах которых слово «дружба» пустой и бессмысленный звук.
47. Во имя Зевса, отца нашего, позвольте мне спросить драматургов–трагиков и их предшественников, авторов басен, что они подразумевают, изливая такой поток невежества о сыне Лая[26], который вступил в пагубный союз с матерью; и о Телефе[27], который, не пытаясь заключить брак, возлежал со своей матерью и делал то же самое, что и Эдип; не нужен змей, посланный богами, доставить предупреждение, когда Природа позволяет неразумным животным постигать простым соприкосновением природу такого союза, не нужны знаки, не нужно наличие человека, который бросил Эдипа на Кифероне.
Верблюд, например, никогда не совокупляется с матерью. Как–то владельцу стада нужно было покрыть самку, и он скрыл на сколько возможно её части, и затем подвёл сына к матери. Приневоленный зверь, поглощённый страстью, сделал своё дело, а потом понял, что он сделал. И бил и растоптал человека, который стал причиной его незаконного союза, и обрёк его на мучительную смерть, а после этого бросился в пропасть.
А вот Эдип не убил себя, а ослепил; он не понимал, как он может спастись от своих бедствий, когда он просто мог покончить с собой, а не проклинать свой дом и свою семью; и, наконец, в бегстве от неустранимых бедствий, исправить бедствия уже случившиеся.


[1] Не идентифицирована.
[2] Исседоны, по–видимому, населяли регион к северо–востоку от Каспийского моря.
[3] Перевод не дословный, но смысл именно таков. Agnostik.
[4] См. Carm. pop. 31 (Diehl, Anth. lyr. Or.) и L-S⁹ s.v. ἐκκορέω).
[5] Очевидно, воображаемые квадраты, начерченные на небе птицегадателями. Agnostik.
[6] Отождествляется с современным Хамаданом; лежал у подножия горы Оронт в 200 милях к северу Сузы и был летней резиденцией Ахеменидов.
[7] Eur. Bacc. 66 κάματον εὐκάματον.
[8] См. Arist. HA 613 b 15.
[9] См 14.18.
[10] Вероятно, тетрадон или рыба–шар.
[11] В английском тексте mussel — мидии, но по смыслу любой двустворчатый моллюск. Agnostik.
[12] Плиний (HN 8 2 7; 25, 8) называет её Chelidonia, т. е. Чистотел.
[13] См 2.3 прим.
[14] Тайгет — Горный массив юго–западнее Спарты. Эриманф — гора на границе Ахайи и Аркадии.
[15] Предположим, Anthias anthias — рыба из отряда окунеобразных. Русского названия у этой рыбы, судя по всему, нет. Agnostik.
[16] Этот фрагмент не сохранился.
[17] Chloris chloris. Agnostik
[18] Неизвестная птица.
[19] Середина июля.
[20] Нет такого утверждения в его сохранившихся трудах.
[21] Будины — народ, проживающий севернее Азовского моря.
[22] Примерно 26 галлонов.
[23] Арета была дочерью, а не сестрой Аристиппа, и её сын был назван в честь деда.
[24] Научное название птицы Porphyrio porphyrio, т. е. оно отражает фиолетовый цвет оперения. Русское название — султанка. Здесь я вынужден пойти по стопам вольноопределяющегося Марека, когда тот в бытность гражданским редактировал журнал «Жизнь животных» и придумывал новых животных. Agnostik.
[25] Каллий — конец V в. до н. э. богатый и легкомысленный афинянин. И Ксенофонт и Платон свои симпосии описывали как происходящие в его доме. Ктесипп, любимец афинян, защищал Демосфена в свой речи против Лептина, стал мишенью комических поэтов. Лукулл, I в. до н. э., победитель Митридата, его имя стало нарицательным для обозначения богатства. Гортензий, I в. до н. э., известный оратор, соперник Цицерона, обладатель огромного богатства.
[26] Эдип, после того как невольно убил своего отца Лая, женился на его вдове Иокасте.
[27] Телеф, сын Геракла и Авги. По одной из версий Терфраст, царь Мисии, не подозревая о родстве, отдал свою дочь Авгу в жены Телефу, который тоже был в неведении.