Эрот

    Эро́т
  •          (греч. Ἔρως, любовь, лат. Amor, Cupido), греческий бог любви. Гомер еще не упоминает об Э.; у него лишь Афродита является богиней-возбудительницей любви. Гесиод, напротив, относит его к числу древнейших богов: сначала был Хаос, затем Земля, Тартар и Э. Следовательно, Э. является здесь соединяющей и творящей, созидающей силой, которая производит все живые существа и приводит мир в гармонический порядок. Особо чтили этого древнего стихийного бога в Феспиях, где через каждые 5 лет праздновали посвященные ему Эротидии. Совершенно отлично от этого космического Э. представление об Э., являющемся у позднейших поэтов в качестве самого молодого из богов. Здесь он — прекрасный мальчик, близкий то к юношеству, то к детскому возрасту, полный хитрости и лукавства, жестокий мучитель людей и богов; он не щадит даже Зевса и своей матери Афродиты. Вооруженный луком и колчаном, полным стрел, летает он повсюду на золотых крыльях и поражает все, что живет на земле и в небесах, в море и подземном мире. Родителями его обычно считаются Афродита и Арес, а также Зевс и Афродита, или Гермес и Афродита, или Зефир и Ирида. Иногда говорится, что родители его неизвестны, что он имел мать, но у него не было отца, и т. п. В позднейшие греческие и римские времена Э. представляли окруженным множеством подобных ему существ — молодых Эротов и Амореттов — и давали ему в товарищи брата Антэрота, бога взаимной любви, который своим соревнованием заставлял возрастать маленького Э.
  •          Э. был не только богом любви между обоими полами, но также и богом любви и дружбы между мужчинами и юношами и мальчиками. Поэтому священный отряд фиванеких юношей был посвящен Э.; в Афинах его чтили как освободителя города, потому что дружеская чета, Гармодий и Аристогитон, освободила город от тирании Писистратидов.
  •          В позднейшие времена Э. ставили в различные отношения к олицетворяющей человеческую душу Психее, которую часто изображали в виде бабочки или юной девушки с крыльями бабочки. Э. является то соединенным с ней любовью, то ее мучителем, причем она чаще всего является в виде бабочки, которую он держит над факелом, вырывает у нее крылья и т. п. Апулей в своих «Метаморфозах» соединил разные элементы этого мифа в прелестной сказке следующего содержания: у одного царя были три дочери, из которых Психея была самой молодой и самой прекрасной. Ее полюбил Э. и унес в уединенное место, где она жила в любви с ним, но не видела, не знала его. Однажды злые сестры, посетив Психею, уговорили ее нарушить запрет Э. и рассмотреть его лицо, после чего оскорбленный Э. покинул ее. Психея искала его, вынесла множество разных бедствий, и, наконец, очищенная от проступка перенесенными страданиями, соединилась с ним навеки. Ее дочь была названа Счастьем. Апулей вложил в этот рассказ философский смысл; Э. здесь — великий дух (демон), который воспитывает в людях доброту и через это ведет их к блаженству. Такое представление составилось еще до Апулея у других философов, напр. у Платона (в «Пире»).
  •          Художники изображают Э. то в виде прекрасного отрока, то в виде прелестного крылатого ребенка. Последнее представление принадлежит позднейшим временам. Его атрибуты — лук, стрелы, колчан и факел. Кроме Феспий и Афин, его особенно чтили в Спарте, на Крите и Самосе, в Мегарах и прочих местах. Вместе с ним иногда являются Потос и Гимерос — олицетворения страсти и желания, Тихе — счастья, Пейто, Хариты и Музы.
  •          Римский Амур или Купидон (Cupido) — калька с греческого Э., персонаж, часто приравниваемый к Потосу и Гимеросу.