Адоптация

    Адопта́ция
  •          (лат. adoptatio, усыновление), обряд усыновления. Широко была распространена в греческом и римском праве. Различают:
  •          а) адоптацию в узком смысла слова, когда лицо, которое хотят усыновить, само еще находится под отеческой властью, и
  •          б) аррогацию (arrogatio), если усыновляемый достиг уже гражданской самостоятельности, то есть стал человеком sui juris.
  •          Собственно А. совершалась претором с помощью троекратной манципации (см. Манципация) в сочетании с манумиссией. Аррогация (arrogatio) совершалась в куриатных комициях на основании куриатного закона (lex curiata). Жрецы предварительно наводили справки о том, не пострадают ли от усыновления обряды семейного богопочитания и есть ли достаточное основание (justa causa) для аррогации. Без этого усыновление не разрешалось. При обеих процедурах усыновляемый окончательно переходил в семью усыновителя. Он принимал имена своего нового отца, обозначая свою прежнюю принадлежность к другому роду только посредством второго когномена, образуемого в таком случае с окончанием «-anus», напр. Публий Корнелий Сципион Эмилиан (Aemilianus); впрочем, имена некоторых родов представляли исключение. Иногда патриции домогались усыновления со стороны плебеев для того, чтобы сделаться народными трибунами, напр. Корнелий Долабелла и П. Клодий. Женщины не имели права усыновлять ни посредством Α., ни посредством аррогации. Они не могли и сами подвергаться аррогации, но аррогация могла распространяться и на несовершеннолетних женщин. В императорскую эпоху право А. распространилось на женщин и вольноотпущенников. Своеобразный вид усыновления составляло усыновление по завещанию, состоявшее в том, что кто-либо, назначая по завещанию известное лицо своим наследником, делал его в то же время и своим сыном, причем это лицо не теряло своих прежних прав агнатства. В период Империи А. играла особую роль при наследовании императорского престола. Так, Юлий Цезарь назначил Августа своим сыном и наследником. Во времена Империи часто случалось, что императоры в силу своей верховной власти усыновляли своих наследников без прежних формальностей. Таким образом, напр. Нерва усыновил Траяна, Адриан — Антонина Пия и т. д. С 98 г. и до II в. н. э. А. была единственным способом выбора наследника престола.
  •          В Афинах усыновление было возможно и при жизни приемного отца, и после его смерти, в силу его завещания. Кроме того, если завещания не было и умерший не оставил сыновей, то родственники или государство усыновляли умершему и вводили в его семью того, кто имел ближайшие права наследования. Усыновлять мог только совершеннолетний, не состоящий под опекой и не лишенный свободы гражданин, причем только в том случае, если он не имел детей мужского пола. Если у усыновителя были дочери, то обычно приемный сын обручался с одной из них. Усыновлять можно было только аттического гражданина.