1.69-98. Египет: обычаи и религия

Переводчик: 
Переводчик: 

69. (1) Теперь, когда мы довольно подробно изложили деяния египетских царей с древнейших времён вплоть до Амасиса, то о прочих мы напишем согласно их периодов. (2) Теперь же в этих главах мы расскажем о самых удивительных и могущих оказаться полезным для читателя законах среди египтян. Ведь многие из египетских обычаев заслужили похвалу не только у местных жителей, но вызвали немалое восхищение среди эллинов. (3) Ведь величайшие из образованных считали для себя за честь посетить Египет, чтобы приобщиться к законам и обычаям, которые полагали весьма достойными. (4) И хотя страна эта, по вышеизложенным причинам была труднодоступной для иноземцев, тем не менее, туда поспешили прибыть Орфей и Гомер, это из тех кто жил в глубокой древности, а также Пиѳагор Самосец и законодатель Солон, жившие гораздо позже[1]. (5) Сами египтяне утверждают, что будто они изобрели письменность и астрономию, а кроме того основы геометрии и многие из ремёсел; что касается законов, то именно у них установлены самые лучшие. (6) И лучшим доказательством этому, говорят они, служит то, что Египтом в течение четырёх тысяч семисот лет правили, по преимуществу, местные, и что земля здесь - самая богатая во всей ойкумене; ведь этого не было бы никогда, если бы люди не пользовались самыми лучшими обычаями, законами и культурой. (7) Итак, мы оставим все то, что наговорили Геродот и иные, писавшие о делах египетских, решив по своему почину предпочесть истине побасенки и ради развлечения придумывать мифы, и изложим после внимательного и кропотливого изучения то, что засвидетельствовано в священных писаниях жрецов.
70. (1) Во-первых, их цари вели жизнь совсем не похожую на жизнь прочих царствующих особ, вершащих дела по своему личному почину и произволению; каждый закон для них был установлен предписаниями, касающимися не только приёмов и официальных встреч, но и обыденного распорядка дня и приёма пищи. (2) В том, что касается прислуги, то ни один не был, ни наёмным слугой, ни домашним рабом, но это были сыновья самых выдающихся жрецов, все - в возрасте старше двадцати лет, самые образованные из своих соотечественников, дабы царь, имея при себе тех, кто заботится о его теле и денно и нощно находится при нем, не занимался бы ничтожными мелочами; ибо ни один владыка не погрязнет в злодействии, если при нем всегда будут те, кто готов исполнять его желания. (3) Были установлены определённые часы дня и ночи, в которые царь в любом случае должен был совершать - и не то, что ему захочется, но то, что предписано. (4) Например, рано утром, как только он проснулся, царь должен был брать присылаемую отовсюду почту, дабы мочь, таким образом, все рассудить и осуществить, точно зная всё происходящее в царстве. Затем, умывшись и облачив тело в красивые одежды с соответствующими регалиями, он должен был совершить жертвоприношение богам.
(5) Когда к алтарю приводили жертвенных животных, был обычай, чтобы главный жрец, стоя рядом с царём, громко молился в присутствии всего египетского народа о даровании здравия и прочих благ царю, соблюдающими для своих подданных справедливость и закон. (6) Также необходимо было перечислять все его добродетели, говоря, что он ведёт себя по отношению к богам благочестиво, а к людям - милосердно; что он сдержанный и справедливый, великодушный, честный, податель всяких благ и всецело владеет своими страстями; что на виновных налагает наказание меньшее, чем следовало, а облагодетельствованных им одаривает сверх всякой меры. (7) Сказав всё подобное этому, возносящий молитву, наконец, молится о совершенных по неведению ошибках, очищая царя от обвинений и призывая соответствующее наказание и проклятие на тех, кто способствовал и наущал его злу. (8) Делает это он с одной стороны для того, чтобы побудить царя к богобоязненности и угодному богам образу жизни, а с другой - чтобы приучить его так жить не через грозные увещевания, но посредством похвал, и приятных и наиболее соответствующих добродетели. (9) После этого, когда царь произведёт гадание на внутренностях жертвенного тельца и найдёт добрые предзнаменование, жрец-чтец зачитывает из священных книг подходящие советы и деяния самых выдающихся мужей, чтобы имеющий власть над всеми, только рассмотрев в уме лучшие решения, обращался к установленному решению частных вопросов. (10) И не только было установлено определённое время, чтобы осуществлять приёмы или производить суд, но также, чтобы прогуливаться, омываться, спать с женой, да и вообще, вся жизнь царя была расписана. (11) Также у них был обычай питаться не грубою пищей, телятиной и гусятиной, вино же пили в ограниченном количестве, дабы не вызывать ненужного пресыщения или опьянения. (12) Да и вообще, в том, что касается питания, казалось, будто бы не законодатель установил, а лучший из врачей, заботящийся о здоровье.
71. (1) Как ни странно это может показаться, что царь не имел полной власти над своим ежедневным распорядком жизни, гораздо более удивительно было то, что царям нельзя было ни судить, ни принимать решений наобум, ни, тем более, наказывать кого бы то ни было из самодурства, гнева, или по какой-либо иной неправедной причине, но как предписывали установленные для каждого случая законы. (2) И поступая так по обычаю, они вовсе не впадали в гнев или расстраивались, - напротив, они почитали, что живут самой блаженнейшей жизнью. (3) Ибо прочих людей они считали неразумно поддающимися присущим природе страстям и совершающими много такого, что приносит вред или подвергает опасности. А другие, зная, что стремясь подражать образу жизни, избираемому мудрейшими из людей, они впадают в меньшие ошибки. (4) А поскольку цари так справедливо относились к своим подданным, то в народе добрая воля к правителям превышала любовь к родным: не только жречество, но и вообще, все египтяне не так заботились о своих жёнах, детях и имуществе, как о безопасности царя. (5) Потому-то большую часть периода правления вышеперечисленных царей они сохраняли государственный порядок и жили счастливейшей жизнью, покуда сохранялся упомянутый свод законов; кроме того, они покорили многие народы и скопили огромные богатства, украсив страну непревзойдёнными памятниками и зданиями, а города - роскошнейшими и разнообразнейшими дарами.
72. (1) И то как вели себя египтяне после смерти царя являло собою серьёзное доказательство доброй воли народа по отношению к своим правителям: ибо почести, оказываемые тому, кто неспособен оценить их, доказывали искренность. (2) Когда какой-либо из царей уходил из жизни по всему Египту все жители поднимали плач, разрывали на себе одежды, закрывали святилища, воздерживались от жертвоприношений и не проводили празднества в течение семидесяти двух дней: помазавши головы глиной и подпоясавшись под грудью тонкими одеждами, как мужчины, так и женщины ходили кругами, собравшись в группы по двести или триста человек и, исполняя ритмичную погребальную песню, дважды в день почитали похвалами, перечисляя его добродетели, при этом они не принимали ни животной пищи, ни приготовленной на огне, а также воздерживались от вина и прочей роскоши. (3) Никогда не пользовались ни банями, ни притираниями, ни кроватями, ни, тем более, не дерзали придаваться любовным утехам; но словно бы умерло его любимое чадо, каждый в печали предавался скорби означенное количество дней. (4) Совершив за это время роскошные погребальные приготовления и, поставив в последний день перед входом в усыпальницу гроб с телом усопшего, они, согласно закону, производили суд над тем, что совершил покойный при жизни. (5) Итак, после того как предоставлялась возможность любому желающему выступить обвинителем, жрецы произносили похвальные речи, перечисляя каждое из добрых деяний покойного, а собравшиеся у выхода послушать тысячи людей выражали одобрение в том случае, если он вёл достойную жизнь. (6) Если же нет, то напротив, поднимали шум. И немало царей из-за сопротивления народа[2] были лишены достойного и законного погребения; потому-то и получалось, что получившие власть поступали справедливо и честно не только по упоминавшимся выше причинам, но также и из страха, что после смерти их тела подвергнуться надругательству и хуле навеки.
Это самые важные из обычаев древних царей.
