40. Фрагменты 71-61 гг до н.э. Обычаи евреев. Достижения Помпея в Азии. Мятеж Катилины

Переводчик: 

1. (1) Марк Антоний[1] пришёл к соглашению с критянами и некоторое время они следили за миром. Позже, однако, когда вопрос был перенесён, тогда они смогли лучше рассмотреть свои преимущества, старейшины и наиболее здравомыслящие советовали им отправить посольство в Рим с тем чтобы защититься от преступлений им вменяемых, а также попытаться всякими правдивыми словами и заявлениями успокоить сенат. Поэтому они отправили тридцать самых выдающихся людей в качестве послов. Эти люди, ходя в личном порядке по домам сенаторов и выражая всевозможные просьбы о пощаде, одержали победу под сводами сената. (2) Представ перед сенатом сами, они аргументировали свои доводы исподволь и перечисляли в подробностях свои добрые услуги для руководящей силы, и военную поддержку ими оказанную; сказав это, они призвали сенаторов вернуть своё расположение и восстановить союз, который существовал ранее. Сенат, давая свои объяснения, подготовил приветствие, попытался принять указ, в котором они освобождали критян от преступлений, вменённых им, и провозгласили[2] их друзьями и союзниками государства, но Лентул[3], прозванный Спинфер, наложил вето. (3) В этой связи критяне удалились. Сенат, узнавая раз за разом, что критяне были в сговоре с пиратами и делили добычу, постановил[4], что критяне должны отправить в Рим все корабли, даже четырёхвесельные, предоставить триста заложников, все люди, занимающие видное положение, должны выдать Ласфена и Панарета, и должны выплатить в совокупности в качестве возмещения четыре тысячи талантов серебра. Когда критяне узнали о решении сената, то они собрались, чтобы обсудить новости. Более разумные говорили, что они должны исполнить все требования, но Ласфен и его сторонники, будучи ответственны в признании вины по этим обвинениям, и, опасаясь, что, если они будут отправлены в Рим, то будут наказаны, всколыхнули народные массы призывами к сохранению свободы, принадлежащей им с незапамятных времён.

1a. (1) Некоторые антиохийцы, подстрекаемые против царя Антиоха[5] в результате его поражения, взбудоражили народные массы и предложили изгнать его из города. Имело место крупное восстание, но когда царь возобладал, главари мятежа бежали в испуге из Сирии; собравшись в Киликии, они предложили восстановить Филиппа[6], сына Филиппа, отцом которого был Антиох Грип. Филипп подтвердил принятие предложения и договорился о встрече с Азизом арабским, который выказал ему готовность одобрения, водрузил диадему на голову, и восстановил его на царстве.

1b. (1) Связав все свои надежды на союз с Сампсицерамом, он[7] послал за ним прибыть со своей армией. Тот, однако, заключил тайное соглашение с Азизом, чтобы покончить с царями, пришёл со своей армией и призвал Антиоха к своему присутствию. Когда царь, ничего не зная об этом, согласился, Сампсицерам выступил в роли друга, но поместил его под арест, и хотя на данный момент он просто держал его под охраной в оковах, позднее он был предан смерти. Так же, в соответствии с соглашением о разделе Сирийского царства, Азиз намеревался убить Филиппа, но Филипп, узнав о заговоре, бежал в Антиохию.

2. (1) Во время пребывания Помпея в Дамаске в Сирии, Аристобул, царь Иудейский, и Гиркан, его брат, пришли к нему со своим спором на царство[8]. Так же выдающиеся мужи, числом более двухсот, собрались приветствовать полководца и объяснить, что их предки, восставшие против Деметрия[9], послали посольство к сенату и получили от них руководство над евреями, которые, кроме того, были свободными и самоуправляемыми, их правителя называют Первосвященник, а не царь. Теперь, однако, эти люди хозяйничают над ними, свергнув древние законы и поработив граждан вопреки всякой справедливости; сделав это с помощью орды наёмников и путём многочисленных беззаконных и нечестивых убийств, они провозгласили сами себя царями. Помпей откладывал на более позднее время урегулирование их притязаний, но в случае беззаконного поведения[10] евреев и несправедливостей, совершенных против римлян, он резко упрекнул партию Гиркана. Они заслужили, по его словам, несколько более резкое и жёсткое наказание; тем не менее, в духе традиционного милосердия Рима, он должен, если они будут послушными в дальнейшем, дать им помилование.

