Слон

    Слон
  •          (греч. ἐλεφας, лат. elephantus). Это животное имеет двоякое значение в древней истории: оно было важно как для искусства, так и для военного дела.
  •          С. в искусстве. Еще до того, как узнали о самих С., слоновая кость (ἐλέφας, ebur) наряду с золотом, янтарем (electrum) и пр. использовалась для украшений. Гомер еще не называет животного, но слово elefas встречается у него неоднократно для обозначения слоновой кости, употреблявшейся наряду с золотом и серебром для украшения комнат. Геродот — древнейший из писателей, который называет именем С. животное. У Гомера слоновая кость встречается в самых разнообразных предметах: это и ключ с ручкой из слоновой кости, и украшенное слоновой костью и серебром кресло, и украшенная слоновой костью, золотом и серебром кровать, и ножны для меча из полированной слоновой кости. Ни у одного эллина под Троей не было вещей из этого материала, но у троянца Мидона были удила, украшенные слоновой костью. Будучи хорошо отполирована, она была ослепительной белизны; по-видимому, ее также окрашивали в пурпурный цвет. Греки получали из Африки и из Индии (из-за более чистого цвета этой кости отдавали предпочтение) слоновые бивни значительной величины. Раскалывая, распиливая, размягчая, раскаляя и сгибая слоновую кость, мастера получали пластинки от 12 до 20 дюймов ширины. Обычно они в соединении с золотом шли на отделку сосудов, оружия, дверей и пр., а позже использовались и для статуй. Отдельные, особенно обнаженные части изваяний делались из слоновой кости: их подпиливали, подчищали и отделывали и затем соединяли, зачастую опять-таки вместе с золотом, на основе из дерева, глины или металла. При этом нужно было постоянно заботиться, чтобы слоновая кость не распадалась; ее сохранению способствовало натирание маслом. Это искусство упоминается уже ок. 50 олимпиады (576 г. до н. э.); величайшие произведения Фидия были выполнены в такой технике.
  •          У римлян слоновая кость служила для разнообразных украшений: из нее делали курульные кресла (sella curulis, отсюда выражение ebur curule), статуи богов, сосуды, особенно столовую посуду. Музыкальные инструменты, такие как флейты, лиры и т. д., выполняли из нее или хотя бы отделывали ею.
  •          С. в военном деле. Во время войн Александра Великого против Азии С. впервые появились в персидском войске, куда их в небольшом количестве поставили союзные индийцы. Из индийского похода Александр отослал 200 слонов в Карманию. Он тоже намеревался использовать их в своем войске, но при этом не желал умалять главное значение фаланги гоплитов, а, наоборот, хотел организовать соединение главных родов македонского и персидского вооружения. Наследники Александра Великого осуществили этот план, и главная сила их войска заключалась в количестве С. Их получали из Индии, почему расположения сатрапа этой страны, Эвдема, добивались все партии. У Селевка в битве при Ипсе было 400—480 военных С. В битве обычно был один передовой С., убить которого было особенно важно для врагов. Полностью вооруженный С. имел на спине башню с 4-мя стрелками из лука для прикрытия и защиты животного. Управлявший С. воин сидел спиной к башне на его шее. Позже С. надевали на лоб панцирь (frontale) и украшали их воинскими украшениями, напр., султанами (cristae). Враги для предотвращения грозившей от С. опасности имели в своем войске свиней, которых они намазывали жидкой смолой, зажигали и пускали на С., которые пугались крика и огненного появления свиней и обращались против своего же войска. Поэтому Антигон приказал индийцам держать вместе со С. свиней, чтобы они привыкали к ним заранее.
  •          Римляне впервые столкнулись со С. в первой стычке с Пирром (282 г.), когда их лошади, испугавшись С., повернули и вовлекли и пехоту в сумятицу и бегство. Поэтому когда им удалось захватить нескольких С., они стали приучать своих лошадей к их виду. Вскоре они заметили, что С., будучи ранены, поворачивают и производят в своем войске страшное поражение. Чтобы предупредить это, Гасдрубал издал приказ, чтобы погонщики С. в таких случаях немедленно убивали их сами, вонзая острое железо между их ушами. Огонь также пугал их, поэтому римляне посылали против линии С. специально для этого устроенные колесницы, запряженные лошадьми и занятые солдатами, осыпавшими их стрелами и горящими головнями. Трудно было переправлять С. через моря и реки, и их обманывали тем, что накладывали землю на деревянные доски устроенного для них плота. Римляне вначале называли С. «луканскими быками» (boc Luca), так как они впервые увидели их в Лукании, и бык был для них до тех пор самым крупным из известных животных. Когда им самим удалось захватить С., они тоже стали использовать их на войне, впервые выпустив против Филиппа Македонского; тем не менее существенной части римского войска они никогда не составляли. Охотнее римляне пользовались ими для увеселений в цирке. Всевозможные бои С., как лучшая часть венаций (venationis), обычно приберегались для последнего дня. Их выпускали против медведей, быков, вооруженных луком нумидийцев и т. д. Во времена императоров, напр., Коммода, С. также выступали в цирке. При этом римляне имели очень высокое понятие о способностях и уме этих животных; Цицерон почти приравнивает их к людям, а Плиний приписывает им даже religio siderum (религиозное поклонение) и solisque et Lunae veneratio (солнечный и лунный культы). Помпей впервые использовал их для выездов, и после него право держать С. превратилось в преимущество императоров. Лишь Корнифицию Август разрешил ездить на С. всякий раз, когда тот возвращался с пира.