73. (1) Так как Египет весь разделён на многие части, каждая из которых на греческом языке называется "ном", то над каждой поставлен номарх, имеющий обо всем заботу и попечение. (2) Кроме того, вся страна разделена на три части, то первой частью владеет сословие жрецов, удостаивающихся со стороны местных жителей величайшего уважения из-за служения богам и из-за того, что эти люди получили по образованию гораздо больше знания. (3) С доходов[3] отсюда они совершают жертвоприношения по всему Египту, содержат прислужников и обеспечивают свои нужды; ибо они считают, что нельзя изменять почитания богов, но оно всегда должно совершаться одним и тем же способом и одними и теми же людьми, а также не должны советчики всего терпеть нужду в жизненно необходимых вещах. (4) Вообще же, будучи вопрошаемы о значительных вещах, они часто общаются с царём то как сотрудники, то как податели и наставники, которые с одной стороны предсказывают грядущие события, благодаря астрологии и прорицаниям, а с другой вычитывают из записанных в священных книгах дела, могущие принести пользу. (5) И не один мужчина или одна женщина, как у эллинов, не получает чин жреца, но многие занимаются отправлением жертвоприношений и поклонением богам и потомкам своим передают подобный выбор жизни. Они освобождены от всех налогов и занимают, после царя, второе место по власти и значению мнения.
(6) Вторую часть взяли цари для получения прибыли, которую они употребляют для проведения войн и для поддержания своего великолепия, и для достойных наград тем, кто отличился мужеством и благородством; благодаря этой прибыли цари не перегружают простых людей налогами.
(7) Последней частью владеют так называемые воины, призванные нести воинскую службу; чтобы они, подвергаясь опасности, были более преданы своей стране в силу того, что у них есть свой надел земли и спокойно переносили военные невзгоды. (8) Ведь, в самом деле, нелепо было бы поручать безопасность всех тем людям, если у них нет ничего достойного того, чтобы за это сражаться; но самое главное - они, благоденствуя, легко порождают детей и, тем самым, увеличивают население, так что нет нужды в наёмном иностранном войске. (9) Точно также, унаследовав от предков свой чин, они побуждаются к мужеству смелостью и отвагой отцов; усердствуя с детства в военной науке, они становятся непобедимыми как своим искусством, так и своей смелостью[4].
74. (1) Также в государстве имеется ещё три других класса: пастухов, земледельцев и ремесленников. Земледельцы, арендуя за небольшую плату плодородную землю у царя, жрецов и воинов, проводят всю свою жизнь в обработке земли; с детства воспитываемые в земледельческой науке, они весьма превосходят своим искусством земледельцев прочих народов. (2) Они лучше других сведущи и в природе земли, и в разливах вод, и во времена сева, жатвы и прочих временах уборки плодов - с одной стороны обучены этому через наблюдение за родителями, с другой - научившиеся посредством собственного опыта. (3) То же самое касается и пастухов, которые как бы по наследству от отцов, унаследовав искусство животноводства, всё время жизни проводят в качестве скотоводов. (4) Многое в отношении наилучшего питания и обращения со скотом они переняли от родителей, однако и сами проявили немалое рвение в этой области: самое удивительное, что в силу этого своего особого рвения в таких вещах, - разводчики кур и гусей - помимо обычного от природы количества этих животных, имеющегося у прочих людей, благодаря своему особому искусству разводят несметное множество птиц. (5) Дело в том, что они выводят яйца не с помощью птиц, но удивительным образом делают это сами с помощью своих знаний и умений и ничуть не уступают природе[5].
(6) Кроме того можно увидеть, что египтяне усердно занимаются ремёслами и развивают их для конкретных целей; ведь только у египтян всем ремесленникам запрещено заниматься другим ремеслом или принимать участие в государственной организации, кроме того что определено по закону и унаследовано от родителей, дабы ни зависть к учителю, ни государственные хлопоты не препятствовали их усердию в этом. (7) Как можно видеть у других народов ремесленники отвлекаются на многие вещи и из-за корысти занимаются не только своим делом: одни берутся за земледелие, другие участвуют в торговле, третьи хватаются за два или три ремесла, а многие, - особенно в городах, управляемых по демократическому принципу, - сходясь на народных собраниях, разрушают государство, при этом получая прибыль от нанимателей[6]; у египтян же, если кто-то из ремесленников пытается участвовать в государственных делах или заниматься числом ремёсел больше положенных, то он подлежит серьёзным наказаниям.
(8) Таково разделение в государстве и такую приверженность к своему собственному классу унаследовали те, кто издревле населяет Египет.
75. (1) В отправлении правосудия они не прилагают особого усердия, полагая, что решение суда в том, что касается общественной жизни, может склоняться как в одну, так и в другую сторону. (2) Ведь совершенно ясно, что если преступивших закон наказывать, а потерпевшим оказывать помощь, то это будет наилучшее исправление преступлений. Однако если страх, внушаемый судами преступникам, будет уничтожен, или подарками или благосклонным отношением, то это египтяне рассматривают как общественную пагубу. (3) Следовательно, назначая общими судьями самых лучших людей из самых знаменитых городов, они не ошибались в своём решении. Они выбирали по десять судей из каждого города - Гелиополя, Ѳив и Мемфиса и, очевидно, собрание это ничуть не уступало ни аѳинским ареопагитам, ни спартанским старейшинам[7]. (4) После того как тридцать судей собирались, они выбирали из своего числа одного наилучшего и назначали его главным судьёй, а на его место город присылал другого. Снабжение судей всем необходимым для существования обеспечивал царь, и в большом количестве главный судья. (5) Он носил на шее золотую цепь с изображением, выполненным из драгоценных камней, называвшимся "Истина". Судебные прения начинались после того как главный судья ставил изображение Истины. (6) Поскольку все законы были написаны в восьми книгах и они лежали перед судьями, то был обычай, чтобы обвинитель записал по отдельности то, в чем он обвиняет, как произошло, степень преступления или вреда, а защитник, взяв обвинения, предъявляемые обвинителем, написать напротив каждого возражение, что не делал или сделал, но не совершил преступления, или совершил преступление, но заслуживает меньшего наказания. (7) После того как возражения обеих сторон дважды передавались судьям, тридцать судей обязаны были высказать друг другу своё мнение, а главный судья был обязан поставить фигурку Истины на одно из решений.
76. (1) Египтяне осуществляют так все суды, полагая, что на словах защитники способны ввести судей в заблуждение, поскольку и искусство красноречия, и чары лицемерия, и слёзы обвиняемых могут заставить многих пренебречь строгостью закона и точностью истины. (2) Считается, что судьи, выслушивая, могут поддаться силе защитников, либо силе обмана, либо из-за услады души, либо из-за склонности к жалости[8]; на письме же, полагают, выносимые сторонам решения будут чёткими, поскольку рассматриваются неприкрытые факты. (3) Дело в том, что, таким образом, несомненно, ни одарённые не будут иметь преимущества над более глупыми, ни опытные - над неопытными, ни лживые и напористые - над правдолюбами и сдержанными по характеру, всем представлены равные права, и по закону немало времени занимает как изучение противниками возражений друг друга, так и вынесение судьями решения в отношении обеих сторон.
77. (1) Коль скоро мы упомянули о законодательстве, то считаем нелишним для дальнейшего повествования дать разъяснения о тех законах, которые у египтян отличаются своей древностью или имеют отличный порядок, или могут, вообще, оказаться полезными для читателя. (2) Во-первых, законным наказанием для клятвопреступников у них считалась смерть, поскольку те совершали сразу два величайших преступления - оскорбляли богов и подрывали величайшее доверие людей[9]. (3) Далее, если кто-то, увидев в пути человека, убиваемого или вообще претерпевающего какое-либо насилие, не оказал ему помощи, имея возможность, то он подлежал смерти; если же он на самом деле не в состоянии был помочь из-за слабости, то он должен был указать на разбойников и свидетельствовать против преступления. Тот, кто не поступал так, по закону подлежал определённому числу ударов плетьми и лишению всяческой пищи на три дня.
(4) Ложно обвиняющие кого-либо должны были получить такое же наказание, как и клеветники, при доказательстве их вины. (5) Всем египтянам надлежало описывать правителю способы каждого добывать себе пропитание, и тот, кто солгал или чьи доходы были неправедными, подлежал смерти[10]. Говорят, что Солон, побывав в Египте, перенёс этот закон в Аѳины[11]. (6) Если кто-то умышленно убил свободного человека или раба, то законы предписывали ему смерть, потому что с одной стороны желали удержать всех от совершения злых дел не в силу случайных обстоятельств, но благодаря наказанию за поступки, а с другой - через такую заботу о рабах научали людей вообще не совершать преступлений против свободных граждан.
