ГЛАВА XVIII. О ТРЕХ ВИДАХ БЕЗУМИЯ

Итак, лечение лихорадок изложено. Но существуют другие болезни тела, которые поражают его неожиданно; из них я сейчас остановлюсь на тех, которые нельзя применить к определенным частям тела.
Я начну с безумия и, прежде всего, с той его разновидности, острой и сопровождающейся лихорадкой, которая названа греками phrenitis. Прежде всего, следует указать на то, что иногда во время приступа больные теряют рассудок и говорят что-то несуразное. Болезнь эта нелегкая и может проявиться только при сильнейшей лихорадке, притом она не опасна, потому что обыкновенно приступ бывает кратковременным, и с ослаблением его тотчас возвращается рассудок. Этот вид болезни не требует иного лекарства, кроме того, которое применяется при лечении лихорадки.
Безумие же (phrénesis) имеет место только тогда, когда наступает стойкое помешательство; или когда больной хотя и сохраняет рассудок, но имеет какие-то ложные представления; болезнь становится определившейся, - выясненной, когда ум больного оказывается во власти этих представлений. Существует много видов этой болезни, так как одни из таких душевнобольных - веселые, другие - печальные; одни ведут себя сравнительно спокойно, и безумие их проявляется только в речах, другие вскакивают и, буйствуя, пускают в ход руки, причем из этих последних одни прибегают к прямым (нападениям, другие же прибегают к хитрости, изыскивая способ совершить насилие, притворяются вполне здоровыми, но в конце концов выдают себя. Излишне применять чересчур строгие меры обуздания в отношении тех, у кого безумие проявляется в речах или кто проявляет легкие насильственные действия; тех же, кто ведет себя буйно, приходится заковывать в цепи, чтобы они не повредили ни себе, ни другому. Нельзя верить душевнобольному, если он, находясь в оковах и желая освободиться от них, начинает разговаривать разумно, вызывая к себе сострадание; дело в том, что это хитрость безумного. Древние почти всегда державшие таких больных в темном помещении, чтобы ничто не могло их испугать, к тому же считали, что сама темнота, в какой-то мере, создает душевное спокойствие.
Нo Асклепиад говорит, что их следует держать на свету, так как самая темнота их пугает. II то и другое верно относительно: одного более возбуждает свет, а другого темнота. Петь и такие, для которых безразлично то или другое. Поэтому лучше всего испробовать оба способа и держать на свету того больного, которого пугает темнота, и в потемках того, который боится света. Если же это для больного безразлично, то больного, у которого достаточно сил, следует поместить в светлом месте, а если он слаб, то в темном.
Когда безумие достигает высшей степени, применять лекарство бесполезно, потому что у больного одновременно возрастает и лихорадочное состояние. Поэтому в таких случаях надо только сдерживать бального; когда же обстоятельства позволят, то не медля· нужно оказать лечебную помощь. Асклепиад учил, что кровопускание, в таких случаях, равносильно умерщвлению больного. Он исходил из того соображения, что во-первых, нет безумия без сильной лихорадки, во-вторых, неправильно было бы пускать кровь, не дождавшись прекращения припадка. Сам он старался их усыпить продолжительными растираниями; хотя усиление лихорадки препятствует сну, а растирание бесполезно, кроме как в случаях ослабления лихорадочного состояния.
И гак, приходится отвергнуть и этот способ лечения. Что тогда остается? В минуту крайней опасности с успехом делается многое, что в другое время не применяется. Постоянная лихорадка имеет периоды, когда она, хотя не прекращается совсем, однако и не усиливается; это не самое лучшее время, однако оно относительно благоприятно для применения лекарств. Если при этом силы больного позволяют, то следует даже пустить кровь. Не следует раздумывать нужно ли (в данном случае) очищение желудка. Потом, спустя день, нужно обрить ему голову и класть припарки на отваре тех видов вербены, которые имеют успокоительное действие, или сначала класть припарки, потом остричь и вторично класть припарки. Наконец, следует смочить голову свежим розовым маслом и заложить его в нос; дать шюхать руту, растертую в уксусе; вызвать чихание соответствующими средствами.
