Эней

    Эне́й
  •          (греч. Αινείας, лат. Aeneas).
  •        1. В греко-римской мифологии сын троянца Анхиса и Афродиты, правитель дарданов у подножия Иды, родственник Приама (см. Анхис). Родившись на горе Иде или у реки Симоэнт, он был воспитан в Дардане Алкафоем, мужем своей сестры Гипподамии. По гомеровскому «Гимну в честь Венеры», он после своего рождения был передан Афродитой на воспитание нимфам горы Иды. Э. не принимал участия в Троянской войне до тех пор, пока однажды на Иде, где он пас свои стада, на него не напал Ахилл, после чего он отправился в Трою на помощь Приаму. Здесь он был одним из величайших героев, храбрым, разумным и набожным воином; троянцы чтили его как бога наравне с Гектором. Подобно Ахиллу на греческой стороне, Э. стоит на троянской — прекрасный сын богини, любимец богов; в битве его защищали Афродита и Аполлон. Как и Ахилл, Э. владеет божественными конями, происходящими от тех, которых Зевс дал некогда Трою в вознаграждение за похищенного Ганимеда. Как Ахилла ненавидит Агамемнон, так Э. — Приам, потому что существовало предсказание, что Э. будет владычествовать над троянцами. Э. мужественно сражается с самыми храбрыми греками, даже с Ахиллом. В битве с последним Э. спас Посейдон, чтобы не прекратился род Дарданов. «Ибо, так как ныне род Приамов ненавистен Крониону, — говорит «Илиада»,— то впоследствии будут властвовать над троянцами Эней и его потомки». Согласно приведенному фрагменту, Э. после разрушения Трои и прекращения рода Приама остается в Троаде и господствует, равно как и его потомки, над остатками троянского народа. Правители старого и нового Скепсиса и других местностей близ Иды считали Э. своим родоначальником. О выселении Э. и основании им нового царства на чужбине Гомеру ничего не известно. Это позднейшее сказание, возникшее несколько столетий спустя после Гомера. О спасении Э. из города, когда погибли другие троянцы, рассказывают весьма различно. Ливий говорит, что Э. и Антенор получили от греков свободный пропуск за прежде оказанное гостеприимство и за то, что всегда советовали заключить мир и отдать Елену. По другим рассказам, Э. с дарданами при взятии города удалился в крепость, а отсюда — на Иду; здесь, теснимый врагами, он согласился на договор, по которому передал им все укрепления на Иде, а сам получил за это право свободного проезда. По некоторым сказаниям, он основал новое царство в Эпире или фессалийской Фтиотиде. Поэт Стесихор (645—560 гг. до н. э.), первый из известных нам писателей, рассказывал, что Э. с троянскими святынями и палладием удалился в Гесперию (Италию). Еще позднее появилось предание, что он прибыл в Лаций и там положил основание Римскому государству. Во времена Пирра греки уже твердо верили в это; такое убеждение нашло официальное признание у самих римлян уже ок. 240 г. до н. э. Род Юлиев хвалился происхождением от сына Э., Иула или Аскания. О странствовании Э. в Лациум и основании троянской колонии римские историки и поэты рассказывают различным образом. По «Энеиде» Вергилия, в которой поэт следует подробному рассказу Дионисия, Э., отчаявшись спасти город, среди великих опасностей покидает Трою в сопровождении своего сына Аскания, жены Креусы, дочери Приама, которую он, впрочем, теряет в эту злосчастную ночь, и своего хромого отца Анхиса. Последнего Э. несет на плечах; за эту сыновнюю любовь и за спасение отечественных пенатов его часто называют pius (добродетельный, благочестивый). Он собирает уцелевших троянцев на Иде и с ними отправляется из Антандра (у подошвы Иды) на 20 кораблях. Среди его спутников находился кормчий Палинур, который во время плавания упал в море (его именем был назван мыс Палинур в Лукании); друг Энея, Ахат (fidus Ach.), верность которого вошла в пословицу, Менесфей, Сергест, Клоант, от которых якобы произошли Меммии, Сергии, Клуентии и мн. др. роды. Они сначала прибыли во Фракию, затем через Делос попали на Крит и решили, что это и есть