(7) Родителям, убившим детей, законы не предусматривали смерти, а следовало, чтобы они непрерывно в течение трёх дней и ночей пребывали, обнимая убитого, в присутствии государственной стражи; дело в том, что они считали несправедливым лишать жизни тех, кто дал её детям, но подобным наставлением, вызывающим скорбь и раскаяние, отвратить от подобных деяний. (8) Но для детей, убивших своих родителей, предполагалось совсем иное наказание: следовало, чтобы виновникам этого преступления отсекали куски тела, длиной в палец, затем сжигали на колючках заживо; ибо египтяне полагали величайшим из совершаемых человеком преступлений насильственное лишение жизни тех, кто дал им жизнь. (9) Беременные женщины, которые были приговорены к смертной казни, не умерщвлялись, пока они не разродятся. Это почитали вполне законным и многие из эллинов, считая несправедливым, что ни в чем не повинный удостаивался одной участи с виновным.
(10) Но главнее всего, что притом, что вина возлагается исключительно на беременную, совершенно не подобает умерщвлять дитя, общее и для матери и для отца, ибо в таком случае, пожалуй, можно считать плохим судьёй, спасающих того кто заслужил смерти и осуждающих на смерть невиновного.
(11) Таковы были, очевидно, наиболее удачные из законов, касающиеся смертной казни.
78. (1) Среди прочих законов тот, что касался войны, против тех, кто оставил строй или не выполнил приказания начальника, предусматривал не смерть, но крайнее бесчестие. (2) Если же позднее смывали бесчестие мужеством, их восстанавливали в прежнем праве говорить свободно[12]. При этом законодатель с одной стороны налагал наказание гораздо более страшное, чем смерть - бесчестие, дабы приучить всех считать позор худшей из бед человека, а с другой стороны он полагал, что умерщвлённые не принесут общественной жизни никакой пользы, тогда как обесчещенные станут причиной многих добрых дел в силу стремления к праву голоса. (3) Тем, кто выдал тайны противнику закон предписывал усекать язык, а тем, кто подделывает деньги, веса, меры либо печати, а также писцам, которые пишут документы, - и тем и другим закон предписывает отсекать руки, чтобы каждый был наказан в отношении той части тела, которой он совершил преступление и до самой смерти имел бы непоправимое увечье, и дабы прочих такое наказание отвратило от совершения чего-либо подобного.
(4) Строги у них были законы в отношении женщин. Если кто изнасиловал свободную женщину, то предписывалось усечь ему половой орган, потому что полагали, что он одним преступными деянием совершил сразу три великих преступления: оскорбление, растление и вред потомству. (5) Если же кто-то впал в прелюбодейство, то мужчине полагалась тысяча ударов палкой, а женщине урезали нос, полагая, что разукрасившуюся для незаконного соития следует лишать того, что украшает её.
79. (1) Они говорят, что законы касающиеся сделок принадлежат Бокхорису[13]. Они предписывали, чтобы получившие ссуду без расписки, если не признают себя должниками, после принесения клятвы освобождались от долга: во-первых, для того чтобы они, высоко почитая клятвы, испытывали богобоязнь. (2) Ибо совершенно очевидно, что к человеку часто приносящему клятвы начинает пропадать доверие, и чтобы не лишиться ссуды, любой будет стараться изо всех сил не доводить дело до клятвы; затем, целиком положившись на нравственную чистоту, законодатель решил побудить всех людей быть порядочными, чтобы им не стать оклеветанными, как те, кто недостоин доверия. Кроме того, он посчитал нелепым, чтобы те, кому доверили без клятвы, поклявшись в отношении тех же самых сделок, не удостоились бы доверия. Кредиторам же он воспретил умножать прибыль вдвое под процент.
(3) Взыскивать с должников он постановил с их имущества, а самого человека он запретил рассматривать как объект долга, рассудив, что имущество принадлежит тем, кто его заработал или получил в дар от другого владельца, а люди принадлежат государству; чтобы оно могло получать с них общественную повинность и в мирное время и во время войны. Ибо, в самом деле, нелепо, чтобы воина, если ему предстоит подвергнуться опасности в битве за отечество, приведут за долги в суд из-за кредитора, и, таким образом, из-за корысти частных лиц опасности подвергнется общее спасение. (4) Очевидно, что этот закон Солон перенёс в Аѳины, назвав его "обезбремение"[14], избавив всех граждан от долгов, могущих рассматривать как объект долга самого человека. Некоторые не без основания порицали многих эллинских законодателей, которые запрещали брать в качестве залога оружие, плуг и другое, наиболее значимое, а тех, кто этим пользуется, разрешали.
80. (1) Был у египтян весьма своеобразный закон о ворах. Он предписывал всем желающим заниматься этим ремеслом, регистрироваться у вожака воровской шайки и единодушно приносить все украденное имущество ему же, а пострадавшим, точно так же посменно перечислять вожаку по порядку украденное, указав место, день и час, когда его похитили. (2) Поскольку таким образом все быстро находилось, пострадавший должен был заплатить четвёртую часть всей стоимости похищенного, чтобы получить своё имущество. И поскольку невозможно удержать всех от воровства, законодатель изобрёл способ, при котором все украденное можно спасти за небольшой выкуп.
(3) Женились же у египтян жрецы на одной, а все прочие - на скольких захочет[15]. Всех рождённых детей необходимо выкармливали ради большого количества населения[16], поскольку это очень способствует процветанию страны и государства, и при этом ни одного ребёнка не считали внебрачным, даже если он рождён от матери-рабыни. (4) Да и вообще полагали, что только отец ответственен за рождение, а мать даёт плоду питание и вместилище, и в отличие от эллинов плодоносные деревья они называют мужскими, а не приносящие плодов - женскими. (5) Кормят же детей они невероятно скудно: они дают им дешёвую похлёбку, приготовленную на скорую руку, стебли папируса, которые можно поджаривать на огне, а также болотные корневища и стебли, одни - сырые, другие варёные, третьи - обжаренные. (6) Поскольку большинство детей растёт голыми и босыми в силу мягкости климата, то родители, покуда ребёнок не вырастет, тратят на него не более двадцати драхм. Вот именно по этим-то причинам и получилось так, что Египет отличается большим населением и именно поэтому обладает он таким множеством сооружений.
81. (1) Жрецы обучают своих детей двум видам письма: тому, что называется "священным", и используемому во всеобщем обучении[17]. Геометрии[18] и счёту они готовятся особенно. (2) Поскольку река раз в год разнообразно меняет страну, вызывая многочисленные и всевозможные разногласия из-за границ с соседями, то нелегко дать точное опровержение, если только землемер не проведёт опытное исследование. (3) Ариѳметика помогает им при ведении хозяйства и в области землемерия, а ко всему ещё оказывается весьма полезной для тех, кто занимается астрологией. (4) Как и у других народов, у египтян предметом особого наблюдения были положения и движения звёзд; они сохранили многочисленные описания каждого с незапамятных времён, поскольку с глубокой древности это было у них предметом особой заботы. Они с особым рвением наблюдали движения, орбиты и остановки блуждающих звёзд, а также влияние каждой на рождение животных, и какие из них являются виновниками бед или благ. (5) Часто им удавалось давать верные предсказания людям, спрашивавшим, что с ними будет; нередко они предсказывали гибель урожая или, напротив, обилие плодов, а также грядущие повальные болезни людей или скота; также они предвидели, благодаря длительному наблюдению, землетрясения, наводнения и восходы комет и, вообще, все то, что, как людям кажется, - знать невозможно. (6) Говорят даже, что вавилонские халдеи, бывшие соседями египтян и славившиеся знанием астрологии, учились у египетских жрецов.
(7) Что касается общей массы египтян, они с детства учились ремеслу у отцов или родственников[19]. Письму обучали не много, не всех, но по преимуществу тех, кто занимался ремёслами. Борьбе и музыке учить было не принято[20], потому что египтяне считали, что юноши не приобретают здоровья от ежедневных упражнений в палестре, но получают лишь временную и опасную силу, а музыку считали не только бесполезной, но даже и вредной, поскольку она изнеживает души слушающих.
82. (1) В целях предотвращения болезней тела лечили промываниями, постом и рвотными препаратами[21], иногда - каждый день, а иногда - через три или четыре дня. (2) Они говорили, что большая часть всей извергнутой пищи - это избыток от которого возникают болезни, так что вышеупомянутое лечение, уничтожая причины болезни, способствует здоровью. (3) Во время военного похода или путешествия за границу все лечились совершенно бесплатно: дело в том, что врачей кормили в складчину, а они обеспечивали лечение по записанному закону, составленному в древности самыми известными врачами. И если, следуя предписаниям законов, записанных в священной книге, были не в состоянии спасти страждущего, то они освобождались от обвинения; если же они поступали вопреки записанному, то подлежали смерти, поскольку законодатель считал, что лишь немногие могли бы быть умнее традиционного и с древних времён предписываемого лучшими лекарями лечения.
