Троянская война

    Троя́нская война́
  •          (греч. τὰ Τρωϊκά, лат. Troianum bellum). Сказания о Т. в. были принесены в Малую Азию греческими племенами, пришедшими на малоазиатские берега во время передвижений, вызванных переселением дорийцев. В числе переселенцев были потомки участвовавших в походе против Трои греков: ахейцы, во главе с представителями дома Пелопидов; ионяне, с царями — потомками Нестора; полчища из Фессалии, Беотии, Эвбеи, Локриды и др. В новом отечестве, бывшем некогда местом славы их предков, греки стали активно распространять и развивать эти сказания. Развитию этих сказаний особенно содействовали поэты. Они воспевали отдельные события и эпизоды Т. в., пока не появился Гомер, который соединил всю массу троянских сказаний в двух поэмах, «Илиаде» и «Одиссее», охватывающих лишь небольшой временной промежуток. Благодаря Гомеру мы можем составить представление о многочисленности этих сказаний, хотя он и не воспользовался всеми источниками. События, пропущенные им или только слегка затронутые, впоследствии обрабатывались и воспевались кикликами (см. сл.); кроме того, устные народные предания продолжали существовать и развиваться наравне с поэзией. Однако троянские герои своей славой и блеском обязаны главным образом Гомеру— По преданию, поводом к Т. в. послужило похищение Елены Парисом (см. Парис). Но более глубокой причиной, вызвавшей это похищение, стало событие, происшедшее на свадьбе Пелея и Фетиды, родителей Ахилла, того героя, который более всех прославился под Троей. Богиня раздора Эрида, единственная не приглашенная на пир, бросила в круг гостей золотое яблоко с надписью «красивейшей». Возникший из-за этого яблока спор богинь был решен Парисом. У Гомера не упоминается о случае с яблоком Эриды, но есть указание на суд Париса. Менелай, желая отомстить за похищение своей жены Елены, предпринял поход против Трои и при помощи своего брата Агамемнона побудил к участию в нем всех прочих греческих царей. По позднейшим сказаниям, цари были обязаны участвовать в этом походе вследствие клятвы, данной ими Тиндарею (см. Тиндарей). Собравшиеся в храме аргивской Геры цари выбрали Агамемнона главным предводителем, или, может быть, он получил это звание благодаря своему могуществу. Войско собралось в Авлидской гавани. Оно состояло из 100 тыс. воинов и 1186 кораблей.
  •          Главными предводителями войска были Агамемнон, Менелай, Ахилл с Патроклом, Аякс (Эант) Саламинский, Аякс Локридский, Тевкр, Нестор и его сын Антилох, Диомед, Одиссей, Идоменей (см. под отд. сл.).
  •          Перед отъездом Агамемнон получил в Дельфах предсказание, что Троя будет взята, когда поссорятся знатнейшие из ахейцев. В Авлиде гадатель Калхант на основании явления, посланного Зевсом в виде дракона, предсказал, что греки возьмут Трою только на 10-м году войны. О принесении в жертву Ифигении в Авлиде, о котором не упоминается у Гомера, см. Ифигения. На пути был оставлен Филоктет (см. сл.); первым был убит Протесилай во время высадки на троянский берег. (Согласно кикликам, греки высадились сначала на тевфранском берегу, приняв его за троянский, и сражались с Телефом, потом бурей были занесены обратно на родину и, после вторичного похода под руководством Телефа, прибыли под Трою, см. Телеф.) Ахейцы расположились лагерем под Троей, а Менелай и Одиссей отправились в город требовать выдачи Елены, но не имели успеха. Решено было предпринять осаду города. Но так как ахейцам из-за недостатка съестных припасов приходилось делать набеги на окрестности отдельными отрядами (и даже заняться хлебопашеством на лежавшем напротив Херсонесе), то они не могли держать в сборе все войско для нападений на сильно укрепленный город и простояли перед ним 9 лет. Среди троянцев находились храбрые бойцы, особенно Гектор, предводитель всего войска, а среди их союзников — Эней, Сарпедонт, Главк и др. Причину продолжительной стоянки перед городом Агамемнон объясняет не столько силой троянцев, составлявших только часть всего войска, сколько многочисленностью их союзников. Лишь на 10-м году грекам удалось взять город.
  •          Часть событий этого года составляет содержание «Илиады». Хрис (сын Ардия, брат Бриса), жрец Аполлона в Хрисе, является в греческий лагерь и предлагает большой выкуп за выдачу своей пленной дочери Хрисеиды (Астиномы), которую Агамемнон сделал своей рабыней, но Агамемнон прогоняет его, не обращая внимания на знаки бога Аполлона, которые Хрис носил как его жрец. Когда после этого Аполлон поражает греческое войско чумой, Ахилл созывает собрание, в котором Калхант открывает причину несчастья и заявляет, что Хрисеиду следует возвратить без выкупа. Агамемнон, неохотно расставаясь с Хрисеидой и считая Ахилла виновником всего дела, затевает с ним горячий спор и объявляет, что он отдаст Хрисеиду, но взамен нее возьмет любимую рабыню Ахилла, Брисеиду (см. Ахилл). Когда Агамемнон приводит в исполнение свою угрозу и обиженный Ахилл отказывается от участия в войне, Зевс дает Фетиде обещание посылать на ахейцев несчастья до тех пор, пока Ахилл не получит от Агамемнона полного удовлетворения.