3. (1) Теперь, когда мы собираемся изложить войну против евреев, мы считаем целесообразным дать сначала краткий отчёт о возникновении нации от её истоков, и обычаи, наблюдаемые среди них[11]. Когда в древние времена мор возник в Египте[12], простонародье приписывало свои беды действию божественной силы; ибо в самом деле из-за множества чужеземцев всех видов, обитающих в их среде и исповедующих разные религии и жертвоприношения, свои традиционные обряды в честь богов вышли из употребления. (2) Таким образом местные уроженцы предположили, что если они не удалят иностранцев, их проблемы никогда не будут решены. Поэтому немедленно чужаки[13] были изгнаны из страны, а наиболее выдающиеся и деятельные из них объединились и, как говорят некоторые, были выброшены на берег в Греции и некоторых других областях; их вождями были знаменитые люди, главные из них Данай и Кадм. Но большинство были изгнаны туда, что сейчас называется Иудей, что недалеко от Египта и в то время было совершенно безлюдно. (3) Переселенцев возглавлял человек по имени Моисей, выдающийся как своей мудростью, так и мужеством. На захваченной земле он основал, кроме других городов, один в настоящее время самый известный из всех, называемый Иерусалим. Кроме того, он учредил храм, который они почитают главным в благоговении, ввёл в употребление порядок поклонения и ритуалы, составил законы и упорядочил политические учреждения. Кроме того, он разделил их на двенадцать колен, так как это считается самым совершенным числом и соответствует количеству месяцев, которые составляют год. (4) Но он не имел какого бы ни было изображения богов, сделанного для них, считая, что Бог не имеет человеческого вида[14], скорее Небеса, которые окружают землю, сами являются божеством и управляют Вселенной[15]. Жертвы, которые он учредил, отличаются от других народов, равно как и их образ жизни, ибо, как результат их собственного изгнания из Египта, он ввёл замкнутый и нетерпимый образ жизни. Он выбрал людей самых возвышенных и с величайшими способностями, чтобы возглавить весь народ, и назначил их священниками; и он рукоположил, что они сами должны заниматься в храме почитанием и жертвоприношениями своему богу. (5) Этих же людей он назначил на должность судей во всех крупных спорах, а также возложил на них охрану законов и обычаев. По этой причине евреи никогда не имели царя, и власть над народом обычно принадлежала священнику, известному превосходством над своими коллегами в мудрости и добродетели. Они называют этого человека первосвященник, и считают, что он действует как посланник Божий. (6) Это он, как нам говорят, кто на собраниях и других мероприятиях объявляет предписания, а евреи настолько послушны в таких вопросах, что тотчас они падают на землю и выражают почтение к первосвященнику, когда он излагает заповеди для них. А в конце их законов есть даже приложение гласящее: "Эти заповеди Моисей слышал от Бога и провозгласил их евреям"[16]. Их законодатель позаботился также о обеспечении военного дела, и обязал молодых людей развивать мужество, стойкость, и, в общем, способность переносить всякие трудности. (7) Он вёл военные походы против соседних племён, а после присоединения многих земель, распределил их, назначая равные наделы для частных лиц и большие оных для священников, чтобы они, в силу получения более обильных доходов, могли не отвлекаться и применять себя для постоянного поклонения Богу. Простым гражданам было запрещено продавать свои отдельные участки, чтобы не было тех, кто бы в своих интересах скупал их, и посредством угнетения бедных классов вызвал нехватку рабочих сил. (8) Он требовал от тех, кто поселился на земле, воспитывать своих детей[17] и о потомстве заботиться при небольших затратах; евреи с самого начала были многочисленным народом. Что касается брака и погребения мёртвых, он следил за тем, чтобы их обычаи сильно отличались от других людей. Но позже, когда они стали объектом иноземного управления, в результате их смешения с людьми других национальностей (как под правлением персов, так и македонян, которые свергли персов), многие из их традиционных обычаев были расстроены. Таков отчёт Гекатея из Абдеры[18] в отношении евреев.