83. (1) В том, что касается благоговейного почитания животных, то, разумеется, многим это кажется странным и достойным объяснения. Из животных некоторых египтяне почитают не только живых, но и умерших, например, кошек[22], ихневмонов и собак, а также соколов и называемых у них ибисами, да ещё волков, крокодилов и многих других; в причинах этого попытаемся разобраться, но прежде кратко расскажем о них.
(2) Прежде всего каждому роду животных, удостоившихся поклонения, выделяется участок земли, приносящий достаточный для содержания и заботы о них доход. Египтяне благодарят богов за спасение детей от болезни следующим образом: срезав волосы и приложив к золотой или серебряной монете, отдают её тем, кто заботится о вышеупомянутых животных. (3) Кормя соколов мясом, они его разрезают на куски и, подозвав громким голосом, кидают подлетающим, пока не насытятся. Кошкам же и ихневмонам, пощёлкивая языком, дают накрошенный в молоко хлеб или кормят наловленной в Ниле рыбой, нарезав на куски; точно таким же образом кормят и прочие виды животных соответствующей пищей. (4) Что касается общественного почитания этих животных, то этого не только не отвергают или стыдятся, что это станет известно простому народу, но напротив люди почитают их как совершающих величайшие почести богам, и они ходят по всем городам страны со своими знаками отличия.
(5) Когда одно из этих животных умирает, то они, завернув его в тонкую ткань и с плачем ударяя себя в грудь, несут его к бальзамировщикам; и после того как те обработают кедровой смолой и специями, могущими обеспечить благовоние и длительную сохранность[23], они погребают в священных ящиках. (6) Если же кто-то умышленно убьёт одно из животных, то он подлежит смерти за исключением убийства кошки, или ибиса: в этом случае убил ли он умышленно, или нечаянно, он все равно подлежит смерти, и сбежавшаяся толпа жесточайшим образом избивает виновника, иногда безо всякого суда. (7) И из-за страха перед таким наказанием любой, кто увидел одного из этих животных, лежащих мёртвыми, отходит на большое расстояние и кричат с причитаниями и заверениями, что он обнаружил животное уже мёртвым. (8) И настолько в душах простых людей укоренён суеверный страх по отношению к этим животным и каждый настолько непоколебимо подвержен страстям из-за их почитания, что даже во времена, когда царь Птолемей ещё не был назван римлянами "другом", и люди всячески старались расположить к себе пришельцев из Италии и из страха пытались не дать ни единого повода к упрёкам или войне, случилось так, что некий римлянин убил кошку и к его дому сбежалась толпа, и ни посланные с просьбой о помиловании царские начальники, ни общий страх перед римлянами не смогли отвратить от этого человека наказания, хотя он и совершил это неумышленно.
(9) И этот случай я рассказываю не с чьих-то слов, но сам, будучи очевидцем во время моего путешествия в Египет.
84. (1) И хотя сказанное многим кажется невероятным и похожим на басни, то, что будет сказано дальше, покажется ещё более невероятным. Говорят, что некогда простые жители Египта, мучимые голодом, были вынуждены пожирать друг друга, но ни один не был обвинён в том, что покусился на священных животных. (2) Кроме того, всякий раз в доме, где оказывалась мёртвая собака, все обитатели обривали всё тело и объявляли траур, и - что самое удивительное! - если в помещении, где рассталось с жизнью животное, лежали вино, хлеб, или иная какая пища, то её упорно отказывались употреблять. (3) А если случалось во время похода оказаться в чужой стране, то, выкупив кошек и соколов, отправляли их в Египет; иногда из-за подобных предприятий у них не оказывалось денег. (4) Подробно пересказывать всё, что касается почитания пятнистого Аписа в Мемфисе и Мневис - в Гелиополе[24], козла - в Мендесе, крокодила - в озере Мерида, а льва - в так называемом Леонтополе, - неуместно, а тем, кто сам не видел, нелегко будет поверить рассказчику.
(5) Животных этих кормят в священных пределах, а ухаживают за ними многочисленные достойные мужи, давая им самую отборную пищу: им постоянно подносят муку тончайшего помола или каши, отваренные в молоке, всевозможные печенья, смазанные мёдом, то варёное, то жареное гусиное мясо; хищным животным подносят подстреленных на охоте птиц, да и вообще, весьма заботятся о том, чтобы еда была роскошной. (6) Их беспрестанно моют тёплой водой и умащают лучшими благовонными мазями, возжигают благоуханные курения; им приготовляют роскошнейшие ложа и красивые украшения; также они проявляют заботу о спаривании когда для того настаёт время, и для этой цели взращивают наряду с каждым из этих животных самок той же породы, которых именуют "наложницами" и заботятся со всей роскошью. (7) Если какое-то животное умирает, то они оплакивают его наравне с теми, кто лишился любимого ребёнка, и погребают его не только на свои средства, но расходуя гораздо больше, чем у них есть. (8) После смерти Александра, когда Птолемей только-только получил в наследство Египет, случилось так, что в Мемфисе умер от старости Апис. Имевший о нем попечение, полностью истратил все заранее приготовленные средства на похороны, да ещё занял у Птолемея пятьдесят серебряных талантов. Да и в наши дни некоторые, из приставленных к животным, тратили на погребение не меньше сотни талантов.
85. (1) К сказанному следует прибавить ещё о том, что связано со священным быком, именуемым Аписом. Когда он умирает, то ему устраивают пышные похороны, а ведающие этим жрецы ищут тельца, имеющего на теле такие же отметены, как и у предыдущего. (2) Когда находится, народ прекращает траур, а жрецы, которым положено этим заниматься, сперва отвозят его в Нилополь, где содержат в течение сорока дней, а затем, погрузив в барку с покрытой золотом каютой, отправляют в Мемфис в святилище Гефеста. (3) В упомянутые выше сорок дней этого тельца видят только женщины, стоя к нему лицом и задрав одежды так, чтобы ему были видны детородные органы; в прочее же время им вообще запрещено появляться перед этим богом. (4) Причину почитания этого быка одни видят в том, что когда Осирис умер, то именно в этого быка переместилась его душа и посему доныне продолжает переходить в других во время избрания[25]. (5) Другие говорят, что после того как Осирис был умерщвлён Тиѳоном, Исида, собрав его останки, поместила в деревянную корову, окутанную тончайшим полотном, отчего и город получил название Бусирис. Много другого рассказывают об Аписе, но полагаем, что слишком уж долго будет подробно излагать все это.
86. (1) Итак, египтяне, совершая множество странного и невероятного в поклонении священным животным, повергают в великое недоумение тех, кто доискивается до причин этого. (2) У их жрецов имеется в отношении этого тайное учение, о котором мы говорили выше, в египетском представлении о богах[26], а простые египтяне излагают три причины, из которых первая - совершенно мифическая и сродни древним простодушным преданиям. (3) В начале, как они говорят, боги, которых было немного и их одолевали своим числом и беззаконием земнородные люди-исполины[27], уподобились некоторым животным и таким образом избежали жестокости и насилия от тех; после же того, как они стали господствовать над всем миром, в благодарность своим спасителям они освятили те виды, в которые они превратились и поручили людям живых отменно кормить, а умерших - погребать.
(4) Второй причиной называют то, что в древности обитатели Египта из-за отсутствия дисциплины в военном лагере, терпевшие поражение от соседей в многочисленных битвах, решили, что каждый отряд будет носить условный знак. (5) Следовательно, говорят они, военачальники изготовили изображения ныне почитаемых животных, стали носить их, укрепив на копьях, и тем самым каждый мог определить, кто к какому отряду принадлежит. А поскольку установившийся порядок привёл к великой победе, то они стали считать, что причиной спасения являются животные, и люди, желая отблагодарить их, установили обычай не только не убивать изображённых тогда, но почитать и оказывать заботу о тех, о ком было сказано выше.
87. (1) В качестве третьей причины они называют ту пользу, что каждое животное приносит государству и человеку. (2) Коровы, например, порождают трудолюбивых[28], и с их помощью вспахивают почву. Овцы же рождают дважды и с одной стороны доставляют своим руном и покрытие и украшение, а с другой - приносят в пищу молоко и сыр, равно вкусные и полезные. Собака полезна в охоте и охране: поэтому называемого у них Анубисом бога изображают с собачьей головою, объясняя, что он был охранником Осириса и Исиды. (3) Некоторые рассказывают, что собаки, бежавшие впереди Исиды, когда они искала Осириса, отгоняли диких зверей и встречных, а также, будучи благорасположены, искали вместе с ней. Потому-то, во время проведения праздника Исиды перед шествием бегут собаки, ибо, таким образом, установившие этот обычай обозначали древнюю благодарность этому животному.