  •          Когда троянцы, защищавшиеся, пока Ахилл принимал участие в войне, за стенами своего города, снова отваживаются выйти в открытое поле, Агамемнон, обманутый посланным ему Зевсом сновидением, обещавшим ему на следующий же день победу, решается назначить сражение. Вместо сражения дело доходит до договора, по которому ахейцы и троянцы соглашаются заключить мир и покончить войну поединком между Парисом и Менелаем; Елена же и похищенные вместе с ней богатства должны достаться победителю. Побежденного в поединке Париса спасает от гибели Афродита. В то время как Агамемнон требует исполнения договора, Пандар, вероломно пустив стрелу в Менелая, возбуждает новый бой, в котором особенно отличается своей храбростью Диомед; день кончается поединком Аякса и Гектора. На следующий день было заключено перемирие и похоронены убитые; на второй день ахейцы окружили свой лагерь стеной и рвом (против всякой исторической вероятности лишь на 10-м году осады). После этого разгорается новый неудачный для греков бой, и Агамемнон советует возвратиться домой, а Нестор — примириться с Ахиллом; но отправленное к последнему посольство возвращается без успеха. В ту же ночь Одиссей и Диомед отправляются соглядатаями в неприятельское войско (см. Диомед). На следующий день лучшие герои греков (Агамемнон, Одиссей, Диомед) получают раны в бою, и Гектор заставляет греков отступить до их укреплений. Он же проламывает ворота укрепления огромным камнем и открывает троянцам дорогу к кораблям.
  •          Затем грекам удается при помощи Посейдона остановить врагов, но вскоре Гектор снова одерживает верх и уже готовится зажечь корабли, когда Патрокл, облекшись с позволения Ахилла в его доспехи, в самый критический момент бросается в бой, опрокидывает троянцев, убивает Сарпедона и многих других и, наконец, сам погибает от руки Гектора. Странно то, что в эти неудачные для греков дни погибает больше троянцев, чем греков; но это можно объяснить патриотизмом поэта. Дальнейшие события до смерти Гектора (конец «Илиады») см. Ахилл.
  •          Вскоре после Гектора погибает Ахилл и многие другие герои. Аякс Саламинский кончает самоубийством вследствие ссоры из-за доспехов Ахилла (см. Эант). У киклика Арктина вскоре после смерти Гектора на помощь троянцам являются амазонки, царицу которых, Пентесилею, убивает Ахилл; потом является Мемнон с эфиопским войском, убивает Антилоха и сам падает от руки Ахилла, который, в свою очередь, погибает, сраженный стрелой Париса.
  •          Киклики рассказывают о дальнейших событиях после смерти Ахилла, ставших причиной падения Трои. Город невозможно было взять, пока в нем находился палладий, поэтому Одиссей и Диомед похищают его (см. Палладий). Кроме того, для взятия Трои требовалось присутствие Филоктета со стрелами Геракла и Неоптолема, сына Ахилла; поэтому греки привозят обоих под Трою (см. Неоптолем и Филоктет). Неоптолем предстает таким же героем, каким был его отец; главным его подвигом становится убийство гераклида Еврипида (см. сл.). Фил октет, в свою очередь, стрелой поражает Париса. Но город нельзя было взять одной силой, нужно было прибегнуть к хитрости. По совету Афины, Эпей сооружает большого деревянного коня, внутри которого скрывается Одиссей с храбрейшими греками. Этого коня греки оставляют в лагере, а сами для виду отплывают. Несмотря на совет многих троянцев разрушить коня, его втаскивают в город для посвящения богам. Ночью герои, спрятанные в коне, оставляют свое убежище, а остальное войско, остановившееся за Тенедом, возвращается и завладевает Троей. Город был разрушен, большинство жителей перебито, остальные уведены в рабство.
  •          Вергилий описывает взятие Трои по киклическим сказаниям. В этих послегомеровских рассказах главную роль играет родственник Одиссея, Синон, сын Эсима (или Сизифа). После отплытия греков он добровольно отдает себя в руки троянцам и обманывает их вымышленным рассказом, будто он убежал от преследований Одиссея, который предназначил его для принесения в жертву богам. На вопрос троянцев о цели сооружения деревянного коня он отвечает, что конь был построен для умилостивления божества за похищение палладия и что его разрушение принесет троянцам бедствия, но если же они введут его в город, то Азия победит Европу. Троянцы, поверив ему, втаскивают коня в город. Синон ночью открывает скрытую дверь и огненными сигналами призывает греческое войско (см. Лаокоон). О судьбе троянского царского дома см. Приам; об остатках троянского народа см. Эней. После взятия города Атриды ахейцы, вопреки обычаю, еще вечером созывают народное собрание. Воины, праздновавшие победу, собираются опьяненными, и между Менелаем и Агамемноном возникает ссора, так как первый предлагает уехать тотчас же, а Агамемнон советует войскам остаться, для того чтобы умилостивить жертвоприношениями Афину, оскорбленную при взятии города (см. Эант). Таким образом, войско разделяется: одна часть остается с Агамемноном, другая же отплывает на следующее утро вместе с Менелаем, Одиссеем, Нестором и др. Нестор, Диомед, Неоптолем, Филоктет и Идоменей благополучно возвратились на родину, Аякс Локридский (см. сл.) погиб на обратном пути, а Агамемнон (см. сл.) пал вскоре после возвращения домой. Менелай и Одиссей возвратились на родину только после многолетних странствований.