4. (1) Помпей начертал на плите, которую он установил как посвящение, отчёт о своих достижениях в Азии[19]. Вот копия надписи: "Помпей Великий, сын Гнея, Император, освободил побережье обитаемого мира, и все острова по эту сторону океана от войны с пиратами и им подобных, человек, который освободил от осады царство Ариобарзана[20], Галатию и земли и провинции, находящиеся за пределами этого, Азию и Вифинию; который дал покровительство Пафлагонии и Понту, Армении и Ахайи[21], а также Иберии, Колхиде, Месопотамии, Софене, и Гордиене, привел в подчинение Дария, царя Мидии, Артола[22], царя иберов, Аристобула, царя Иудейского, Арету, царя Набатейской Аравии, Сирию, граничащую с Киликией, Иудею, Аравию, провинцию Кирену[23], ахейцев, язигов, соаниев, гениохов и другие племена вдоль побережья между Колхидой и Меотийским морем, и царей их числом девять, и все народы, живущие между Понтом и Красным морем[24]; расширил границы империи до пределов земли; и защитил, а в некоторых случаях увеличил доходы римского народа - он, изъяв статуи и изображения, воздвигнутые для богов, а также другие ценности, принятые от врага, посвятил богине[25] двенадцать тысяч и шестьдесят золотых монет и триста семь талантов серебра".

5. (1) В Риме некий несостоятельный должник по имени Катилина и Лентул Сура[26] собрали толпу и подстрекали к мятежу против сената следующим образом. Приближался какой-то праздник[27], когда по обычаю клиенты выдающихся людей посылали подарки, и по этой причине дома держали открытыми всю ночь. Заговорщики договорились, таким образом, использовать эту возможность, чтобы ввести в дома своих предполагаемых жертв людей, чьим делом было бы наложить насильственно на них руки. С мечами скрытыми на поясах они должны были проникнуть, не вызывая подозрений, якобы с целью доставки подарков, и, распределённые по несколько в каждый дом, в одно и то же время должны были покончить практически со всем сенатом. Хотя заговор был тщательно спланирован таким образом, жертвы чудом избежали убийства. Ибо среди более четырёхсот человек, которые были выделены для убийств, был один[28], который был влюблён в девушку, и который, отвергнутый ею, заметил несколько раз, что через несколько дней её жизнь будет в его власти. Замечание озадачило её, и она не могла догадаться, что является причиной его угроз, но молодой человек оставался настойчивым. Поэтому, когда они были вместе и, выпив, она притворно выражала крайний восторг от его общества, и попросила его рассказать, что означают его замечания, и он, в безрассудной страсти, желая угодить ей, раскрыл всю правду. Она сделала вид, что восприняла сказанное с сочувствием и радостью, и промолчала, но на другой день пошла к жене консула Цицерона и, поговорив с ней в частном порядке по этому поводу, сообщила, что рассказал ей молодой человек. Таким образом, заговор был раскрыт, и консул, то с помощью угроз и запугивания, то любезным увещевания, узнал от них полные сведения о заговоре.

5a. (1) Луций Сергий, прозванный Катилиной, обнаружив себя погрязшим в долгах, разжигал восстание, и консул Марк Цицерон сочинял речи о предполагаемых беспорядках. Катилина, будучи открыто назван и обвинён в лицо, заявил, что ни при каких обстоятельствах он не станет обрекать себя на добровольное изгнание без судебного разбирательства. Цицерон поставил вопрос перед сенаторами, желают ли они изгнать Катилину из города. Когда большинство, смущённые присутствием человека, промолчали, Цицерон, желая как бы изучить их чувства точно, сменил вопрос и спросил сенаторов, должны ли они следующим приказом изгнать Квинта Катула[29] из Рима. Когда все в один голос закричали от негодования и высказали своё недовольство сказанному, Цицерон, возвращаясь к Катилине, заметил, что когда, по их мнению человек не заслуживает изгнания, они кричали из всех сил, поэтому было очевидно, что молчанием они выразили согласие на изгнание. Катилина, заявив, что он обдумает в частном порядке, удалился.
Согласно пословице, меньшее есть враг большего.

6. (1) Эта Клеопатра упоминается Вергилием, Лукианом, Галеном, Плутархом, а также и Диодором и Георгием в ряду других летописцев.