(4) Кошка легко наносит смертельный укус змеям и прочим ядовитым пресмыкающимся, а ихневмон, выследив крокодилов-родителей, разбивает оставленным ими яйца и делает это усердно и с рвением, безо всякой пользы для себя. (5) Так, если бы этого не случилось, то река стала бы попросту непроходимой из-за обилия новорождённых крокодилов. Этот зверь убивает крокодилов и ещё одним удивительным и непостижимым способом: ихневмоны, вывалявшись в иле, запрыгивают в раскрытую пасть крокодилам, когда те спят на суше, и пробираются в самую середину тела; затем быстро прогрызают брюхо и безопасно выбираются наружу, а крокодилы от этого тотчас же подыхают[29]. (6) Среди птиц ибис наиболее полезен против змей, саранчи и гусениц, а сокол - против скорпионов, рогатых змей и мелких ядовитых пресмыкающихся, столь опасных для человека. (7) Некоторые говорят, что эта птица почитается потому, что у египтян гадатели предсказывали будущее, используя в качестве вещих птиц соколов. (8) А иные рассказывают, что в древние времена сокол принёс жрецам в Ѳивы священную книгу, сшитую пурпурной нитью, где было записано, как почитать и служить богам; по этой причине жрецы - толкователи носят на голове пурпурную нить и перо сокола. (9) Ѳиванцы почитают также и орла из-за того, что эта птица считается царской и достойной Зевса.
88. (1) Козла же они обожествили по той причине, по которой, как говорят, почитается Приап[30] - из-за детородного органа. Дело в том, что это животное крайне склонно к соитию, и, соответственно, виновником порождения почитается этот орган тела как первоисточник появления живых существ. (2) Вообще же, не только египтянами, но и многими другими половой орган обожествляется во время священнодействий, как причина появления жизни: и египетские жрецы, воспринявшие по наследству сан жреца, первым делом принимают посвящение именно этому богу. (3) По этой же причине, говорят, людьми почитаются паны и сатиры: и посему козлоподобные изображения с напряжёнными (половыми органами) во множестве помещаются в святилищах - это животное очень склонно к совокуплению, и им, панам и сатирам, в таком виде приносят благодарности за большое потомство.
(4) Священных быков - я имею в виду Аписа и Мневиса - почитают наравне с богами по велению Осириса, с одной стороны из-за их пользы в земледелии, а с другой - из-за передаваемого из поколения в поколение мнения, что благодаря их трудам были открыты продукты земледелия. Рыжих быков решено приносить в жертву из-за того, что такого цвета был Тиѳон, злоумышлявший против Осириса и наказанный Исидой за убийство мужа. (5) Говорят, что в древности и людей, похожих по цвету волос на Тиѳона, по царскому приказу приносили в жертву перед гробницей Осириса: среди египтян рыжих было немного, а среди чужеземцев - немало, почему среди эллинов и укоренилось предание об убийстве чужеземцев при Бусирисе, хотя это не царь именовался Бусирисом, но такое название на местном наречии носила гробница Осириса[31].
(6) Волков, как говорят, почитают за их сходство с собаками: ведь несильно разнясь по природе, они появились из-за скрещивания. Египтяне, впрочем, упоминают и ещё одну причину почитания этого животного, совсем уж сказочную: когда в древности, как гласит предание, Исида с маленьким Гором намеревалась вступить в борьбу с Тиѳоном, то жене и сыну помог из царства мёртвых Осирис, приняв облик волка; после того как Тиѳон был убит, они, став владыками, повелели почитать то животное, приняв облик которого удалось одержать победу.
(7) А иные рассказывают, что когда эѳиопы пошли войной на Египет, многочисленные стаи волков погнали пришельцев вон из страны по ту сторону города, называемого Элефантина: вот почему этот ном называется Ликополем[32], а эти звери удостоились почитания.
89. (1) Нам остаётся сказать относительно обожествления крокодилов, которые вызывают недоумение у множества людей, почему - хотя эти животные поедают людей - было учреждено почитать наравне с богами этих жестоко поступающих. (2) Рассказывают, что неприступность стране обеспечивает не только река, но и - в гораздо большей степени - обитающие в ней крокодилы: поэтому-то арабские и ливийские разбойники не осмеливаются переплывать Нил из-за страха перед великим множеством этих животных; этого не было бы, если против крокодилов вели бы войну и, вылавливая сетями, полностью истребили. (3) Впрочем, есть и другое предание, рассказывающее об этих животных. Некоторые говорят, что один из древних царей, по имени Менас, преследуемый своими же псами, убежал к так называемому Меридову озеру и был чудесным образом переправлен на другой берег крокодилом, взявшим его. Желая отблагодарить животное за спасение, он воздвиг подле город, названный Крокодилополисом, а местным жителям велел почитать этих животных как богов и отдал это озеро крокодилам в качестве дома; здесь же он построил себе гробницу, воздвигнув четырёхстороннюю пирамиду, и устроил лабиринт, вызывавший у народа изумление[33].
(4) Подобное египтяне рассказывают и о других вещах, подробное описание чего заняло бы много времени[34]. То, что они установили у себя такие обычаи из-за пользы для жизни становится всем ясно из того факта, что некоторые не едят многие имеющиеся у них виды пищи. Одни вовсе не вкушают чечевицы, другие - бобов, третьи - сыра или лука, или какой-либо иной пищи каковой в Египте существует немало, показывая, тем самым, что следует научиться воздерживаться от полезного и что, если все будут есть всё, никаких запасов может не остаться. (5) Кое-кто приводит другие причины этого, рассказывая, что, поскольку при древних царях народ часто единодушно восставал против правителей, один из царей, отличавшийся особым умом, разделил страну на множество частей и в каждой из них повелел местным жителям почитать какое-либо животное или не употреблять какой-либо пищи, дабы, почитая каждый только свою святыню и презирая святыни других, египетский народ не мог никогда прийти в согласие друг с другом. (6) Результат этого очевиден: все соседи отличаются друг от друга и оскорбляются из-за нарушения вышеуказанного.
90. (1) Кое-кто приводит ещё и следующую причину обожествления животных: люди, едва выйдя из звериного образа жизни, поначалу пожирали друг друга и вели друг с другом войну и сильнейший всегда одерживал верх над слабым; затем те, кто не отличался силой, стали, наученные случаем, собираться вместе и сделали себе отличительными знаками обожествлённых позднее животных. Когда вечно находившиеся в страхе сбегались к этому знаку, нападающим уже нелегко было презирать группу. (2) И поскольку другие поступали точно так же, то народ разделился на группы, а животные, ставшие для каждой группы причиной безопасности, удостоились божественных почестей как величайшие благодетели; поэтому-то вплоть до наших дней народы Египта почитают различных животных, ставших у них священными ещё в глубокой древности.
Вообще говорят, что египтяне, больше других народов с благодарностью относятся к какому-либо благодеянию, считая величайшей для жизни пользою воздать благодарностью благодетелям. (3) И, по-видимому, на этом основании египтяне поклонялись своим царям и в действительности почитали их как богов с одной стороны, что те не получили бы власть над всеми, без попечения какого-либо божества, а с другой - полагая, что они, желая и имея возможность творить великие благодеяния, причастны божественной природе.
(4) И если о священных животных мы не сказали чрезмерно много, то, по крайней мере, тщательно рассмотрели наиболее удивительные из египетских обычаев.
91. (1) Не меньше подивится особенности нравов и тот, кто будет интересоваться похоронными обычаями египтян. Когда кто-то у них умирает, то родственники и друзья, помазав голову илом, ходят вокруг города с плачем покуда тело придаётся погребению. И они не принимают ни омовений, ни вина, ни какой-либо достойной упоминания пищи, и к тому же не одевают светлых одежд. (2) Существует три вида похорон, а именно: пышные, средние и бедные. На первые, как говорят, тратят талант серебра, на вторые - двадцать мин, а на последние расход вообще крайне невелик. (3) Заботой о трупах ведают мастера, по наследству занимающиеся этим ремеслом: они, предоставляя близким умерших список всех расходов на похороны, по отдельности спрашивают каким образом они хотят, чтобы тело было приготовлено к погребению. (4) Договорившись же обо всем и взяв труп, они передают его на попечение специально занимающихся этим людей. Первым, так называемый "писец", после того, как тело положено наземь, намечает на левом боку место разреза; после этого, так называемый "разрезальщик"[35], разрезает тело по правилам при помощи эѳиопского камня[36], затем он тотчас же убегает прочь, а присутствующие преследуют его, бросая в него камни, проклиная и, словно бы сваливая на него вину, - дело в том, что они считают ненавистным всякого, кто применит насилие в отношении тела их родственника, или причиняет ему рану, или вообще какой-либо вред.