Однако, это следует применять к тем, у кого сохранилось достаточно сил. Если же больной слаб, то нужно лишь смачивать голову розовым маслом с добавлением тимьяна или чего-нибудь подобного ему. При любом состоянии сил, полезны два вида растений: паслен и стенница (herba, muralis), если выжатым из них соком намазывать голову. Когда же лихорадка ослабеет, необходимо прибегнуть к растираниям; однако, нужно быть осторожнее с теми, у кого безумие соединено с веселостью, чем с теми, у кого оно связано с подавленным состоянием.
Ко всем душевнобольным необходимо подходить сообразно с природными свойствами каждого из них. В самом деле, у одних надо рассеять ложный страх, например, когда боящемуся умереть с голоду очень богатому человеку, часто говорят о получении мнимых наследств. У других необходимо обуздывать вспышки буйства, как бывает с теми, для укрощения которых приходится даже применять физическое воздействие; у третьих же надо прекращать бессмысленный смех порицанием и угрозами; четвертых надо отвлечь от печальных мыслей гармонической музыкой, кимвалами и другими шумовыми эффектами.
Однако, следует с больными чаще соглашаться, чем им противоречить; и понемногу, хотя и не так заметно, надо, освобождая рассудок от бессвязных идей, подводить к более осмысленным. Иногда даже следует отвлечь внимание больного, как это делается в отношении образованных людей, которым читают книгу, или хорошо, чтобы доставить больному наслаждение, или нарочно плохо, чтобы такое чтение вызвало их протест, ведь исправляя, они начинают приходить в себя. Их также надо заставлять говорить наизусть, - если они что-нибудь помнят.
Также некоторым, отказывающимся есть, возвращали аппетит тем, что их помещали среди обедающих. Всем таким больным особенно необходим сон, хотя они засыпают с трудом; ведь большинство выздоравливает благодаря ему. Для усыпления, равно как для успокоения ума, полезно прикладывать к голове шафрановую мазь, смешанную с ирисовой. Если больные все же не засыпают, то некоторые вызывают сон, давая для питья воду прокипяченную с маком или беленой; другие кладут под - подушку головки мандрагоры; иные же прикладывают ко лбу амом (кардамон) или сок тутового дерева. Асклепиад утверждал, что эти средства излишни, так как они часто вызывают летаргию. Сам же он предписывает в течение первого дня больному не давать ни еды, ни питья и мешать ему засыпать, а вечером дать для питья воду; тогда же сделать легкий массаж так, чтобы человек, который будет это делать, не нажимал сильно. Затем, в течение следующего дня проделать все то же, а вечером дать больному ячменную похлебку и воду и опять сделать массаж, посредством которого мы намерены добиться, чтобы наступил сон.
Это иногда удается и даже с таким результатом, что излишний массаж, по его же (Асклепиада) собственному признанию, связан с опасностью вызвать летаргию. Но если сна таким. путем не добились, тогда уже следует прибегнуть к вышеназванным лекарствам, соблюдая, конечно, осторожность, которая необходима, чтобы мы могли впоследствии разбудить того, кого стремились усыпить. В какой-то мере способствует усыплению рядом падающая вода (фонтан), или прогулка после еды, особенно качание подвешенной постели ночью. Иногда, если рассудок не прояснился и сон не наступил, необходимо, сделав надрез, поставить на затылок кровососную банку, если раньше не была пущена кровь. Дело в том, что применение кровососной банки облегчает болезнь и даже может вызвать сон. В пище также следует соблюдать умеренность, так как не годится перекармливать больного, чтобы не вызвать припадка и, конечно, нельзя мучить его голодом, чтобы слабость не довела его до желудочных колик. Следует давать больному легкую пищу и особенно супы, а для питья медовую сыту, причем достаточно зимой давать ее по три киафа, а летом по четыре.
Существует другой вид помешательства, который имеет более длительный период; обычно он начинается без лихорадки, а позже вызывает легкие лихорадочные состояния.
