ГЛАВА XXIX. КАКИМ ОБРАЗОМ ИЗВЛЕЧЬ ИЗ МАТКИ УМЕРШИЙ ПЛОД

Если у беременной женщины умер в матке почти созревший плод и не может выйти сам, то надо прибегнуть к операции.
Такую операцию следует отнести к числу труднейших, так как она требует величайшего благоразумия и выдержки, и вместе с тем связана с огромным риском.
В данном случае, как и во многих других, прежде всего проявляется достойная удивления природа матки.
Сначала надо положить женщину на спину поперек ложа, и ее собственные бедра прижать к животу. Благодаря этому, во-первых, подвздошная часть живота делается открытой глазам врача, а во- вторых - ребенок проталкивается в устье матки. Последняя, в случае смерти плода, замыкает устье, и оно лишь время от времени немного приоткрывается. Пользуясь этим моментом, врач должен ввести в матку сначала смазанный жиром указательный палец левой руки и держать "го там, пока устье матки не откроется снова. Потом он должен будет ввести второй палец, а затем, пользуясь такими же благоприятными моментами, и другие пальцы, пока вся кисть не будет в матке.
Успеху этого дела много способствует как величина матки, так и крепость духа женщины, в особенности тогда, когда бывает необходимо в некоторых случаях ввести в матку даже обе кисти.
При этом очень важно держать как можно более теплыми нижнюю часть живота и нижние конечности больной; также важно использовать меры медицинской помощи своевременно, пока не начался воспалительный процесс. Ибо, если матка распухнет, то нельзя будет ни ввести в нее руку, ни извлечь ребенка, разве только с величайшим трудом; причем часто это сопровождается рвотой, ознобом и угрожающими смертью судорогами.
Безусловно, подведенная под мертвый плод рука тотчас почувствует его положение, а именно: лежит ли он вперед головой, или вперед ножками, или лежит поперек, притом так, что ближе находится или его ручка, или ножка.
Задача врача -- направить младенца рукой или на голову или па ножки, если он расположен иначе. Следовательно, если нет другого выхода, врач, захватив ручку или ножку ребенка, выпрямляет его тело, именно: при захвате за ручку поворачивает его вперед головой, при захвате за ножку - вперед ножками.
Если ребенок лежит вперед головой, надо ввести в матку гладкий со всех сторон и с коротким острием крючок и прочно вонзить его или в глаз, или в ухо, или в рот, иногда даже в лоб младенца, и затем врач, потянув крючок на себя, извлекает младенца.
Однако, нельзя извлекать младенца при каких угодно обстоятельствах. В самом деле, если это делать, когда устье матки сомкнуто, и не отпускать младенца, ребенок обрывается и острие крючка соскальзывает на самое устье матки. Это вызывает судороги и величайшую опасность для жизни матери. Следовательно, когда матка закрыта, надо приостановиться, когда откроется - слегка тянуть и, пользуясь такими моментами, постепенно извлекать младенца.
Тянуть крючок надо правой рукой, левой же, находящейся внутри матки, направлять к устью плод и одновременно крючок.
Нередко бывает, что мертвый младенец наполнен жидкостью и из него вытекает гнойное дурно пахнущее вещество. Если это так, то такое тельце надо пробуравить ногтем указательного пальца, чтобы жидкость вытекла и тельце убавилось в объеме. После этого младенца надо брать только руками, так как крючок, если его ввести в рыхлое тельце, легко соскальзывает. Выше сказано, какая от этого бывает опасность.
Если младенец лежит вперед ножками, то он извлекается тоже без труда; младенца свободно извлекают, захватив ножки непосредственно руками.
Если же положение плода поперечно и если нельзя было сделать поворота, то крючок вонзается в подмышки и зародыш начинают понемногу тянуть. Под действием крючка шея сгибается и головка отклоняется назад к туловищу. Выходом из положения является сечение шеи, чтобы потом отдельно извлечь и ту и другую часть тела.
Это сечение делается крючком, похожим на первый, но у которого весь конец с внутренней стороны заострен.
После следует поступать так: прежде всего извлекается головка, а остальная часть потом, так как, если извлечь сперва более крупную часть, то головка проскальзывает в глубину матки, и ее можно извлечь только с величайшим риском.
Но если это произошло, то на живот женщины надо наложить сложенный вдвое лоскут, а с левой ее стороны должен сесть сильный и понимающий дело человек, положить на нижнюю часть ее живота обе руки и надавливать одной на другую. От этого ускользнувшая головка начнет смещаться к устью матки. После этого она извлекается при помощи крючка таким же способом, какой был указан выше.
Если ближе к устью матки окажется одна ножка, а другая с другими частями тела будет глубже, то следует отсекать по частям то, что будет вытаскиваться. При этом, если появятся у отверстие матки ягодицы ребенка, их надо оттолкнуть назад, а, отыскав ножку, притянуть ее к устью.
И другие трудности, кроме указанных, создают иногда такое положение, что младенца, если он не выходит целым, приходится извлекать рассеченным на части.
Ребенка, когда он будет извлечен, следует передать лицу, которое помогает врачу. Тот должен держать его на руках, обращенных ладонями вверх. Врач же должен осторожно тянуть левой рукой пупочный шнурок, притом так, чтобы не оборвать его, а правой рукой идти по нему до тех частей, которые называются последом и которые служили внутри матки оболочкой для младенца. Захватив эти последние, он таким же приемом вынимает их из матки со всеми жилками и оболочками и все это отрезает; он удаляет также и сгустки крови, которые оказались внутри матки.
После всего этого больной сводят бедра и помещают в комнате, где поддерживают умеренную температуру и нет никаких сквозняков.
На нижнюю часть живота кладут свежеснятую шерсть, смоченную уксусом и розовым маслом.
Лечение в остальном должно быть таким, какое применяется при воспалениях и при таких ранах, которые бывают в мышечных тканях.