(5) Напротив, так называемые "бальзамировщики", удостаиваются всяческой заботы и почестей, поскольку они общаются со жрецами и беспрепятственно входят в святилища как незапятнанные. Когда они собираются для подготовки уже рассечённого тела, то один через разрез погружает руку в грудь и извлекает все кроме почек, а другой очищает каждую из внутренностей, омывая пальмовым вином и благовониями. (6) И вообще, все тело сперва в течение тридцати дней обрабатывают кедровой смолой и прочим, затем - смирной, киннамоном, способствующими не только длительной сохранности, но и благовонию. Таким образом, служители-бальзамировщики передают родственникам покойного каждую из частей тела в настолько сохранённом состоянии, что сохраняются даже ресницы и брови, весь облик остаётся неизменным, а черты лица - узнаваемыми. (7) Это объясняет, почему многие египтяне хранят тела предков в богатых помещениях и взирают на лица тех, кто умер за много поколений до их собственного рождения, чтобы, видя величие каждого и статность их тел вкупе с особенностью внешних черт, поручать неизъяснимое удовольствие, как будто бы они жили вместе с теми, кого они созерцают.
92. (1) Когда собираются погребать тело, родичи предварительно сообщают день похорон судьям и родственникам, а также друзьям умершего, и подчёркивают, называя имя усопшего, что он собрался перейти реку. (2) Затем, когда приходят судьи, числом сорок три[37], и усаживаются на полукружную скамью, установленную на противоположном берегу реки, на воду опускается барис[38], заранее приготовленный теми, кто заботится о такого рода вещах, на ней стоит перевозчик, которого египтяне на своём наречии называют "харон". (3) Поэтому говорят, что Орфей, в древности, придя в Египет и увидев этот обычай, сложил мифы об устройстве подземного царства в чем то копируя, в чем то придумывая своё, но об этом подробно мы напишем чуть позже[39]. (4) А когда ладья уже спущена на воду, но ещё до того как поместят в неё гроб с покойным, закон даёт возможность желающему высказать обвинения. Итак, если кто-то, придя, предъявит и докажет, что тот жил дурно, то судьи обнародуют для всех эти мнения, а тело не допускается к погребению принятому по обычаю; если же окажется, что вызвавшийся сделал это нечестно, то он подвергается серьёзным наказаниям. (5) Когда же не объявилось никакого обвинителя или он оказался клеветником, родственники, оставив печаль, превозносят покойного, и, ничего не говоря о его роде, - как у эллинов, - считая, что все египтяне одинаково благороднорождены; перечисляют его образование и обучение в детстве, затем благочестие и праведность, когда он возмужал, а также обстоятельно описывают его воздержанность и прочие добродетели и просят богов подземного мира принять его соседом благочестивых. Толпа же поёт и превозносит славу усопшего, как собирающегося провести вечность в подземном мире вместе с праведниками. (6) Те, кто имеют личные гробницы, помещают тело в приуготовленные гробы, а те, у кого нет своих гробниц, пристраивают новое строение к своему дому и ставят ящик с телом вертикально к самой крепкой из стен. А тех, кому запрещены похороны или из-за обличения, или из-за долга хоронят возле их собственного жилища: иногда дети детей, разбогатев, и покрыв их долг и сняв обвинение, удостаивают их роскошного погребения.
93. (1) Наиболее же великим у египтян считается ещё больше почитать родителей или предков, уже явно перешедших в вечные обители. Есть у них также обычай отдавать тела своих умерших родителей в качестве залога под заём; тем же, кто не выкупит их, грозит величайшее порицание, а после смерти им отказывают в погребении. (2) И вполне справедливо можно подивиться тому, что они стремятся насадить, насколько это вообще возможно, среди людей порядочность и честность нравов не только на основании общения с живыми людьми, но и посредством погребения и заботы об умерших. (3) Греки оставили веру в подобные вещи - уважение к благочестивым и наказание злым - на долю выдуманных сказок и искажённых преданий; поэтому-то это не только не способно заставить людей обратиться к более порядочной жизни, но напротив, осмеянные негодяями, удостаиваются величайшего презрения. (4) Но среди египтян - поскольку существует отнюдь не сказочное, а вполне очевидное наказание злодеям и настоящая почесть для порядочных людей - каждый день и те и другие помнят о том, что их ожидает и, таким образом, осуществляется величайшее и полезнейшее исправление нравов. Лучшими же из законов, по моему мнению, следует считать не те, благодаря которым люди становятся весьма богатыми, но, благодаря которым, они делаются в большей степени кроткими нравом и более цивилизованными.
94. (1) Нам следует сказать и о тех, бывших в Египте законодателях, что установили странные и необычные законы. Говорят, что после того как в древности жизнь в Египте сделалась спокойной - по преданию это случилось во времена богов и героев - первым убедил людей пользоваться посменными законами Мневес[40], человек и душою великий и в общественной жизни принимавший гораздо большее участие, чем вышеупомянутые. По его утверждению, их ему передал Гермес как то, что стало причиною добрых дел, подобно тому как у греков, по преданиям на Крите - Миносу Зевс, а у спартиатов - Ликургу, Аполлон якобы передал их законы. (2) Да и у множества других народов, как передают, в ходу были такие выдумки, становившиеся для поверивших в это причиной добрых дел: рассказывают, что у ариев Заѳраустеру[41], по его словам, доброе божество передало законы, у народа известного как геты, Залмоксису[42], которому они сами предоставили бессмертие, законы дала их общая богиня Гестия, а у иудеев Моисею - бог, именуемый Яо[43], или из-за того, что полагают, будто чудесная и всецело божественная идея принесёт пользу массе народа, или из-за того, что думают, будто народ будет лучше повиноваться с восхищением взирая на величие и силу тех, кто, по преданию, изобрёл законы.
(3) Вторым законодателем египтяне называют Сасихиса[44], мужа, отличавшегося умом. Он к уже существующим законам добавил другие и с особой заботой распорядился относительно почитания богов и был к тому же изобретателем землемерия и научил местных жителей науке наблюдения за звёздами. (4) Третий, как они говорят, царь Сесоосис[45] не только превзошёл выдающимися воинскими подвигами египетских царей, но и установил закон о воинском сословии[46] и привёл в порядок все, что связано с войском. (5) Четвёртым законодателем, рассказывают они, был царь Бокхорис[47], мудрый и отличавшийся хитростью. Он утвердил законы в отношении царей и уточнил касающиеся сделок; и он был настолько мудр в судебных решениях, что многие из его постановлений в силу превосходства памятны до сих пор. Говорят, что телом он был весьма слаб, но по характеру - самым жадным из всех.
95. (1) После него, по рассказам, к законам приступил царь Амасис[48], который, как они говорят, установил законы относительно номархов и, вообще, об управлении всем Египтом. Передают, что он был без меры умён и кроток нравом и справедлив: за это-то египтяне и вручили ему власть, хоть он и был нецарского рода. (2) Говорят, что элейцы, усердно готовясь к олимпийским играм, отправили к нему послов спросить, как быть наиболее честным, а он якобы ответил: "Если в состязании не будет участвовать ни один элеец". (3) А когда Поликрат, владыка самосцев, заключил с ними дружбу и начал притеснять как своих граждан, так и приплывавших на Самос чужеземцев, то сначала, как рассказывают, отправил посла просить Поликрата о сдержанности, а после того как тот не внял его словам, написал письмо о прекращении дружбы и гостеприимства, потому что не хотел вскорости испытать огорчение, прекрасно зная, что несчастье обрушится на того, кто так упивается тиранической властью. И, как говорят, греки дивились и его кротости и тому, как быстро сбылось предсказанное им Поликрату.
(4) Шестым, кто обратил внимание на законы египтян, был отец Ксеркса Дарий. Дело в том, что он возненавидел то бесчестие, что было учинено в египетских храмах в правление царствовавшего до него Камбиза и возревновал о жизни кроткой и благочестивой. (5) Он общался с самими египетскими жрецами и познакомился с учением о богах и деяниями, записанными в священных книгах; а узнав из них о великодушии древних царей и добром расположении к правителям, стал подражать их образу жизни и благодаря этому добился такого почёта, что ещё при жизни наименовался египтянами богом - единственный из всех царей, а после смерти удостоился почестей равных тем, что воздавались самым праведным властителям древнего Египта.
