Род

    Род
  •          (лат. gens). Термин Р. как таковой не выражает общее происхождение, первоначальное кровное родство его членов между собой, но обозначает установленное при основании Римского государства объединение семейств по десять в одну курию, с общими религиозными обязанностями и обрядами (sacra), одним и тем же именем (взятым или из выдающегося семейства этой курии, или от одного храброго военачальника, происшедшего из ее среды) и общим уделом земли. Поскольку в одинаковом смысле со словом gens употреблялось и слово genus, то обычно полагают, что этим словом обозначается общее происхождение и первоначальное родство. Уже у самих римлян понимание слова gens допускало сомнение. Это явствует из тяжбы патрицианских Клавдиев с плебейскими Марцеллами (оба они принадлежали к роду Клавдиев) о наследстве вольноотпущенного: первые основывали свои притязания на gens, а последние — на stirps (происхождении по прямой линии от общего предка, родственная связь, более узкая, чем gens, но более широкая, чем familia). Во всяком случае, в позднейшие времена к одному и тому же Р. принадлежало много семейств, которые или никогда не были в родстве друг с другом, или у которых нельзя было проследить кровного родства. Фамилии (familiае) были подразделениями одного рода, хотя слово «фамилия» иногда неточно употреблялось вместо слова Р. В каждом роде следует различать полноправных, настоящих гентилов, и второстепенных гентилов, т. е. вольноотпущенных и клиентов, носивших имя этого рода, но не пользовавшихся никакими правами, кроме покровительства Ρ и фамилии, к которым они принадлежали. В древнейшие времена Р. могли быть только у патрициев, так как они были единственными полноправными гражданами, и, вероятно, когда-то существовало определенное число таких Р. в трех коренных трибах Рамнов (Rarrmes), Тициев (Tities) и луцеров (Luceres). Плебейские семейства, возвышенные Тарквинием Приском до звания патрициев, назывались gentes minores (младшие Р.), в отличие от родов Рамнов, Тициев и Луцеров, названных majores (старшие). На место вымерших Р. в период царей и позже неоднократно принимались новые, но это стало делаться все реже и реже, вследствие чего число коренных патрицианских Р. сильно уменьшилось (см. Патриции). Начиная с Сервия Туллия, появились и плебейские семейства, пользовавшиеся между собой правами гентилов; однако они не имели права участия в куриях, ауспициях и т. п. Часто в одном и том же Р. находились фамилии и патрициев, и плебеев, напр., в Р. Клавдиев, Корнелиев, Юниев и др. Это происходило оттого, что одна плебейская фамилия была принята в число патрициев, между тем как родственные ей фамилии оставались плебеями, или оттого, что патриций в неравном браке (до закона Канулея) приживал детей плебейского сословия, или же оттого что вновь принятые в число граждан получали имя того, кто исходатайствовал им право гражданства, напр. Корнелии, названные по Сулле.
  •          Права гентилов.
  •        1. Права отдельных лиц по отношению к самому Р. Сюда относится право на помощь, поддержку и заступничество во всякой нужде и всяком затруднении, напр., при судебном обвинении, аресте, несовершеннолетии (см. Опека). Каждый член имел право на общее имущество, которым владел Р., на погребение (sepulcrum), в котором хоронились все гентилы, на общие религиозные отправления (sacra), на которые, однако, можно смотреть как на обязанность.
  •        2. Права самого Р. относительно отдельных членов. Отдельные члены в интересах своего Р. были ограничены в своих личных правах. Так, Р. был застрахован от опасности потерять имущество своего члена, и поэтому никакое духовное завещание, никакое усыновление (аррогация) не могли совершиться без согласия на это гентилов (см. Адоптация). Равным образом гентилы пользовались правом на наследство своего умершего сочлена, не оставившего духовного завещания или не имевшего ближайших родственников (sui и agnati). Заботой об общем имуществе Р. объясняется cura furiosi (защита интересов безумных) и prodigi (расточители, промотавшие свое имущество и лишенные претором права (соmmercium) им распоряжаться, если не было агната, см. Опека). Наконец, следует еще сказать, что для отдельных членов решения (decreta) всего Р. были обязательны; напр., Р. Манлиев запретил носить имя Марк, а Р. Клавдиев — имя Луций.
  •        3. Отношения Р. к государству касаются только патрицианских родов. При своем основании государство состояло лишь из Р., и гражданскими правами (напр. правом голоса в комициях) пользовались только те, кто принадлежал к какому-либо роду. Сервий Туллий положил конец этой исключительности, так как нашел другое основание для развития гражданской и военной жизни римлян, а именно ценз. Оставшиеся за патрицианскими Р. преимущества ограничивались религиозными ритуалами, касавшимися ауспиций и некоторых почетных духовных должностей, доступных исключительно патрициям. Говоря о религиозных обрядах отдельных Р., следует заметить, что некоторые из них были просто частными (sacra privata), а другие — публичными (sacra publica), т. е. такими священнодействиями, заведование которыми государство поручило известным Р. как наследственное право. Такого рода обязанности имели Р. Аврелиев, Юлиев, Пинариев, Фабиев и др. В период императоров древние Р. утратили всякое значение, и понятие «род» все более приравнивалось к понятию «фамилия».