7. ЭПИЗОДЫ В "ИСТОРИИ" ГЕРОДОТА

Как уже отмечалось, главная нить повествования Геродота (о вражде и борьбе Востока с Западом) постоянно прерывается (особенно в первых пяти книгах) отступлениями, так называемыми "эпизодами". Эпизоды 'бывают иногда значительного размера; рассказ о Египте, например, занимает всю книгу II. Эпизоды обыкновенно приводятся по какому-нибудь поводу, например при упоминании о каком-нибудь лице, предмете, действии, месте; попутно сообщаются сведения, имеющие более близкое или далекое отношение к нему.
Эпизодов в истории так много, что историческое повествование часто служит только рамкой, в которую вставлены рассказы, не имеющие прямого отношения к главной нити повествования.
Геродота интересовали история и география описываемых стран, лица и события, памятники и предания, природа и животные, жители, их, верования, нравы и обычаи, жилища и одежда, вера в чудеса и предзнаменования. Обо всем этом он говорит с эпическими подробностями, с любовью останавливаясь на деталях, на чисто анекдотических чертах.
С историко-литературной точки зрения особенно важны эпизоды, имеющие характер народной саги, новеллы и даже сказки, так как нам почти ничего неизвестно о существовании такой народной литературы в древней Греции доэллинистического периода. Однако такая литература, несомненно, существовала [1].
Что касается литературной обработки устного народного творчества, то мы имеем положительные исторические свидетельства о появлении литературных повестей прежде всего в Ионии и ее колониях - местностях, имевших гораздо более случаев соприкасаться с иноземными странами, нежели народы европейской Эллады.
Так, существовало собрание "Милетских рассказов", правда, может быть, более позднего времени сравнительно с временем Геродота[2], но "Сибаритские рассказы", упомянутые Аристофаном в "Осах" (ст. 1259 - Αἰσωπικὸν γέλοιον ἤ Συβαριτικόν), должны быть приблизительно современны Геродоту; вероятно, из них Аристофан приводит цитату в "Осах" (ст. 1435- 1440). В этих "Сибаритских рассказах", в противоположность басням Эзопа, действующими лицами были не животные, а люди[3].
Интересным доказательством склонности к созданию новелл в эту эпоху служит появление их в области исторического предания, где нам гораздо легче ознакомиться с ними. Как в средние века авторы новелл включали в круг обрабатываемых ими сюжетов рассказы о выдающихся деятелях этой эпохи и о важнейших ее событиях, окружая их цепью вымыслов и анекдотов, так точно и в Греции новелла вторгается в область истории и все исторические сочинения VII и VI веков до н. э. полны такими новеллистическими прибавками. Особенно благоприятными для создания вымыслов были образы древней истории Востока, с которыми греки тогда впервые стали знакомиться ближе. Но и история политических деятелей древней Греции была не чужда таких прикрас, как это видно по анекдотам о вполне историческом Солоне, о различных тираннах Греции, особенно интересовавших новеллистов, да и вообще по целому ряду рассказов, которыми полна "История" Геродота.
Вот список некоторых эпизодов новеллистического характера: 1) Гигес (I, 8-13); 2) Спасение Ариона дельфином (I, 23-24); 3) Солон и Крез (I, 26-54); 4) Детство Кира (I, 108-121); 5) Кир у массагетов (I, 204-214): 6) Опыт Псамметиха с целью узнать, какой народ самый древний (II, 2); 7) Елена в Египте (II, 113-116, 118-120); 8) Сокровищница царя Рампсинита (II, 121); 9) Эфиопия, Индия, Аравия (III, 17- 24, 102, 104-105, 107-113); 10) Кольцо Поликрата (III, 39-43); 11) Сын Периандра (III, 50-53); 12) Рассуждение о лучшем государственном строе (III, 80-83); 13) Хитрость Зопира (III, 150-160); 14) Дарий у скифов (IV, 126-136); 15) Спертий и Булис (VII, 134-137).


[1] См. т. I, стр. 60–62, 64–66, в частности, о египетских и ливийских рассказах, стр. 65, прим. 2.
[2] «Милетские рассказы» относятся скорее всего ко II веку до н. э., но сюжеты их взяты, несомненно, из старой ионийской новеллистики.
[3] Схолии к «Птицам»(471) и «Осам» (1259) Аристофана.