земля, предопределенная для них судьбой, но оттуда их прогнала чума. В Сицилии умер Анхис. Отсюда на 7-м году плавания они радостно направились к Лацию, однако по воле Юноны, которая из расположения к Карфагену желала помешать основанию Рима, поднялась буря и их отбросило к Африке. Там их ласково приняла Дидона, которая только что основала Карфаген, а Венера и Юнона вознамерились устроить брак Дйдоны с Э., но Зевс приказал Э. удалиться отсюда. Э. со своими спутниками опять причаливает к Сицилии, где им оказывает гостеприимство Акест, сын троянки Эгесты и речного бога Кримиса; здесь Э. устраивает похоронные игры у могилы своего отца, после чего его корабли отплывают в Кумы, в Италию, где Э. спускается в подземный мир, а из Кум, двигаясь на север, троянцы прибывают в Лаций. Лаврентский царь Латин радушно принимает Э., дает ему землю для строительства города и обещает в жены свою дочь Лавинию. Но жена царя, Амата, подстрекает Турна, юного храброго царя рутулов, с которым была обручена Лавиния, начать войну с Э. Царь города Церы Мезенций (см. Мезенций) и другие италийские герои стоят на стороне Турна; Э. вступает в союз с Эвандром (см. Эвандр) и после нескольких битв в единоборстве убивает Турна. Этим кончается «Энеида». Э. женится на дочери царя Латина, Лавинии, и в ее честь называет свой новый город Лавинием (Lavinium). Лавиния рожает Э. сына Аскания. Турн идет войной против Э. и Латина, но в первой же битве терпит поражение; в этом сражении гибнет и Латин. Турн объединяется теперь с Мезенцием, а Э., чтобы привлечь к себе аборигенов, народ Латина, дает троянцам и аборигенам общее имя Латинов. Латины победили в последовавшей битве, но эта победа была последним подвигом Э. на земле. Ливий здесь лишь слегка намекает на то сказание о кончине Э., по которому последний в сражении при Нумиции (подобно тому, как позднее Ромул) внезапно исчезает во мраке непогоды среди молний и раскатов грома, а вскоре затем является Асканию в полном вооружении и объявляет, что сделался богом. У берегов Нумиция ему воздвигли святилище с надписью: «Patris dei Indigetis», и впоследствии он почитался, как Юпитер Индигет (Jupiter Indiges, местный, родной, туземный Юпитер). Латин якобы тоже был принят в число богов как Латийский Юпитер (Jupiter Latiaris, J. Indiges). Сказания о странствованиях Э. своим происхождением особенно обязаны той тесной связи, которая существовала между мифической личностью Э. и служением Афродите Энеаде, богине моря и мореплавания. Там, где у берегов моря находился храм этой богини, там, предполагалось, бывал Э., который сам основал этот храм. В Лации такой храм находился близ Ардеи и Лавиния, и это, вероятно, было первоначальным поводом к сказанию о поселении Э. в Лации. Сын Э., Асканий, или по римскому наименованию Юл (Julus), через 30 лет после основания Лавиния построил город Альба Лонга. Здесь ему наследовал его младший брат, Сильвий, родоначальник альбанского царского рода, из которого произошли Ромул и Рем, основавшие Рим через 300 лет после возникновения Альбы. Юла иногда представляют как особое лицо от Аскания, а именно как второго сына Э. или как сына Аскания.
  •          Асканий называется Энеадом (Aeneades) как сын Э.; Энеадами (Aeneadae) называются спутники Э. и все троянцы или римляне как его потомки.
  •        2. Э. по прозвищу Тактик из Стимфала, ок. 350 г. до н. э. написавший большое сочинение об искусстве полководца. Из этого сочинения сохранилась небольшая часть об осадном искусстве, написанная слогом простым, ясным, соответствующим содержанию, но без свойственной классическому периоду тщательности в обработке, которой, безусловно, и нельзя ожидать от технического писателя.
  •        3. Э. из Газы, неоплатоник, живший во 2-й пол. V в. н. э.; некоторое время он преподавал в Александрии красноречие и философию, а затем принял христианство. В своем диалоге «Теофраст» он согласует учение Платона о бессмертии с учением о воскресении плоти.