Одиссей

    Одиссе́й
  •          и «Одиссе́я» (греч. Ὀδυσσεύς, лат. Ulixes), в греч. мифологии легендарный герой Троянского цикла, царь Итаки. Отцом О. был Лаэрт, сын Аркейсия, а матерью — Антиклея, дочь мудрого Автолика; его жена Пенелопа была дочерью Икария и Церибеи или Поликасты (см. Гиппокоонт) Послегомеровские сказания, которые старались связать родством доисторических персонажей, отличавшихся остротой ума, делают его сыном Сизифа и Антиклеи, рожденным до ее брака с Лаэртом. Сразу же после рождения мальчика Автолик, прибывший тогда с Парнаса на Итаку, дал ему имя О. — «сердитый», «ибо я пришел на землю сердитый на многих» (Гомер, «Одиссея»). Имя это, вероятно, имеет отношение к гневу, в котором О. избивает женихов. В «Одиссее» же имя это получает страдательный смысл — «подверженный гневу богов». Из событий его юности Гомер упоминает о том, как О., посетив своего деда Автолика, был там ранен на охоте диким кабаном. Далее он повествует о путешествии героя в Мессену, куда его послал Лаэрт, чтобы юноша потребовал вознаграждение за овец, похищенных мессенянами с Итаки. Там О. встретил ищущего своих лошадей Ифита, который подарил ему огромный лук своего отца Эврита, получив от него взамен меч и копье. По одному позднейшему сказанию, Пенелопа досталась ему в жены как приз за состязание в беге, а по другому — ее сосватал за О. Тиндарей у своего брата Икария, в благодарность за то, что она дала ему разумный совет заставить женихов Елены поклясться, что они будут мстителями за всякое оскорбление избранному ею жениху. Телемах, сын О. и Пенелопы, был еще грудным ребенком, когда О. после долгих просьб Агамемнона решился принять участие в походе под Трою. На 12 кораблях он повел туда кефаленцев. Под Троей О. отличался храбростью, смелой предприимчивостью, красноречием, хитростью и ловкостью, поэтому к его услугам прибегали для посольств и переговоров. После смерти Ахилла ему достается в споре с Аяксом (Эантом), сыном Теламона, оружие героя. Он был первым лицом в греческом лагере, и, благодаря его разумным советам и деятельному участию, Троя наконец была взята (см. Троянская война). Когда после разрушения Трои О. вместе с другими греками отправился на родину, морская волна прибила его корабли к Исмару, городу киконов на фракийском берегу, где при ночном нападении на город он потерял 72 своих спутника. При дальнейшем плавании, когда он хотел обогнуть мыс Малею, буря опять унесла его корабли и после 9 дней прибила их к земле лотофагов на ливийском берегу. Троих его спутников, посланных на разведку, местные жители угостили сладким лотосом, и они пожелали остаться в земле лотофагов, так что О. был вынужден палкой загнать их на корабли. Земля лотофагов была последним реальным пунктом в странствованиях О.; дальнейшее его плавание происходит в фантастических странах отдаленного Запада, в стране чудес, отдельные местности которой невозможно географически определить. Прежде всего О. прибыл в землю циклопов, где вместе с 12 спутниками проник в пещеру великана Полифема, сына Посейдона и нимфы Фоосы. Полифем, заложив вход в пещеру огромным камнем, съел шестерых из его спутников, но О. напоил его вином и ослепил, а сам с остальными товарищами выбрался из пещеры, спрятавшись под брюхом баранов. Циклоп молит о мщении своего отца Посейдона, который с этого времени преследует О. и препятствует его возвращению на родину. Затем О. прибывает на остров Эола, потом попадает к лестригонам (см. Лестригоны), питающимся человеческим мясом, от которых он уходит только с одним кораблем. На острове Ээе волшебница Цирцея (Кирка), дочь Гелиоса и Персеи, сестра Ээта и Гекаты, обращает часть его спутников в свиней, но по просьбе О. вновь возвращает им человеческий облик. Целый год живут они здесь в довольстве и веселье, пока, наконец, спутники О. не напоминают ему об отъезде. Но Цирцея приказывает герою прежде отправиться через океан на далекий Запад, чтобы там в рощах Персефоны, в преддверии Ада, спросить душу Тиресия о том, как ему достигнуть отечества. О. исполняет это задание. Когда он принес предписанные Цирцеей жертвы и обеты теням умерших, ему из мрака Аида явились тени, причем не только умершего Тиресия, но и многих героев и героинь, а также его матери Антиклеи. Тиресий возвещает ему, что Посейдон затрудняет его возвращение на родину, но они могут достичь отечества, если пощадят стада Гелиоса на Фринакии. Тогда О. возвращается на остров Цирцеи, которая указывает ему дальнейший путь, рассказывает о том, как избавиться от опасности, и посылает попутный ветер. Они благополучно проходят мимо островов Сирен (см. Сирены) и Планкт (блуждающие скалы, то сталкивающиеся, то останавливающиеся неподвижно, отличные от Симплегад), между Сциллой (см. Сцилла) и Харибдой, и приходят к острову Фринакии, где пасутся священные стада Гелиоса. Спутники принуждают О. пристать к острову, и он берет с них клятву, что они не убьют ни одного животного из стад. Однако, мучимые