Cod. 176. Феопомп

Автор: 
Автор: 
Переводчик: 

Феопомп с Хиоса (др. греч. Θεόπομπος, ок. 376 - после 315 гг. до н. э.), греческий историк и оратор, современник Эфора. Ученик Исократа. Изгнанный из Афин вместе с отцом за сочувствие Спарте, вернулся на родину только в 333/332 г. по распоряжению Александра Великого, после смерти которого бежал в Египет. Автор двух исторических произведений. Элленика (история Греции) в 12 книгах описывала историю Греции с 410 по 394 гг., а следовательно, продолжала сочинение Фукидида; Филиппика (история Филиппа) в 58 книгах (фр.) была крупнейшим произведением греческой историографии; посвященное правлению македонского царя Филиппа II, с 360 по 336 гг. до н. э., благодаря развернутым отступлениям, оно излагало всемирную историю эпохи. Древние причисляли Феопомпа наряду с Геродотом и Фукидидом к исторической классике, его стали меньше ценить со времен Адриана, но, несмотря на это, Филиппика просуществовала почти целиком до IX в., когда ее читал и составил сокращенный вариант патриарх Фотий.

Прочитан исторический труд Феопомпа в пятидесяти трех книгах, которые сохранились. Некоторые из древних авторов говорят, что книги 6, 7, 29, 20 и 30 отсутствовали (уже в их время), поэтому и я их не читал. С другой стороны, Менофан,[1] упоминающий Феопомпа [древний писатель, которого не стоит воспринимать всерьез], заявляет, что 12 книга так же потеряна, но мы читали ее вместе с другими.
Она содержит историю египетского царя Aкориса.[2] Автор сообщает, что он заключил союз с барсийцами[3] и принял сторону царя Кипра Эвагора[4] против персов; как, неожиданно для себя, он (Эвагор) он занял кипрский трон, захваченным Абдемоном из Китиума,[5] который властвовал над островом; каким образом греки Агамемнона заняли Кипр, после изгнания подданных Кинира,[6] остатки которых составили население Аматуса, где до сих пор существуют их потомки.[7] Как царь (Персии)[8], намереваясь начать войну с Эвагором, поставил стратегом войска Антофардата, сатрапа Лидии, а Гекатомна назначил навархом. Автор рассказывает о мире, который царь заключил с греками, отблагодарив за оказанные услуги,[9] но не оставил вражду против Эвагора, усилив ее еще больше, и каким успешным вышло морское сражение, состоявшееся у Кипра.[10] Как Афинское государство пыталось остаться верным своим договорам с царем, но спартанцы, полные гордости, открыто его нарушали. Каким образом был заключен Анталкидов мир, и о Терибазе, ответственным за ведение воны с Эвагором, о том, как последний ответил хитростью на хитрость, подставив его (Терибаза) под подозрения персидского царя и заключил соглашение с Оронтом.[11] Он сообщает, что когда Нектанеб узурпировал египетский трон,[12] Эвагор отправил послов к лакедемонянам и, о том как окончилась война на Кипре.[13] О Никокреоне, устроившем заговор, но разоблаченным удивительным образом и бежавшем. О том как Эвагор и его сын Пнитагор одновременно любили выжившую дочь Никокреона и без ведома друг друга одновременно получали от нее удовлетворение своей страсти. Это происходило благодаря стараниям евнуха Фрасидея из Элиды, пользовавшегося этой их страстью к девушке. Оба они и пали жертвой заговора того же евнуха.[14]
Автор сообщает о том, что царь Египта Акорис[15] заключил союз с писидийцами[16] и, пользуясь случаем, описывает их страну и, соседний Аспендос.[17] Он говорит о врачах Книда и Коса, которых именуют Асклепиадами; первые из них прибыли из Сира, будучи потомками Подалира.[18] Он также говорит о прорицателе Мопсусе и его дочерях - Роде, Мелиаде и Памфилии, которые дали названия (городам) Мопсестии и Родии в Ликии, и стране Памфилии.[19] Он сообщает как Памфилия была колонизирована греками и о гражданской войне (с местным населением). Ликийцы во главе со своим царем Периклом пошли войною против телмесцев[20] и не прекращали сражаться, пока не заперли граждан в стенах, заставив вести переговоры. Таково содержание 12 книги, которую Менофан считает утерянной.
Феопомп прибыл с Хиоса и был сыном Дамосистрата. Он говорил, что был изгнан из своей страны вместе с отцом, который был осужден за поддержку спартанцев. Ему было разрешено вернуться на родину после смерти отца, и его возвращение стало возможным благодаря письму от царя Александра Великого гражданам Хиоса. Феопомпу было тогда 45 лет. После смерти Александра, под угрозой изгнания, исходившей отовсюду, он прибыл в Египет. Птолемей,[21] царь этой страны, не только не желал принимать у себя писателя, но и чуть было не лишил его жизни, как человека постоянно вмешивающегося в большинство дел, если бы некоторые из друзей не спасли его своим ходатайством.