7. (1) [... в начале Галльской войны, которую мы поместили в конце нашей истории.]
[Эта часть обитаемого мира, и та, что вокруг Британских островов и холодные области выпали из круга общих человеческих знаний. Но, как и северные широты, прилегающие к области, которые необитаемы из-за холода, мы будем обсуждать их, когда придём к описанию деяний Гая Цезаря, ибо именно он продлил Римскую империю дальше в этом направлении, и выявил области, которые ранее были неизвестны историческому знанию.]
[В наше время Гай Цезарь, который за свои заслуги завоевал титул Дивус, был первым в истории завоевателем острова, и, победив в войне британцев, заставил их платить установленную дань. Но что касается этих вопросов, мы будем записывать данные о его предприятии в нужное время.]
[Что касается их обычаев и других особенностей, мы будем описывать их в деталях, когда подойдём к походу Цезаря против Британии.]

8. (1) Некоторые из книг были самовольно изданы и опубликованы до исправлений и прежде, чем были внесены последние штрихи, в то время, когда мы ещё не были полностью удовлетворены работой. От этого мы отречёмся. Но в последовательности эти книги, представ перед публикой, не могут повредить общему плану нашей истории, и мы сочли необходимым опубликовать заявление, которое разоблачит всякое заблуждение. Наш предмет находится в пределах сорока книг, и в первой половине мы записали событий и легенды предшествующие Троянской войне. Здесь мы не может датировать события с любой точностью, так как никаких хронологических записей об этом не было под рукой...