голодом, они убили лучшего быка в то время, когда О. спал. За это Зевс, по жалобе Гелиоса, поражает молнией их корабль, когда они опять выходят в море, и все путешественники погибают в волнах, за исключением одного О., который на обломках корабля спасается на Огигию, остров нимфы Калипсо — дочери Атланта. Семь лет проводит он у прекрасной нимфы, которая хочет сделать его своим мужем и удержать от возвращения домой, обещая ему бессмертие и вечную юность. Но ее льстивые речи не могут заглушить в сердце героя тоски по родине и дорогой супруге. Наконец, над ним сжалилась Афина, его божественная покровительница. Во время отсутствия Посейдона она в собрании богов добивается того, что Зевс разрешает возвращение О. на родину и посылает Гермеса к Калипсо с приказанием отпустить О. Отплыв на изготовленной им самим лодке, он на 18-й день приближается к Схерии, острову феаков, но его замечает Посейдон и разбивает лодку. Ино Левкотея спасает его на земле моряков-феаков. На берегу О. встречается с дочерью царя Навсикаей, которая приводит его к своим родителям, Алкиною и Арете; они дружелюбно принимают его и, богато одарив, отсылают на родину. После двадцатилетнего отсутствия он наконец возвращается домой. Дом его в последние три года терпит большие притеснения, так как сто благородных мужей из Итаки, Самы, Дулихия и Закинфа ищут руки его прекрасной, благоразумной и верной супруги Пенелопы и расточают его имущество, между тем как престарелый Лаэрт в уединении доживает свои печальные дни. Пенелопа сумела хитростью отдалить свое решение и заставить долго ждать докучливых соискателей ее руки: она упросила их обождать, пока она окончит гробовое покрывало для своего тестя. Однако то, что она успевала соткать днем, хитрая женщина распускала ночью, и так продолжалось три года, пока на четвертый год одна из служанок не выдала ее тайны женихам, которые и принудили ее окончить работу. Теперь Пенелопа должна была сделать решительный выбор, и она пообещала избрать того из них, кто окажется победителем состязания в стрельбе из лука О., в надежде, что никто из них не сможет натянуть его. Накануне дня состязания возвращается домой О. Превращенный Афиной в старого нищего, он из гавани отправляется в свое поместье, где вел хозяйство его старый верный слуга Эвмей. Там он встретился со своим сыном Телемахом, который только что возвратился из Пилоса и Спарты, где он спрашивал о судьбе отца и едва избежал козней женихов. Последние решили избавиться от Телемаха, так как он, достигнув зрелого возраста и будучи наделенным Афиной мужеством и силой, представлял значительную помеху их планам. Отец с сыном обдумывают план мести, и О. под видом нищего отправляется в город, где он в собственном доме сносит немало оскорблений от высокомерных женихов. На следующий день, в праздник мстительного стрелка Аполлона, было устроено состязание в стрельбе из лука О., но ни один из женихов не смог натянуть огромный лук. Тогда нищий натягивает лук и, попав в цель, направляет стрелы на женихов, которых и убивает всех до единого с помощью Афины, Телемаха и некоторых верных слуг. После этого О. открывает супруге, кто он, и идет отыскивать своего старого отца. Между тем родственники женихов, получив известие об их гибели, поднимают оружие, но Афина в образе Ментора мирно улаживает дело.
  •          О распределении этого материала в «Одиссее» см. Гомер. У Гомера О. является ловким, хитрым и изобретательным человеком; он обладает красноречием, благоразумием, мудростью; вместе с тем он отважный и смелый воин и терпеливый страдалец. В позднейших сказаниях он, напротив, является трусливым, лживым и коварным. О кончине О. Тиресий предсказал, что отрадная смерть настигнет его вне моря и мирно унесет его в то время, когда народы вокруг будут благоденствовать и процветать. На основании гомеровского эпоса последующие сказания создали легенду, что Телегон, сын О. и Цирцеи, был послан матерью на поиски отца. Пригнанный бурей к берегам Итаки, он начал грабежом добывать себе пищу, и когда О. и Телемах схватили его, то он убил отца и труп его привез в Ээю. Острие умертвившего его копья было сделано из иглы морского ежа, так как смерть его должна была выйти из моря. По одним сказаниям, Цирцея воскресила мертвого О.; по другим — его тело было привезено в Тиррению и сожжено на горе Перге. Телегон, говорят, женился на Пенелопе, которая вместе с Телемахом последовала за телом О. на Ээю. От этого брака родился Итал. Телегон считался основателем Тускула и Пренеста. Телемах же женился на Цирцее и имел от нее сына; по другим сказаниям, он женился на Кассифоне, дочери Цирцеи, и убил Цирцею, за что, в свою очередь, был убит Кассифоной. У Телемаха также была дочь Рома, вышедшая замуж за Энея, а от Поликасты, дочери Нестора, или Навсикаи, дочери Алкиноя, у него был сын Персептолис. По Гесиоду, у О. от Цирцеи, кроме Телегона, были еще сыновья Атрий и Латин, а от Калипсо — Навзитой и Навзиной.