Сам он говорит, что являлся современником афинянина Исократа, Феодекта[22] из Фазелиса и Навкрата[23] из Эритреи; и эти трое, говорит он, считали его первым среди греков, кто занимал место в красноречии. Но из-за своей бедности Исократ и Феодект за деньги писали речи и, будучи софистами, занимались обучением молодых людей, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Сам же он и Навкрат были достаточно обеспеченны и думали лишь о том, чтобы совершенствоваться в философии и красноречии. И нет ничего что может отрицать его заявление на первенство среди авторов его времени, потому что он не только составил речи по ораторскому искусству, в которых было более 20 000 строк, но и более чем 150 000 строк, в которых отражены исторические события и дела греков и варваров до его времени. Кроме того, он говорит, что в Греции не было города или более менее значимого места, которые он не только не посещал, но и давал общественные лекции, заслуживая большую славу своим ораторским талантом. Говоря о себе, таким образом, он одновременно заявлял, что ведущие писатели прежних времен сильно уступают авторам его времени, по сравнению с которым, первые не заслуживают даже второго места. И это очевидно - говорит он, - судя по книгам, написанным теми и другими, ибо искусство писать претерпевает быстрое развитие. Но кто являются теми, более древними авторами, о которых он говорит? Я не могу определить это ясно, потому что если он имеет ввиду Геродота и Фукидида, то сильно ошибается, ибо эти двое намного его превосходят. Без сомнения это историки Гелланик[24] и Филист,[25] их он имеет в виду или, возможно, он намекает на Горгия,[26] Лисия[27] и других подобных авторов, живших незадолго до него и, которые не намного уступают ему в своих сочинениях. Но это мнение Феопомпа.
Говорят, с другой стороны, что Эфор и он были учениками Исократа. И в том можно легко убедиться по их сочинениям, ибо обороты и стиль Феопомпа часто подражают Исократу, с той разницей, что они не так точны и отточены. Он (Исократ) так же предложил им исторические темы: с древних времен - Эфору, а события в Греции, где окончил Фукидид - Феопомпу, соразмеряя, таким образом, задачи в соответствии с их талантом и манерой (письма). Вот почему предисловия их историй имеют большое сходство друг с другом в смыслах и целях, как будто оба начали работу с одного и того же. Но Феопоимп, многочисленными отступлениями на всякие темы, растягивает свой исторический труд. Именно поэтому Филипп,[28] который вел войну против римлян, извлек и сгруппировал деяния Филиппа,[29] взяв это все только из Феопомпа, и свел их в 16 книг, не добавляя ничего своего и не упуская ничего кроме отступлений. Дурис Самосский в первой книге своей истории говорит так: "Эфор и Феопомп намного уступают другим писателям. Они, по сути, не обладают ни точностью в сообщении, ни красотой стиля, а обеспокоены лишь простым написанием". Однако сам Дурис значительно уступает в этом отношении тем авторам, которых критикует. Является ли это обвинение ответом на претенциозное заявление Феопомпа, который даже, не назвал писателей бывших на втором после него месте? Я не могу так сказать, но я могу утверждать, что ни один из этих двух авторов не заслуживают его осуждения. Клеохар из Мирлеи[30] разделяет мои чувства, так как, сравнивая учеников Исократа и Демосфена, он говорит, что речи первых напоминают строй старых вооруженных солдат, а рукописи вторых - группы атлетов; это не значит, что мы должны помещать на последнее место учеников Исократа, но избрать середину. Но нет сомнений, что в своих сочинениях Феопомп не уступает ни одной работе Исократа.
Это то, что я должен рассказать об этом писателе. В нескольких словах я поведал о его личности, образовании, о времени когда он жил, его современниках, о его трудах, общественной жизни, его литературном стиле и о превратностях его существования.


[1] Неизвестный писатель, который, должно быть, жил, примерно, в начале нашей эры.
[2] Aкорис – фараон Египта в 392–379 гг. до н. э.
[3] Жители города Барка, что в Киренаике.
[4] Эваго́р или Евагор (греч. Εὐαγόρας) — царь кипрского города Саламина, с 410 до н. э. по 374 до н. э. из рода Тевкридов. Был в дружбе с афинянами и способствовал их сближению с персами против спартанцев. Сначала боролся с Абдемоном.
Стремление Евагора к захвату всего Кипра привело к разрыву его с Персией. После десятилетней войны был вынужден ограничиться властью над Саламиноми платить персам дань. Умер в 374 до н. э.
[5] Абдемон (греч. Αυδήμονας) — один из царей Кипра в конце пятого столетия до н. э. По происхождению был финикиец и был рожден либо в Тире, либо в Китионе на Кипре. В 415 году был выбран финикийским правителем Саламина. Абдемон заставил Эвагора, происходящего из греческой династии, покинуть город и уйти в изгнание в Солы. В 411 году Эвагор со своими сторонниками вернулся и сверг Абдемона.