(6) Итак, как рассказывают, общее законодательство было создано совместными усилиями вышеупомянутых мужей и получило славу, распространившуюся и среди прочих; в позднейшие же времена, по их словам, многие из представлявшихся замечательными законов были изменены, когда к власти пришли македоняне и окончательно уничтожили местную царскую власть.
96. (1) После того как мы все это подробно рассмотрели, следует теперь рассказать кто из прославленных среди греков умом и искусством в древности побывал в Египте с целью приобщиться к тамошним законам и образованию. (2) Дело в том, что египетские жрецы на основании записанного в их священных книгах, рассказывают будто в древности к ним приезжали Орфей и Мусей, Меламп и Дедал, а кроме того поэт Гомер и спартанец Ликург, аѳинянин Солон и Платон-философ, приходили также самосец Пиѳагор и математик Евдокс[49], Демокрит из Абдеры и Энопид из Хиоса. (3) В подтверждение всех их жрецы называют либо изображения одних из них, либо названные их именем места или постройки[50], а также приводят в доказательство ту область, в которой каждый из них подвизался, показывая, что всё, чем восхищаются греки, принесено из Египта.
(4) Ведь Орфей принёс большую часть таинств и мистерии, совершаемые в честь его странствий, и предания о царстве мёртвых. (5) Например, таинства Осириса - это таинства Диониса, а мистерии Исиды - это мистерии Деметры, изменены только имена, а наказание нечестивцев в царстве Аида, и луга блаженных, и воображением народа созданные представления, он принёс в подражание похоронным обрядам, имевшим место в Египте. (6) Так Гермес, водитель душ, по древнему египетскому закону сопровождал тело Аписа до какого-то места и предавал его кому-то, кто носит морду Цербера. И вот, после того как Орфей наставил этому греков, Гомер[51], в соответствии с этим, так описал в поэме:
Вызвал души мужей женихов, Одиссеем убитых,
Бог Гермес килленийский. В руках золотой и прекрасный
Жезл держал он
И далее ниже[52] говорит:
Мчались они мимо струй океанских, скалы левкадийской,
Мимо ворот Гелиоса и мимо страны сновидений.
Вскоре рой их достиг асфодельного луга, который
Душам - призракам смертных уставших - обителью служит.
(7) Он называет реку "Океаном"[53], потому что египтяне на своём наречии зовут океаном Нил, "ворота Гелиосовы" (Гелиопилы) - это город Гелиополь, а мифическое место обитания усопших они именует "лугом" из-за того, что вокруг болотистого места возле Мемфиса, называемого Ахеруса, находятся красивейшие луга, пойма, лотосы и тростник. И то, что умершие обитают в этих местах, он говорит потому, что в Египте здесь находится великое множество гробниц - после того как усопших переправляют через реку и Ахерусову заводь их погребают в расположенных здесь гробницах. (8) Египетским обрядам соответствуют и прочие греческие предания о царстве мёртвых: лодка, перевозящая мёртвых, зовётся барис[54], плата за перевоз, ценою в обол, даётся перевозчику, называемом на местном наречии "Харон". (9) Говорят, что рядом с этими местами находится святилище темной Гекаты и запертые медными засовами врата Кокита и Леѳы[55]; есть и другие ворота - Истины, а возле них безголовая статуя[56] Справедливости.
97. (1) Много другого связанного с мифами сохраняется у египтян не только по названию, но и на деле. (2) Например, в городе Аканѳи, что по ту сторону Нила в Ливии, в ста двадцати стадиях от Мемфиса, имеется продырявленный сосуд - пиѳос, в который триста шестьдесят жрецов каждый день приносят воду из Нила[57]. (3) Недалеко, во время некоего празднества, разыгрывается представление предания об Окнусе[58], когда один человек плетёт начало большого каната, а толпа, стоящая сзади, расплетает уже сплетённое. (4) Говорят, что Меламп принёс из Египта совершаемые, по мнению греков, в честь Диониса таинства, предания о Кроне, о битве с титанами и, вообще, все повествования о делах богов. (5) Дедал же, как сообщают, скопировал хитроумное строение сохранившегося до наших дней лабиринта, построенного по одним рассказам Мендесом[59], а по другим - царём Марром, правившим за много лет до Миноса. (6) Соразмерность древних египетских статуй не отличается от тех, что создал для греков Дедал. Даже самые красивые пропилеи в мемфисском храме Гефеста возвёл Дедал, и, будучи предметом восхищения, удостоился помещённой в этом храме деревянной скульптуры, изваянной его собственными руками; кроме того, ценимый за своё изящество и как изобретатель многого, он стяжал богоподобные почести. А на одном из прилегающих к Мемфису островов имеется даже святилище Дедала, почитаемое местным населением.
(7) В качестве свидетельства того, что и Гомер бывал в Египте, приводят приносящее забвение горестей зелье, которое Елена подала Телемаху у Менелая. Дело в том, что относительно зелья, известного как "непенфик"[60], которое, по словам Гомера, Елена получила из египетских Ѳив от жены Ѳона Полидамны, хорошо известно вот что. Говорят, что до сих пор женщины пользуются данным снадобьем и, по их утверждению, одни лишь жительницы Диосполиса открыли снадобье от гнева и горя, - а ведь Ѳивы и Диосполис - одно и то же. (8) Афродиту местные жители называют "Златой"[61], по старинному преданию, а возле города, называемого Мемфисом, есть долина, именуемая "Златой Афродиты". (9) Рассказ о соитии Геры и Зевса и о путешествии в Эѳиопию Гомер также принёс из Египта: дело в том, что каждый год египтяне перевозят святыню Зевса через реку в Ливию, а, спустя несколько дней, возвращают обратно, словно бы бог вернулся из Эѳиопии; а что касается соития богов, то во время празднеств жрецы несут святыни обоих богов на гору, устилая им путь разнообразными цветами[62].
98. (1) И Ликург, и Платон, и Солон внесли в своё законодательство многие законы египтян. (2) Пиѳагор, например, научился у египтян и богословию и геометрии, а также учению о числах и о переселении душ во всякое живое существо. (3) Демокрит[63] также, как они утверждают, общался с ними в течение пяти лет и многому научился у них в отношении астрологии. Подобным образом и Энопид, общаясь со жрецами и астрологами, узнал иное, в том числе и о том, что солнце совершает наклонный круговой путь, то есть эклиптику, и движется супротив прочих звёзд[64]. (4) Точно также и Евдокс, научившись у них астрономии, много полезного дал грекам, за что и удостоился славы.
(5) Учились у египтян и самые знаменитые из древних скульпторов - Телекл и Ѳеодор, сыны Роэка, изваявшие для самосцев деревянную статую[65] Аполлона Пиѳийского. (6) Как рассказывают, одна половина статуи была сделана на Самосе Телеклом, а другая - его братом Ѳеодором в Эфесе; сложенные вместе, эти части сходились настолько, что казалось, будто это работа одного мастера. Греки никогда не делали ничего подобного, а египтяне - очень часто. (7) У них соразмерность статуй определяется не на глаз, как у греков, но только после того, как они соберут камни, разделят и обработают, они измеряют от самых малых до самых больших. (8) И, разбив все тело на двадцать одну часть и четверть, они таким образом представляют полную симметрию тела. После того как ремесленники договорятся друг с другом о размерах, они отдельно друг от друга изготавливают соразмерные части настолько точно, что их труд вызывает изумление. (9) И вот в случае с резным изображением в Самосе, статуя - сообразно египетскому искусству - была разделена на две части посередине - от головы, до интимных частей, будучи со всех сторон, совершенно ровной. Говорят, что она очень походила на египетские, поскольку имела простёртые вперёд руки и готовые ступать ноги.
Итак, о примечательных египетских делах сказано достаточно; мы уже, согласно с намерением в начале книги, перейдём к преданиям и деяниям, следующим по порядку, и начнём с того, что происходило в Азии у ассирийцев.


[1] Об Орфее см. гл. 23, о Гомере, – гл. 12, о Пиѳагоре и Солоне – гл. 98.
[2] Два случая этого приведены в гл. 64.
[3] Папирус Харрис XXII-го в. до н. э. даёт только определённые цифры огромных владений храмов. Они владели в то время примерно двумя процентами населения и примерно пятнадцатью процентами земли, не говоря уже об имуществе другого характера. Их власть существенно увеличилась в последующие века.
[4] Наиболее полный отчёт об этой касте воинов у Геродота 2.164 и далее.