[1] Μ. Антоний Критский (отец триумвира), как претор в 74 г. до н. э. получил imperium infinitum для борьбы с пиратством в Средиземном море. В 72 или 71 до н. э. он был жестоко разбит критскими пиратами и вынужден заключить унизительный мир. — Точная дата критского посольство не определена, но на основе Цицерон, Verr. 2.2.76, это, возможно, февраль 69 г. до н. э. (а не 70), с ультиматумом, последовавшим позже в том же году.
[2] Или, если вставить άν. «Попытался принять указ, по которому, освобождая критян… они провозглашают, и т. п.»
[3] Точная идентификация этого Лентула Спинфера не ясна, но, вероятно, он должен быть указан как tribunus plebis 70 или 69 г. до н. э. Власть трибунов была восстановлена в 70 г. до н. э.
[4] Отклонение этого ультиматума привело к объявлению войны в 69 г. до н. э., хотя, по–видимому, консул Метелл Критский не вышел в поле до следующего года. Хотя Дион Кассий, 30/5.111, кажется, объединил ультиматум с посольством критян в Рим, а Аппиан, Sic. 6, помещает посольство после объявления войны, отчёт Диодора, кажется, внутренне более вероятным.
[5] Антиох XIII, известный как Азатик, сын Антиоха X. Между 69 и 64 г. до н. э. он занимал трон в течение двух коротких периодов. См. A. R. Bellinger. «The End of the Seleucids». Tram. Connecticut Acad. 38 (1949). 82–81; G. Downey, A History of Antioch in. Syria (Princeton, 1961), 136–178.
[6] Филипп II, известный как Тяжёлая Нога (Barypous), который недолго царствовал в 67/6, а затем в 66/5 до н. э.
[7] Субъект предложения, очевидно, Антиох. Сампсицерам был шейхом Эмесы.
[8] По смерти царицы Саломеи Александры в 67 г. до н. э. Гиркан, хотя и старший сын, был вынужден после короткой борьбы признать Аристобула царём и первосвященником. Борьба вскоре возобновилась, Антипатр и набатеи поддержали Гиркана, но она была прервана появлением на сцене заместителя Помпея, Скавра, в 65 г. до н. э.
[9] Т. е. Димитрия I, в 161 г. до н. э. Это стало поводом для первого еврейского посольство в Рим (ср. 1 Макк. 8, и Иосиф, Ant. Iud. 12,417 сл., который намеревался дать текст сенатского указа). В неисправленном греческом тексте говорится: «восставший из храма»; Herwerden, тем не менее, видит в этом восстание против Антиоха IV в 166 г. до н. э., и исправляет следующим образом: «от сирийских (царей)».
[10] Herwerden исправляет следующим образом: «Беззаконного поведения по отношению к евреям»
[11] Остальная часть этого пассажа (= Якоби, FGH, н. 264 фр. 6) основана на работе Гекатея из Абдеры, чья «Египтика», написанная при дворе Птолемея I, включала, пожалуй, самый ранний греческий рассказ о еврейской истории и обычаях: ср. W. Jaeger, Journal of Religion, 18 (1938). 127–143, , J. Gutman, The Beginninqs of JewishHellenistic Literature (Jerusalem, 1958), 39–73 (на иврите), который утверждает, что «Иудаика» Гекатея была отдельным трудом, и F. R. Walton, Harv. Theol. Rev. 48 (195.5). 255–857. Несмотря на ряд ошибок, заметна большая симпатия, чем у источника, цитируемого в 34/5.1.
[12] Ср. «Египетские казни», перечислены в книге Исход 7–12.
[13] В книги 34/5.1, высылаемые лица не чужаки, но прокажённые. См. примечание ad loc.
[14] О запрете на «идолов», см. Исх. 20.4. В сохранившейся греческой литературе слово άνθρωπόμορφος, очевидно, впервые встречается в этом отрывке Гекатея и Эпикура, фр. 353, хотя концепция восходит, по крайней мере, к Ксенофану.
[15] Гекатей, возможно, был введён в заблуждение случайным использованием «Небеса» в качестве заменителя непроизносимого имени Бога (ср. oύpavόs в 1 Macc. 3. 18–19, 50, 60, Dan. 4.23) истолковав это в терминах привычной греческой мысли.
[16] C. р. Deut. 29.1.
[17] Гекатей делает аналогичное замечание по поводу египтян (ср. выше, книга 1.80.3); в обоих отрывках есть неявное отличие от общей греческой практики подкидывать нежелательных детей. Иосиф Флавий, против Апиона, 2,202, говорит об этом, как о требовании, предписанным законом, хотя это не так, но на самом деле присутствует в кодексе Моисея. Ср., однако, периодическое «плодиться и размножаться» по всей книге Бытия, и осуждение Онана, Gen. 38. 8–10.
[18] Несомненно, что ложная приписка Гекатею Милетскому происходит от Фотия, а нет от Диодора.
[19] Эту надпись можно сравнить как с Columna rostata С. Дуиллия, так с Res Gestae Августа.
[20] Ариобарзан I, царь Каппадокии.
[21] Т. е. скифской Ахайи: см. Аппиан, Мит. 102; Страбон. 11.2.12, с. 495.
[22] Или Арток (Дион Кассий, 37.2, Аппиан, Мит. 103).
[23] Кирена была организована в провинцию в 75/4 г. до н. э.
[24] То есть Чёрное море и Персидский залив.
[25] Плиний (Ν.Η. 7.97–98) говорит, что посвящение было сделано Минерве. Видимо Диодор завершил историю восточного похода Помпея и его последующее торжество до выступления Катилины.
[26] Л. Сергий Катилина и П. Корнелий Лентул Сура.
[27] Сатурналии (Плутарх, Цицерон, 18,9, ср. Саллюстий, Cat. 43).
[28] Кв. Курий. Женщина была некая Фульвия. Наши источники несколько отличаются точностью обстоятельств её сообщений о заговорщиках, но Саллюстий, по крайней мере, предположил, что она была использована Цицероном как шпион: Саллюстий, Cat. 26 и ср. 23, Аппиан,   2.3. Плутарх, Цицерон, 16.2, видимо, относит к более раннему плану.
[29] Кв. Лутаций Катул, консул 78 и цензор 65 до н. э., один из самых уважаемых членов сената. Т. Reinach, Rev. Et. Gr. 17 (1904), 5–11, по сравнению с первым фрагментом Первой речи против Катилины Цицерона. 20–91, утверждает, что он представляет собой более достоверный отчёт о том, что произошло, чем в случае редактированной речи, которая была опубликована через три года после этого события (Cicero. Ad Att. 2.1.3. Заслуга в создании понятного текста этого важного отрывка принадлежит Herwerden'у, который восстановил имя Катула, где Mai неправильно прочитал Катилина.