Этот вид болезни характеризуется мрачными настроениями, которые, по-видимому, зависят от черной желчи. При таком помешательстве полезно кровопускание. Если что-нибудь этому препятствует, то первое средство - воздержание от пищи, а второе - очищение желудка белой чемерицей и вызывание рвоты. После того или другого по выбору, дважды в день применить растирания, а если больной станет чувствовать себя лучше, то кроме того, следует применять частые физические упражнения; натощак вызвать рвоту; пищу надо давать без вина и средней питательности. Всякий раз как я буду говорить о пище такого рода, следует знать, что можно также давать пищу очень слабой питательности, но не ограничиваться только ею; пища же самой высокой питательности должна быть устранена. Кроме того, желудок таких больных следует оберегать, как самый чувствительный орган; больных освобождать от всяких страхов и лучше внушать им надежду; доставлять им развлечение рассказами и играми, особенно теми, в которые они привыкли играть в здоровом состоянии; хвалить работы больного если они у него есть, каковы бы они ни были, помещая их перед его глазами; слегка осуждать его за его мрачное настроение, настойчиво указывая, что обстоятельства, которые его беспокоят, скорее являются поводом к радости, а не к тревоге.
Если присоединится и лихорадка, то ее следует лечить так же, как и другие виды лихорадок.
Третий вид безумия является из всех самым длительным, причем он обычно жизни больного не угрожает; он поражает людей с крепким организмом. Существует две разновидности такого именно заболевания, а именно: одних больных преследуют навязчивые образы. при сохранении рассудка; как передают поэты, безумный Аякс или Орест сохраняли сознание; другие теряют рассудок. Если больных преследует навязчивые образы, то, прежде всего, следует выяснить, чем сопровождается это безумие, состоянием подавленности или веселостью. При подавленном состоянии больных, надо давать им для очищения желудка черную чемерицу, при веселом - белую для возбуждения рвоты; если этого лекарства больной в виде литья не принимает, то давать его вместе с хлебом, лишь бы он принял лекарство даже не подозревая этого.
Ведь, если больному хорошо очистить желудок, то он, большей частью, будет иметь облегчение в болезни. Однако, если чемерица, данная один раз, мало помогла, спустя некоторое время следует дать ее вторично. Нельзя забывать, что болезнь у больного с веселым настроением протекает легче, чем у мрачно настроенных.
Также обязательным при всех видах болезней остается следующее: когда желудок надо очистить низом, его предварительно надо расслабить, а когда верхом - закрепить. Если же рассудок у больного помутился, то его лучше всего лечить некоторыми мерами принуждения. Когда больной говорит или делает что-нибудь несуразное, его обуздывают голодом, заключением, мерами физического воздействия. Его заставляют сосредоточить внимание на чем-либо, заучивать что-нибудь наизусть и запоминать; и получится то, что под влиянием страха больной понемногу начинает задумываться над тем, что он делает.
При такой болезни полезно даже неожиданно испугать больного, заставить больного в страхе вскочить и полезно почти все то, что сильно действует на сознание. Ведь может наступить некоторое изменение, когда рассудок будет выведен из того состояния, в котором он пребывал. Также имеет значение, смеется ли больной постоянно сам с собой без причины; или же он находится в состоянии уныния и подавленности; ведь безумие с веселым настроением лучше излечивается при помощи запугивания, о чем я сказал выше; если же у него безутешная тоска, то полезно применять дважды в день легкое, но продолжительное растирание; также поливать с головы холодной водой, погружать тело в воду и масло. Общие средства таковы: душевно-больные должны энергично заниматься физическими упражнениями, применять частый массаж; нельзя давать им ни жирного мяса, ни вина, а кормить после очищения желудка блюдами средней питательности, притом самыми удобоваримыми; не следует оставлять их одних, или среди незнакомых, или среди тех, кого они презирают, или кем они не дорожат. Необходимо менять местопребывание и, если рассудок возвращается, ежегодно совершать путешествие.
Хотя редко, но иногда безумие возникает от испуга. Эта категория душевной болезни сходна (с предыдущей) и лечится подобным же образом, за исключением только того, что при этом виде безумия полезно давать вино.