[5] Согласно Аристотелю (Historia Animalium, 6.2) это искусственное высиживание осуществлялось путём закапывания яиц в навоз.
[6] Говоря как аристократ, Диодор критикует греческую демократию. Аѳины, которые, по всей вероятности, он, в частности, имел в виду, были местом, где граждане, по его словам, оставляли свои дела для участия в делах государства, и, по-видимому, получали плату за свои занятия и в то же время получали дополнительные компенсации от государства.
[7] Эти органы были известны как Ареопаг и Герусия соответственно; последний описан в Диодор 17.104.
[8] Интересно заметить, что египтяне были знакомы с недостатками аттических судов.
[9] См. Еврипид, Медея, 412-13: θεῶν δ οὐκέτι πίστις ἄραρε («клятва, данная во имя богов, уже не нерушима»).
Гордые выси коснулись земли,
Имя богов попирая в пыли,
[10] См. Геродот, 2.177: μηδὲ ἀποφαίνοντα δικαίην ζόην («если он доказал, что ведёт справедливый образ жизни»).
[11] Геродот (2.177) делает то же самое заявление, но Плутарх (Солон, 31), на авторитете Ѳеофраста приписывает подобный закон не Солону, а Писистрату.
[12] Значение этого слова, которое включает в себя все идеалы греческой свободы и аѳинской демократии, не может быть выражено в одной фразе. Это означало, что человек был так же хорош, как и любой другой, что он может держаться наравне со своими собратьями. «Позиция самоуважения и равенства» – вот примерное значение в этом предложении и в следующем.
[13] См. гл. 65.
[14] Знаменитая Сисахѳия (Seisachtheia) («стряхивание бремени») Солона. В 594 г. до н. э. он объявил недействительными существующие обязательства на землю, даровал свободу всем порабощённым за долги, и, вероятно, отменил все долги, которые включали любую форму личного рабства. Этими мерами предоставив полную свободу всем долговым рабам или долговым крепостным в Аттике.
[15] Согласно Геродоту (2.92) моногамия была преобладающим обычаем, но он, конечно, ошибался, насколько это касалось состоятельных классов.
[16] т. е. выбрасывание детей, которое по-прежнему практиковалось среди некоторых греков при жизни Диодора, было запрещено.
[17] Были, по сути, три вида египетской письменности: (1) иероглифическое, (2) иератическое, и (3) демотическое, последняя из которых, была во всеобщем употреблении во времена Диодора. Вместе с Геродотом (2.36), Диодор не делает никакой разницы между первой и второй.
[18] Здесь «геометрия» используется в его первоначальном значении, «измерение земли», а «геометр» ниже означает «инспектор».
[19] См. гл. 43, 70, 74.
[20] Диодор противопоставляет египетское отношение к этим предметам с акцентом на них в греческом образовании.
[21] См. Геродот 2.77.
[22] Знаменитое обсуждение кошек в Египте у Геродота, 2.66-7.
[23] Согласно Геродоту (2.87) это был самый дешёвый метод бальзамирования.
[24] Быки Апис и Мневис описаны в следующей главе.
[25] Бык Апис считался «живой душой Осириса» и по словам Плутарха (Об Исиде и Осирисе, 43), был рождён не быком, а «когда животворный свет луны нисходит на ярящуюся корову и пронизывает её». Апис был черным быком с белой отметиной на лбу; появление нового Аписа расценивалось как новое проявление Осириса на земле.
[26] См. гл. 21.
[27] т. е. Гиганты.
[28] т. е. Быков.
[29] Страбон (17.1.39) даёт почти такой же отчёт.
[30] Приап обсуждается в Диодор 4.6.
[31] Геродот (2.45) отрицает существование человеческих жертвоприношений и их не было, вероятно, в его время. Но жертвоприношение пленных засвидетельствовано памятниками XVIII-й и XIX-й династий, и J. G. Frazer (The Golden Bough, 2 стр. 254 и след.) находит в этом отчёте Диодора и подобной истории, данной Плутархом (Об Исиде и Осирисе, 73), на авторитете Манефона, доказательства ежегодного жертвоприношения рыжеволосого человека, чтобы предотвратить неурожай зерна.
[32] Город волков.
[33] В гл. 61 строителем лабиринта называется Мендес.
[34] Геродот (2.35) подводит итог в этом вопросе, говоря, что египтяне «сделали свои обычаи и законы, противоречащие таковым у всех других людей».
[35] Букв. «Тот, кто рвёт по длине», то есть открывает, перерезав.
[36] То же самое имя дано ножу у Геродота, 2.86, чьё описание бальзамирования, хотя и не так подробно, как у Диодора, дополняет его во многих отношениях. Он был, вероятно, из обсидиана или кремния, такие часто встречается в могилах с мумиями. Об использования таких примитивных орудий в древних религиозных церемониях, См. Навин, 5.2: «Сделай себе ножи их кремния и обрежь сынов Израилевых во второй раз».
[37] Эти судьи соответствуют сорока двум судьям или заседателям, перед каждым из которых покойник должен был заявить в загробном мире, что он не совершал определённых грехов (Книга Мёртвых, гл. CXXV).
[38] Название данное шаландам, используемым на Ниле и описанным у Геродота 2.96.
[39] См. гл. 96.
[40] По-видимому Мневес всего лишь вариант имени Менас из гл. 43 и 45.
[41] Это форма имени гораздо ближе к старой иранской форме, Зараѳустра, чем позднее искажение Зороастр.
[42] Геродот (4.93 и след.) даёт более подробную информацию о Залмоксисе или Гебелейзисе (Gebeleïzis), как он ещё его называет, и гетах, «которые претендуют на бессмертие». Страбон (7.3.5) называет его Замолксис и делает его бывшим рабом Пиѳагора, история уже известная Геродоту и отвергнутая им.
[43] Это произношение, похоже, отражает на иврите форму Yahu; См. Псалом 68.4: «Его зовут Иах».
[44] Сасихис – это Асихис Геродота (2.136), отождествляется с Шепсескафом из IV-й династии.
[45] См. гл. 53 и далее.
[46] См. гл. 73.
[47] см. гл. 45, 65, 79.
[48] См. гл. 68. История посольства элейцев даётся более полно у Геродота (2.160), где, однако, египетским советчиком называется Псаммис.
[49] Знаменитый астроном, географ и математик из Книда, ученик Платона. Его пребывание в Египте хорошо засвидетельствовано.
[50] Например, в соответствии со Страбоном (17.1.29), в Гелиополе были отмечены дома, где останавливались Платон и Евдокс.
[51] Одиссея 24.1-2.
[52] Там же.
[53] На самом деле единственное имя для Нила у Гомера Айгиптос (Aigyptos).
[54] См. гл. 92; baris также греческое слово, означающее лодку.
[55] Бронзовые полосы должны напоминать лучи «Врат Солнца», в пассаже из Гомера, приведённом выше.
[56] Греческое слово, имеющее значения «статуя» и «тень», последнее значение применимо в последней строке приведённого выше отрывка из Гомера.
[57] Это ссылка на пятьдесят дочерей Даная, которые после смерти были приговорены к бесконечной работе лить воду в сосуды с отверстиями.
[58] Окнус — другой персонаж греческого загробного мира, который был приговорён к непрерывному плетению верёвки, которую пожирал невидимый им осел так же быстро, как она плелась.
[59] см. гл 61.
[60] Nepenthic. т. е. для «успокоения боли». См. Одиссея 4.220-21: αὐτικ ἄρ ἐς οἶνον βάλε φάρμακον, ἔνθεν ἔπινον, νηπενθές τ ἄχολόν τε, κακῶν ἐπίληθον ἁπάντων. «В чаши она круговые подлить вознамерилась соку Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье»,
[61] Ссылка на эпитет постоянно используемый Гомером, чтобы описать Афродиту.
[62] Гомеровский пассаж, который Диодор имеет в виду, из 14-й песни Илиады (ll. 346 и след.):
Рек – и в объятия сильные Зевс заключает супругу.
Быстро под ними земля возрастила цветущие травы,
Лотос росистый, шафран и цветы гиацинты густые…
[63] Демокрит из Абдеры, выдающийся учёный V в до н. э., автор «атомной» теории.
[64] Энопид из Хиоса – математик и астроном V века до н. э. В соответствии с данным заявлением наблюдал наклон эклиптики, который, как известно, равен примерно 23½°. Тот факт, что движение солнца на небесной сфере медленнее, чем у звёзд, вызвано, по-видимому, ретроградным движение Солнца относительно звёзд.
[65] Несомненно, культовая статуя.