Эпир

    Эпи́р
  •          (греч. Ἤπειρος, Ἄπειρος, материк), западная область северной Греции, занимающая прибл. 200 кв. миль. Э. граничил на западе с Ионийским морем, на востоке с Фессалией, на севере с Иллирией, на юге с Амбракийским заливом (ныне зал. Патраикос), Акарнанией и Этолией. Во времена римлян к нему причисляли также всю Акарнанию. Суровые горы высотой до 7 тыс. фут. со многими ущельями, образовавшимися вследствие вулканического влияния, придают местности зловещий вид; лишь у Амбракийского залива находится довольно большая равнина; остальные же незначительны.
  •          Жители пеласгического происхождения, сами себя, по-видимому, называвшие греками (γραικοί), вследствие соприкосновения с иллирийцами делались все больше и больше варварами; они распадались на хаонов на северо-западе до Фиамиса, феспротов на юго-востоке по берегу и молоссов внутри страны к северу от Амбракийского залива. Кроме того, называют еще атаманов, геллопов, кассопеев, атинтанов и др. Самым могущественным из этих племен первоначально были хаоны, находившиеся под властью двоих менявшихся ежегодно предводителей из древнего рода; позже гегемонию захватили происходившие из рода Эакидов цари молоссов, и Пирр соединил все области Э. в одно государство, могущество которого сокрушили римляне. Города в Хаонии: Антигония, Орик (Эрико), северный пограничный город с Иллирией, колхическая колония с отличной гаванью, оба по ту сторону Керавнских гор; Палеста, где Цезарь высадился в войне против Помпея; портовые города Финика, Панорм, Онхесм; Буфротон.
  •          В Феспротии: Эфира и Кихир при устье Ахеронта; Никополь или Actia Nicopolis (ныне Превеза со значительными руинами), Акций (Actium) против Амбракийского залива, выстроенный Августом после победы над Антонием (31 г. до н. э.), при Константине Великом главный город Э.; Пандозия, Элатрия или Элатия, Бития и Бухета в земле кассопеев.
  •          В земле молоссов: Пассарон, Додона у подножия Томара, вероятно, в дикой местности на южном берегу озера Памботиса (оз. Янина), у Гомера называющегося «бурным». Додона была знаменита благодаря своему оракулу (древнейшему в Греции), о возникновении которого жрецы Зевса в египетских Фивах говорили, что две святые женщины были похищены финикиянами из Египта и одна из них была продана в Ливию, другая эллинам; таким образом возникли оракулы в Аммоне и Додоне. Жители Додоны сами рассказывали, что из Египта вылетели два диких черных голубя: один полетел в Ливию, другой в Додону; последний сел здесь на дуб и человеческим голосом приказал построить тут оракул. Геродот считает, что женщин сравнили с птицами вследствие иностранного языка и цвета кожи; когда они затем выучились языку пеласгов, то про них сказали, что они заговорили человеческим языком. Центр святилища составлял священный дуб Зевса, у основания которого бил источник; его журчание и шелест дуба толковали жрицы (пелиады). Позже присоединилось предсказание посредством т. н. додонских сосудов. Два столба одинаковой высоты стояли рядом друг с другом; на одном стоял мальчик с кнутом, а на другом — медная чаша, которой касался при дуновении ветра железный кнут.
  •          Древнейшими жителями Э. называют геллов (ἔλλοι) или геллопов (ἔλλοπες). Предполагают, что кроме Додоны в Э. была еще Додона в Фессалии, которая упоминается в «Илиаде». Кроме того, к Э. часто причисляется Аргос Амфилохийский, к востоку от Амбракийского залива (см. Аргос), и Амбракия к северу от одноименного залива.