[6] Кинир (др. — греч. Κινύρας) — мифический первый царь Кипра, основатель кипрского культа и первый жрец Афродиты. Он принадлежит ещё финикийской эпохе Кипра, но поселившимися впоследствии на острове греками был включен и в греческие мифы. Сын Сандока и Фарнаки (или сын Пафоса, или сын Пигмалиона и Галатеи), или сын Аполлона и Пафы (либо возлюбленный Аполлона). Любимец Аполлона и Афродиты, бог осыпал его богатствами.
По Гомеру, он прислал Агамемнону богатые доспехи, когда слава о троянской войне дошла до Кипра. Менелай и Одиссей прибыли на Кипр убеждать Кинира присоединиться к походу на Трою. Кинир подарил панцирь Агамемнону и поклялся, что пошлет 50 кораблей, но послал лишь один, а остальные вылепил из земли и пустил в море, тем самым формально исполнив клятву.
[7] Аматус или Амафунт (греч. Αμαθούς) — один из древнейших городов Кипра, находящийся на южном побережье острова. Легендарным основателем города считается Кинир.
[8] Артаксеркс II.
[9] Афинянин Конон оказал большую помощь Артаксерксу: он, совместно с Фарнабазом, командовал объеденным (Афиняне, персы, финикийцы, киприоты, киликийцы) флотом в сражении при Книде, в 394 г. до н. э., где одержал победу над спартанцами. Артаксеркс заключил с греками мирный договор, включив туда и спартанцев, которые этот договор, спустя некоторое время, нарушили.
[10] В 381 г. до н. э., у г. Кития Конон одержал победу над флотом Эвагора, и тот был вынужден укрепиться в Саламине, но в 380 г. до н. э., наконец, был вынужден подчиниться персидскому царю и выплачивать ему ежегодную дань.
[11] См. Диодор Сицилитйский, XV, 8, 2–5 и XV, 9, 1–2.
[12] Нектанеб I (по–египет. Хеперкара Нехтнебеф) — фараон Древнего Египта, правивший в 380 — 362 годах до н. э. Первый фараон XXX (Себеннитской), последней коренной древнеегипетской династии. Нектанеб I был родом из Себеннита (егип. Теб–Нутер). Он занял престол, свергнув Неферита II. Своей резиденцией сделал родной город Себеннит.
[13] В 380 г. до н. э., см. ссылку 11.
[14] Диодор Сицилийский (XV, 47,8.), сообщает, что Эвагор пал жертвой евнуха Никокла. Никокл правил Саламином Кипрским 374—368 гг. до н. э. Существует мнение, что Диодор ошибался, и Никокл был сыном Эвагора.
[15] Фараон Египта, ранее оказывал помощь Эвагору военными кораблями в его войне с Персией.
[16] Писидия (греч. Πισιδία) — историческая область в Юго–Западной Малой Азии. На юге граничит с Ликией, на севере с Лидией, на востоке с Памфилией, на западе с Карией.
[17] Город в Памфлии.
[18] Врачи этих городов имели высокую репутацию и считали себя потомками Подалира, сына Асклепия, бога медицины. Подалир, после участия в Троянской войне, поселился в Сире.
[19] Памфилия (др. — греч. Παμφυλία, лат. Pamphylia) — в древности прибрежная область в южной части Малой Азии, между Киликией и Ликией.
[20] Город в Ликии.
[21] Птолеме́й I Соте́р — сатрап, а затем и царь Египта, правил в 323 — 283/282 годах до н. э. Родоначальник династии Птолемеев.
[22] Феодект, ( Θεοδέκτης) ликиец из Фаселиды, ученик Исократа, Платона и Аристотеля, жил в начале IV в. до Р. Х. Сначала он посвятил себя изучению греческой риторики, потом трагической поэзии и получил награду в состязании, устроенном Артемисией в честь Мавсола.
[23] Навкрат (Ναυκράτης). Так же, греческий поэт, имевший риторической состязание с Феопомпом и Феодектом, предметом которого была похвала Мавзола, умершего царя Карии.
[24] Гелланик (Гелланик Митиленский, Гелланик Лесбосский, др. — греч. Ἑλλάνικος, лат. Hellanikos) из Митилены на Лесбосе, ок. 485 — ок. 400 гг. до н. э., греческий историк, современник Геродота.
[25] Филист Сиракузский (ок.430 — 356/355 до н. э.) — древнегреческий историк, политический деятель и военачальник. Автор несохранившегося до наших дней исторического труда «История Сицилии» в 13 книгах. Труд этот был создан по образцу сочинения Фукидида и излагал историю Сицилии с древнейших времен до первых лет правления Дионисия Младшего.
[26] Горгий (др. — греч. Γοργίας; 483 до н. э., Леонтины, Сицилия — 380 до н. э., Ларисса, Фессалия) — древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э.
[27] Ли́сий (греч. Λυσίας, ок. 445 г., в Афинах — 380 г. до н. э.) — афинский оратор, логограф.
[28] Филипп V (греч. Φίλιππος, 238—179 годы до н. э.) — сын Деметрия II, с 221 год до н. э. царь Македонии.
[29] Филипп II (греч. Φίλιππος, 382—336 годы до н. э.) — македонский царь, правивший с 359 года до н. э. Отец Александра Великого.
[30] Ритор III в. до н. э.